Потенциал рождаемости в Беларуси зависит от эффективности мер соцподдержки семей с детьми - эксперт
Самые "упрямые" в мире процессы - демографические. Их нельзя разрулить за пару-тройку лет, их нельзя одномоментно повернуть вспять: они вызревают десятилетиями, формируются всерьез и надолго, а их цикличность измеряется... поколениями. Однако при всей неповоротливости демографической машины есть апробированные способы ускорить ее ход. Один из них - усиление господдержки семей с детьми, которое служит импульсом для роста рождаемости. О том, под влиянием каких факторов формировались демографические процессы в нашей стране, каков портрет современной белорусской семьи и как укрепить демовоспроизводственный потенциал нации, - в беседе корреспондента БЕЛТА с директором НИИ труда Министерства труда и социальной защиты Светланой Шевченко.
- Светлана Васильевна, снижение рождаемости - общеевропейская тенденция. И Беларусь движется, увы, в этом общеевропейском демографическом русле. Хотя, безусловно, были в истории нашей страны и урожайные на детей времена, когда наблюдался бурный всплеск рождаемости. Правда, на смену бэби-буму неминуемо приходил бэби-спад...
- Чтобы спрогнозировать развитие демографической ситуации в будущем, необходим экскурс в прошлое.
Начнем с послевоенных лет. В конце 40-х и в 50-е годы прошлого столетия в Беларуси наблюдался всплеск рождаемости. По существу, сказывалась естественная потребность людей в семье, в детях. Однако в 60-е годы ситуация кардинально изменилась, поскольку в брачный и детородный возраст вступило малочисленное поколение белорусов, рожденных в годы ВОВ. Причем снижение рождаемости было характерно буквально для всех социальных групп населения.
В 70-е годы произошла относительная стабилизация рождаемости. Хотя, казалось бы, должен был быть солидный рост - сложились вроде бы демографические предпосылки для этого (рожденные в 50-е годы достигли возраста создания брачных пар; женщины 50-х годов рождения вступили в активный детородный возраст). Но, очевидно, свое негативное влияние оказала развернувшаяся индустриализация страны, освоение целины, грандиозные стройки. Да и действующие на тот момент меры социальной политики недостаточно мотивировали женщин к совмещению активной трудовой деятельности с рождением детей. В те годы отпуск в связи с рождением ребенка не превышал 2 месяцев. Впрочем, мать могла не выходить на работу до исполнения ребенку 1 года, но без оплаты. А это могла себе позволить далеко не каждая семья...
Показатель рождаемости пошел вверх в первой половине 80-х годов. Это закономерный результат симбиоза двух важных факторов: положительная динамика возрастной структуры населения была удачно дополнена мерами социально-экономического характера по стимулированию рождаемости. Так, с марта 1981 года отпуск по уходу за ребенком до исполнения ему 1 года стал частично оплачиваемым, а до 1,5 лет - сохранялся без оплаты; если в семье было 2 и более детей до 12 лет, то мать получала право на дополнительный оплачиваемый трудовой отпуск до 3 дней и по согласованию с нанимателем без оплаты - до 2 недель. Кроме того, с 1982 года работающие матери стали впервые в нашей стране получать единовременное пособие на рождение малышей, причем дифференцированное в зависимости от очередности рождения детей (на второго и последующих выплаты были гораздо больше, чем на первенца). Детям до 2 лет предоставлялось бесплатное детское питание. Пусть скромное (молоко, кефир и творожок), но зато всем малышам. Ввели бесплатное питание в дошкольных и школьных учреждениях для многодетных и малообеспеченных семей. Также были введены льготы на получение жилья и доступ к дефицитным товарам детского ассортимента для семей с тремя и более детьми.
- Такой широкий комплекс мер поддержки семей не мог не вызвать демографический резонанс.
- Безусловно, это стало стимулом для реализации репродуктивных установок родителей, особенно в тех семьях, которые ранее откладывали рождение детей по тем или иным причинам. При этом в когорте женщин 20-24 года рождаемость увеличилась на 4%, 25-29 лет - на 10%, 30-35 лет - на 7%, в когорте женщин 35-39 лет - на 12%. Расчеты показывают, что прирост родившихся в период с 1981 года по 1983 год был обусловлен структурными факторами на 47% и на 53% - действием мер социальной политики.
