Музей Марка Шагала в Витебске ежегодно принимает более 22 тыс. туристов
Сегодня невозможно представить Витебск без музея Марка Шагала. О музее знают далеко за пределами Беларуси: побывать в доме на Покровской улице, где родился художник, стремятся туристы со всего мира, выставить свои работы в арт-центре Шагала считают за честь именитые художники. А ведь еще 20 лет назад трудно было поверить в то, что музей на родине великого мастера может появиться. Как создавался музей Марка Шагала в Витебске, о его прошлом и будущем накануне юбилея корреспондент БЕЛТА беседует с директором комплекса Людмилой Владимировной Хмельницкой.
- Для того чтобы понять отношение к Шагалу в СССР в конце 80-х-начале 90-х, достаточно вспомнить 1987 год. Тогда в Москве проходила выставка Шагала в музее Изобразительных искусств им. А.Пушкина, на которую выстраивались многотысячные очереди, в союзных газетах о ней писали как о запоздалом жесте раскаяния, а в это время в БССР в журнале ЦК КПБ шагаломания клеймилась позором. Вот в таких условиях рождался музей. О необходимости его создания писали в Фонд культуры Дмитрий Лихачев, Андрей Вознесенский, Василь Быков. В те годы общественность ходила с лозунгами "Даешь Шагала!", а власти отвечали: "Какой Шагал? Это же французский художник".
Однако в январе 1991 года состоялись первые Всесоюзные Шагаловские чтения. В них принимали участие известные искусствоведы: Александра Шатских - сегодня крупнейший специалист в области авангарда; критик современного искусства Марина Бессонова из музея Изобразительных искусств им. А.Пушкина в Москве; Всеволод Володарский из Третьяковской галереи - свидетель приезда Шагала в Москву в 1973 году; Григорий Казовский, известный ныне как крупнейший коллекционер еврейских художников-авангардистов начала ХХ века. Свой доклад прислал Александр Каменский - едва ли не единственный на то время в СССР, кто писал и, главное, публиковал работы о Шагале. Приехал Василь Быков. И под руководством вдохновителя и организатора Шагаловских чтений поэта Давида Симановича они состоялись.
Спустя девять месяцев после Шагаловских чтений, в сентябре, родилось решение Витебского горисполкома о создании музея Марка Шагала.
- Но одно дело создать музей на бумаге, другое - собрать фонды музея, подготовить экспозицию, найти подлинные документы, а в случае с Шагалом даже найти подлинный дом художника…
- Как только в собственность музея было передано историческое здание на улице Советской, 25, началась работа по сбору экспонатов, созданию фонда, изучению ранней биографии Шагала. Тогда мало было известно о его годах, проведенных в Витебске. Точнее тема во всем мире была на слуху, ведь Шагал рисовал Витебск всегда и везде, но как жил и работал Шагал и Витебск мало кто представлял.
Особая история с домом художника. Апокрифические данные свидетельствовали, что в доме №11 на улице Покровской жила семья Шагалов, а вот документальных свидетельств не было. К тому же по западным каталогам тиражировались фотографии разных домов, и все они претендовали на звание дома, в котором родился и жил Марк Шагал, причем иллюстрации исходили из семьи художника.
Городским реставрационным мастерским было поручено провести исторические исследования. Благодаря этой работе было подтверждено, что дом №11 на Покровской действительно ранее принадлежал Шагалам. Мастерские разработали документацию на восстановление и приступили к работам. Реставрация была проведена в рекордные сроки: началась весной 1997 года, а уже 5 июля 1997 года был торжественно открыт дом-музей Марка Шагала.
Экспозицию дома-музея создал художник Юрий Черняк на основе автобиографической книги Шагала "Моя жизнь".
- Как удалось найти подлинные вещи семьи Шагала?
- Экспозиция дома-музея собиралась из подлинных антикварных экспонатов той эпохи. Нам важно было попасть в социальный уровень жизни семьи, и музей приобретал у антикваров вещи, которые могли быть в доме Шагала. Некоторые предметы - муляжи, за основу изготовления которых взяты рисунки Шагала, сделанные в этом доме. Часть вещей, которые по семейным легендам ведут историю с той поры, музей получил от племянниц Шагала, живших в 90-е годы прошлого века в Ленинграде.
