Андрей Зубков
Генеральный директор ООО "Евроторг"
Современная розничная торговля навсегда перестала быть уделом одиночек. От коробейников и челноков, от полупустых прилавков и распределения дефицита со складов она ушла бесповоротно, превратившись в важнейшую сферу экономики. Сегодня розничная торговля - сложный комплекс взаимодействий, отношений и методов, в котором тесно переплелись и классическое товароведение, и маркетинг, и логистика, и даже психология. Здесь важна любая мелочь, и выигрывают в этой сфере те, кто умеет работать по-новому, с учетом и экономической ситуации в стране, и растущих потребностей покупателей. О том, что сегодня волнует ретейлеров, корреспонденту БЕЛТА рассказал директор ООО "Евроторг" (сеть магазинов "Евроопт") Андрей Зубков.
- Андрей Владимирович, сеть магазинов "Евроопт", которую вы возглавляете, в прошлом году неоднократно становилась своеобразным ньюсмейкером на белорусском рынке. То ценами всех удивите, то акцию громкую устроите, то очередной магазин откроете. Чувствуется, что движением по накатанной колее вы не удовлетворяетесь.
- Сеть "Евроопт" - это не только современная структура, реализующая новейшие технологии в сфере торговли, но и активно развивающаяся компания, каждый день подтверждающая звание лидера розничной торговли страны. Мы не хотим останавливаться на достигнутом. Мы желаем добиться гораздо большего - как с точки зрения экономических показателей, так и в такой сложной и деликатной сфере, как удовлетворение потребительского спроса населения и обеспечение высоких стандартов торговли. Именно поэтому наша сеть продолжает и будет продолжать активно развиваться.
За прошлый год, например, количество наших магазинов возросло практически наполовину. На 1 января в Беларуси работали 68 торговых объектов нашей сети, в том числе пять высокотехнологичных современных гипермаркетов. Еще два наших магазина были открыты в январе. А к концу нынешнего года мы планируем, что в сети магазинов "Евроопт" по всей стране будет уже около 130 торговых объектов.
Кстати, в Жлобине в самом конце прошлого года для покупателей открыл двери первый торговый центр новой сети розничных магазинов бытовой техники "Техно+".
В минувшем году мы активно пошли в регионы. И это уже тенденция. Мы заявили, что готовы создавать свои торговые объекты в любом городе или поселке с населением от 10 тыс. человек. Здесь есть и экономический расчет, и моральные обязательства компании, ведь мы всегда подчеркивали, что занимаемся социально ответственным бизнесом. А потому считаем, что каждый человек имеет право на качественный торговый сервис, богатый выбор товара и адекватные, приемлемые для семейного бюджета цены.
- Ценовая политика сети "Евроопт" впечатляет. Результаты исследования, которое не так давно проводил Институт социологии НАН, показали, что цены в сети "Евроопт" примерно на треть ниже, чем у конкурентов…
- На самом деле ничего особо необъяснимого в этом нет. Постоянная и целенаправленная работа с производителями и поставщиками, грамотная логистика, выпуск товаров под собственными торговыми марками и учет конкретных экономических и социальных обстоятельств, сложившихся в стране, позволяют нам устанавливать минимальный уровень цен на товары, которые предлагаются в нашей сети. Скажу больше - эти приемы и методы известны, описаны в литературе и широко практикуются в государствах с развитой экономикой. Почему их не используют другие продавцы белорусской розницы, ответить не могу. Скажу лишь, что ни с точки зрения экономических законов, ни с точки зрения простой человеческой логики невозможно объяснить тот факт, что в некоторых торговых сетях те же фрукты, рыбу или крупы продают по ценам почти в два раза дороже, чем в сети "Евроопт".
- Понятно, что при таком раскладе магазины "Евроопт" пользуются повышенной популярностью у населения. Но эта популярность оборачивается и негативной стороной. Притчей во языцех, например, стали очереди, которые выстраивались в предновогодние дни в кассы ваших торговых центров…
- Мы знаем об этой проблеме и предпринимаем серьезные шаги для ее решения. Мы работаем с персоналом, приглашаем к трудоустройству в сети магазинов "Евроопт" наиболее ответственных, грамотных и профессиональных специалистов и предлагаем им достойную оплату труда.
Кстати, социологические исследования последнего времени показывают, что наиболее волнующими население проблемами в стране остаются уровень цен и размеры заработной платы. Эти проблемы взаимоувязаны: цены не так пугают того, кто зарабатывает достаточно. Об этом же неоднократно заявлялось и на самом высоком государственном уровне: для преодоления кризисных явлений в экономике и социальной сфере наиболее продуктивным путем является не искусственное ограничение цен, а рост доходов населения.
