Клер Дени - признанная звезда современного авторского кино. Француженка не раз становилась участницей и призером крупных международных форумов в Каннах, Венеции и Берлине. Картины режиссера, созданные самобытным кинематографическим языком, нередко называют скандальными и бескомпромиссными. Приезд в Беларусь яркого и знакового режиссера фестивального кино стал подарком на 20-летие Минского международного кинофестиваля "Лiстапад". Клер Дени привезла в Минск 9 фильмов, в том числе и свою последнюю картину "Славные ублюдки", премьера которой собрала аншлаг и вызвала почти часовую дискуссию публики с режиссером. Пообщалась Клер Дени и с корреспондентом БЕЛТА.
- Клер, перед премьерой режиссерам свойственно волноваться. Вы переживали за минский дебют картины "Славные ублюдки"?
- Жизнь этого фильма началась еще в Каннах и Торонто, поэтому к моменту белорусской премьеры мои переживания утихли, хотя чувство неуверенности не покинуло. Признаюсь, что именно после показа "Славных ублюдков" мне страшно смотреть на зрительскую реакцию.
- С чем это связано?
- Я очень боязливый человек, и меня тревожила реакция незнакомой белорусской публики. Представляя работу, режиссер всегда с опасением ждет "вердикта". Так всегда бывает - без волнения не обойтись.
- Ваш фильм собрал много противоречивых отзывов. Одни говорят, что это неоднозначная и странная картина, другие - что "Славные ублюдки" является одним из лучших триллеров...
- Согласна с вами. Есть люди, которые просто ненавидят эту ленту, но есть и те, кто очень ее любит. Создавая фильм, честно говоря, не думала, что мнения будут настолько противоречивыми. В принципе, фильм сам по себе спорен, потому что в нем присутствует духовный аспект. Кино может быть однозначным только в том случае, если оно сфабриковано как, например, коммерческое.
- Создавая фильмы, вы ориентируетесь на зрителя или это режиссерский способ самовыражения?
- Очень сложный вопрос. Конечно, важно, чтобы зритель анализировал мои картины, но... Все же они созданы не для публики и каких-то личных целей также не преследуют. Фильмы Клер Дени - не режиссерское развлечение, а скорее - эмоции. Возможно, я неоднозначный режиссер, зато очень темпераментный. Когда пишут книгу, эмоции выражают словами, когда снимают фильм, то эмоции показывают. И в этом есть своя тайна.
- В Беларуси также покажут ваш фильм "Что ни день, то неприятности", на премьере которого в свое время дежурила скорая помощь. Вы любите эпатировать публику?
- Действительно, такой случай произошел когда-то в Каннах. Но машина скорой помощи дежурила не из-за предполагаемой реакции на фильм, а во избежание возможных последствий одной из вечеринок. "Что ни день, то неприятности" - настоящий триллер, очень страшное кино, но я не люблю эпатировать публику. Обычно, на показах моих фильмов скорая не дежурит.
- Вы начинали ассистентом у таких режиссеров, как Вим Вендерс, Жак Риветт, Коста-Гаврас. Сотрудничество с ними повлияло на ваше понимание профессии?
- У этих режиссеров мне удалось многое почерпнуть. Например, Жак Риветт научил доверять актерам и позволять им играть так, как они чувствуют. Вим Вендерс помог стать смелой и мужественной – ушел страх, который мешал двигаться вперед. Бывают моменты, когда все плохо, ничего не получается, однако в такой ситуации сдаваться нельзя. Воспоминания о работе с ними вдохновляют меня и сегодня.
- Однажды вы сказали, что от женщин-режиссеров ждут женское кино. Сейчас ситуация изменилась?
- У мужчин и женщин разное восприятие мира, поэтому всегда хочется освободиться от предрассудков. Но я никогда не задавалась этим вопросом. Такие размышления заставляют фокусироваться на зрителе, что может мешать работе. Подобного я не могу себе позволить.
Елена ПУНТУС.