ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Воскресенье, 24 ноября 2024
Минск-Уручье Переменная облачность -1°C
Все новости
Все новости
Интервью
01 апреля 2011, 12:19

Миссия образования - готовить молодежь к новой экономической реальности

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРИИМЧИВОСТЬ

Около трех месяцев назад министром образования Беларуси был назначен известный физик, ученый, депутат, педагог Сергей Маскевич. Традиционно эти месяцы новому руководителю были отведены на изучение дел в отрасли и обдумывание перспектив ее развития, ведь миссия образования - не только обучать и переобучать в соответствии с быстро меняющимися требованиями экономики и общества, но и предугадывать, а в некоторых случаях и формировать новую реальность. Своими планами по развитию образования в Беларуси Сергей Маскевич поделился с корреспондентом БЕЛТА.

- Сергей Александрович, в системе образования вы человек не новый, но за последнее время вам пришлось, наверное, по-новому взглянуть на эту отрасль. Поездки, встречи с сотрудниками министерства, учителями, работниками детских садов, родителями… Все это, без сомнения, помогло сформировать свежее представление о состоянии нашей системы образования в целом. Какие впечатления у вас остались от этих встреч и бесед, намечен ли план действий на ближайшее время?

- Глава государства, назначая меня на эту должность, отметил, что ломать здесь ничего не надо, но шлифовать придется. Действительно, главное - это сделать всю систему более работоспособной, отвечающей вызовам времени.

Сейчас Беларусь плавно переходит к рыночным условиям хозяйствования. Конечно, в отличие от многих других стран Советского Союза в Беларуси этот переход идет мягко, без шоковой терапии, однако он идет, а значит молодежь необходимо учить жить и работать в новых условиях. В связи с этим страна и общество ставят перед системой образования концептуальную задачу - не просто образовывать детей, а готовить их к жизни в условиях новой экономики, в новой социальной среде, где каждый человек обязан сам отвечать за себя. От молодых людей потребуется больше самостоятельности в определении своего жизненного пути, предприимчивости, настойчивости в достижении цели. Не случайно новый этап в развитии образования мы начинаем в Год предприимчивости. Именно сейчас перед педагогами стоит важная задача - учить молодежь жить по-новому.

- Насколько наша система образования готова к работе в новых условиях?

- В последние три месяца, общаясь с педагогами, я пытался дать себе ответ на этот вопрос - в какой степени содержание нашего образования соответствует рыночной экономике, открытому образовательному и информационному пространству, требованиям времени? Ведь сегодня наша молодежь должна уметь быть успешной, умеющей ставить перед собой цели и достигать их.

Учитывая, что экономика у нас экспортоориентированная, открытая, что 65% производимой продукции нужно продать за рубеж, нам нужны хорошие специалисты, владеющие компьютерными технологиями и иностранными языками, имеющие современное экономическое мышление, прагматический подход к решению поставленных задач. А главное при этом, чтобы они были патриотами и умели продвигать интересы Беларуси по всему миру.

Увы, но пока наша молодежь не совсем соответствует этим требованиям. Поэтому я считаю, что Директива №4 появилась очень своевременно. Она дает огромные возможности нам, педагогам всех уровней и рангов, работать с молодежью, не только задумывать, но и осуществлять новые, инновационные проекты. И главное, на местах люди должны понимать, что сейчас все еще больше зависит от них самих: творить, придумывать и реализовывать новаторские идеи можно и нужно без инструкций свыше. А площадка для инновационных проектов в сфере образования всегда была и будет.

- Но, Сергей Александрович, известно, что система образования самая консервативная в структуре общества. Ведь традиции в обучении и воспитании подрастающего поколения не принято ломать. Как же совместить необходимость изменений с общим консерватизмом системы?

- Думаю, что система образования в значительной степени и сильна своим консерватизмом. Средняя школа формирует базовые знания по предметам - своеобразный каркас общих представлений о мире. Но эти знания должны быть использованы на практике. После окончания школы современный выпускник должен быть готов самостоятельно мыслить, анализировать, а главное - понимать, что полученные в школе знания - это только базис для осуществления его проектов и инициатив в вузе и на производстве.

Так что основная задача, стоящая сейчас перед школой, научить школьников применять знания на практике. У них нужно развивать мотивацию к получению знаний, желание познать этот мир.

Родители и педагоги уделяют много внимания всестороннему развитию личности школьника, его способностей и потенциала. У нас успешно функционирует развитая система дополнительного образования, позволяющая ребенку развивать свои способности в различных кружках и секциях, специализированных школах и на факультативах. Многие из них дают хорошую возможность ребенку для самостоятельной, полезной для общества деятельности. Это направление нужно развивать и с детства воспитывать в молодом человеке предприимчивость - способность, готовность и стремление проявлять инициативу в любых условиях.

