ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Четверг, 18 июля 2024
Минск +23°C
Все новости
Все новости
Интервью
13 ноября 2014, 13:35

О любви к Достоевскому и белорусских зрителях

XXI Минский международный кинофестиваль "Лiстапад" близится к завершению - завтра будут подведены основные итоги конкурсной программы, но именитые гости и интересные кинематографические личности продолжают его посещать. На несколько дней в белорусскую столицу приехал режиссер мирового уровня Пьер Леон. Он представил зрителям уже ставший классикой фильм "Идиот" по мотивам произведения Достоевского и короткометражную ленту "Призрачная сила". О своем отношении к кинофестивалю "Лiстапад", о том, чем белорусская публика отличается от французской, и о многом другом режиссер, актер, кинокритик рассказал в интервью корреспонденту БЕЛТА.

- На кинофестивале в Минске вы не в первый раз, в прошлом году возглавляли жюри конкурса игрового кино "Молодость на марше". С какими чувствами приезжаете на "Лiстапад"?

- Мне очень приятно бывать в Минске, интересно общаться со зрителями - получаются настоящие беседы, которые протекают совершенно по-другому, чем во Франции. Нас связывает язык, ведь я говорю по-русски, и мне это нравится. Всякий раз я приезжаю на фестиваль с удовольствием, потому что знаю: здесь я встречу разных людей.

- Какие фильмы вы хотели посмотреть на "Лiстападзе-2014"?

- Конечно, много чего хотелось бы посмотреть, но, когда приезжаю представлять собственные ленты, очень нервничаю. Поэтому до своего показа идти на другие фильмы еще не хочется, а после показа, как правило, стресс проходит, я расслабляюсь и идти куда-либо уже не хочется. Так что когда я приезжаю на фестиваль на несколько дней, как сейчас, то вижу очень мало работ других режиссеров.

- Как ваши фильмы принимали в этот раз белорусские зрители?

- Зрители были внимательны и понятливы, что самое главное. Звучали интересные вопросы и замечания, хотя с некоторыми из них я был не согласен. Но это нормально, так и должна идти беседа.

- Может, какая-то реплика вас особенно зацепила?

- Меня уже давно ничего не цепляет. Как правило, люди говорят то, что хотят и думают. Был комментарий по поводу фильма "Призрачная сила": "Это же домашнее кино, для чего его показывать?" Этот вопрос я уже слышал ранее и предпочитаю на него не отвечать, но не потому, что я грубый. Просто мне кажется, что человек таким образом поднимает более глобальную тему: что нужно и не нужно показывать режиссеру. У меня, например, в этом смысле никаких канонов нет. Главная задача зрителя - понять, что сделал режиссер. Потом уже можно дискутировать часами.

- То есть к критике вы относитесь нормально?

- Совершенно нормально, я же сам критик. Но иногда меня задевает неправильное понимание моих фильмов.

- А вы считаете, что в кино может быть неправильное понимание?

- Конечно, может. У меня есть фильмы, которые я неправильно понимаю или вообще не понимаю, но я всегда это приписываю себе, а не фильмам. Я должен идти к ним, а не наоборот. Этого я требую от себя как от зрителя.

- Вы прошли тернистый путь от актера до режиссера мирового уровня. Сейчас также преподаете в университете и известны как критик. Какая работа вам кажется более простой, а какая - более интересной?

- Быть актером, конечно, проще, чем режиссером. Я играю, когда меня приглашают, и в своих собственных фильмах. Я люблю эту работу, потому что благодаря ей я отдыхаю. То, что лежит на плечах режиссера, невозможно передать словами. Каждый раз, когда я снимаю фильм как режиссер, зарекаюсь, что это в последний раз и больше подобное не повторится. Когда же на съемочной площадке работаешь как актер, просто играешь - плохо или хорошо, но играешь… К тому же, когда я играю, я совершенно не режиссер. Ни во что не вмешиваюсь, думаю: пусть делают что хотят.

По поводу студентов могу сказать, что как преподавателя они меня боятся. Хотя я не считаю себя тираном.

- А вы строгий режиссер по отношению к своим актерам?

- Я считаю, что в кино демократии не существует. Есть шеф, который всем заведует, и, несмотря на то, что над фильмом работает целая команда, в итоге получается только один автор. На нем лежит вся ответственность.

- Есть ли мысли о сотрудничестве с белорусскими партнерами в сфере кинематографа?

- У вас здесь прекрасная студия (Национальная киностудия "Беларусьфильм". - Прим. БЕЛТА.), но конкретных идей о совместной работе пока нет. Я люблю снимать что-то привычное, но в непривычных местах. Например, я снимаю во Франции фильмы по мотивам произведений Достоевского и Чехова. Это к слову о непривычных местах.

- С произведениями Достоевского вы работали трижды. Чем объясняете такой интерес к книгам Федора Михайловича? Думаю, это не самый простой автор для экранизации…

- Достоевский - прекрасный сценарист, а я очень не люблю объяснять что-то актерам. Пусть сами копаются и разбираются в тексте.

Мне кажется, что "Идиот" - мой лучший фильм, все, что я хотел в нем сделать, получилось, несмотря на то, что он был снят в сложных условиях. Актеры никак не могли собраться вместе, и сначала я был в панике. Фильм пришлось снимать по кускам. Но после первых дней работы я решил, что надо этим забавляться. Пусть лучше происходящее будет смешно для меня и актеров, чем станет для всех невыносимой мукой. Так мы решили повеселиться. Что из этого получилось - видно по фильму.

Сам я каждые десять лет перечитываю произведения Достоевского и каждый раз открываю для себя что-то новое. Правда, сейчас перечитывание Достоевского у меня "застряло" на "Братьях Карамазовых". Это мой любимый роман, но на его прочтение времени пока не хватает. Честно говоря, меня это очень расстраивает.

- А свои ленты часто пересматриваете?

- Принципиально никогда не смотрю после того, как сделана последняя копия фильма. Для меня это ужас. Я просто сразу вижу все недоработки и понимаю, как нужно было снять лучше. Правда, при работе над фильмами каждый раз чему-то учусь и предыдущих ошибок не повторяю. Хотя в целом людям свойственно совершать ошибки. Это жизнь.

- Желаю творческих успехов и до новых встреч на "Лiстападзе"!

Татьяна ПАСТУШЕНКО

Топ-новости
Свежие новости Беларуси