Хэштег #перехват для нарушителя
Спустя месяц после того, как в социальной сети Твиттер в Интернете стартовал специальный проект ГУВД Мингорисполкома "Перехват", в ряды онлайн-помощников милиции вступает все большее количество добровольцев, а сообщения с пометкой (хэштег) #перехват стали одними из самых читаемых в русскоязычном Твиттере, заняв 9-е место в одном из последних недельных рейтингов популярности. Автор идеи, пресс-секретарь ГУВД Мингорисполкома Александр Ластовский, известный в Твиттере как @GUVD_Minsk, рассказал в интервью корреспонденту БЕЛТА, почему не боялся провала проекта, как Интернет помогает в борьбе с нарушителями, а также смогут ли милиция и общество найти общий язык.
- Как так получилось, что минская милиция завоевала популярность в Интернете, и не боялись ли вы негативной реакции и насмешек недоброжелателей?
- Два года назад, когда только выходили в сеть, мы понимали, что подвергаем себя большому риску. Ведь у нас нет того ореола, какой есть, скажем, у МЧС. Спасатель не может одним делать хорошо, а другим плохо - он спасает людей. А милиционер - может. Более того, милиция так или иначе должна это делать: преступника наказывать, жертву защищать. Поэтому в любом случае кто-то будет недоволен нашей работой. Интернет - живая среда. Разумеется, что там можно найти какие угодно мнения, и у нас хватало недоброжелателей. И многие недовольные подали голос именно в Твиттере. За два года, поверьте, нам многое пришлось о себе узнать и прочесть. Но мы через это прошли, и теперь, можно сказать, у нас выработался иммунитет против такого давления. С другой стороны, за это время мы поняли, что Интернет может нести огромную пользу, если направить его возможности в нужное русло. Ведь пользователи сети в своем большинстве очень креативные люди, готовые заниматься чем-то новым, открывать себя с неожиданной стороны. Как минимум, многие подмечают то, что не видят остальные, при этом пользуются фотоаппаратом или снимают на мобильник. И мы просто предложили им заниматься своим увлечением, реализовывать себя с пользой - даже не для нас, а для самих себя, для своего города.
- Вы ожидали, что люди загорятся "Перехватом"? Не думали, что предложение со стороны милиции могут проигнорировать?
- "Перехват" был лакмусовой бумажкой, чтобы определить, как на самом деле общество относится к своей милиции. И знаете, мы увидели, что наши граждане готовы воспринимать нас как своих помощников. Даже самые злостные наши недоброжелатели, которые в свое время позволяли себе особенно рьяно нас критиковать или, как говорят в Интернете, троллить, нет-нет, а все-таки решились передать информацию с пометкой #перехват. Это говорит о многом. То есть люди забыли о своих предубеждениях и просто стали жителями своего города, которые хотят, чтобы здесь был порядок, было безопасно. И они поняли, что только силами милиции этого нельзя добиться, и стали нам помогать по мере своих возможностей. И что самое важное - пошел отклик.
- В чем основная задача "Перехвата"? Каким образом проект помогает милиции?
- Пока нарушители боятся только человека в милицейской форме. Но милиционер не может каждую секунду находиться во всех дворах, во всех переулках города одновременно. Мы же хотим добиться того, чтобы присутствие любого человека поблизости, каждого прохожего заставляло нарушителя ощущать, что за ним следят. В Минске очень сложно остаться наедине - город густонаселен, постоянно есть кто-то, кто может быть свидетелем того или иного нарушения. И человек, который совершает преступление, или просто водитель, который на тротуаре паркует свою машину, будут задумываться: а не попаду ли я в кадр чьего-то мобильника. Простой пример: пару дней назад водитель "Доджа", паркуясь задним ходом, зацепил "Фольксваген". Зацепил и испугался, уже было ударил "по газам", чтобы скрыться с места происшествия, как вдруг увидел, что прохожий снимает его на мобильник. И водитель, испугавшись еще большей ответственности, остановился, отъехал назад и сидел в машине, пока не появился владелец "Фольксвагена". Затем они решили проблему на месте, так как ущерб был явно менее 200 евро и не было необходимости вызывать ГАИ. Таким образом удалось решить сразу несколько вопросов. Во-первых, если бы водитель "Доджа" скрылся, его пришлось бы искать. Его бы нашли, но побег с места происшествия только усугубил бы ситуацию, так как нет страшнее проступка для водителя. Во-вторых, разобравшись на месте, они не отвлекли работников ГАИ, которые в тот день в полном составе работали на различных ДТП по всему городу - у нас попросту не хватало экипажей. В этом случае задачи проекта были полностью достигнуты. Нам не нужно, чтобы прохожие догоняли нарушителя и самостоятельно пытались его задержать. Достаточно одной фотографии или информации, куда он движется, либо его примет для того, чтобы милиция смогла оперативно задержать нарушителя и, если потребуется, привлечь к ответу.
- Как относятся коллеги к проекту? Благодарны за помощь или обижаются, что подкинули им работы?