- Однако, как свидетельствует мировая практика, усиление господдержки семей при рождении детей приводит к кратковременному эффекту, а потом рождаемость вновь идет на убыль: люди привыкают к подросшим размерам помощи как к должному и уже не воспринимают их как стимул.
- Поэтому в конце 80-х годов вновь были активизированы меры социальной политики. Частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком был продлен до исполнения ребенку 1,5 лет, а дополнительный отпуск без сохранения заработной платы - до 3 лет. В 1990 году в малообеспеченных семьях матерям впервые стали выплачивать пособие на ребенка до достижения им возраста 6 лет; для женщин, наблюдаемых в государственных медицинских учреждениях с ранних сроков беременности, впервые было введено единовременное пособие.
Однако политические события начала 90-х годов, приведшие к распаду Советского Союза и тяжелому экономическому кризису в ставших самостоятельными союзных республиках, свели на ноль эффект действия мер социальной политики 80-х годов. Негативную роль сыграла и массовая эмиграция молодежи в Израиль, США, Германию. Начался затяжной период снижения рождаемости в нашей стране. Ситуацию не смогли преломить даже очередные нововведения (с 1992 года отпуск по уходу за ребенком с выплатой ежемесячного пособия в Беларуси был продлен до исполнения ребенку 3 лет; в малообеспеченных семьях стали выплачивать пособие на ребенка до достижения им возраста 18 лет; введены дополнительно пособия семьям с детьми-инвалидами и детьми, инфицированными ВИЧ).
С 1993 года в республике начала печальный отсчет депопуляция населения - смертность превысила рождаемость. В 1997 году число новорожденных упало до своего минимального значения за последние 50 лет (на свет появилось всего лишь 89,6 тыс. младенцев).
- Интересна, на мой взгляд, хронология демографических стимулов XXI века.
- В 2004 году были приняты нормативные правовые акты, дающие право многодетным семьям на льготные кредиты при строительстве жилья и получение финансовой помощи в погашении задолженности по льготным кредитам. В 2005 году размер пособия в связи с рождением третьего и последующих детей составил 3 бюджета прожиточного минимума (БПМ), а при рождении первого и второго ребенка - 2 БПМ. С 2005 года также была введена единовременная выплата денежной компенсации при рождении близнецов в размере 2 БПМ на каждого ребенка. В 2006 году в 2,6 раза увеличен размер единовременной денежной выплаты многодетным матерям, награжденным орденом Матери. В 2007 году размеры единовременных пособий при рождении первого ребенка были повышены до 5 БПМ, при рождении второго и последующих детей - до 7 БПМ. Увеличено пособие для женщин, наблюдаемых в государственных медицинских учреждениях с ранних сроков беременности.
Кроме того, на пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет (в случае выхода матери на работу или учебу) получили право другие работающие родственники ребенка. Практически все пособия на детей были также распространены на семьи, усыновляющие (удочеряющие) детей либо на опекунов. На пособие по беременности и родам также получили право самозанятые женщины, самостоятельно уплачивающие взносы на социальное страхование.
В 2000-е годы в нашей стране начала функционировать система государственной адресной социальной помощи (ГАСП), основными получателями которой как раз стали семьи с детьми, поскольку именно среди семей с детьми - из-за наличия иждивенцев - наиболее широко была распространена малообеспеченность. Поэтапное совершенствование системы ГАСП способствовало выводу из бедности большого числа семей с детьми, прежде всего многодетных и неполных (они составляли до 80% всех получателей ГАСП).
- Свою положительную лепту внес структурный демографический фактор: в наиболее плодородный возраст вступило поколение родившихся в 80-е годы.
