В Гомельской области в настоящее время работает 28 музеев. Среди них как менее известные широкому кругу посетителей районные, краеведческие, исторические музеи, так и достаточно популярные у туристов дворец Паскевичей, Музей военной славы, Ветковский музей народного творчества. Несмотря на то что на I Национальном форуме "Музеи Беларуси" область завоевала многочисленные награды, в том числе Гран-при, сейчас перед музеями региона стоит задача самопродвижения, поиска бренда, до конца года они должны обрести новое лицо. О том, как будут выглядеть обновленные музеи и с какой целью проводится смена их имиджа, в интервью корреспонденту БЕЛТА рассказал начальник управления культуры Гомельского облисполкома Олег Рыжков.
- Олег Гарьевич, когда и почему возникла идея о смене имиджа музеев?
- Мысль о том, что наши музеи должны заняться самопродвижением, создать свой бренд, стать более узнаваемыми, вынашивалась еще с момента моего прихода в качестве руководителя управления (с начала 2012 года. - Прим. БЕЛТА). Тогда я понимал: мы имеем многое, но движемся не в том направлении. Ответ на то, как должны выглядеть музеи Гомельской области, пришел во время Национального музейного форума в Гродно. К нему мы подготовились достаточно серьезно, у каждого музея-участника была своя изюминка. По моему мнению, именно уникальные коллекции, которыми богаты наши музеи, и должны стать отправной точкой в поиске музеями своего "я".
- Однако эти коллекции зачастую скрыты от потенциального туриста обезличенным названием музея "районный краеведческий". Будут ли музеи менять названия?
- Несомненно, музеи должны уходить от безликих названий, я уже не единожды поднимал эту тему с их руководителями. К примеру, почему Рогачевский музей народной славы не переименовать в Музей еврейской культуры? Многие скрывают и забывают историю о том, что раньше Рогачев на 90% был еврейским городом, соответственно здесь преобладала еврейская культура. Выходцем из Рогачева является известный в мире граффитист, советский еврейский художник Анатолий Каплан. К слову, небольшая коллекция его работ уже имеется в музее. Когда все это мы возьмем за основу - Каплан как личность, еврейская культура и еврейский быт - тогда без лишнего стеснения музею можно дать и соответствующее название.
Сейчас мы говорим о том, что нужно развивать исторический туризм. Но иностранец не поедет в безликий Рогачевский музей народной славы, и просто в Рогачев он тоже не поедет. Ведь каждый из нас, когда собирается посетить другую страну, пользуется Интернетом, чтобы узнать, что стоит посмотреть за рубежом. И если в Беларусь будут ехать люди, которые интересуются еврейской культурой, они введут в поисковик соответствующий запрос… И вот, пожалуйста, Музей еврейской культуры в Рогачеве. Результатом такого переименования станет пиар и музея, и Рогачева, и в целом Гомельской области.
Я не говорю о том, что, переименовав музей, мы должны полностью отойти от краеведения и исследований. Музей должен заниматься историей в целом, но если основные этапы его развития связаны, например, с евреями, то почему их не взять за основу. При этом все остальные экспозиции музея должны сохраниться, но, если сказать грубо, отойти на второй план.
- О каких еще музеях Гомельской области в ближайшее время заговорит Интернет?
- Брагинский исторический музей, скорее всего, перевоплотится в Музей космоса. Основным раритетом его коллекции станет метеорит весом 38 кг, который когда-то упал на территории района. В Ветке появится Музей старообрядческой культуры, в Мозыре - Музей жизни и смерти, а полешуки, по-моему, просто обязаны создать Музей мифологии. Если же туристы захотят окунуться в советскую эпоху, то мы им предложим посетить Светлогорск. Местный историко-краеведческий музей планируется сделать Музеем советской эпохи. Сейчас, к сожалению, это еще один музей-близнец, где мы пытаемся искусственно нарастить показатели, водим туда школьников, студентов, завозим иностранцев, которые не понимают, чем мы хвастаемся. Да, Светлогорск - это город советского периода, и экспозиция музея это отражает, но она подана традиционно: витрина и фотография. Поэтому не только над названиями предстоит работать специалистам, но и над концепциями музеев, подачей материала. И сюда обязательно пойдут люди, чтобы посмотреть на метеориты, старообрядческие иконы, а заодно увидят и все остальные имеющиеся экспонаты.