- Коллеги, безусловно, благодарны за то, что мы оказываем им информационную помощь и при этом не требуем бюрократической волокиты с ответными рапортами и всем прочим. Для них это очень полезная информация. К примеру, за ту же эвакуацию автохлама отвечают ЖЭСы. Они направляют владельцам таких авто на приколе уведомление с требованием убрать автомобиль на стоянку в течение 30 дней. В противном случае машина будет утилизирована. Но система не работает, так как автохлама много, а ЖЭСы просто не успевают все отследить. За ГАИ же закреплена обязанность выявлять и устанавливать автохлам. И если такое "железо" мешает проезду или подъезду, то это также головная боль ГАИ. Поэтому они рады, что мы лишний раз обращаем внимание, в том числе ЖЭСов, на каждый отдельно взятый "поставленный на века автомобиль". Причем в ЖЭСе понимают, что если кто-то прислал в милицию такую информацию, то он будет каждый день следить, убрали эту машину или нет, отреагировали ли на его сигнал.
Ежедневно к нам приходит от 50 до 100 сообщений, даже в выходные. Причем около 30 сообщений из них - по автохламу. В Минске, где есть проблема парковки, избавиться от такого балласта - дорогого стоит. Это не решит всей проблемы, но будет значительным подспорьем. В Твиттере даже прижился хэштег #автохлам. Его придумали сами пользователи, и мы договорились, что все сообщения такого рода идут с этой пометкой.
- Будет ли "Перехват" выходить за границы Твиттера?
- Безусловно. Уже работает сайт perehvat.by, где один доброволец разместил созданную им карту города, на которой в режиме реального времени в графическом виде размещается информация о пробках, маршрутах эвакуатора и т.д. В планах - создание такого приложения для мобильника. В любом случае это очень интересное нововведение с точки зрения графического отображения проекта "Перехват".
Кроме того, в ближайшие неделю-две стартует наш большой проект - сайт perehvat.gov.by. Он находится в ведении госорганов на защищенном хостинге, а создан также добровольцами и совсем бескорыстно. Мы предлагаем людям из любых социальных сетей писать информацию с пометкой #перехват. Специальные программы будут выдергивать эти сообщения и высылать на модерацию на центральный сайт. Там она будет модерироваться и распределяться по рубрикам. В итоге вся информация будет отображаться на единой живой ленте, каждый пользователь социальных сетей сможет не только прочесть ее, но и разместить особо понравившиеся материалы на своей собственной страничке. Таким образом, информация со всего Байнета будет аккумулироваться у нас. Кроме того, главенствовать в ленте будут запросы ГУВД с приметами разыскиваемых по горячим следам нарушителей.
- Нашлись ли желающие позаимствовать идею вашего проекта?
- Мэрия Москвы по нашим следам создала подобный проект. Но пока у них не нашлось энтузиаста, готового вплотную заниматься такой работой. И, несмотря на то, что ни одной ссылки на нас они не сделали, все знают, откуда растут ноги этой идеи. Иногда доходит до смешного. Недавно один из пользователей прислал фото с явно брошенной машиной и назвал адрес ее местонахождения. А я по карте не смог найти такого адреса. Оказалось - это в Москве. Люди там оценили нашу идею и пишут, даже понимая, что мы ничем не можем помочь. Такие же случаи были из Калининграда, Владивостока, Ростова - люди просят посодействовать в создании подобного проекта у них в городах. Мы им советуем не сидеть сложа руки, а самим делиться полезной информацией, таким образом помогая друг другу, упрощая жизнь города.
- Каким образом "Перехват" может помочь горожанам, изменить их в лучшую сторону?
- Прежде всего мы хотим, чтобы со временем люди научились сами себя защищать, делились оперативной информацией о дорожной обстановке в городе и прочее. И очень важно, что люди отзываются, присматриваются, становятся более внимательными. Сейчас наша главная проблема - отучить от бездушия, безразличия друг к другу. Люди настолько не общительны, не коммуникабельны, даже равнодушны друг к другу, они озлоблены и разобщены. А наш проект, я это вижу, сумел приобщить к делу даже самых отъявленных троллей. К примеру, такой сигнал недавно позволил вовремя укрепить поврежденный ветром рекламный щит в центре города. Если бы он сорвался, могли серьезно пострадать прохожие.
"Перехват" не ставит задачи наказать человека. Мы хотим приучить всех горожан к порядку. Многие удивляются, почему предупреждаем о готовящихся эвакуациях автомобилей. Но нам не нужны эти штрафы - мы хотим дать водителю возможность исправиться. Были случаи, когда люди читали, убирали автомобиль, и эвакуатор приезжал впустую. Значит, наша информация дошла до адресата. А 8 марта был случай, когда дежурный инспектор ГАИ попросил эвакуатор остановиться и отдать машину ее владельцу, который бежал позади. Ведь дело не в ответственности. Мы хотим приучить общество к культуре и взаимопониманию. Главное - устранить проблему, установить законность. Наказание не самоцель действий милиции. Проект "Перехват" направлен в этом отношении только на пользу.
Виталий ПЕТРОВИЧ