- С этим не поспоришь. В результате совместного влияния структурного демографического фактора и мер социальной политики с 2004-го по 2009 годы отмечался устойчивый рост рождаемости. Повышение интенсивности рождаемости в эти годы наблюдалось практически во всех возрастных группах женщин. Однако если в когортах женщин моложе 20 лет и 20-24 года рождаемость выросла на 7%, то в когорте 25-29 лет - на 22%, в когорте 30-34 года - на 40%, а в когорте 35-39 лет - на 56%. Таким образом, на государственные меры стимулирования рождаемости наиболее активно отреагировали женщины в возрасте 25-39 лет, особенно в возрасте 30-39 лет. В 2004-2009 годы увеличился вклад вторых и третьих детей в общий показатель рождаемости. Так, если число рождений первенцев возросло на 12%, то число рождений вторых детей увеличилось на 35%, третьих и последующих детей - на 28%.
- По существу, в 2000-е годы под влиянием социально-экономических мер вновь наблюдается реализация репродуктивных установок в тех семьях, которые ранее откладывали рождение детей.
- Вместе с тем, вследствие постепенного снижения вклада в рождаемость поколения 80-х годов и одновременного вступления в брачный и детородный возраст малочисленных родившихся в 90-е годы, рождаемость в нашей стране вновь стала снижаться. В 2010 году число новорожденных по сравнению с 2009-м сократилось на 1140.
Поскольку в 90-е годы было, как я уже говорила, продолжительное и интенсивное снижение рождаемости, то отрицательное влияние на рождаемость структурного фактора будет довольно продолжительным. Оно продлится, как прогнозируется, вплоть до 2030 года.
- Это пессимистичный вариант развития демографических событий. Что может внести в него оптимистическую ноту?
- Чтобы уменьшить глубину падения рождаемости, несмотря на влияние на национальную экономику мирового финансового кризиса 2009-2010 годов, необходимо сохранить от обесценивания ранее принятые меры социальной политики и даже усилить их.
В этой связи особенно важное значение приобретает Национальная программа демографической безопасности на 2011-2015 годы. Следует понимать, что мероприятия программы не смогут предотвратить спада рождаемости, но могут смягчить его. Это очень важно, от того, насколько эффективными будут меры социальной политики, зависит структурный потенциал будущей рождаемости.
Пока что меры социальной политики в основном способствовали реализации сложившихся репродуктивных установок родителей на желаемое количество детей в тех семьях, которые ранее откладывали рождение детей по тем или иным причинам. Для воспроизводства населения важно, сколько в сумме каждое поколение оставит после себя детей, и не столь важно их распределение по годам.
- К сожалению, в Беларуси уровень рождаемости не обеспечивает даже простое воспроизводство населения...
- Анализ интенсивности рождаемости чаще всего характеризуется суммарным коэффициентом рождаемости (среднее количество живых детей, рожденных женщиной). Для воспроизводства населения значение данного коэффициента должно быть не ниже 2,15. В 60-80-е годы суммарный коэффициент рождаемости в нашей стране был выше 2,15, в 90-е и 2000-е годы этот показатель стал существенно ниже 2,15. В прошлом году суммарный коэффициент рождаемости был равен 1,49 - такой уровень рождаемости обеспечивает воспроизводство населения страны только на 66%.
- Чем, на ваш взгляд, обусловлено снижение рождаемости в Беларуси?
- Прежде всего снижением социальных норм детности и степени их реализации. Научные исследования репродуктивных установок населения показывают, что желаемое число детей у нашей молодежи в среднем составляет 2,23, планируемое в семье - 1,94, фактическое рождение детей - 1,4-1,5.
Причем на рождение первых детей в основном оказывают влияние психологические мотивы. Опрос молодых женщин, состоящих в браке и ожидающих рождения первого ребенка, показал, что в большинстве своем рождение первенца они связывают с потребностью в детях, и рождение ребенка для них является одним из условий социализации личности.
А вот при рождении второго и последующих детей на первое место выходят уже мотивы материального характера, экономические факторы. Прежде всего, это постоянная работа, стабильные доходы, в том числе и пособия, соизмеримые с уровнем получаемой заработной платы, наличие отдельного жилья или доступные кредиты на строительство или покупку жилья. Названные факторы являются ключевыми при принятии решения о рождении второго и последующих детей. Они и должны быть основой мер социальной политики государства.
