ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Воскресенье, 24 ноября 2024
Минск-Уручье Сплошная облачность -2°C
Все новости
Все новости
Интервью
21 ноября 2012, 10:51

МПА ЕврАзЭС послужит прочной основой для будущего Евразийского парламента

Предложенный главами Беларуси, России и Казахстана проект по созданию к 1 января 2015 года Евразийского экономического союза приобретает практическое наполнение, в том числе и на межпарламентском уровне. Из уст наиболее решительно настроенных законодателей звучит идея учредить Евразийский парламент, не дожидаясь, пока высохнут чернила на договоре о формировании Евразийского экономического союза. Их оппоненты, так называемые евразоскептики, сомневаются в возможности столь быстрого течения интеграционных процессов.

Так или иначе, в процессе создания нового парламентского органа будет востребован опыт уже существующих объединений, считает начальник координационного управления - секретарь Постоянной комиссии Межпарламентской ассамблеи Евразийского экономического сообщества (МПА ЕврАзЭС) по правовым вопросам Сергей Белоусов. В интервью корреспонденту БЕЛТА он рассказал, почему, на его взгляд, именно МПА ЕврАзЭС способна стать локомотивом евразийской интеграции на межпарламентском уровне, а также наметил перспективы ассамблеи после образования Евразийского парламента.

- Сергей Николаевич, в процессе создания Евразийского экономического союза между парламентариями идет активная дискуссия. Одни предлагают сформировать Евразийский парламент в ближайшее время, другие  считают, что это весьма отдаленная перспектива. Какова ваша позиция?

- Считаю, что сегодня мы стоим на пороге нового этапа парламентского сотрудничества. Спикер Государственной Думы России Сергей Нарышкин еще в марте 2012 года во время визита в Санкт-Петербург в Таврическом дворце, который служит штаб-квартирой трех межпарламентских организаций СНГ, ЕврАзЭС и ОДКБ, впервые озвучил идею создания в новом интеграционном объединении органа парламентского сотрудничества. Такая необходимость неоспорима. Создание Евразийского парламента рассматривается как важный элемент сбалансированной институциональной структуры формируемого Евразийского экономического союза.

На предстоящем 22 ноября Бюро МПА ЕврАзЭС помимо прочего будут обсуждаться вопросы о ходе реорганизации ЕврАзЭС и задачи, которые в этой связи стоят перед МПА. У нас есть предложения по плану совместных практических мероприятий по сближению законодательства и реализации соглашений ЕЭП, которые мы могли бы в ближайшие два года осуществить совместно с Евразийской экономической комиссией. На ноябрьских заседаниях комиссий мы внесем их для обсуждения парламентариев и специалистов Евразийской экономической комиссии.

- Какие трудности могут возникнуть на пути создания Евразийского парламента и что должны предпринять страны - участницы ЕврАзЭС, чтобы их преодолеть? Какую роль в этом деле может сыграть МПА ЕврАзЭС, которая занимается в том числе организацией межпарламентского сотрудничества?

- Наиболее активные дискуссии ведутся между российскими и казахстанскими депутатами. Самые обсуждаемые темы: каким должен быть формат будущего парламентского органа, какие функции будут на него возложены. Казахстанская сторона ставит действительно сложные вопросы о конституционности принятия решений, о порядке избрания депутатов, сроке их полномочий и так далее.

Ответ на вопрос, каким быть будущему Евразийскому парламенту, могут дать только главы государств. Полагаю, что на экспертном уровне или уровне парламентариев прийти к однозначному решению невозможно. Даже реализация международных договоров в национальных законодательствах Беларуси, России и Казахстана идет по-разному. В Беларуси, например, вопросы решаются просто - Президент принял указ, согласно которому, все, что противоречит договорам в рамках Таможенного союза, объявляется недействительным. А дальше уже суды при необходимости должны разбираться, что действительно и что недействительно.

В России и Казахстане парламенты стараются успевать за изменениями, которые накладывают договоры, подписываемые и ратифицированные в рамках Таможенного союза и ЕЭП. Но процесс этот идет очень сложно. Парламентские процедуры медленные. В результате договорно-правовая база интеграции ушла далеко вперед по сравнению с национальными законодательствами, которые адаптированы лишь частично. При нынешнем положении дел гармонизация будет растянута на довольно длительное время. Поэтому с учетом усложнения и расширения полномочий наднациональных органов (Евразийская экономическая комиссия имеет уже около 180 полномочий, переданных ей правительствами) мне кажется, что парламентское измерение должно развиваться более интенсивно и быть более насыщенным разными функциями, которые можно уже сегодня передать Межпарламентской ассамблее ЕврАзЭС.

- Что ожидает МПА ЕврАзЭС после образования Евразийского парламента?

- Думаю, что Межпарламентская ассамблея ЕврАзЭС станет основой для парламентского органа Евразийского экономического союза. В свою очередь Суд ЕврАзЭС станет его судебным органом. Сегодня активно работают экспертные группы по реформированию ЕврАзЭС, по разработке кодифицированного акта, которым предполагается создание Евразийского экономического союза.

Результатом их работы станет преобразование органов ЕврАзЭС в органы Евразийского экономического союза. Уже произошла практическая передача полномочий от Интеграционного комитета ЕврАзЭС Евразийской экономической комиссии. Предполагается, что в 2013 году в составе Интеграционного комитета ЕврАзЭС останутся только департаменты, которые занимаются вопросами сотрудничества в пограничной и социальной сферах.

- В течение двух ближайших лет должна быть в основном сформирована нормативно-правовая база евразийской интеграции, необходимая для подписания до 1 января 2015 года Договора о Евразийском экономическом союзе. Какие задачи в этой связи стоят перед МПА ЕврАзЭС?

- В разработке МПА ЕврАзЭС находится более 10 проектов основ законодательств - гражданского, налогового, банковского и других. Такой вид документа можно рекомендовать как элемент правовой базы будущего Евразийского экономического союза. Было бы целесообразно трансформировать их в кодифицированные акты, которые бы принимались на межгосударственном уровне. Наглядным примером служит Таможенный кодекс Таможенного союза.

На нынешнем этапе евразийской интеграции идет процесс передачи на наднациональный уровень полномочий по госрегулированию торговлей товарами, услугами, движением капитала, трудовой миграцией. В таких условиях, полагаю, перед МПА ЕврАзЭС стоит задача добиться того, чтобы парламентарии получили возможность участвовать в разработке и согласовании проектов документов, принимаемых наднациональными органами. Это и станет основным направлением их деятельности на этапе переформатирования межпарламентской ассамблеи в наднациональный парламент.

В дальнейшем парламентарии трех стран могут также претендовать на контрольную функцию по формированию бюджета будущего Евразийского экономического союза. Если исходить из опыта Европейского союза, то бюджет будет не только обеспечивать работу наднациональных органов, он будет использоваться на совместное финансирование программ союза или общих межгосударственных программ. В ЕврАзЭС уже сегодня действует одна из таких программ по развитию инновационных биотехнологий. В дальнейшем в Евразийском экономическом союзе предполагается осуществлять единую промышленную и агропромышленную политику, так что сфера интересов для общей работы будет более широкой.

Светлана САВКО

Топ-новости
Свежие новости Беларуси