В экспозиции также находятся копии работ Шагала, которые были сделаны в то время или изображали Покровскую улицу, копии архивных документов, обнаруженных в Беларуси и касающихся витебского периода.
- Работы Шагала стоят очень дорого. Приобрести их не всякому музею по карману, а в арт-центре Шагала в Витебске его работы есть. Как они попали в музей?
- Когда создавался музей, признаюсь, было страшно: что будем показывать, ведь кроме копий у нас ничего не было. Долгое время арт-центр оставался выставкой современного искусства.
Однако мы все смелее заявляли о себе через Шагаловские чтения, к нам стало больше приезжать туристов, а благодаря им появлялась информация в западной прессе. Вокруг музея начали группироваться люди, которые стали его настоящими друзьями и помогали собирать коллекцию.
Не могу не вспомнить ныне покойных доктора Генриха Манделя из Германии и Гюнтера Камацки из Швейцарии. Доктор Мандель - истинный альтруист. Он передал музею более 1500 книг, около 400 журналов, посвященных творчеству Шагала или проиллюстрированных им, 110 оригинальных графических работ Марка Шагала, 69 оригинальных графических работ Хуана Миро, Пауля Клее, Фернана Леже и других европейских художников, большое количество газет и других материалов, посвященных витебскому мастеру. Галерист Гюнтер Камацки также не раз дарил музею работы Шагала, а еще он выступал посредником между музеем и иными дарителями.
Без сомнения, весомый вклад в собрание музейной коллекции внесли внучки Шагала Белла Мейер и Мейрет Мейер. Половина нашего собрания, в том числе иллюстрации к поэме Гоголя "Мертвые души", - это их дар.
Стать музею на ноги помогли жители Нинбурга - немецкого города-побратима Витебска. Они создали общественное объединение "Круг содействия из Нинбурга" и собирали средства, на которые покупали работы Шагала, книги, и все это передавали в дар Витебску. Благодаря их спонсорской помощи быстро завершилась реставрация дома-музея.
К 1998 году объем коллекции работ Шагала достиг той критической массы, когда собрание можно было представить широкой публике. Тогда было выставлено 78 работ. В 1999 году благодаря нашим друзьям число работ увеличилось в полтора раза.
Сейчас у нас в собрании 300 графических работ Шагала. Это национальное достояние, и все они - подарки.
- Людмила Владимировна, а как складываются отношения музея Шагала с его наследниками?
- Примечательно, что время становления музея пришлось на тот период, когда в права наследства вступали внучки Шагала. Они искренне интересовались родиной своего дедушки, старались как можно больше узнать об истории своей семьи. На открытие дома-музея в 1997 году внучки Шагала впервые приехали в Беларусь и привезли выставку его работ из Франции. С тех пор у музея и наследников сложились дружеские отношения, а благодаря этой дружбе Витебск видел 4 выставки шагаловских произведений из частных и музейных собраний со всего мира.
- Современный музей - это учреждение не только культурное, научное, но и просветительское…
- Мы много занимаемся просветительской деятельностью, реализуем проекты, которые касаются не только творчества Шагала, но и культуры в целом. Имя Шагала притягивает к нам интереснейших людей, и для встреч с ними музей организовал цикл "Диалоги о культуре. ХХI век". Например, у нас в гостях была русская писательница Наталия Толстая.
У музея есть проекты для подростков. Ежегодно мы проводим летнюю школу искусств, в которую приглашаем юных художников, танцоров, музыкантов, актеров. В школе, общаясь со своими сверстниками, они получают опыт понимания других видов искусства, а в конце делают совместную работу. Это интернациональный проект с участием белорусских, немецких и латвийских школьников.
- Музей Шагала в Витебске хорошо известен своими выставочными проектами.
- Выставки - это способ подогреть интерес к музею в межсезонье, когда заканчивается туристический сезон. Мы занимаемся выставками современного искусства с ноября до мая. Музей привлекает художников из разных стран. Только в этом году у нас выставлялись авторы из Латвии, Франции, США.