- Как будут пополняться коллекции, и планируется ли привлекать спонсоров к развитию музеев?
- На самом деле в музеях уже есть все необходимые раритеты, их осталось только правильно подать. За границей, например, к созданию музейных экспозиций привлекают историков и художников, приглашают театральных режиссеров и осветителей. Эта рабочая группа совместно создает экспозицию с учетом восприятия зрителя, а у нас это не отслеживается, все музеи однотипны. А пополнить, например, тот же Музей советской эпохи не составит сложности, думаю, народ и сам понесет какие-то свои семейные экспонаты. Область же выступит центром кураторства по наполнению музеев в районах. Для того чтобы реализовать эту идею, не надо больших финансовых вложений. Конечно, где-то мы сменим интерьеры, закажем новое оборудование. При этом я отмечу, что, имея конкретный проект, легче будет, например, руководству области доказать, для чего требуется выделить финансы.
То же самое касается и спонсорства. Если мы имеем готовый проект, то проще искать спонсоров, участвовать в международных грантах. Так, на открытии выставки Каплана в Гомеле я озвучил мысль, что в Рогачеве можно открыть Музей еврейской культуры. После этого ко мне подошел директор Фонда евреев по СНГ и Балтии и сказал, что фонд готов профинансировать этот проект в необходимом объеме. Поэтому я уверен, что каждый районный музей может найти свое собственное брендовое имя, главное, конечно, потом его не потерять.
- Какие результаты ожидаются от работы по перевоплощению музеев?
- Два главных результата - это моральное удовлетворение от того, что мы сделаем, и, конечно же, экономическое развитие музеев. Я уверен, что при правильном продвижении музеев можно на 30-40% увеличить поток туристов в Гомельскую область. А что такое 30-40%? Это, соответственно, увеличение объемов торговли, экспорта гостиничных услуг и т.д. Кроме того, люди, которые на время приехали в город, захотят сходить в театр, кино, рестораны, а это уже и есть туристический бизнес.
Татьяна БОЛГОВА
- Олег Гарьевич, когда и почему возникла идея о смене имиджа музеев?
- Мысль о том, что наши музеи должны заняться самопродвижением, создать свой бренд, стать более узнаваемыми, вынашивалась еще с момента моего прихода в качестве руководителя управления (с начала 2012 года. - Прим. БЕЛТА). Тогда я понимал: мы имеем многое, но движемся не в том направлении. Ответ на то, как должны выглядеть музеи Гомельской области, пришел во время Национального музейного форума в Гродно. К нему мы подготовились достаточно серьезно, у каждого музея-участника была своя изюминка. По моему мнению, именно уникальные коллекции, которыми богаты наши музеи, и должны стать отправной точкой в поиске музеями своего "я".
- Однако эти коллекции зачастую скрыты от потенциального туриста обезличенным названием музея "районный краеведческий". Будут ли музеи менять названия?
- Несомненно, музеи должны уходить от безликих названий, я уже не единожды поднимал эту тему с их руководителями. К примеру, почему Рогачевский музей народной славы не переименовать в Музей еврейской культуры? Многие скрывают и забывают историю о том, что раньше Рогачев на 90% был еврейским городом, соответственно здесь преобладала еврейская культура. Выходцем из Рогачева является известный в мире граффитист, советский еврейский художник Анатолий Каплан. К слову, небольшая коллекция его работ уже имеется в музее. Когда все это мы возьмем за основу - Каплан как личность, еврейская культура и еврейский быт - тогда без лишнего стеснения музею можно дать и соответствующее название.
