Проблема переработки и захоронения твердых коммунальных отходов остается ключевой для специалистов по охране окружающей среды. Об изменениях в законодательстве, борьбе с несанкционированными свалками, оптимизации сети полигонов для ТКО и новациях в сфере переработки отходов в интервью корреспонденту БЕЛТА рассказал начальник управления регулирования обращения с отходами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Руслан Михалевич.
- Руслан Васильевич, планируется корректировка законодательства по обращению с отходами. Какие изменения будут внесены?
- На данный момент к закону "Об обращении с отходами" существует большое количество подзаконных актов. Это постановления Минприроды, Минжилкомхоза, приказы, иные технические нормативно-правовые акты. Их много, и они достаточно разрознены, потому что принимались в силу определенных обстоятельств и в основном не корректировались. Когда мы начали проводить предварительную концептуальную оценку подзаконных актов, то пришли к выводу, что некоторые уже не актуальны, а некоторые требуют дополнения. В 2018 году мы планируем внести концепцию законодательного акта в правительство, и в случае одобрения начнется работа над самим документом.
Активно обсуждается концепция документа, вносятся предложения. Например, Минприроды продвигает введение запрета на производство неперерабатываемой упаковки. Также в одном из обсуждений прозвучало предложение запретить захоронение отходов, которые не прошли сортировку. Сейчас у нас действует только запрет на захоронение вторичных материальных ресурсов, но запрет на захоронение любых необработанных отходов - это европейская практика, и хотелось бы ввести его и у нас. Это найдет отражение в проекте концепции.
- Сколько всего образуется твердых коммунальных отходов в Беларуси за год? Сколько из этого объема направляется на переработку?
- За 2016 год у нас образовалось 4,3 млн т твердых коммунальных отходов. Из них использовано лишь около 16%. По состоянию на 1 сентября в Беларуси функционирует 168 больших полигонов для захоронения ТКО и 1 238 мини-полигонов в сельской местности.
За девять месяцев 2017 года совместно с нашими территориальными органами провели более 6 тыс. обследований полигонов, при этом выявлено 1 808 нарушений правил эксплуатации. К ответственности привлечено 190 лиц, в том числе 136 должностных лиц, сумма штрафов составила около Br30,5 тыс. В связи с выявленными фактами захоронения вторичных материальных ресурсов к ответственности привлечено 419 субъектов - юридических и физических лиц. Сумма штрафов составила почти Br74 тыс.
- На республиканском семинаре о совершенствовании и развитии ЖКХ глава государства обратил внимание на необходимость разработки долгосрочной программы по рекультивации и закрытию полигонов. Как продвигается работа в этом направлении?
- Оптимизация сети полигонов происходит постоянно. Это предусмотрено Национальной стратегией по обращению с твердыми коммунальными отходами и вторичными материальными ресурсами на период до 2035 года. В республиканский план мероприятий по наведению порядка на земле на 2017 год были включены мероприятия по рекультивации 188 мини-полигонов в сельской местности. По факту за девять месяцев рекультивировано уже 218 мини-полигонов. План по оптимизации перевыполняется, если есть такая возможность. После рекультивации полигонов наносится плодородный слой, и эта территория отдается под сельскохозяйственные земли или под лесовосстановление. Конечно, при этом соблюдаются правила экологической безопасности.
Минимизация количества мини-полигонов - задача на долгосрочную перспективу. Все мини-полигоны привязаны к населенным пунктам, поэтому сначала необходимо решить вопросы логистики, рассчитать транспортные расходы и только потом закрыть полигон. В этом вопросе необходим продуманный подход, нужно дать людям и предприятиям альтернативу, иначе закрытие мини-полигонов приведет к увеличению количества несанкционированных свалок.
За 9 месяцев текущего года выявлено 3 374 несанкционированные свалки, в том числе в лесах и на придорожных полосах. И здесь речь идет действительно о свалках, а не отдельных кучах мусора, которых больше. Все эти факты на сегодня устранены, но проблема стоит очень остро. Нужно проводить информирование, предлагать альтернативу, прорабатывать логистику, увеличивать использование твердых коммунальных отходов. Над этим мы сейчас и работаем.
