Квартирный ответ
В Минске на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий состоят около 275 тыс. семей, из них 90 тыс. семей в состоянии ожидания заветных квадратных метров более 10 лет, 44,5 тыс. семей - в статусе очередника более 15 лет, 31,8 тыс. - более 20 лет. Несмотря на беспрецедентные законодательные возможности в прошлом, а не строился раньше только ленивый, армия очередников в Минске вместо того, чтобы сокращаться, росла как снежный ком. В нынешней непростой экономической ситуации расходы бюджета пришлось пересмотреть. Объемы жилищного строительства и льготного кредитования сокращены. О том, как решался и решается в новых условиях квартирный вопрос в столице, в интервью корреспонденту БЕЛТА рассказал начальник управления жилищной политики Мингорисполкома Александр Авраменко.
- Александр Сергеевич, общеизвестно, что очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий в Минске на фоне других регионов страны самая большая. Оно и понятно: столица всегда была центром притяжения для иногородних в силу многочисленных возможностей. С другой стороны, относительно либеральное законодательство спровоцировало бум среди желающих улучшить свои жилищные условия…
- Абсолютно верно. Если на 1 января 1999 года в администрациях районов Минска на учете состояли чуть более 100 тыс. семей и эта цифра в последующие годы была стабильной, то в настоящее время очередь насчитывает 275 тыс. семей.
Миграционный прирост населения Минска, а в 2000-2010 годах в столицу прибыли более 170 тыс. иногородних, внес свою лепту в пополнение очереди нуждающихся в жилье в столице. Причина тому - отсутствие ограничений по срокам постоянного проживания (регистрации) в Минске для постановки на такой учет, которые были установлены только с 2008 года.
Ранее для получения статуса очередника учитывалось наличие в собственности и пользовании жилья в населенном пункте по месту постановки на такой учет. Это привело к тому, что граждане, имея в собственности жилье в других населенных пунктах республики, пополнили ряды столичных очередников. Так, например, в 2010 году на территории Минской области в собственности минчан зарегистрировано около 96,4 тыс. жилых помещений ориентировочной площадью 9,2 млн.кв.м.
- Не секрет, что многие воспользовались законодательной лазейкой в корыстных целях. В 2010 году указ №543 исключил возможность коммерческой наживы за счет жилья, возводимого с помощью государства. До принятия этого документа особо предприимчивые граждане умудрялись попадать в число очередников с завидной периодичностью. В ход шли любые схемы: фиктивные разводы, вселение родственников без фактического проживания, нерегистрация построенной недвижимости и многое другое. В результате либеральное законодательство спровоцировало парадоксальную ситуацию: чем больше государство строит, тем быстрее растет очередь на получение заветных метров.
- Начиная с 1999 года основным видом улучшения жилищных условий минчан является жилищное строительство с привлечением средств господдержки (льготных кредитов и субсидий), на что государство ежегодно затрачивало значительные суммы бюджетных средств. В результате в структуре жилищного фонда столицы преобладает частная форма собственности - 82,6%, из которых 93,9% - собственность физических лиц.
По данным Минского городского агентства по государственной регистрации и земельному кадастру, в 2010 году по одной квартире имели 508 тыс. минчан, по две - 55,3 тыс., по три - 5,4 тыс., по четыре - 742, по пять - 168, по шесть и более - 138 человек. Замечу, что не все построенное с государственной поддержкой жилье используется по назначению самими владельцами. Так, в наем (аренду) в Минске, по сведениям налоговой инспекции, граждане и индивидуальные предприниматели сдают порядка 38 тыс. жилых помещений.
- Получается, что государство стало заложником такой лояльной правовой базы?
- Либерализация законодательства и участие государства в строительстве жилья для очередников привели к тому, что ввод жилья в эксплуатацию в Минске на 1 тыс. человек за 2000-2009 годы увеличился практически вдвое. В 2010 году в городе построено более 1 млн. 85 тыс.кв.м жилья, в 2011-м - тоже свыше 1 млн.кв.м, а очередь практически не сокращается.