Интересно, что большинство опрошенных нацелено именно на двухдетную семью, то есть потенциал есть! Вместе с тем, согласно социологическим опросам, только у 70% молодых семейных пар ожидаемое число детей соответствует желаемому. Таким образом, меры социальной политики должны обеспечивать реализацию потенциала репродуктивных установок как можно у большего числа женщин.
- Какой обобщенный портрет современной белорусской семьи?
- Эволюция семьи в Беларуси сегодня характеризуется следующими чертами: существенное преобладание однодетной семьи; повышение возраста вступления в брак и рождения детей, в том числе первенцев; неустойчивость браков, высокий уровень разводимости; значительный удельный вес внебрачных детей и распространение гражданских браков; семейное неблагополучие.
Вот уже многие годы наблюдается массовое распространение однодетной семьи. Причин тому много. Одна из них в том, что в 90-е годы - в условиях невысокого уровня жизни населения в целом, когда к малообеспеченным относилась каждая третья семья - дети становились главным фактором бедности. Поэтому ограничение семьей количества детей являлось самым действенным средством ее социальной самозащиты. Для сравнения: в последние годы масштабы бедности в нашей стране составляли 4-5%, а в 90-е годы было и 30%, и 40%, причем среди семей с детьми этот показатель возрастал до 70-80%.
Другой причиной стала массовая нацеленность молодежи на получение высшего образования. В связи с этим выход молодых поколений на рынок труда осуществляется в более позднем возрасте, что приводит к увеличению рождаемости в более старших возрастных когортах женщин и к сокращению рождаемости в наиболее молодых когортах. Стремление сделать карьеру, заработать, приобрести собственное жилье - все это приводит к росту откладываемого рождения если не первого, то уж точно второго и третьего ребенка.
В 2009 году средний возраст матери при рождении детей составил 27 лет, при рождении первого ребенка - 24,6 года. Повысился и средний возраст женщин при вступлении в первый брак - 24,2 года. Смещение интенсивности рождений и появление первенцев в более старших возрастных группах женщин является тенденцией для многих стран, однако во многих из них показатели рождаемости более высокие, чем в Беларуси. И, как показывает анализ, причиной этого является уровень материального благосостояния: чем выше уровень жизни, тем выше суммарный коэффициент рождаемости (несмотря на то, что высоким оказывается возраст матери при рождении первого ребенка).
- В Беларуси высоки также коэффициенты брачности и разводимости по сравнению с другими странами...
- С одной стороны, это указывает на стремление населения к регистрации брачных союзов, с другой стороны, на непрочность заключаемых браков.
Тенденция к ослабеванию брачных отношений наметилась в начале 1990-х годов в сложной социально-экономической ситуации в стране. С 1990-го по 2000 год происходило интенсивное снижение коэффициента брачности при одновременном увеличении значения коэффициента разводимости. С начала 2000-х годов наметилась тенденция к улучшению ситуации, что наряду с другими факторами, конечно же, способствовало повышению рождаемости в Беларуси.
Вместе с тем в последние годы индекс разводимости вновь стал расти. Сегодня практически каждый второй брак распадается. Это очень высокий процент, что свидетельствует о неустойчивости семейных отношений, кризисе института семьи.
Еще одна проблема - внебрачная рождаемость. Хотя доля детей, рожденных вне брака, в общей численности младенцев с 2005 года устойчиво снижается, но все же остается довольно высокой. В 2005 году каждый четвертый ребенок был рожден вне брака, в 2009 году - каждый пятый. Между тем женщины, состоящие в браке, имеют значительно большее количество детей, чем незамужние.
Причины рождения детей вне зарегистрированного брака имеют существенные различия по возрасту матери. У самых младших из них основная причина связана с низкой культурой контрацепции (внебрачные рождения в возрасте до 20 лет чаще всего являются результатом нежелательной беременности). В старших возрастах - это в основном результат осознанного намерения женщины родить ребенка, не вступая в зарегистрированный брак. Наряду с трудностями подбора брачного партнера сказываются также возросшие требования к браку, экономическая независимость женщин.