Поэтому, являясь лидером на рынке розничной торговли, мы поставили себе цель стать лидером и в оплате труда персонала. В конце концов, любого руководителя предприятия сегодня должно беспокоить, что на едином рынке труда создающегося экономического пространства Беларуси, России и Казахстана есть более выгодные предложения для квалифицированных трудовых ресурсов. Мы же хотим, чтобы в сети "Евроопт" зарабатывали не меньше, чем у соседей с востока. И поэтому мы идем на существенное повышение оплаты труда.
Например, с 1 февраля минимальная зарплата кассиров в наших минских магазинах составит Br3 млн. 200 тыс. Минимальная! В регионах эта цифра будет несколько ниже. А лучшие из лучших смогут зарабатывать и того больше: мы готовы платить и уже платим нашим кассирам до Br7-8 млн. в месяц! По итогам декабря наши лучшие кассиры уже получили такую заработную плату.
При этом хочу подчеркнуть, что в нашей компании нет такой практики, как у многих субъектов розничной торговли, когда коллективы магазинов облагаются дополнительными вычетами за выявленные недостачи. Вычетов из зарплат по итогам инвентаризации в сети магазинов "Евроопт" не бывает: существуют гораздо более цивилизованные методы воспитания честности и ответственности у сотрудников.
- Мне кажется, с такими зарплатами кадровый голод вашей компании не грозит.
- Для этого, собственно, мы и делаем этот шаг. Пусть люди стремятся работать в нашей сети, пусть проявляют себя, пусть стараются и демонстрируют высокий профессионализм на своих рабочих местах - от этого в конечном итоге выиграет покупатель. Ведь одна из главнейших наших целей сегодня - при сохранении низкого уровня цен обеспечить в магазинах сети "Евроопт" высокий уровень торгового сервиса. В наших магазинах покупателю должно быть комфортно, а покупки обязаны приносить удовольствие. К этому мы и стремимся.
- Думаю, не только профессионалы торгового дела теперь захотят проявить себя в "Евроопте"…
- Двери нашей компании открыты. Мы приглашаем всех, кто примет решение прийти на работу в нашу сеть и строить здесь свою карьеру, вне зависимости от наличия специального образования. У нас открыты обучающие центры, и освоить навыки профессии, например, продавца или кассира, может любой желающий.
Сеть магазинов "Евроопт" задает в белорусской розничной торговле высокие стандарты. Мы всегда демонстрировали, что такое социально ответственный бизнес. Мы всегда предлагали и будем предлагать нашим покупателям товары по самым выгодным ценам. Теперь пришло время дальнейших шагов: наша сеть будет задавать тон в уровне и качестве торгового сервиса, а наши сотрудники ощутят не только достойную оплату своего труда, но и престижность работы в торговле.
Максим НИКОЛАЕВ
- Андрей Владимирович, сеть магазинов "Евроопт", которую вы возглавляете, в прошлом году неоднократно становилась своеобразным ньюсмейкером на белорусском рынке. То ценами всех удивите, то акцию громкую устроите, то очередной магазин откроете. Чувствуется, что движением по накатанной колее вы не удовлетворяетесь.
- Сеть "Евроопт" - это не только современная структура, реализующая новейшие технологии в сфере торговли, но и активно развивающаяся компания, каждый день подтверждающая звание лидера розничной торговли страны. Мы не хотим останавливаться на достигнутом. Мы желаем добиться гораздо большего - как с точки зрения экономических показателей, так и в такой сложной и деликатной сфере, как удовлетворение потребительского спроса населения и обеспечение высоких стандартов торговли. Именно поэтому наша сеть продолжает и будет продолжать активно развиваться.
За прошлый год, например, количество наших магазинов возросло практически наполовину. На 1 января в Беларуси работали 68 торговых объектов нашей сети, в том числе пять высокотехнологичных современных гипермаркетов. Еще два наших магазина были открыты в январе. А к концу нынешнего года мы планируем, что в сети магазинов "Евроопт" по всей стране будет уже около 130 торговых объектов.
Кстати, в Жлобине в самом конце прошлого года для покупателей открыл двери первый торговый центр новой сети розничных магазинов бытовой техники "Техно+".
В минувшем году мы активно пошли в регионы. И это уже тенденция. Мы заявили, что готовы создавать свои торговые объекты в любом городе или поселке с населением от 10 тыс. человек. Здесь есть и экономический расчет, и моральные обязательства компании, ведь мы всегда подчеркивали, что занимаемся социально ответственным бизнесом. А потому считаем, что каждый человек имеет право на качественный торговый сервис, богатый выбор товара и адекватные, приемлемые для семейного бюджета цены.