Очевидно, что назревала необходимость изменения нормативной правовой базы и внедрения новых механизмов для решения квартирного вопроса. В сложившейся ситуации льготное кредитование не может рассматриваться основным инструментом финансирования строительства жилья, поскольку государство уже не готово субсидировать население и предоставлять ему кредиты под невысокие проценты. К слову, в подавляющем большинстве стран западной и восточной Европы активно применяется механизм найма (аренды) жилья (практически 80% существующего жилищного фонда), а не его приобретения гражданами в собственность.
6 января глава государства подписал указ №13, предусматривающий новые механизмы кредитования для граждан. Указ вступит в силу с момента его официального опубликования. Согласно документу, льготные кредиты будут пяти типов: для многодетных семей - под 1% на 40 лет (на прежних условиях), для очередников, проживающих и работающих в малых городах с численностью населения до 20 тыс., - под 4,5% на 20 лет (10% от действующей ставки рефинансирования 45%, но не менее 3% годовых), для военнослужащих - под 5% на 20 лет в Минске, для молодых семей с двумя детьми - под 22,5% на 20 лет (50% от действующей ставки рефинансирования 45%, но не менее 5%). Пятым типом кредита (под 9% на 20 лет (20% ставки рефинансирования, но не менее 5% годовых) сможет воспользоваться широкий круг получателей: люди, имеющие право на внеочередное получение жилых помещений социального пользования, проживающие по срочным договорам найма в социальном и служебном жилье (без учета доходов); малообеспеченные из числа воспитывающих детей-инвалидов, инвалидов с детства I и II групп, инвалиды по статье 18 ЧАЭС, ветераны боевых действий на территории других государств, проживающие в непригодном жилье, лауреаты и стипендиаты президентских фондов, проживающие в общежитиях и по договорам найма (поднайма) жилья при отсутствии в собственности жилых помещений, а также судьи и прокурорские работники.
- Как складывается ситуация со строительством жилья в Минске с учетом последних правовых новаций?
- Согласно принятым Мингорисполкомом решениям, подлежит строительству 139 жилых домов - это около 18 тыс. квартир. Из них возводят 72 дома, по 67 домам строительство не начато.
В 2010 году горисполкомом были приняты решения об организации 83 жилищно-строительных производственных кооперативов (ЖСПК): 44 - ведомственных и 39 - местных исполнительных и распорядительных органов. В 72 строящихся жилых домах из 9630 квартир 999 распределены многодетным семьям и 486 квартир - гражданам других льготных категорий. Администрации районов утвердили в списках на получение льготного кредита 6571 семью, в том числе 945 многодетных, 487 - льготников. Министерством обороны утверждено в списках на льготный кредит порядка 1,4 тыс. человек. Не включены в списки на льготный кредит 1633 человека. Заключено 5829 кредитных договоров, не оформили договоры 2168 семей, утвержденных в списках на получение льготного кредита.
После вступления в силу изменений в порядок и условия льготного кредитования право на данный вид господдержки сохранят те граждане, которые заключили кредитный договор, то есть 5829 семей, а также 1250 граждан, включенных в списки на льготное кредитование, но не заключивших кредитные договоры. В 67 домах, возведение которых не началось, из 8213 квартир 586 распределено многодетным семьям, 2778 - гражданам других льготных категорий.
- А как же быть остальным очередникам? В такой переломный момент что можно им предложить?
- В нынешней ситуации важна роль предприятий и организаций. Посудите сами: ведомственных ЖСПК больше, чем ЖСПК местных исполнительных и распорядительных органов. Предприятия и организации, на базе которых создавались ЖСПК, могли бы оказать финансовую помощь своим работникам в строительстве жилья. И такие примеры в столице есть. Так, выразили готовность оказания финансовой поддержки работникам на строительство жилья ОАО "Минский часовой завод" (ЖСПК "Часовщик"), ОАО "Крион" (ЖСПК "Нефтехимик"). РУП "Белтелеком" (ЖСПК 897) планирует построить за счет предприятия три этажа жилого дома. Прорабатывают вопрос предоставления материальной помощи для строительства жилья УП "НПО "Центр" (ЖСПК "НПО "Центр"). В то же время пока степень участия ведомств в оказании помощи своим работникам при строительстве домов недостаточна.
