ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Воскресенье, 24 ноября 2024
Минск-Уручье Сплошная облачность -1°C
Все новости
Все новости
Интервью
20 июня 2014, 13:54

Музей авиатехники в Боровой не будет переезжать вместе с аэроклубом в другое место

Музей авиатехники в Боровой не будет переезжать вместе с аэроклубом в другое место

Минский аэроклуб ДОСААФ имени дважды Героя Советского Союза С.И.Грицевца отмечает 21 июня 80-летие со дня создания. С первых дней аэроклуб был нацелен на воспитание героев и чемпионов. Среди тех, кто здесь работал и получил подготовку, 17 Героев Советского Союза и два Героя Российской Федерации, пять генералов авиации, чемпионы и рекордсмены мира. Сегодня в планах у руководителя Минского аэроклуба Николая Мочанского не только воспитание новых героев и покорителей воздушного пространства, но и продвижение новых бизнес-проектов. О том, как "закалялась сталь" и чем может удивить аэроклуб в ближайшем будущем, Николай Мочанский рассказал в интервью корреспонденту БЕЛТА.

- Николай Петрович, не бывает будущего без истории. Чем может вызвать интерес в современном мире, насыщенном информацией и интернетом, аэроклуб?  


- Год назад мы сами задались этим вопросом и, чтобы ответить на него, создали творческую группу. Результатом стало издание книги "Минский аэроклуб. 1934-2014". Получилась без преувеличения захватывающая хроника событий, усиленная 600 иллюстрациями. Собранный материал заставил нас по-новому оценить не только значимость сделанного в прошлом, но и достигнутое в последнее время.

- Изменились критерии оценки?

- Мы слишком приземленно воспринимаем повседневность. А хроника деятельности аэроклуба оказалась зеркалом, в котором отразилось реальное участие нашей спортивно-оборонной организации в важнейших событиях истории Советского Союза и Республики Беларусь. Высокая планка была задана в момент создания тогда Минского центрального аэроклуба (МЦА). С первых дней на новую организацию были возложены задачи ведущего аэроклуба республики. В 1934 году в его учреждении в качестве юридических членов принимали участие Центральный  исполнительный комитет Белорусской ССР, а также Центральный совет профсоюзов БССР. Это был период наивысшего подъема интереса к авиации, вызванный героическим спасением челюскинцев, присвоением первой группе летчиков высшей награды страны - Героя Советского Союза.

Одной из первых акций аэроклуба стало воздушное сопровождение от Борисова до Минска поезда, на котором в БССР прибыла группа героев-челюскинцев. А 18 августа 1934 года аэроклуб полным составом принял участие в первом масштабном 20-тысячном параде в Минске, посвященном Дню Воздушного флота СССР. В этот же день состоялась первая авиамассовка, на которой присутствовали руководители республики, были проведены показательные выступления, воздушные экскурсии для многочисленных зрителей.

- Какое направление работы в тот период было приоритетным?

- Подготовка к службе в авиационных частях Красной армии. В довоенный период аэроклуб подготовил 7 выпусков-летчиков. Первым боевое крещение в масштабных воздушных сражениях на Халхин-Голе в 1939-м принял Николай Шутт. 22 июня 1941 года в 5 часов 15 минут Леонид Бутелин первым совершил воздушный таран в районе Львова. В дальнейшем таран совершали и другие выпускники МЦА, в их числе Степан Карнач, Григорий Дольников, Петр Гучёк.

В годы войны 15 курсантов аэроклуба стали Героями Советского Союза. Суммарная результативность только 11 летчиков-истребителей с этим званием, по последним данным, составляет 267 уничтоженных вражеских самолетов, что равно двум эскадрам люфтваффе. Первым из выпускников МЦА звания Героя Советского Союза 6 июня 1942 года удостоен Викентий Карпович ("Золотая Звезда" № 700). На счету самого результативного выпускника МЦА летчика-снайпера Александра Лобанова 40 сбитых самолетов врага, 811 боевых вылетов. Аэроклуб всегда готовил высококлассных специалистов, о чем свидетельствует и тот факт, что 5 наших воспитанников стали генералами авиации.

- Говорят, среди ветеранов есть человек, который работал в аэроклубе с первых дней его создания?

- Да, это наш легендарный Александр Быков. В этом году он отметил свой 102-й день рождения. Согласитесь, уникальный случай, когда 80-летняя история аэроклуба может быть проиллюстрирована судьбой конкретного человека. Александр Петрович сохранил не только  исключительную память, точность и образность изложения событий, но и привязанность к аэроклубу. Как представитель Белорусской ССР он участвовал во всех всесоюзных авиапраздниках в Москве, привлекался к экспериментально-испытательной, рекордной работе. Александр Петрович работал в аэроклубе на разных должностях почти 54 года. Среди его воспитанников довоенного периода пять Героев Советского Союза. Некоторые курсанты Александра Быкова стали инструкторами аэроклуба.