Высокий уровень разводимости, рост числа внебрачных детей, высокая смертность мужчин увеличивают количество неполных семей. Доля их сегодня составляет 15%.
Еще одна серьезная проблема - неблагополучные семьи с детьми. Речь идет о семьях, в которые государство вынуждено вмешиваться, обеспечивая защиту детей. Распространение алкоголизма среди родителей, особенно молодых, вынуждает государство ради детей идти на такие серьезные меры, как лишение родительских прав, изъятие детей из семьи, принудительное трудоустройство родителей с целью возмещения ими затрат госбюджета на содержание детей. Совместные межведомственные усилия приносят плоды: снижается число детей, изъятых из неблагополучных семей, а количество отказов родителей от детей с 2007 года снизилось вдвое. Увеличивается число детей, возвращаемых в семью (с 2007 года возвращено в ранее неблагополучные семьи более 1,4 тыс. детей).
- На мой взгляд, семейная модель "мама, папа и трое детей" как общий выбор вряд ли достижима.
- Но к этому надо стремиться. Женщине нужно дать возможность сочетать работу и материнство. Необходимо совершенствование социальной инфраструктуры. Следует учитывать изменение гендерных установок общества в отношении семейных ролей (выравнивание нагрузки на мужчину и женщину). И, безусловно, не обойтись без наращивания стимулирующих выплат на детей.
Елена ПРУС
Самые "упрямые" в мире процессы - демографические. Их нельзя разрулить за пару-тройку лет, их нельзя одномоментно повернуть вспять: они вызревают десятилетиями, формируются всерьез и надолго, а их цикличность измеряется... поколениями. Однако при всей неповоротливости демографической машины есть апробированные способы ускорить ее ход. Один из них - усиление господдержки семей с детьми, которое служит импульсом для роста рождаемости. О том, под влиянием каких факторов формировались демографические процессы в нашей стране, каков портрет современной белорусской семьи и как укрепить демовоспроизводственный потенциал нации, - в беседе корреспондента БЕЛТА с директором НИИ труда Министерства труда и социальной защиты Светланой Шевченко.
- Светлана Васильевна, снижение рождаемости - общеевропейская тенденция. И Беларусь движется, увы, в этом общеевропейском демографическом русле. Хотя, безусловно, были в истории нашей страны и урожайные на детей времена, когда наблюдался бурный всплеск рождаемости. Правда, на смену бэби-буму неминуемо приходил бэби-спад...
- Чтобы спрогнозировать развитие демографической ситуации в будущем, необходим экскурс в прошлое.
Начнем с послевоенных лет. В конце 40-х и в 50-е годы прошлого столетия в Беларуси наблюдался всплеск рождаемости. По существу, сказывалась естественная потребность людей в семье, в детях. Однако в 60-е годы ситуация кардинально изменилась, поскольку в брачный и детородный возраст вступило малочисленное поколение белорусов, рожденных в годы ВОВ. Причем снижение рождаемости было характерно буквально для всех социальных групп населения.
В 70-е годы произошла относительная стабилизация рождаемости. Хотя, казалось бы, должен был быть солидный рост - сложились вроде бы демографические предпосылки для этого (рожденные в 50-е годы достигли возраста создания брачных пар; женщины 50-х годов рождения вступили в активный детородный возраст). Но, очевидно, свое негативное влияние оказала развернувшаяся индустриализация страны, освоение целины, грандиозные стройки. Да и действующие на тот момент меры социальной политики недостаточно мотивировали женщин к совмещению активной трудовой деятельности с рождением детей. В те годы отпуск в связи с рождением ребенка не превышал 2 месяцев. Впрочем, мать могла не выходить на работу до исполнения ребенку 1 года, но без оплаты. А это могла себе позволить далеко не каждая семья...
