Интервью
30 ноября 2025, 15:16
Денис Чернов
"Мы вовсе не модные - это секрет нашего успеха". Режиссер "Смешариков" о популярности и скрытых смыслах сериала
Денис Чернов
Режиссер и аниматор
"Смешарики" - настоящий сериал-долгожитель, на котором продолжают расти новые поколения. В свое время ведущий режиссер и аниматор Денис Чернов стоял у истоков проекта и вместе со своими коллегами продумывал персонажей, которые сегодня стали культовыми в странах СНГ. За приятными глазу формами, милыми голосами героев часто стоят глубинные смыслы и очередные дилеммы, которые жители Ромашковой долины, несмотря на разные характеры, решают сообща. Денис Чернов рассказал корреспонденту БЕЛТА о том, что сегодня происходит на рынке анимации, откуда взялась новая волна популярности "Смешариков" и как прошел его последний визит в Беларусь.
- Помните ли вы, как создавали первую серию? Как это было и насколько отличается процесс производства сегодня?
- Первая серия называлась "Скамейка". Работа над ней была сплошным экспромтом. Тогда мы вообще ничего не знали об этих героях, о мире. Мы оказались внутри "смешариковской" компании как гости, пытались понять, как у них все устроено и в каких они отношениях между собой. Хотелось сделать историю так, чтобы она не превратилась в приторную патоку, чтобы в ней была какая-то душа, настроение, а после просмотра оставалось желание узнать об этом мире больше.
- Какие конфликты возникают в процессе создания серий и как команда с ними справляется?
- Сказать, что производство анимации бесконфликтное - наврать всем. Мы живые люди. Если творческие личности собираются вокруг одного проекта, у них всех есть свое представление о том, как сделать его лучше. Было много споров, пререканий. Не скажу, что на каждой серии было перетягивание канатов, но моменты возникали частенько. Мы, зная друг друга уже большое количеств лет, понимали, как нужно тонко и аккуратно попробовать пропихнуть свою мысль, чтобы она не вызвала сопротивление у коллеги. Например, сказать: "Слушай, хорошая идея, давай, но попробуем мою, а потом ее выкинем в помойку!". А дальше при сравнении двух идей возникает понимание, какая лучше: иногда сдаешься ты, а иногда и оппонент.
- В последнее время "Смешарики" как будто переживают новую волну популярности, особенно среди зумеров: концерты актеров озвучки, на которые тяжело пробраться из-за ажиотажа, запуск мерча, мемы с героями мультфильмов в социальных сетях, которые набирают миллионы просмотров. Как думаете, с чем это связано и чувствуете ли вы новый виток проекта?
- Так получилось, что те, кто начал смотреть мультфильм в возрасте 10 лет, - им сейчас за 30 лет. Наверное, то, что хорошего у них осталось из воспоминаний о тех временах, они хотят показать и передать своим детям. На концерты "Смешбенда" приходит большое количество подростков, которые считают это своеобразной субкультурой. Аудитория расширяется: это и те, кто только недавно познакомился со вселенной "Смешариков", и те, кто с нами уже очень давно.
- Персонажи "Смешариков" очень разные и самобытные, поэтому каждый может найти среди них фаворита. Ранее вы упоминали, что все герои мультика для вас как родственники. Есть ли среди них более близкий вам по духу?
- Все герои, безусловно, разнообразные. У них есть индивидуальные черты, на которые люди реагируют по-своему. Лично мне, наверное, симпатичнее и ближе Крош: он очень полярно разнообразен. В нем есть детская бесшабашность и философия взрослого человека, что придает характеру максимальный объем.
- Вы часто говорите, что особенность вашего мультфильма в том, что в его мире нет протагонистов и антагонистов. Можете привести пример историй, в которых это правило очень ярко отобразилось? И как это, по-вашему, влияет на восприятие сериала детьми?
- У персонажей разнообразные характеры, они яркие и эмоциональные. Из примеров серий, где нет антагонизма - эпизод "Это сладкое слово "мед". В нем все герои по-своему правы. Один хочет меда, второй - спасти того, кто хочет мед, а третий - вообще свободы. У каждого своя правда, за которую он сражается. Конечно, за этим интересно наблюдать.
- Нередко "Смешарики" в своих сериях поднимают социальные и психологические проблемы. Например, в серии "Волшебный кувшинчик" аккуратно затрагивается тема смерти, а в "Создателе" герой задумывается о происхождении мира. Нюша как девочка-подросток сталкивается с жесткими стандартами красоты, а Бараш проходит через депрессивные эпизоды и ищет смысл жизни. Как вообще родилась такая философская направленность мультика?
- Тема философии - заслуга главного ведущего сценариста проекта Алексея Лебедева. Такая траектория была поддержана нашей творческой командой. Это дало нам возможность не скучать на протяжении 20 лет, разговаривать на темы более серьезные, чем в некоторых других сериалах и получать удовольствие от своего проекта.
- Как бы вы сами описали среднестатистического зрителя "Смешариков"?
- Мне кажется, что среднестатистический зритель по возрасту ближе к подростковой аудитории, человек позитивный, который верит в добро, и неглупый, с неплохим чувством вкуса.
- Совсем недавно вы увиделись с белорусскими зрителями в ходе мастер-классов в рамках кинофестиваля "Лicтапад". Как ощущения от поездки в Минск и общения с нашей публикой? Может, у зрителей из Беларуси есть какая-то общая черта?