- Как развивалась спортивная составляющая в деятельности аэроклуба?

- В Советском Союзе массовый авиаспорт вышел на первый план в начале 1950-х. Тогда наш аэроклуб заявил о себе серией мировых рекордов спортсменов-парашютистов, подготовленных тренером Мухашатом Шаиповым. В 1960 году минские спортсмены-летчики успешно выступили на Первом чемпионате мира по самолетному спорту. С тех пор и по сей день Минский аэроклуб - серьезный конкурент на мировой спортивной арене. Практически во всех видах авиационного спорта воспитанники аэроклуба входили в мировой рейтинг.

В спорте есть четкая градация побед, на ее вершине чемпионы высших достижений. Таких не много, и каждый должен быть вписан в историю страны. Первой спортивного олимпа достигла непревзойденная спортсменка-летчица Валентина Яикова, ставшая в 1970-80-е годы абсолютной чемпионкой мира и трехкратной абсолютной чемпионкой Европы по высшему пилотажу. Вера Слободенюк (Зубова) - 10-кратная чемпионка мира, 7-кратная победительница международных соревнований, автор рекорда-долгожителя, который продержался 11 лет. А Владимир Гурный - многократный чемпион мира, абсолютный чемпион 1-го чемпионата Европы в 1975 году. Установил 78 рекордов: 42 рекорда СССР и 36 рекордов мира. Выполнил 8152 прыжка с парашютом, из которых более 500 - испытательные и 50 - экспериментальные. Гурный активно содействовал введению в практику советского парашютного спорта воздушной акробатики.

- С развитием авиации возникали и новые виды авиационного спорта. Как это отражалось на работе аэроклуба?

- Иногда перемены были кардинальными. Например, в 1974 году аэроклуб одномоментно был перепрофилирован на вертолетный спорт. Спортивные самолеты и планеры были переданы в другие организации, их место заняли вертолеты Ми-1, на которых никто в Минске не летал. Нужно было срочно переучиваться на новую технику, и это было сделано в кратчайшие сроки. Ми-1 в три этапа перегнали из Вязниковского учебного центра Владимирской области. Руководил перегонкой летчик 1-го класса, командир эскадрильи Вячеслав Иноземцев, его и пригласили остаться работать в Минске. Все усилия тренера Иноземцева были направлены на подготовку сборной команды Беларуси к чемпионату СССР. Чтобы процесс тренировки был непрерывным, он придумал простой, но эффективный прием - имитацию выполнения упражнения на земле. В результате экипаж Иноземцева показал лучший результат и с первой попытки стал чемпионом Советского Союза, а команда заняла 2-е место.

В 1970-80-е годы в Минском аэроклубе развивался новый вид парашютного спорта - парашютное многоборье, включавшее кроме прыжков с парашютом бег, плавание, стрельбу. В этот период спортсмены-атлеты Александр Мозаков, братья Николай и Сергей Чайко составляли основу сборной команды Советского Союза по парашютному многоборью и добивались наивысших результатов на международных соревнованиях.

- Еще в перестроечный период экономический кризис повлиял на массовость спортивной работы. Как известно, авиационные виды спорта требуют значительных вложений, какой выход в этой ситуации нашел Минский аэроклуб?

- Мы перешли на клубный принцип - формирование сборных команд из наиболее перспективных спортсменов. Это позволяет минимальными вложениями добиваться наивысших результатов в авиамодельном, вертолетном, парашютном спорте. Такой подход себя оправдал. Спортсмены Минского аэроклуба в последние годы неоднократно становились победителями и призерами престижных соревнований. Среди авиа- и ракетомоделистов наивысших достижений добился Владимир Минкевич, став в 2006 году чемпионом мира. В вертолетном спорте лидирует Владимир Стриенок - абсолютный чемпион Беларуси и Европы 2011 года, бронзовый призер 14-го чемпионата мира по двум упражнениям (2012).

Уверенно закрепились в мировом рейтинге минские парашютисты. На основе команды парашютистов аэроклуба формируется национальная сборная Беларуси по парашютному спорту - серьезный конкурент на чемпионатах мира. Самая значимая победа достигнута в 2012 году - Олег Фомин стал абсолютным чемпионом мира в парашютном двоеборье. Это наивысшая и самая долгожданная победа белорусского парашютного спорта. Конкуренцию Олегу Фомину составляет наша молодежь. В 2013-м Антон Кузьменко, Антон Саевич, Мария Черная, Дарья Шестакович успешно дебютировали на чемпионате Европы и Кубке мира, завоевав 4 золотые, 5 серебряных и 6 бронзовых наград.

- Вы взяли на себя руководство аэроклубом в 1997 году, когда его существование находилось под вопросом. Что помогло выйти из кризиса?