У нас также реализуется постоянный арт-проект "Синематограф", в котором принимают участие художники из Беларуси, Украины, Израиля. Этот проект пользуется успехом у молодых.
- Людмила Владимировна, музей Шагала, сам пройдя непростой путь становления, помогает созданию музеев художников, чьи имена, как и имя Шагала в свое время, хорошо известны за пределами своей родины, но мало знакомы своим землякам.
- Сейчас наступило время возвращения имен, и музей Марка Шагала старается участвовать в этих процессах. Такие музеи - это наши союзники.
Своим опытом мы делились с музеем Марко Ротко в Даугавпилсе. Сейчас в Смиловичах под Минском создается мемориальная экспозиция, посвященная Хаиму Сутину - художнику Парижской школы, уроженцу этого маленького городка, и мы заинтересованы в поддержке этого проекта.
Полгода назад в музее Марка Шагала прошла выставка работ уроженца Рогачева Анатолия Каплана из частной коллекции петербуржцев Исаака и Людмилы Кушнир. Тогда же была озвучена идея создания музея Каплана на его родине. Ныне совместно с Рогачевским райисполкомом, Кушнирами мы ведем разговор о том, чтобы реализовать эту идею. В апреле прошли первые Каплановские чтения. Надеемся, что до конца года будет создан музей Каплана, у которого самые радужные перспективы для пополнения коллекции - коллекционеры готовы передать ему в дар свое собрание.
- Людмила Владимировна, музею Марка Шагала 20 лет. Каким вы видите его следующее двадцатилетие?
- Мы непременно будем двигаться вперед. Но это движение может быть медленным и поступательным, каким оно было предыдущие двадцать лет, а может быть стремительным, как того требует время.
Два десятилетия назад противники открытия музея Шагала в Витебске спрашивали: "Для чего нам нужен музей Шагала, чтобы повесить на государство миллионные расходы на его содержание?" Сегодня расходы на музей окупаются за счет туристов (ежегодно их приезжает более 22 тысяч), за счет известности, которой Беларуси приносит имя Шагала. Время все расставило на свои места. Но необходимо развиваться. Необходимо расширить территорию дома-музея на Покровской. Здесь нужно создать туристическую инфраструктуру: кафе, гостиницу, сувенирную лавку. У города существует проект создания Шагаловского квартала, и его необходимо быстрее реализовывать, чтобы работать на финансовую составляющую туризма в городе.
Диана КУРИЛО
- Для того чтобы понять отношение к Шагалу в СССР в конце 80-х-начале 90-х, достаточно вспомнить 1987 год. Тогда в Москве проходила выставка Шагала в музее Изобразительных искусств им. А.Пушкина, на которую выстраивались многотысячные очереди, в союзных газетах о ней писали как о запоздалом жесте раскаяния, а в это время в БССР в журнале ЦК КПБ шагаломания клеймилась позором. Вот в таких условиях рождался музей. О необходимости его создания писали в Фонд культуры Дмитрий Лихачев, Андрей Вознесенский, Василь Быков. В те годы общественность ходила с лозунгами "Даешь Шагала!", а власти отвечали: "Какой Шагал? Это же французский художник".
Однако в январе 1991 года состоялись первые Всесоюзные Шагаловские чтения. В них принимали участие известные искусствоведы: Александра Шатских - сегодня крупнейший специалист в области авангарда; критик современного искусства Марина Бессонова из музея Изобразительных искусств им. А.Пушкина в Москве; Всеволод Володарский из Третьяковской галереи - свидетель приезда Шагала в Москву в 1973 году; Григорий Казовский, известный ныне как крупнейший коллекционер еврейских художников-авангардистов начала ХХ века. Свой доклад прислал Александр Каменский - едва ли не единственный на то время в СССР, кто писал и, главное, публиковал работы о Шагале. Приехал Василь Быков. И под руководством вдохновителя и организатора Шагаловских чтений поэта Давида Симановича они состоялись.
Спустя девять месяцев после Шагаловских чтений, в сентябре, родилось решение Витебского горисполкома о создании музея Марка Шагала.
