Повышение пропускной способности автомобильных пунктов пропуска (АПП) на границе – одна из основных задач Государственного таможенного комитета Беларуси. Особая роль в ее решении отводится развитию инфраструктуры и повышению технической оснащенности АПП. О достигнутом в этом направлении и о том, что планируется сделать в обозримом будущем, рассказал первый заместитель председателя ГТК Сергей Редненко в интервью корреспонденту БЕЛТА.
- Сергей Валентинович, как бы вы могли оценить сделанное в направлении развития инфраструктуры и повышения уровня технической оснащенности АПП?
- Оценить несложно, хотя, надо сказать, работа за последние два десятилетия проделана огромная. Вот представьте: 1992-1993 годы, пункты пропуска – это сблокированные вагоны-домики с минимальным набором служебно-бытовых помещений. О каких современных средствах таможенного контроля могла идти речь, если мы были вынуждены работать фактически без какой бы то ни было инфраструктуры и элементарных бытовых удобств? Уровень технической оснащенности был низкий, что не позволяло внедрять современные информационные технологии, которые значительно ускоряют проведение операций таможенного, пограничного и иных видов госконтроля. Что мы имеем в настоящее время, видит каждый пересекающий пункт пропуска. Уже сейчас можно говорить о развитой инфраструктуре и высоком уровне технической оснащенности, благодаря чему прохождение границы существенно ускорилось, возросла ее пропускная способность. Хотя, конечно, нет предела совершенству.
- А можно это утверждение сопроводить цифрами?
- Конечно. Например, до 2002 года через автодорожные пункты пропуска на внешней границе Союзного государства следовало немногим более 11 тыс. автомобилей в сутки. Через десять лет суточная пропускная способность возросла до 28 тыс. автомобилей. В наших планах в результате создания современной пограничной инфраструктуры - довести к концу 2015 года общую пропускную способность всех автомобильных пунктов пропуска до без малого 37 тыс. автомобилей в сутки.
- Далеко в прошлое возвращаться не будем, а вот что было сделано в 2014 году, давайте назовем.
- Например, был введен в эксплуатацию реконструированный пункт пропуска "Привалка" (Гродненская региональная таможня) с проектной пропускной способностью 1 тыс. автомобилей в сутки. Стоимость проекта - Br154,7 млрд. Также в прошлом году завершилась реконструкция автодорожного пункта пропуска "Григоровщина" Витебской таможни. Данный объект способен пропускать до 600 автомобилей ежесуточно. Цена вопроса – Br196,1 млрд. Также были построены два инспекционных досмотровых комплекса в АПП "Привалка" и "Григоровщина". На эти цели была привлечена международная техническая помощь в размере 2,5 млн евро по каждому объекту и 10% софинансированием из республиканского бюджета. Но все же не могу не сказать еще о двух знаковых объектах: пункты пропуска "Домачево" и "Козловичи". Оба были введены в эксплуатацию в 2011 году, пропускная способность первого – 2,25 тыс., второго – 4 тыс. автомобилей в сутки. На сегодня проектная пропускная способность всех пунктов пропуска превышает 29 тыс. автомобилей в сутки.
- А помимо строительства автодорожных пунктов пропуска?
- Государственный таможенный комитет активно участвует в развитии транспортно-логистической системы. РУП "Белтаможсервис" согласно программе развития логистической системы Беларуси до 2015 года построено 2 крупных логистических центра - "Минск-Белтаможсервис-2" в районе деревни Щитомиричи и сервисная зона приграничного грузового терминала "Козловичи-2". На каждый из объектов было затрачено около Br500 млрд. Они включают в себя комплекс складских и административных помещений, оснащенных самым современным оборудованием, гостиницами, помещениями бытового обслуживания, объектами общественного питания, стоянками для автотранспорта, контейнерными площадками и станциями техобслуживания.
- И они позволяют оказывать весь комплекс услуг в области складской, транспортной и таможенной логистики на европейском уровне?
- Да, так и есть. Основные из них - услуги складов, позволяющие осуществлять хранение грузов, в том числе транзитных; перевалку с одного транспортного средства на другое, в том числе с ж/д транспорта на автомобильный и наоборот, с промежуточным хранением либо без хранения; консолидацию (обработка грузов путем укрупнения партии отправки); упаковку, сортировку, маркировку, дробление партий товаров, формирование отправок; погрузочно-разгрузочные работы; сертификацию, в том числе с взятием проб и образцов; подготовку и оформление сопроводительных документов; открытое хранение грузов без выгрузки из транспортных средств либо с выгрузкой; грузообработку и хранение контейнеров; хранение тяжеловесных и негабаритных грузов; услуги таможенного представителя; услуги в качестве организации-поручителя; транспортно-экспедиционные услуги, в том числе доставка "очищенного" товара получателю.
- В 2014 году наблюдалась высокая интенсивность движения грузовых транспортных средств в регионе деятельности Гродненской региональной таможни. Как планируете совершенствовать приграничную инфраструктуру?