- После провозглашения суверенной Республики Беларусь начался новый этап развития системы ДОСААФ. Тогда Минский аэроклуб взял на себя обязанности национального аэроклуба, содействовал установлению контактов с международными спортивными организациями. Учитывая требования времени, мы также вели подготовку курсантов Военной академии Беларуси, решали экономические задачи. Так, в 2001 году первыми из аналогичных организаций Беларуси получили лицензию-сертификат на выполнение договорных авиационных работ. И сейчас приходится проявлять инициативу во всем, иначе грозит крах.

Мы чувствуем заинтересованность в нашей работе государства. Кроме того, наши планы и проекты поддерживают партнеры, которых увлекла малая авиация. В числе первых пришел на помощь аэроклубу в 1998 году председатель правления совместного предприятия "ЛУКОЙЛ-Белоруссия" Валерий Яляев, в прошлом военный летчик. Он не только содействовал в ремонте техники, но вскоре возглавил общественную организацию "Белорусская федерация авиационного спорта", стал инструктором-общественником центрального аэроклуба. Сейчас роль ведущего взял на себя Александр Центер, председатель правления группы компаний "А-100". Александр Львович прошел у нас курс обучения пилотированию вертолета Ми-2. Можно назвать десятки людей, для которых причастность к деятельности Минского аэроклуба стала яркой и насыщенной составляющей жизни.

Интересует работа аэроклуба и зарубежных партнеров. В их числе Зигурд Кведнов. Он военный летчик, какое-то время был мэром немецкого города. Активно занимается благотворительностью: оказал значительную помощь чернобыльцам Беларуси. Есть и польский предприниматель Кшиштоф Стемпень - создатель ООО "Инко-Фуд", которое участвует в социально значимых проектах государственного масштаба, поддерживает Минский аэроклуб. Особая группа партнеров - это те, кто напрямую связан с авиацией. Совместные проекты осуществляются с Вяземским аэроклубом, который с 1991 по 2010 год возглавлял Казимир Тиханович. Он содействовал тому, чтобы на Боровой выступала с показательной программой действующая на его базе пилотажная эскадрилья "Русь", а музей авиатехники пополнился новым экспонатом.

- Создание на Боровой первого в СНГ Музея авиационной техники стало значительным достижением аэроклуба. Этот замысел оправдал ожидания?

- В полной мере. Открытие музея состоялось 4 июля 2009 года с участием 52 тыс. зрителей. Тогда было представлено 25 экспонатов. Для старта - это неплохой результат. С первых дней музей стал популярным местом познавательного отдыха для жителей Беларуси и иностранцев. Но работа по его развитию продолжается. Сегодня демонстрационная площадь Музея авиатехники под открытым небом составляет 2 гектара. В экспозиции представлено более 30 летательных аппаратов различных видов и классов. В последнее время мы начали развивать новое - космическое направление. Наши планы нашли поддержку у космонавтов-белорусов Петра Климука, Владимира Коваленка и Олега Новицкого. Они не только желанные гости, но и заинтересованные партнеры.

- Недавно стало известно, что аэроклуб меняет место базирования, что будет с музеем?

- В начале этого года на правительственном уровне решен больной вопрос, касающийся месторасположения аэроклуба. Теперь у нас две площадки: музей авиатехники остается на Боровой, а в южной части аэродрома Липки в течение 2-3 лет будет построен новый авиационно-спортивный комплекс Минского аэроклуба. Мы уже разработали генеральный план. Нет сомнений, что этот перспективный проект будет реализован.

- А что же станет "гвоздем" в программе юбилейных мероприятий?

- Готовясь отметить 80-летие своей деятельности, Минский аэроклуб инициировал подготовку грандиозного авиашоу, которое пройдет на Боровой 21 июня. Этот авиационно-спортивный праздник обещает быть самым массовым и запоминающимся, превзойдя все предыдущие по сложности и разнообразию показательные выступления в воздухе, а также по числу почетных гостей. В программе - выступление вертолетов, самолетов, планеров, моделей, парашютистов, пилотажных групп "Русь" и "Белая Русь". Будут представлены различные летательные аппараты, среди которых Ми-2, Ми-8, Ми-24, Ми-26, Ан-2, Л-39, Як-52, Як-55, МиГ-29, Су-25. Планируется, что посетители праздника увидят парашютный прыжок с вертолета Ми-8 сразу двух парашютистов с государственным флагом Беларуси, а также групповой пилотаж двух вертолетов Ми-2. Будет, безусловно, и десантирование парашютистов с самолета Ан-2. В этот день мы планируем провести маневр на предельно малой высоте. Также публике, надеюсь, понравится выполнение фигур высшего пилотажа на предельно малой высоте по программе "Фристайл" и выполнение тремя вертолетами Ми-2 фигуры пилотажа "тюльпан". Не обойдем стороной и военную историю аэроклуба - в этом случае проведем имитацию воздушного боя между советским и немецким истребителями и многое другое. Приглашаю всех поклонников авиаспорта: не пропустите яркое зрелище!

Юлия ВАНИНА

Топ-новости
Свежие новости Беларуси