Показатель рождаемости пошел вверх в первой половине 80-х годов. Это закономерный результат симбиоза двух важных факторов: положительная динамика возрастной структуры населения была удачно дополнена мерами социально-экономического характера по стимулированию рождаемости. Так, с марта 1981 года отпуск по уходу за ребенком до исполнения ему 1 года стал частично оплачиваемым, а до 1,5 лет - сохранялся без оплаты; если в семье было 2 и более детей до 12 лет, то мать получала право на дополнительный оплачиваемый трудовой отпуск до 3 дней и по согласованию с нанимателем без оплаты - до 2 недель. Кроме того, с 1982 года работающие матери стали впервые в нашей стране получать единовременное пособие на рождение малышей, причем дифференцированное в зависимости от очередности рождения детей (на второго и последующих выплаты были гораздо больше, чем на первенца). Детям до 2 лет предоставлялось бесплатное детское питание. Пусть скромное (молоко, кефир и творожок), но зато всем малышам. Ввели бесплатное питание в дошкольных и школьных учреждениях для многодетных и малообеспеченных семей. Также были введены льготы на получение жилья и доступ к дефицитным товарам детского ассортимента для семей с тремя и более детьми.
- Такой широкий комплекс мер поддержки семей не мог не вызвать демографический резонанс.
- Безусловно, это стало стимулом для реализации репродуктивных установок родителей, особенно в тех семьях, которые ранее откладывали рождение детей по тем или иным причинам. При этом в когорте женщин 20-24 года рождаемость увеличилась на 4%, 25-29 лет - на 10%, 30-35 лет - на 7%, в когорте женщин 35-39 лет - на 12%. Расчеты показывают, что прирост родившихся в период с 1981 года по 1983 год был обусловлен структурными факторами на 47% и на 53% - действием мер социальной политики.
- Однако, как свидетельствует мировая практика, усиление господдержки семей при рождении детей приводит к кратковременному эффекту, а потом рождаемость вновь идет на убыль: люди привыкают к подросшим размерам помощи как к должному и уже не воспринимают их как стимул.
- Поэтому в конце 80-х годов вновь были активизированы меры социальной политики. Частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком был продлен до исполнения ребенку 1,5 лет, а дополнительный отпуск без сохранения заработной платы - до 3 лет. В 1990 году в малообеспеченных семьях матерям впервые стали выплачивать пособие на ребенка до достижения им возраста 6 лет; для женщин, наблюдаемых в государственных медицинских учреждениях с ранних сроков беременности, впервые было введено единовременное пособие.
Однако политические события начала 90-х годов, приведшие к распаду Советского Союза и тяжелому экономическому кризису в ставших самостоятельными союзных республиках, свели на ноль эффект действия мер социальной политики 80-х годов. Негативную роль сыграла и массовая эмиграция молодежи в Израиль, США, Германию. Начался затяжной период снижения рождаемости в нашей стране. Ситуацию не смогли преломить даже очередные нововведения (с 1992 года отпуск по уходу за ребенком с выплатой ежемесячного пособия в Беларуси был продлен до исполнения ребенку 3 лет; в малообеспеченных семьях стали выплачивать пособие на ребенка до достижения им возраста 18 лет; введены дополнительно пособия семьям с детьми-инвалидами и детьми, инфицированными ВИЧ).
С 1993 года в республике начала печальный отсчет депопуляция населения - смертность превысила рождаемость. В 1997 году число новорожденных упало до своего минимального значения за последние 50 лет (на свет появилось всего лишь 89,6 тыс. младенцев).
- Интересна, на мой взгляд, хронология демографических стимулов XXI века.
- В 2004 году были приняты нормативные правовые акты, дающие право многодетным семьям на льготные кредиты при строительстве жилья и получение финансовой помощи в погашении задолженности по льготным кредитам. В 2005 году размер пособия в связи с рождением третьего и последующих детей составил 3 бюджета прожиточного минимума (БПМ), а при рождении первого и второго ребенка - 2 БПМ. С 2005 года также была введена единовременная выплата денежной компенсации при рождении близнецов в размере 2 БПМ на каждого ребенка. В 2006 году в 2,6 раза увеличен размер единовременной денежной выплаты многодетным матерям, награжденным орденом Матери. В 2007 году размеры единовременных пособий при рождении первого ребенка были повышены до 5 БПМ, при рождении второго и последующих детей - до 7 БПМ. Увеличено пособие для женщин, наблюдаемых в государственных медицинских учреждениях с ранних сроков беременности.
