В этом году исполняется 25 лет, как известная компания "3М" начала работать на рынках стран СНГ. "3М" – ведущее научное международное предприятие. Специализируется на разработке и выпуске технологичных продуктов для всех отраслей промышленности, транспорта и электроники, здравоохранения и потребительского рынка. Продукцию компании можно приобрести в более чем 200 государствах. Общее количество зарегистрированных патентов превышает 115 000, научно-исследовательские лаборатории компании открыты в 50 странах мира.
Первоначально 3М включала 27 стран бывшего Варшавского блока в один общий рынок "3М Восток". В январе 2018 года было объявлено о включении Беларуси в регион "3М Россия и СНГ". Управляющим директором региона стал Матс Фриберг, известный в международных бизнес-кругах топ-менеджер. О перспективах продвижения компании "3М" на белорусском рынке и обо многом другом корреспонденту БЕЛТА удалось побеседовать с господином Фрибергом во время проходившего недавно в Минске Белорусского промышленно-инвестиционного форума.
Справка БЕЛТА:
Свою карьеру Матс Фриберг начинал в 1996 году в российском отделении шведской промышленной компании, затем в 2000 году он стал генеральным директором консалтинговой IT-компании "Scarptor" в Швеции. В 2002-м он начал работать в компании "3М" на должности директора по продажам и маркетингу одного из отделов. С 2010 по 2013 год Матс Фриберг возглавлял различные крупные подразделения компании "3М" в Венгрии и в Западной Европе. В 2016 году был назначен директором по коммерциализации в странах Западной Европы. Одной из ключевых инициатив Матса Фриберга стала разработка и начало продаж информационных систем для здравоохранения, которые позволяют хранить данные о пациентах, сведения об оказанных услугах и расходах. Эти решения уже используются в Германии, Великобритании и Франции. С 1 января 2018 года Фриберг становится управляющим директором региона "3М Россия и СНГ".
Матс Фриберг окончил университете Оребро в Швеции, затем получил степень бакалавра в университете Уппсала по специальности "история, общественная наука и политические системы", после изучал русский язык в Санкт-Петербургском государственном университете. Он женат, воспитывает двоих детей, увлекается катанием на горных лыжах, любит готовить и путешествовать с семьей.
– Господин Фриберг, за прошедшие 25 лет компания "3М" прошла значительный путь на рынках стран СНГ. Какие основные моменты можно было бы выделить в истории вашего предприятия на постсоветском пространстве?
– Прежде всего спасибо за возможность пообщаться с вами и поговорить о нашей компании. Хотелось бы отметить, что наша компания – международная, и у нас есть представительства во многих странах по всему миру. Как вы, наверное, знаете, компания "3М" была одной из первых крупных международных компаний, вышедших на рынки России, Беларуси и стран СНГ в начале 90-х. Я думаю, что наш бизнес прекрасно развился за эти годы в этом регионе. Когда мы основывали наши офисы на постсоветском пространстве, то понимали, что выходим на быстрорастущие и быстроразвивающиеся рынки. Поэтому, используя свои технологии и инвестиции, компания рассчитывала на долговременную и успешную работу здесь. И прошедшие годы показали, что мы не ошиблись.
Считаю, что возможности местного рынка гораздо шире, чем, например, возможности западных рынков. Рынок стран бывшего СССР продолжает развиваться. Но уже сейчас очевидно, что современные дистрибьюторы и партнеры из этих стран становятся все более профессиональными и зрелыми в области ведения бизнеса. Очень активно развиваются цифровая экономика и электронная коммерция, что не может не повлиять на структуру бизнеса в целом. Мы стремимся идти в ногу со временем и соответствовать экономическим реалиям каждой конкретной страны, где присутствуем. Все шире используем высокий профессионализм и отличные практические навыки наших белорусских, казахстанских, российских и иных партнеров. Если говорить об успехах или о неудачах компании на рынках бывшего СССР, то отмечу, что эти рынки характеризуются высокой волатильностью, колебаниями экономики. Один год может быть отмечен ростом прибыли в одной отрасли, следующий – в другой. К подобной экономике необходимо адаптироваться. Среди достижений "3М" на рынках СНГ могу отметить хорошие показатели в сбыте и продвижении абразивных материалов, материалов для сварки, успехи по реализации наших решений в области индивидуальных средств защиты.