- Сегодня таможенные органы Беларуси разрабатывают ряд проектов совершенствования приграничной инфраструктуры, в реализации которых в одинаковой степени заинтересованы обе стороны. Прежде всего речь идет о назревшей необходимости реконструкции дороги на въезд в пункт пропуска "Брузги" со стороны Польши. Проект предусматривает увеличение количества полос до четырех в каждом направлении. Пока на этом участке имеется всего по две полосы на въезд и на выезд. В условиях возрастающего потока автотранспортных средств это существенно ограничивает потенциально довольно высокую пропускную способность белорусско-польского погранперехода. При проектной пропускной способности АПП "Брузги" 5 тыс. автомобилей в сутки фактически через этот пункт пропуска в сутки следует около 3 тыс. машин.
Создание дополнительных полос позволит полностью разделить транспортный поток по видам: одна полоса будет предназначена для грузовиков, вторая и третья – для легковых автомобилей, следующих соответственно по красному и зеленому коридорам. Предполагается, что одна из полос в каждом направлении будет резервной – для автобусов и транспортных средств, обладающих соответствующим приоритетом в движении. Уверен, что предпринимаемые меры позволят избежать эффекта "узкого горла", существенно ускорить процесс пересечения границы и в полной мере реализовать проектную пропускную способность пункта пропуска "Брузги".
- Есть еще пункт пропуска "Берестовица". Что планируется там?
- В пункте пропуска "Берестовица" планируется построить мост через реку Свислочь, что позволит увеличить количество полос до четырех в каждом направлении. Эксплуатируемый сегодня автодорожный мост имеет всего по одной полосе движения на въезд и на выезд для любого вида транспорта – автобуса, грузовика, легкового автомобиля. Это затрудняет выход на запроектированную пропускную способность пункта – 3,8 тыс. автомобилей в сутки. Для сравнения: в прошлом году эта цифра составила только 2,2 тыс. автомобилей в сутки. Кроме того, из-за недостаточного количества полос отсутствует возможность организовать движение легкового транспорта по зеленому коридору, оформление на котором занимает минимальное время. На новом четырехполосном мосту грузовой и легковой транспорт будет двигаться по отдельным полосам в каждом направлении. Старый двухполосный будет задействован в качестве резервного канала для движения автобусов, транспортных средств, обладающих соответствующим приоритетом, или в качестве зеленого коридора для легкового транспорта.
- Что необходимо предпринять для реализации этих планов?
- Для начала запроектировать и построить с белорусской стороны дополнительный участок дороги протяженностью 300 м. В пункте пропуска "Берестовица" запланировано строительство инспекционно-досмотрового комплекса с внедрением технологии неинтрузивного досмотра транспортных средств, что позволит повысить безопасность этого участка границы, увеличить количество досматриваемых транспортных средств без повышения нагрузки на должностных лиц таможенных органов. Инспекционно-досмотровый комплекс будет состоять из двух основных элементов: аппаратуры и защитного сооружения. Аппаратура будет включать источник ионизирующего излучения, системы детектирования, радиационной безопасности, видеонаблюдения, селекторной связи, локально-вычислительную сеть и некоторые другие объекты. Защитное сооружение – закрытое одноэтажное здание, которое будет построено с использованием специальных марок бетона и металла и оснащено автоматическими воротами, обеспечивающими радиационную защиту при въезде и выезде. Источник рентгеновского излучения и система детектирования будут смонтированы на раме, перемещающейся автоматически в прямом и реверсном направлениях.
- Для чего будет использоваться рентгеновская сканирующая система контроля транспортных средств?
- В основном для проверки грузового транспорта, въезжающего в Беларусь. Но также может быть задействована и для проверки автомобилей, следующих на выезд из Беларуси. За минимальное время (от трех до пяти минут) она позволит без вскрытия и выгрузки-загрузки грузового транспортного средства (так называемый неинтрузивный досмотр) получать изображение перевозимых в нем товаров, а также проводить ориентировочную оценку их количества. ИДК - незаменимое средство обнаружения тайников и предотвращения контрабанды. Например, в пункте пропуска "Котловка" в 2013 году в грузовом автомобиле был выявлен тайник с героином - 87 кг, в сентябре 2014-го в пункте пропуска "Брузги" - 163 кг наркотического вещества "гашиш" в специально изготовленных тайниках в транспортном средстве Kia Sorento. Таким образом, эффективность применения ИДК в несколько раз превышает эффективность физических досмотров. Без него предотвращение подобных нарушений сильно затруднено.
- Над какими еще ключевыми проектами сейчас работают белорусские таможенные органы?
- Последний из проектов – модернизация систем распознавания и регистрации номерных знаков автотранспортных средств, установленных в пунктах пропуска "Брузги" и "Берестовица" в зоне деятельности Гродненской региональной таможни. Это также даст возможность увеличить пропускную способность пунктов пропуска, на что направлены основные усилия Государственного таможенного комитета.
Юлия ДЫЛЕНОК