Если речь идет о старших школьниках и студентах, то можно попробовать развивать их предприимчивость в мини-коллективах по схеме "научный руководитель - 1-2 аспиранта - 3-5 студентов и старших школьников". Такие мини-коллективы позволят реализовать принцип преемственности научной идеи, ее решения и одновременно подготовить перспективные научные кадры для набора в вузы и аспирантуру. Работа в таком составе позволит сформировать у школьников творческие навыки и воспитать командный дух. Достижение высокого качества подготовки специалистов возможно только на основе интеграции образовательной, научной и инновационной деятельности. Поэтому занятия известных ученых со студентами и старшими школьниками, разработка совместных научных проектов - неотъемлемая часть образовательного процесса. Думаю, что для этих целей весьма эффективными были бы и бизнес-инкубаторы в вузах.

- В Беларуси сложилась широкая палитра для получения общего среднего образования - школы, гимназии, лицеи. Оправдывает ли себя такая градация, и действительно ли права народная молва, гласящая, что для поступления в вуз нужно обязательно окончить гимназию или лицей?

- Во-первых, я убежден, что расширять число гимназий и лицеев нет необходимости. Их достаточно. Если говорить об их востребованности и о конкурсах при поступлении в гимназии и лицеи, то желающих поступить и должно быть больше, чем поступивших. Ведь конкурс помогает определять самых способных.

Во-вторых, само по себе поступление в школу, гимназию или лицей ничего не решает. Конечно же, большинству родителей хочется отправить сына или дочь в лицей, но действительно ли это нужно ребенку? Тут стоит взвесить, что будет для ребенка лучше: трехчасовая тряска в автобусе по пути в гимназию, где английский преподается на час больше, или посещение обычной школы рядом с домом и тот же английский язык факультативно?

В Беларуси как базовое, так и среднее образование бесплатное и общедоступное. Кроме того, есть факультативы, которые дают возможность всем желающим получать дополнительные знания. В нашей стране большим спросом пользуется именно дополнительное образование - кружки и секции.

- А как вы относитесь к такому увлечению родителей, как обязательный репетитор перед поступлением?

- Я считаю, что этот вопрос относится к сфере социальной психологии. Пока будет конкурс при поступлении - будет репетиторство. Каждый, кто хочет учиться в вузе, стремится наилучшим образом подготовиться к вступительным испытаниям. Это естественно.

Но это не значит, что школа не дает необходимых знаний. Походы к репетитору чаще помогают не столько выучить, сколько расставить акценты, повторить и устранить пробелы, настроиться на экзамен. Кто-то скажет, что везде есть свои проблемы, и учителя есть разные, и те, кто непонятно, недоходчиво объясняет, тоже есть. К сожалению, такие случаи имеют место, но это исключения.

- В Год предприимчивости как нельзя более актуальна инициатива Министерства образования провести эксперимент по введению в школах персональных электронных учебных устройств. Расскажите подробнее об этом эксперименте.

- Это новый этап на пути к более высокому качеству общего среднего образования через максимальное использование современных технологий. Сегодня в школе и вузе информационные технологии используются лишь как вспомогательные средства, для того, например, чтобы смоделировать какие-либо эксперименты, получить банк информации по тому или иному предмету (с помощью 3D-технологий можно показать химические или физические опыты, провести которые в классе нет возможности, и т.д.). А ведь в повседневной жизни дети используют информационные технологии чуть ли не с пеленок. Годовалый малыш включает компьютер, телевизор, телефон, не зная и не подозревая о всех возможностях этой техники. Взрослея, он начинает удовлетворять свое любопытство и решать необходимые ему задачи при помощи компьютерных игр, выхода в Интернет. И получается, что для своего развития ребенок использует собственный маршрут информатизации - посредством возможностей доступа на каждом этапе своего психофизического развития. А школа идет по другому пути - в соответствии с учебной программой, не основываясь на использовании информационных технологий, а используя их в качестве дополнительного инструментария. В результате получается, что школьник, который к пятому классу уже давным-давно знает, что такое скайп, модем, блютуз или гаджет, впервые начинает изучать такой предмет, как информатика. Причем на этих уроках ему объясняют те истины, которые он уже давно освоил на практике. Увы, но объяснения учителя вызывают только один вопрос: "Зачем мне все это рассказывать? Я и так прекрасно знаю, для чего мне нужен компьютер". Более того, в ряде случаев появляется отторжение - нежелание далее осваивать эту технику в соответствии со школьной программой.

В связи с этим перед школой стоит задача перестроиться и начать максимально использовать информационные технологии для решения целей и задач образования и воспитания ребенка.

Для проведения эксперимента мы, конечно же, анализируем результаты мониторингов, которые были проведены в России, Украине, Корее, США и других странах. Мы прекрасно понимаем, что не внедрять эти технологии в школе нельзя - отстанем по уровню развития. Но внедрять нужно постепенно, не спеша и все продумав, чтобы не навредить здоровью детей.

Для того чтобы спланировать такой эксперимент, создана рабочая группа, в которую вошли представители министерств образования и здравоохранения, компаний ПВТ, учителя, психологи. Собираемся начать эксперимент с сентября. Для этого нужно решить целый ряд вопросов. Наиболее сложные из них - это разработка содержания по учебным предметам в соответствии с учебными программами. Кроме того, электронные средства необходимо протестировать на предмет степени вредности их прямого воздействия на организм ребенка. Конечно, невозможно сразу создать электронные учебники по всем предметам. Параллельно с точечными экспериментами создадим творческие коллективы, которые будут заниматься созданием учебной литературы. Будем максимально использовать наработки российских ученых и специалистов, развивать белорусско-российское сотрудничество в этой сфере.