- Ценовая политика сети "Евроопт" впечатляет. Результаты исследования, которое не так давно проводил Институт социологии НАН, показали, что цены в сети "Евроопт" примерно на треть ниже, чем у конкурентов…
- На самом деле ничего особо необъяснимого в этом нет. Постоянная и целенаправленная работа с производителями и поставщиками, грамотная логистика, выпуск товаров под собственными торговыми марками и учет конкретных экономических и социальных обстоятельств, сложившихся в стране, позволяют нам устанавливать минимальный уровень цен на товары, которые предлагаются в нашей сети. Скажу больше - эти приемы и методы известны, описаны в литературе и широко практикуются в государствах с развитой экономикой. Почему их не используют другие продавцы белорусской розницы, ответить не могу. Скажу лишь, что ни с точки зрения экономических законов, ни с точки зрения простой человеческой логики невозможно объяснить тот факт, что в некоторых торговых сетях те же фрукты, рыбу или крупы продают по ценам почти в два раза дороже, чем в сети "Евроопт".
- Понятно, что при таком раскладе магазины "Евроопт" пользуются повышенной популярностью у населения. Но эта популярность оборачивается и негативной стороной. Притчей во языцех, например, стали очереди, которые выстраивались в предновогодние дни в кассы ваших торговых центров…
- Мы знаем об этой проблеме и предпринимаем серьезные шаги для ее решения. Мы работаем с персоналом, приглашаем к трудоустройству в сети магазинов "Евроопт" наиболее ответственных, грамотных и профессиональных специалистов и предлагаем им достойную оплату труда.
Кстати, социологические исследования последнего времени показывают, что наиболее волнующими население проблемами в стране остаются уровень цен и размеры заработной платы. Эти проблемы взаимоувязаны: цены не так пугают того, кто зарабатывает достаточно. Об этом же неоднократно заявлялось и на самом высоком государственном уровне: для преодоления кризисных явлений в экономике и социальной сфере наиболее продуктивным путем является не искусственное ограничение цен, а рост доходов населения.
Поэтому, являясь лидером на рынке розничной торговли, мы поставили себе цель стать лидером и в оплате труда персонала. В конце концов, любого руководителя предприятия сегодня должно беспокоить, что на едином рынке труда создающегося экономического пространства Беларуси, России и Казахстана есть более выгодные предложения для квалифицированных трудовых ресурсов. Мы же хотим, чтобы в сети "Евроопт" зарабатывали не меньше, чем у соседей с востока. И поэтому мы идем на существенное повышение оплаты труда.
Например, с 1 февраля минимальная зарплата кассиров в наших минских магазинах составит Br3 млн. 200 тыс. Минимальная! В регионах эта цифра будет несколько ниже. А лучшие из лучших смогут зарабатывать и того больше: мы готовы платить и уже платим нашим кассирам до Br7-8 млн. в месяц! По итогам декабря наши лучшие кассиры уже получили такую заработную плату.
При этом хочу подчеркнуть, что в нашей компании нет такой практики, как у многих субъектов розничной торговли, когда коллективы магазинов облагаются дополнительными вычетами за выявленные недостачи. Вычетов из зарплат по итогам инвентаризации в сети магазинов "Евроопт" не бывает: существуют гораздо более цивилизованные методы воспитания честности и ответственности у сотрудников.
- Мне кажется, с такими зарплатами кадровый голод вашей компании не грозит.
- Для этого, собственно, мы и делаем этот шаг. Пусть люди стремятся работать в нашей сети, пусть проявляют себя, пусть стараются и демонстрируют высокий профессионализм на своих рабочих местах - от этого в конечном итоге выиграет покупатель. Ведь одна из главнейших наших целей сегодня - при сохранении низкого уровня цен обеспечить в магазинах сети "Евроопт" высокий уровень торгового сервиса. В наших магазинах покупателю должно быть комфортно, а покупки обязаны приносить удовольствие. К этому мы и стремимся.
- Думаю, не только профессионалы торгового дела теперь захотят проявить себя в "Евроопте"…
- Двери нашей компании открыты. Мы приглашаем всех, кто примет решение прийти на работу в нашу сеть и строить здесь свою карьеру, вне зависимости от наличия специального образования. У нас открыты обучающие центры, и освоить навыки профессии, например, продавца или кассира, может любой желающий.
Сеть магазинов "Евроопт" задает в белорусской розничной торговле высокие стандарты. Мы всегда демонстрировали, что такое социально ответственный бизнес. Мы всегда предлагали и будем предлагать нашим покупателям товары по самым выгодным ценам. Теперь пришло время дальнейших шагов: наша сеть будет задавать тон в уровне и качестве торгового сервиса, а наши сотрудники ощутят не только достойную оплату своего труда, но и престижность работы в торговле.
Максим НИКОЛАЕВ