Сейчас мы говорим о том, что нужно развивать исторический туризм. Но иностранец не поедет в безликий Рогачевский музей народной славы, и просто в Рогачев он тоже не поедет. Ведь каждый из нас, когда собирается посетить другую страну, пользуется Интернетом, чтобы узнать, что стоит посмотреть за рубежом. И если в Беларусь будут ехать люди, которые интересуются еврейской культурой, они введут в поисковик соответствующий запрос… И вот, пожалуйста, Музей еврейской культуры в Рогачеве. Результатом такого переименования станет пиар и музея, и Рогачева, и в целом Гомельской области.
Я не говорю о том, что, переименовав музей, мы должны полностью отойти от краеведения и исследований. Музей должен заниматься историей в целом, но если основные этапы его развития связаны, например, с евреями, то почему их не взять за основу. При этом все остальные экспозиции музея должны сохраниться, но, если сказать грубо, отойти на второй план.
- О каких еще музеях Гомельской области в ближайшее время заговорит Интернет?
- Брагинский исторический музей, скорее всего, перевоплотится в Музей космоса. Основным раритетом его коллекции станет метеорит весом 38 кг, который когда-то упал на территории района. В Ветке появится Музей старообрядческой культуры, в Мозыре - Музей жизни и смерти, а полешуки, по-моему, просто обязаны создать Музей мифологии. Если же туристы захотят окунуться в советскую эпоху, то мы им предложим посетить Светлогорск. Местный историко-краеведческий музей планируется сделать Музеем советской эпохи. Сейчас, к сожалению, это еще один музей-близнец, где мы пытаемся искусственно нарастить показатели, водим туда школьников, студентов, завозим иностранцев, которые не понимают, чем мы хвастаемся. Да, Светлогорск - это город советского периода, и экспозиция музея это отражает, но она подана традиционно: витрина и фотография. Поэтому не только над названиями предстоит работать специалистам, но и над концепциями музеев, подачей материала. И сюда обязательно пойдут люди, чтобы посмотреть на метеориты, старообрядческие иконы, а заодно увидят и все остальные имеющиеся экспонаты.
- Как будут пополняться коллекции, и планируется ли привлекать спонсоров к развитию музеев?
- На самом деле в музеях уже есть все необходимые раритеты, их осталось только правильно подать. За границей, например, к созданию музейных экспозиций привлекают историков и художников, приглашают театральных режиссеров и осветителей. Эта рабочая группа совместно создает экспозицию с учетом восприятия зрителя, а у нас это не отслеживается, все музеи однотипны. А пополнить, например, тот же Музей советской эпохи не составит сложности, думаю, народ и сам понесет какие-то свои семейные экспонаты. Область же выступит центром кураторства по наполнению музеев в районах. Для того чтобы реализовать эту идею, не надо больших финансовых вложений. Конечно, где-то мы сменим интерьеры, закажем новое оборудование. При этом я отмечу, что, имея конкретный проект, легче будет, например, руководству области доказать, для чего требуется выделить финансы.
То же самое касается и спонсорства. Если мы имеем готовый проект, то проще искать спонсоров, участвовать в международных грантах. Так, на открытии выставки Каплана в Гомеле я озвучил мысль, что в Рогачеве можно открыть Музей еврейской культуры. После этого ко мне подошел директор Фонда евреев по СНГ и Балтии и сказал, что фонд готов профинансировать этот проект в необходимом объеме. Поэтому я уверен, что каждый районный музей может найти свое собственное брендовое имя, главное, конечно, потом его не потерять.
- Какие результаты ожидаются от работы по перевоплощению музеев?
- Два главных результата - это моральное удовлетворение от того, что мы сделаем, и, конечно же, экономическое развитие музеев. Я уверен, что при правильном продвижении музеев можно на 30-40% увеличить поток туристов в Гомельскую область. А что такое 30-40%? Это, соответственно, увеличение объемов торговли, экспорта гостиничных услуг и т.д. Кроме того, люди, которые на время приехали в город, захотят сходить в театр, кино, рестораны, а это уже и есть туристический бизнес.
Татьяна БОЛГОВА