- В одном из своих выступлений вы сказали, что повышение качества образования станет главным приоритетом в текущей пятилетке. Это значит, что нужно повысить заинтересованность педагогов в своей работе. Что можно предложить молодому специалисту для привлечения его на работу в школу?

- Повышению престижа профессии учитель нужно уделить особое внимание. Чтобы учитель радовался общению со школьниками, студентами, учащимися, он должен быть социально защищен. И в материальном плане тоже.

Хотя в последнее время в этом направлении сделано много, над повышением социального статуса учителя нужно продолжать серьезно работать. Важно, чтобы об учителе говорили. Учитель - это фигура публичная, и для него очень важно, чтобы о нем говорили в СМИ, чтобы обсуждали его достижения на первых страницах газет, чтобы для учителей проводились конкурсы, а лучшим вручались благодарности и грамоты. Все регулирующие механизмы для разработки социального пакета педагога прописаны в Кодексе об образовании Беларуси. В развитие заложенных в документе идей мы сделаем все для повышения статуса учителя.

Отдельный вопрос - привлечение в школу мужчин-педагогов. Для этого будут более детально продуманы вопросы регулирования заработной платы и освобождения от воинской службы молодых специалистов при условии отработки ими по профессии до окончания срока призывного возраста.

Не могу не сказать и о том, что социальный статус педагогов во многом зависит от их самих, от того, насколько они активны, организованы и инициативны в решении общественных и государственных задач, насколько органично они встроены в социально-экономическую сферу региона. Там, где это имеет место, например в Могилевской области, местные органы власти дополнительно стимулируют труд педагога.

- Не за горами вступительная кампания 2011 года. Грядут ли изменения в правилах приема, и если да, то какие?

- Изменений в нынешнем году во время вступительной кампании в вузы и ссузы не предусмотрено. Все абитуриенты нынешнего года при поступлении будут руководствоваться указом №80 "О правилах приема в высшие и средние специальные учебные заведения" от 7 февраля 2006 года. Изменения коснутся тех, кто будет поступать в 2012 году, ведь Кодекс об образовании начнет действовать с 1 сентября 2011 года. Так, в будущем появится одно обязательное для всех поступающих нововведение - договора на обучение. Его будут подписывать все граждане, поступившие в ПТУ, ссузы и вузы. В документе будут прописаны все вопросы ответственности сторон. Подписание договора на обучение существенно будет дисциплинировать как учащихся и студентов, так и педагогов, и даже работодателей. Договоры будут подписывать все первокурсники - дневного, заочного, бюджетного и платного отделений. Эта практика уже не нова - все студенты, поступающие на платное отделение, а также все студенты-целевики подписывают договоры на обучение.

Также планируется по-новому взглянуть на систему предоставления льгот при поступлении в вузы. Мы должны внимательно проанализировать и просчитать все варианты льготного поступления абитуриентов, после чего создать такую систему льгот, которая будет сочетаться с разрабатываемой в Беларуси автоматизированной системой подачи документов в вузы, которую планируется апробировать к 2012 году. Думаю, что необходимо перенести систему льготирования с этапа поступления на период обучения в вузе, т.е. реальную помощь студентам, тем, кто уже поступил и учится. Например, поступил абитуриент в вуз, однако по баллам прошел на платное отделение. Наличие льгот поможет ему получать скидки при оплате за обучение.

А уже с нынешнего года абитуриенты, подающие документы в Белорусскую государственную академию музыки и Белорусскую государственную академию искусств, будут поступать по конкурсу на основе общей суммы балов, подсчитанной по результатам вступительного испытания по предмету "творчество" и среднего балла суммы баллов, полученной по итогам сдачи централизованного тестирования и среднего балла аттестата. Кроме того, предусмотрено первоочередное зачисление на творческие специальности на условиях оплаты абитуриентов, которые сдавали вступительное испытание по предмету "творчество" либо вступительное испытание по специальности в данном высшем или среднем специальном учебном заведении. Такая мера позволит формировать контингенты этих вузов наиболее творчески одаренными молодыми людьми.

Еще одно изменение ожидает тех, кто уже поступил, - мы предлагаем изменить систему приема экзаменов в вузе. Есть предложение о том, чтобы экзамены принимал не только преподаватель, который ведет предмет, но целая комиссия. А защита дипломов может проходить в присутствии не комиссии университета, а межвузовской комиссии. Причем в ее число должны войти и работодатели, которые непосредственно принимают выпускников.

Как видите, изменений не очень много. И все они направлены на то, чтобы сделать систему образования более работоспособной, отвечающей самым современным требованиям, научить молодежь жить и работать в условиях инновационной экономики. Все мы обязаны самосовершенствоваться и идти в ногу со временем.

Юлия Ванина

Топ-новости
Свежие новости Беларуси