Кроме того, на пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет (в случае выхода матери на работу или учебу) получили право другие работающие родственники ребенка. Практически все пособия на детей были также распространены на семьи, усыновляющие (удочеряющие) детей либо на опекунов. На пособие по беременности и родам также получили право самозанятые женщины, самостоятельно уплачивающие взносы на социальное страхование.
В 2000-е годы в нашей стране начала функционировать система государственной адресной социальной помощи (ГАСП), основными получателями которой как раз стали семьи с детьми, поскольку именно среди семей с детьми - из-за наличия иждивенцев - наиболее широко была распространена малообеспеченность. Поэтапное совершенствование системы ГАСП способствовало выводу из бедности большого числа семей с детьми, прежде всего многодетных и неполных (они составляли до 80% всех получателей ГАСП).
- Свою положительную лепту внес структурный демографический фактор: в наиболее плодородный возраст вступило поколение родившихся в 80-е годы.
- С этим не поспоришь. В результате совместного влияния структурного демографического фактора и мер социальной политики с 2004-го по 2009 годы отмечался устойчивый рост рождаемости. Повышение интенсивности рождаемости в эти годы наблюдалось практически во всех возрастных группах женщин. Однако если в когортах женщин моложе 20 лет и 20-24 года рождаемость выросла на 7%, то в когорте 25-29 лет - на 22%, в когорте 30-34 года - на 40%, а в когорте 35-39 лет - на 56%. Таким образом, на государственные меры стимулирования рождаемости наиболее активно отреагировали женщины в возрасте 25-39 лет, особенно в возрасте 30-39 лет. В 2004-2009 годы увеличился вклад вторых и третьих детей в общий показатель рождаемости. Так, если число рождений первенцев возросло на 12%, то число рождений вторых детей увеличилось на 35%, третьих и последующих детей - на 28%.
- По существу, в 2000-е годы под влиянием социально-экономических мер вновь наблюдается реализация репродуктивных установок в тех семьях, которые ранее откладывали рождение детей.
- Вместе с тем, вследствие постепенного снижения вклада в рождаемость поколения 80-х годов и одновременного вступления в брачный и детородный возраст малочисленных родившихся в 90-е годы, рождаемость в нашей стране вновь стала снижаться. В 2010 году число новорожденных по сравнению с 2009-м сократилось на 1140.
Поскольку в 90-е годы было, как я уже говорила, продолжительное и интенсивное снижение рождаемости, то отрицательное влияние на рождаемость структурного фактора будет довольно продолжительным. Оно продлится, как прогнозируется, вплоть до 2030 года.
- Это пессимистичный вариант развития демографических событий. Что может внести в него оптимистическую ноту?
- Чтобы уменьшить глубину падения рождаемости, несмотря на влияние на национальную экономику мирового финансового кризиса 2009-2010 годов, необходимо сохранить от обесценивания ранее принятые меры социальной политики и даже усилить их.
В этой связи особенно важное значение приобретает Национальная программа демографической безопасности на 2011-2015 годы. Следует понимать, что мероприятия программы не смогут предотвратить спада рождаемости, но могут смягчить его. Это очень важно, от того, насколько эффективными будут меры социальной политики, зависит структурный потенциал будущей рождаемости.
Пока что меры социальной политики в основном способствовали реализации сложившихся репродуктивных установок родителей на желаемое количество детей в тех семьях, которые ранее откладывали рождение детей по тем или иным причинам. Для воспроизводства населения важно, сколько в сумме каждое поколение оставит после себя детей, и не столь важно их распределение по годам.
- К сожалению, в Беларуси уровень рождаемости не обеспечивает даже простое воспроизводство населения...
- Анализ интенсивности рождаемости чаще всего характеризуется суммарным коэффициентом рождаемости (среднее количество живых детей, рожденных женщиной). Для воспроизводства населения значение данного коэффициента должно быть не ниже 2,15. В 60-80-е годы суммарный коэффициент рождаемости в нашей стране был выше 2,15, в 90-е и 2000-е годы этот показатель стал существенно ниже 2,15. В прошлом году суммарный коэффициент рождаемости был равен 1,49 - такой уровень рождаемости обеспечивает воспроизводство населения страны только на 66%.