- Мне нравится Беларусь тем, что ты сюда приезжаешь из России и нет ощущения, что ты попал в другое государство. Здесь все схожее: люди с такой же ментальностью, Минск - уютный город, в котором чисто, позитивно и комфортно. Схожее могу сказать и про белорусов, которые живут в вашей замечательной стране.
- В какой-то момент "Смешариков" постарались адаптировать и продвинуть на зарубежный рынок. Герои даже обзавелись новыми иностранными именами. Но ранее вы уже рассказывали, что с продвижением в этом направлении были трудности из-за комплексной целевой аудитории: понятные герои поднимают своими историями и размышлениями сложные темы, с которыми сталкиваются не только дети, но и взрослые. Смог ли проект пробить этот "лед" или же решили больше сконцентрироваться на зрителе пространства СНГ?
- Я думаю, что "Смешарики" за пределами СНГ останутся недопонятными. На западном рынке другое отношение к тому, что называется сериальной анимацией. Они не совсем понимают, как относится к "Смешарикам" как к продукту, который выглядит как принципиально детский, а темы поднимает достаточно серьезные. Мир очень разнообразен и по историям, и по характерам, и по стилистике, и по методу повествования. Все доходит у них до такой мысли: "А что с этим вообще делать?". Неоднократно были такие ситуации, когда при локализации проекта брали только часть серий, например, только принципиально детские. Они их адаптировали: в результате перевода некоторые смысли пропадали, какие-то смыслы добавлялись, потому что локализация подразумевает адаптацию под жителя конкретной страны со своими привычками, традициями. Этим занимаются те, кто хорошо знаком с культурой и понимает, как переиначить все таким образом, чтобы было понятно населению. "Смешарики" в своем исконном смысле понятны только тем, кто живет на территории СНГ.
- Как возникла необходимость перейти на 3D-анимацию и почему вернулись к 2D-стилю?
- Дело в том, что когда мы начинали работу над первым полнометражным фильмом "Смешарики. Начало" мода на 2D в кинотеатрах полностью отсутствовала. Зрители шли именно на персонажей, которые хорошо освещены, детализированы, которых хочется потрогать руками. Тогда, в 2009 году, переход на 3D был для нас достаточно новым форматом. Мы представили, что будем конкурировать с картинкой уровня Pixar или DreamWorks, поэтому создали еще одно производство, которое занималось объемной графикой. Благодаря партнерам появилась возможность спустя 12 лет вернутся к истокам, к тому, с чего начинали. Это был очень интересный опыт, ведь 2D-анимация - то, чем мы очень дорожим.
- Можно ли сказать, что "Смешарики" - это то, что объединяет людей всех возрастов?
- Проект изначально планировался мультивозрастным. Его идеологическая многослойность дала интересный эффект: сериал могут смотреть самые разные зрители. Частенько слышу отзывы от тех, кто смотрел мультик в детстве, а потом в возрасте, уже постарше пересматривал и понимал, что та же история была совсем про другое, а серия содержит много отсылок и скрытых смыслов, которые приятно увидеть и осознать позже. Наши зрители - это и дети, и отчасти их родители, которые с этим сериалом знакомы по своим воспоминаниям. "Смешарики" - сериал, который сближает поколения.
- На ваш взгляд, почему "Смешарики" существуют уже так много лет и остаются актуальными? Что помогает мультсериалу идти в ногу со временем? Насколько важно адаптировать проект под быстрые тренды современного мира?
- Сериал как долгожитель обязан в первую очередь своей команде. Нам всем очень повезло, звезды так сложились, что мы оказались вместе. То, чем мы занимались, нас невероятно интересовало и будоражило, хотели сделать продукт, который бы максимально нравился в первую очередь нам самим. Если он интересен тебе, то шанс того, что им заинтересуется кто-то другой, резко повышается. На всех стадиях старались делать по максимуму, создавать продукт, за который лично нам было бы не стыдно. "Смешарики" - вовсе не модные, мы никогда не старались быть такими. Мода - скоротечный процесс, а производство анимации - долгое и кропотливое дело. Можно оказаться в такой ситуации, когда сделал что-то актуальное, а к моменту финиша оно уже устарело. Нас сериал больше про вечное, может, как раз в этом и заключается залог долгожительства проекта.
- Как думаете, на какой стадии сегодня находится развитие анимации в странах СНГ? Есть ли какие-то перспективы для молодежи в этой сфере?
- Я как человек, который занимается анимацией больше 30 лет, нахожусь в состоянии удивления. Есть тенденция: в моем родном городе Санкт-Петербурге, когда я только начинал, было всего два аниматора, с которыми я хорошо знаком и дружу до сих пор. А сегодня на территории Петербурга есть две крупные студии: "Мельница", известная "Лунтиком", сагой о богатырях и другими проектами, и студия "Петербург". Это масштабное производство, в котором задействовано большое количество людей. Сегодня студия в хорошем смысле рассадник кадров. Туда притягиваются люди, которым это интересно, которые учатся, получают опыт и практику. Профессионалов за счет этого становится больше. Ежегодно в Москве проходит слет аниматоров. Если там появиться, можно увидеть тысячи молодых людей с горящими глазами, которые покупают билеты, чтобы доехать до города, попасть на мероприятие, битком забивают залы, слушают лекции. Для меня тенденция очевидна: в рамках СНГ у анимационного производства яркий и мощный всплеск.
Дарья ВЕРЕНИЧ,
БЕЛТА.-0-
- размещаются материалы рекламно-информационного характера.