- Но одно дело создать музей на бумаге, другое - собрать фонды музея, подготовить экспозицию, найти подлинные документы, а в случае с Шагалом даже найти подлинный дом художника…
- Как только в собственность музея было передано историческое здание на улице Советской, 25, началась работа по сбору экспонатов, созданию фонда, изучению ранней биографии Шагала. Тогда мало было известно о его годах, проведенных в Витебске. Точнее тема во всем мире была на слуху, ведь Шагал рисовал Витебск всегда и везде, но как жил и работал Шагал и Витебск мало кто представлял.
Особая история с домом художника. Апокрифические данные свидетельствовали, что в доме №11 на улице Покровской жила семья Шагалов, а вот документальных свидетельств не было. К тому же по западным каталогам тиражировались фотографии разных домов, и все они претендовали на звание дома, в котором родился и жил Марк Шагал, причем иллюстрации исходили из семьи художника.
Городским реставрационным мастерским было поручено провести исторические исследования. Благодаря этой работе было подтверждено, что дом №11 на Покровской действительно ранее принадлежал Шагалам. Мастерские разработали документацию на восстановление и приступили к работам. Реставрация была проведена в рекордные сроки: началась весной 1997 года, а уже 5 июля 1997 года был торжественно открыт дом-музей Марка Шагала.
Экспозицию дома-музея создал художник Юрий Черняк на основе автобиографической книги Шагала "Моя жизнь".
- Как удалось найти подлинные вещи семьи Шагала?
- Экспозиция дома-музея собиралась из подлинных антикварных экспонатов той эпохи. Нам важно было попасть в социальный уровень жизни семьи, и музей приобретал у антикваров вещи, которые могли быть в доме Шагала. Некоторые предметы - муляжи, за основу изготовления которых взяты рисунки Шагала, сделанные в этом доме. Часть вещей, которые по семейным легендам ведут историю с той поры, музей получил от племянниц Шагала, живших в 90-е годы прошлого века в Ленинграде.
В экспозиции также находятся копии работ Шагала, которые были сделаны в то время или изображали Покровскую улицу, копии архивных документов, обнаруженных в Беларуси и касающихся витебского периода.
- Работы Шагала стоят очень дорого. Приобрести их не всякому музею по карману, а в арт-центре Шагала в Витебске его работы есть. Как они попали в музей?
- Когда создавался музей, признаюсь, было страшно: что будем показывать, ведь кроме копий у нас ничего не было. Долгое время арт-центр оставался выставкой современного искусства.
Однако мы все смелее заявляли о себе через Шагаловские чтения, к нам стало больше приезжать туристов, а благодаря им появлялась информация в западной прессе. Вокруг музея начали группироваться люди, которые стали его настоящими друзьями и помогали собирать коллекцию.
Не могу не вспомнить ныне покойных доктора Генриха Манделя из Германии и Гюнтера Камацки из Швейцарии. Доктор Мандель - истинный альтруист. Он передал музею более 1500 книг, около 400 журналов, посвященных творчеству Шагала или проиллюстрированных им, 110 оригинальных графических работ Марка Шагала, 69 оригинальных графических работ Хуана Миро, Пауля Клее, Фернана Леже и других европейских художников, большое количество газет и других материалов, посвященных витебскому мастеру. Галерист Гюнтер Камацки также не раз дарил музею работы Шагала, а еще он выступал посредником между музеем и иными дарителями.
Без сомнения, весомый вклад в собрание музейной коллекции внесли внучки Шагала Белла Мейер и Мейрет Мейер. Половина нашего собрания, в том числе иллюстрации к поэме Гоголя "Мертвые души", - это их дар.
Стать музею на ноги помогли жители Нинбурга - немецкого города-побратима Витебска. Они создали общественное объединение "Круг содействия из Нинбурга" и собирали средства, на которые покупали работы Шагала, книги, и все это передавали в дар Витебску. Благодаря их спонсорской помощи быстро завершилась реставрация дома-музея.
К 1998 году объем коллекции работ Шагала достиг той критической массы, когда собрание можно было представить широкой публике. Тогда было выставлено 78 работ. В 1999 году благодаря нашим друзьям число работ увеличилось в полтора раза.
Сейчас у нас в собрании 300 графических работ Шагала. Это национальное достояние, и все они - подарки.