– В прошлом году в некоторых СМИ отмечалось, что компания "3М" планирует предложить белорусским предприятиям, производящим продукты питания, свои высокотехнологичные решения по пищевой безопасности. Как обстоят дела в этой сфере?
– Хочу сказать, чем больше я знакомлюсь с сельскохозяйственным сектором белорусской экономики, тем больше восхищаюсь его высоким уровнем, особенно в производстве молочной продукции. Да, мы работаем над предложением нашим белорусским партнерам высокотехнологичных решений в области пищевой безопасности. Предлагаем белорусским предприятиям, работающим в данном направлении, самое современное оборудование по тестированию готовой продукции на вредоносные бактерии и уникальное программное обеспечение к нему. Кроме того, среди наших предложений разнообразные средства индивидуальной защиты для работников предприятий, производящих пищевую продукцию, – респираторы, защитные маски и очки, фильтры и комбинезоны.
– Все те же СМИ в 2018 году писали, что в Беларуси больше представлена продукция индустриального направления, а в Казахстане, который также вошел в регион "Россия и СНГ", шире представлена продукция в сфере обеспечения безопасности. Удается ли преодолевать этот дисбаланс и какими методами?
– Мы всегда следуем за рынком и его потребностями. Если говорить о Беларуси, то здесь – очень хороший рынок для реализации большого количества средств индивидуальной защиты, произведенных на нашем подмосковном заводе в Волоколамске. В качестве примера приведу "Белкалий" и многочисленные белорусские мебельные предприятия, использующие данные средства при производстве своей продукции. Когда мы сравниваем поставки в Беларусь и в Казахстан, то видим, что их структура практически одинакова. Разница только в масштабах. В Казахстане гораздо больше горнодобывающих и горно-обогатительных предприятий, а также предприятий сектора тяжелого машиностроения. Если и существует некий дисбаланс, то он скорее количественный, а не качественный.
Могу вас уверить, что на белорусском рынке представлены все образцы средств индивидуальной защиты, производимые компанией "3М". И что мы, вместе с нашей белорусской командой, будем и впредь работать над максимальным расширением ассортимента, предлагаемого местным предприятиям. Стремимся, чтобы в каждой стране, где присутствует наша компания, работал принцип единого доступа к самым современным технологиям, которыми обладает "3М".
– В прошлом году значительные ресурсы и усилия вашей компании были брошены на развитие онлайн-продаж. Был реализован масштабный проект по созданию бренд-зоны "3М" на площадке Yandex.Market, запущен официальный интернет-магазин – 3М-shop.ru. Расскажите, пожалуйста, о первых результатах деятельности в области онлайн-продаж.
– Попробую ответить на ваш вопрос расширено. Если вы посмотрите на цифровой рынок в целом, то увидите, как изменилось потребительское поведение людей за последнее время, как этот рынок стремительно развивается, требуя все новых и новых идей и инвестиций. Мы в компании "3М" прекрасно понимаем, что должны как можно активнее участвовать в этом процессе. Возьмем для примера такую страну, как Китай, и такой наш продукт, как домашний фильтр для очистки воды. Китайский потребитель, заказавший наш продукт по интернету из дома, получит его в течение часа. И это абсолютно меняет наши представления о том, что такое сервис и как вообще должны быть устроены электронные продажи. Получив сервис такого высокого качества у себя дома, вы хотите получать подобное и на рабочем месте.
Работая над развитием собственной современной бизнес-стратегии, мы в компании "3М" поняли, что через какое-то время наши клиенты у себя на производстве или в офисе захотят получать такой же 24-часовой сервис, как и рядовой потребитель. И мы обязаны обеспечить им такой сервис. А это требует пересмотра всех бизнес-процессов, устоявшихся годами. Предположим, некий условный стоматолог, готовясь к завтрашнему рабочему дню, смотрит в список пациентов и решает, какие ему завтра понадобятся расходные медицинские материалы. Он обязательно захочет сесть за компьютер и просто заказать доставку всего необходимого к себе в клинику. И компания "3М" должна быть готова обеспечить его потребности качественно и в срок. Мы сейчас находимся в начале пути по перестройке всего бизнеса в сторону электронной коммерции. Сюда входит и работа с Яндексом, и работа с электронной площадкой Всеинструменты.ru, и создание интернет-магазина 3М-shop.ru. Нам предстоит перевернуть всю систему продаж, чтобы наша продукция была доступна потребителям любого уровня. Это касается и России, и Беларуси, да и всего мира. Ведь изначально компания "3М" позиционировала себя и развивалась как компания B2B. Поэтому мы сейчас разрабатываем для себя все новое: упаковку, инструкции к продуктам и большое количество иных необходимых материалов. Делается это целенаправленно для того, чтобы продавать продукцию "3М" в розницу через системы электронной торговли. Считаю, что мы поздно начали работать в этом направлении, но сейчас набрали очень хорошую скорость и хотим еще больше ускориться, чтобы не отставать от существующих на рынке тенденций.