Вместе с тем очевидно, что необходимо создавать возможности для активного участия в решении жилищной проблемы самих граждан с использованием различных финансовокредитных схем и механизмов: ипотечные кредиты, система жилищных строительных сбережений, займы предприятий. В настоящее время соответствующие предложения направлены на рассмотрение в правительство. Есть и другой вариант, которым смогут воспользоваться собственники жилья. Так, Министерство архитектуры и строительства разработало проект указа "Об утверждении положения о порядке внесения жилого помещения, находящегося в частной собственности, в качестве взноса в зачет стоимости строительства нового жилого помещения" - это новый механизм финансирования строительства жилья. Такой способ поможет собственникам жилого помещения (комната, квартира, дом, изолированная часть жилого дома, доля в жилом помещении) улучшить свои жилищные условия. Его применение снизит нагрузку на финансово-кредитную сферу государства, вовлечет в рынок жилья недвижимость граждан, строящих новое жилье, активизирует и разнообразит этот рынок, насытит его наиболее востребованными малокомнатными квартирами. Проектом документа предусмотрено, что стоимость жилого помещения, которое передается собственником застройщику или заказчику, будет насчитываться в качестве первоначального или последующих взносов в зачет стоимости строительства нового жилья в соответствии с условиями договора между заказчиком и собственником передаваемого жилья.
Кроме того, в Минске началась реализация пилотного проекта по развитию рынка арендного жилья. Два первых таких дома уже возводят в Первомайском районе столицы. В перспективе арендные дома построят в каждом районе города. Это тоже неплохой вариант решения квартирного вопроса.
Оксана Шикуть
В Минске на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий состоят около 275 тыс. семей, из них 90 тыс. семей в состоянии ожидания заветных квадратных метров более 10 лет, 44,5 тыс. семей - в статусе очередника более 15 лет, 31,8 тыс. - более 20 лет. Несмотря на беспрецедентные законодательные возможности в прошлом, а не строился раньше только ленивый, армия очередников в Минске вместо того, чтобы сокращаться, росла как снежный ком. В нынешней непростой экономической ситуации расходы бюджета пришлось пересмотреть. Объемы жилищного строительства и льготного кредитования сокращены. О том, как решался и решается в новых условиях квартирный вопрос в столице, в интервью корреспонденту БЕЛТА рассказал начальник управления жилищной политики Мингорисполкома Александр Авраменко.
- Александр Сергеевич, общеизвестно, что очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий в Минске на фоне других регионов страны самая большая. Оно и понятно: столица всегда была центром притяжения для иногородних в силу многочисленных возможностей. С другой стороны, относительно либеральное законодательство спровоцировало бум среди желающих улучшить свои жилищные условия…
- Абсолютно верно. Если на 1 января 1999 года в администрациях районов Минска на учете состояли чуть более 100 тыс. семей и эта цифра в последующие годы была стабильной, то в настоящее время очередь насчитывает 275 тыс. семей.
Миграционный прирост населения Минска, а в 2000-2010 годах в столицу прибыли более 170 тыс. иногородних, внес свою лепту в пополнение очереди нуждающихся в жилье в столице. Причина тому - отсутствие ограничений по срокам постоянного проживания (регистрации) в Минске для постановки на такой учет, которые были установлены только с 2008 года.
Ранее для получения статуса очередника учитывалось наличие в собственности и пользовании жилья в населенном пункте по месту постановки на такой учет. Это привело к тому, что граждане, имея в собственности жилье в других населенных пунктах республики, пополнили ряды столичных очередников. Так, например, в 2010 году на территории Минской области в собственности минчан зарегистрировано около 96,4 тыс. жилых помещений ориентировочной площадью 9,2 млн.кв.м.