- Людмила Владимировна, а как складываются отношения музея Шагала с его наследниками?
- Примечательно, что время становления музея пришлось на тот период, когда в права наследства вступали внучки Шагала. Они искренне интересовались родиной своего дедушки, старались как можно больше узнать об истории своей семьи. На открытие дома-музея в 1997 году внучки Шагала впервые приехали в Беларусь и привезли выставку его работ из Франции. С тех пор у музея и наследников сложились дружеские отношения, а благодаря этой дружбе Витебск видел 4 выставки шагаловских произведений из частных и музейных собраний со всего мира.
- Современный музей - это учреждение не только культурное, научное, но и просветительское…
- Мы много занимаемся просветительской деятельностью, реализуем проекты, которые касаются не только творчества Шагала, но и культуры в целом. Имя Шагала притягивает к нам интереснейших людей, и для встреч с ними музей организовал цикл "Диалоги о культуре. ХХI век". Например, у нас в гостях была русская писательница Наталия Толстая.
У музея есть проекты для подростков. Ежегодно мы проводим летнюю школу искусств, в которую приглашаем юных художников, танцоров, музыкантов, актеров. В школе, общаясь со своими сверстниками, они получают опыт понимания других видов искусства, а в конце делают совместную работу. Это интернациональный проект с участием белорусских, немецких и латвийских школьников.
- Музей Шагала в Витебске хорошо известен своими выставочными проектами.
- Выставки - это способ подогреть интерес к музею в межсезонье, когда заканчивается туристический сезон. Мы занимаемся выставками современного искусства с ноября до мая. Музей привлекает художников из разных стран. Только в этом году у нас выставлялись авторы из Латвии, Франции, США.
У нас также реализуется постоянный арт-проект "Синематограф", в котором принимают участие художники из Беларуси, Украины, Израиля. Этот проект пользуется успехом у молодых.
- Людмила Владимировна, музей Шагала, сам пройдя непростой путь становления, помогает созданию музеев художников, чьи имена, как и имя Шагала в свое время, хорошо известны за пределами своей родины, но мало знакомы своим землякам.
- Сейчас наступило время возвращения имен, и музей Марка Шагала старается участвовать в этих процессах. Такие музеи - это наши союзники.
Своим опытом мы делились с музеем Марко Ротко в Даугавпилсе. Сейчас в Смиловичах под Минском создается мемориальная экспозиция, посвященная Хаиму Сутину - художнику Парижской школы, уроженцу этого маленького городка, и мы заинтересованы в поддержке этого проекта.
Полгода назад в музее Марка Шагала прошла выставка работ уроженца Рогачева Анатолия Каплана из частной коллекции петербуржцев Исаака и Людмилы Кушнир. Тогда же была озвучена идея создания музея Каплана на его родине. Ныне совместно с Рогачевским райисполкомом, Кушнирами мы ведем разговор о том, чтобы реализовать эту идею. В апреле прошли первые Каплановские чтения. Надеемся, что до конца года будет создан музей Каплана, у которого самые радужные перспективы для пополнения коллекции - коллекционеры готовы передать ему в дар свое собрание.
- Людмила Владимировна, музею Марка Шагала 20 лет. Каким вы видите его следующее двадцатилетие?
- Мы непременно будем двигаться вперед. Но это движение может быть медленным и поступательным, каким оно было предыдущие двадцать лет, а может быть стремительным, как того требует время.
Два десятилетия назад противники открытия музея Шагала в Витебске спрашивали: "Для чего нам нужен музей Шагала, чтобы повесить на государство миллионные расходы на его содержание?" Сегодня расходы на музей окупаются за счет туристов (ежегодно их приезжает более 22 тысяч), за счет известности, которой Беларуси приносит имя Шагала. Время все расставило на свои места. Но необходимо развиваться. Необходимо расширить территорию дома-музея на Покровской. Здесь нужно создать туристическую инфраструктуру: кафе, гостиницу, сувенирную лавку. У города существует проект создания Шагаловского квартала, и его необходимо быстрее реализовывать, чтобы работать на финансовую составляющую туризма в городе.
Диана КУРИЛО