– Компания "3М" планировала в 2019 году инвестировать значительные средства в свои производственные комплексы на территории России: в Волоколамске и в ОЭЗ "Алабуга". В предварительных планах называлась общая цифра около 6,5 миллионов долларов США. Как идет воплощение этих планов в жизнь и не планируется ли создание промышленных объектов "3М" на территории Беларуси?
– Мы продолжаем идти вперед в соответствии с ранее заявленными планами. Если говорить про "Алабугу", то там мы запустили производство пожаротушащего вещества под брендом Novec 1230. Сейчас мы также инвестируем в производство добавок в полимерные материалы. Но основные инвестиции будут вложены буквально через несколько недель. В октябре-ноябре 2019 года мы планируем запустить две новые производственные линии по производству одноразовых респираторов на нашем заводе в Волоколамске. Это наиболее значительные инвестиции этого года, составляющие около 5,5 миллионов долларов США. Они позволят нам значительно укрепить позиции на рынке индивидуальных средств защиты в России и в странах СНГ. Таким образом, учитывая, что у нас в Волоколамске есть собственная научно-исследовательская лаборатория, разрабатывающая новые перспективные модели продукции, мы будем все больше соответствовать современным потребностям рынка. Рассчитываем, что новые производственные линии к концу 2019 – началу 2020 года начнут производить высококачественную и востребованную рынком продукцию. Что касается планов по открытию производства в Беларуси, то, исходя из стратегии компании по созданию производственных хабов и имея собственное производство в России, мы скорее отдаем вашей стране роль важного звена в логистической и сервисной сети компании 3М на рынках стран СНГ. Именно поэтому в ближайшее время вопрос о создании производства в Беларуси не рассматривается.
– За свою карьеру вы поработали во многих странах – в Швеции, Венгрии, России. Как вы думаете, есть ли различия между ведением бизнеса в России и Беларуси, и бизнесом на Западе, и, если есть, то какие?
– Думаю, да. Различия есть. Я начинал свою карьеру в 1995 году в Санкт-Петербурге. Мне сразу понравился предпринимательский дух Восточной Европы. Люди здесь хотят делать что-то и менять свою жизнь к лучшему. Они хотят зарабатывать деньги. Вам присуще желание постоянно узнавать что-то новое и применять это новое на практике. В Западной Европе же зачастую царит дух удовлетворения всем достигнутым.
-Что бы вы пожелали своим коллегам в день 25-летия выхода компании на рынки СНГ?
– Я сегодня общался со своими белорусскими коллегами и в первую очередь поблагодарил их за все достижения, которыми были отмечены эти 25 лет. А еще хотел бы, может быть, уже в статусе пенсионера, отпраздновать с этой прекрасной командой 50 лет работы компании "3М" на рынках стран СНГ. Я уверен, что успехи нашей компании зависят не только от высоких технологий или развитой электронной торговли, они зависят, в первую очередь, от людей, работающих в компании, от их умений и навыков, от преданности общему делу и готовности работать, не покладая рук.
– И последний вопрос, неформальный. Нам стало известно, что вы любите готовить и что у вас в семье двое детей. Поделитесь секретом – какое блюдо, приготовленное главой семейства, папой, больше всего любят есть ваши близкие?
– Все мы много работаем, подолгу задерживаемся в офисах или бываем в долгосрочных командировках. Для меня приготовление различных блюд – это своеобразная отдушина, возможность расслабиться, отвлечься от рабочих проблем. Швеция – морская страна, у нас готовят и едят много рыбы. Но я в своей семье ценюсь как повар за умение правильно и вкусно готовить ризотто по-милански. Это любимое блюдо близких от их отца семейства.
– Большое спасибо, господин Фриберг, за интересную беседу и успехов в бизнесе!
– Спасибо и Вам!
Александр КАРАБЛИКОВ,
БЕЛТА