- Не секрет, что многие воспользовались законодательной лазейкой в корыстных целях. В 2010 году указ №543 исключил возможность коммерческой наживы за счет жилья, возводимого с помощью государства. До принятия этого документа особо предприимчивые граждане умудрялись попадать в число очередников с завидной периодичностью. В ход шли любые схемы: фиктивные разводы, вселение родственников без фактического проживания, нерегистрация построенной недвижимости и многое другое. В результате либеральное законодательство спровоцировало парадоксальную ситуацию: чем больше государство строит, тем быстрее растет очередь на получение заветных метров.
- Начиная с 1999 года основным видом улучшения жилищных условий минчан является жилищное строительство с привлечением средств господдержки (льготных кредитов и субсидий), на что государство ежегодно затрачивало значительные суммы бюджетных средств. В результате в структуре жилищного фонда столицы преобладает частная форма собственности - 82,6%, из которых 93,9% - собственность физических лиц.
По данным Минского городского агентства по государственной регистрации и земельному кадастру, в 2010 году по одной квартире имели 508 тыс. минчан, по две - 55,3 тыс., по три - 5,4 тыс., по четыре - 742, по пять - 168, по шесть и более - 138 человек. Замечу, что не все построенное с государственной поддержкой жилье используется по назначению самими владельцами. Так, в наем (аренду) в Минске, по сведениям налоговой инспекции, граждане и индивидуальные предприниматели сдают порядка 38 тыс. жилых помещений.
- Получается, что государство стало заложником такой лояльной правовой базы?
- Либерализация законодательства и участие государства в строительстве жилья для очередников привели к тому, что ввод жилья в эксплуатацию в Минске на 1 тыс. человек за 2000-2009 годы увеличился практически вдвое. В 2010 году в городе построено более 1 млн. 85 тыс.кв.м жилья, в 2011-м - тоже свыше 1 млн.кв.м, а очередь практически не сокращается.
Очевидно, что назревала необходимость изменения нормативной правовой базы и внедрения новых механизмов для решения квартирного вопроса. В сложившейся ситуации льготное кредитование не может рассматриваться основным инструментом финансирования строительства жилья, поскольку государство уже не готово субсидировать население и предоставлять ему кредиты под невысокие проценты. К слову, в подавляющем большинстве стран западной и восточной Европы активно применяется механизм найма (аренды) жилья (практически 80% существующего жилищного фонда), а не его приобретения гражданами в собственность.
6 января глава государства подписал указ №13, предусматривающий новые механизмы кредитования для граждан. Указ вступит в силу с момента его официального опубликования. Согласно документу, льготные кредиты будут пяти типов: для многодетных семей - под 1% на 40 лет (на прежних условиях), для очередников, проживающих и работающих в малых городах с численностью населения до 20 тыс., - под 4,5% на 20 лет (10% от действующей ставки рефинансирования 45%, но не менее 3% годовых), для военнослужащих - под 5% на 20 лет в Минске, для молодых семей с двумя детьми - под 22,5% на 20 лет (50% от действующей ставки рефинансирования 45%, но не менее 5%). Пятым типом кредита (под 9% на 20 лет (20% ставки рефинансирования, но не менее 5% годовых) сможет воспользоваться широкий круг получателей: люди, имеющие право на внеочередное получение жилых помещений социального пользования, проживающие по срочным договорам найма в социальном и служебном жилье (без учета доходов); малообеспеченные из числа воспитывающих детей-инвалидов, инвалидов с детства I и II групп, инвалиды по статье 18 ЧАЭС, ветераны боевых действий на территории других государств, проживающие в непригодном жилье, лауреаты и стипендиаты президентских фондов, проживающие в общежитиях и по договорам найма (поднайма) жилья при отсутствии в собственности жилых помещений, а также судьи и прокурорские работники.