Планируется постепенное сокращение количества больших полигонов для ТКО, но это более долгий и сложный процесс. Один из недавних ярких примеров - полигон "Северный", который закрыт с 1 октября. Разработан план мероприятий по выводу полигона из эксплуатации и его рекультивации.
- Наиболее остро проблема переработки и захоронения отходов стоит для Минска. Как планируется ее решать?
- За год в Минске образуется около 25% отходов от объема в стране - более 1 млн т коммунальных отходов. На данный момент ТКО из столицы поступают на два полигона - "Тростенецкий" и "Прудище", полигон "Северный" закрыт. На территории полигона "Тростенецкий" функционирует мусороперерабатывающий завод мощностью 100 тыс. т в год. Кроме того, стратегией по обращению с ТКО и ВМР на период до 2035 года предусматривается строительство мусоросжигательного завода мощностью около 500 тыс. т в год. Конкретное место пока не определено, рассматривается три площадки в окрестностях Минска. Предполагаемые сроки строительства - два года.
У нас действуют мусороперерабатывающие заводы в Гомеле, Могилеве, Барановичах, Бресте, Гродно и в Минске суммарной мощностью около 500 тыс. т в год. Есть еще предприятия, которые планируются к строительству, но это не глобальные, а региональные проекты.
- Как организована работа с инвесторами в сфере переработки отходов?
- К нам приходит много потенциальных инвесторов, готовых вкладывать в этот бизнес. Мы вместе с РУП "БелНИЦ Экология" изучаем морфологию отходов, устанавливаем, какой регион Беларуси будет наиболее благоприятным для инвестора. Предлагаются разные технологии - высокотемпературное сжигание, пиролиз с целью получения топлива и другие, мы стремимся подобрать для инвесторов подходящие варианты, чтобы они могли обеспечить переработку отходов в определенных промышленных или сельскохозяйственных регионах.
- Какие новые подходы к обращению с отходами планируется внедрять в Беларуси?
- Например, производство RDF-топлива. Это мировая практика, эффективный способ использования калорийной фракции отходов. Сокращение объема захоронения твердых коммунальных отходов только за счет производства RDF-топлива к 2021 году должно составить 330 тыс. т, а это около 8% от его общего объема на сегодня. RDF-топливо предполагается использовать на цементных заводах.
Также планируется развивать компостирование - получение компоста или искусственных грунтов из органической части отходов. Мы движемся к зеленой экономике, возвращаемся к органическому земледелию.
И еще один вариант - получение биогаза из органической части отходов. Это альтернативный источник энергии, который можно накапливать или напрямую сжигать и использовать в качестве топлива. Также на некоторых полигонах осуществляется извлечение так называемого свалочного газа - метана.
Идет речь о введении депозитно-залоговой системы обращения тары. Мы возвращаемся к практике, когда можно прийти в любой магазин и сдать тару. Сейчас в стоимость товара включена стоимость упаковки, и, выбрасывая упаковку, мы выбрасываем деньги и увеличиваем количество твердых коммунальных отходов. Депозитно-залоговая система - это перспективная идея, потому что она подразумевает не только стекло, но и пластик, алюминий и другие материалы. Должна быть создана инфраструктура, чтобы практически в любом месте можно было прийти и вернуть тару. Так что мы возвращаемся к истокам, но это будет уже более технологичный сбор, автоматизированная система.
Практически весь объем переработки отходов на данный момент обеспечивается за счет раздельного сбора мусора. Это сеть стационарных и мобильных пунктов, контейнерная сеть. Мы продолжим развивать эту систему как одну из составляющих процесса увеличения извлечения вторичных материальных ресурсов из состава ТКО.
У нас используется около 16% твердых коммунальных отходов. А в Национальной стратегии по обращению с твердыми коммунальными отходами и вторичными материальными ресурсами на период до 2035 года поставлена цель довести этот показатель до 40%. Нужно использовать комплекс методов и технологий - производство RDF-топлива и биогаза, компостирование, депозитно-залоговую систему обращения тары, раздельный сбор отходов, мусоросжигательный завод, который будет построен под Минском. Только в совокупности все эти способы использования отходов обеспечат нужный эффект.
Валерия ГАВРИЛОВА,
БЕЛТА.-0-