- Как складывается ситуация со строительством жилья в Минске с учетом последних правовых новаций?
- Согласно принятым Мингорисполкомом решениям, подлежит строительству 139 жилых домов - это около 18 тыс. квартир. Из них возводят 72 дома, по 67 домам строительство не начато.
В 2010 году горисполкомом были приняты решения об организации 83 жилищно-строительных производственных кооперативов (ЖСПК): 44 - ведомственных и 39 - местных исполнительных и распорядительных органов. В 72 строящихся жилых домах из 9630 квартир 999 распределены многодетным семьям и 486 квартир - гражданам других льготных категорий. Администрации районов утвердили в списках на получение льготного кредита 6571 семью, в том числе 945 многодетных, 487 - льготников. Министерством обороны утверждено в списках на льготный кредит порядка 1,4 тыс. человек. Не включены в списки на льготный кредит 1633 человека. Заключено 5829 кредитных договоров, не оформили договоры 2168 семей, утвержденных в списках на получение льготного кредита.
После вступления в силу изменений в порядок и условия льготного кредитования право на данный вид господдержки сохранят те граждане, которые заключили кредитный договор, то есть 5829 семей, а также 1250 граждан, включенных в списки на льготное кредитование, но не заключивших кредитные договоры. В 67 домах, возведение которых не началось, из 8213 квартир 586 распределено многодетным семьям, 2778 - гражданам других льготных категорий.
- А как же быть остальным очередникам? В такой переломный момент что можно им предложить?
- В нынешней ситуации важна роль предприятий и организаций. Посудите сами: ведомственных ЖСПК больше, чем ЖСПК местных исполнительных и распорядительных органов. Предприятия и организации, на базе которых создавались ЖСПК, могли бы оказать финансовую помощь своим работникам в строительстве жилья. И такие примеры в столице есть. Так, выразили готовность оказания финансовой поддержки работникам на строительство жилья ОАО "Минский часовой завод" (ЖСПК "Часовщик"), ОАО "Крион" (ЖСПК "Нефтехимик"). РУП "Белтелеком" (ЖСПК 897) планирует построить за счет предприятия три этажа жилого дома. Прорабатывают вопрос предоставления материальной помощи для строительства жилья УП "НПО "Центр" (ЖСПК "НПО "Центр"). В то же время пока степень участия ведомств в оказании помощи своим работникам при строительстве домов недостаточна.
Вместе с тем очевидно, что необходимо создавать возможности для активного участия в решении жилищной проблемы самих граждан с использованием различных финансовокредитных схем и механизмов: ипотечные кредиты, система жилищных строительных сбережений, займы предприятий. В настоящее время соответствующие предложения направлены на рассмотрение в правительство. Есть и другой вариант, которым смогут воспользоваться собственники жилья. Так, Министерство архитектуры и строительства разработало проект указа "Об утверждении положения о порядке внесения жилого помещения, находящегося в частной собственности, в качестве взноса в зачет стоимости строительства нового жилого помещения" - это новый механизм финансирования строительства жилья. Такой способ поможет собственникам жилого помещения (комната, квартира, дом, изолированная часть жилого дома, доля в жилом помещении) улучшить свои жилищные условия. Его применение снизит нагрузку на финансово-кредитную сферу государства, вовлечет в рынок жилья недвижимость граждан, строящих новое жилье, активизирует и разнообразит этот рынок, насытит его наиболее востребованными малокомнатными квартирами. Проектом документа предусмотрено, что стоимость жилого помещения, которое передается собственником застройщику или заказчику, будет насчитываться в качестве первоначального или последующих взносов в зачет стоимости строительства нового жилья в соответствии с условиями договора между заказчиком и собственником передаваемого жилья.
Кроме того, в Минске началась реализация пилотного проекта по развитию рынка арендного жилья. Два первых таких дома уже возводят в Первомайском районе столицы. В перспективе арендные дома построят в каждом районе города. Это тоже неплохой вариант решения квартирного вопроса.
Оксана Шикуть