- Чем, на ваш взгляд, обусловлено снижение рождаемости в Беларуси?
- Прежде всего снижением социальных норм детности и степени их реализации. Научные исследования репродуктивных установок населения показывают, что желаемое число детей у нашей молодежи в среднем составляет 2,23, планируемое в семье - 1,94, фактическое рождение детей - 1,4-1,5.
Причем на рождение первых детей в основном оказывают влияние психологические мотивы. Опрос молодых женщин, состоящих в браке и ожидающих рождения первого ребенка, показал, что в большинстве своем рождение первенца они связывают с потребностью в детях, и рождение ребенка для них является одним из условий социализации личности.
А вот при рождении второго и последующих детей на первое место выходят уже мотивы материального характера, экономические факторы. Прежде всего, это постоянная работа, стабильные доходы, в том числе и пособия, соизмеримые с уровнем получаемой заработной платы, наличие отдельного жилья или доступные кредиты на строительство или покупку жилья. Названные факторы являются ключевыми при принятии решения о рождении второго и последующих детей. Они и должны быть основой мер социальной политики государства.
Интересно, что большинство опрошенных нацелено именно на двухдетную семью, то есть потенциал есть! Вместе с тем, согласно социологическим опросам, только у 70% молодых семейных пар ожидаемое число детей соответствует желаемому. Таким образом, меры социальной политики должны обеспечивать реализацию потенциала репродуктивных установок как можно у большего числа женщин.
- Какой обобщенный портрет современной белорусской семьи?
- Эволюция семьи в Беларуси сегодня характеризуется следующими чертами: существенное преобладание однодетной семьи; повышение возраста вступления в брак и рождения детей, в том числе первенцев; неустойчивость браков, высокий уровень разводимости; значительный удельный вес внебрачных детей и распространение гражданских браков; семейное неблагополучие.
Вот уже многие годы наблюдается массовое распространение однодетной семьи. Причин тому много. Одна из них в том, что в 90-е годы - в условиях невысокого уровня жизни населения в целом, когда к малообеспеченным относилась каждая третья семья - дети становились главным фактором бедности. Поэтому ограничение семьей количества детей являлось самым действенным средством ее социальной самозащиты. Для сравнения: в последние годы масштабы бедности в нашей стране составляли 4-5%, а в 90-е годы было и 30%, и 40%, причем среди семей с детьми этот показатель возрастал до 70-80%.
Другой причиной стала массовая нацеленность молодежи на получение высшего образования. В связи с этим выход молодых поколений на рынок труда осуществляется в более позднем возрасте, что приводит к увеличению рождаемости в более старших возрастных когортах женщин и к сокращению рождаемости в наиболее молодых когортах. Стремление сделать карьеру, заработать, приобрести собственное жилье - все это приводит к росту откладываемого рождения если не первого, то уж точно второго и третьего ребенка.
В 2009 году средний возраст матери при рождении детей составил 27 лет, при рождении первого ребенка - 24,6 года. Повысился и средний возраст женщин при вступлении в первый брак - 24,2 года. Смещение интенсивности рождений и появление первенцев в более старших возрастных группах женщин является тенденцией для многих стран, однако во многих из них показатели рождаемости более высокие, чем в Беларуси. И, как показывает анализ, причиной этого является уровень материального благосостояния: чем выше уровень жизни, тем выше суммарный коэффициент рождаемости (несмотря на то, что высоким оказывается возраст матери при рождении первого ребенка).
- В Беларуси высоки также коэффициенты брачности и разводимости по сравнению с другими странами...
- С одной стороны, это указывает на стремление населения к регистрации брачных союзов, с другой стороны, на непрочность заключаемых браков.
Тенденция к ослабеванию брачных отношений наметилась в начале 1990-х годов в сложной социально-экономической ситуации в стране. С 1990-го по 2000 год происходило интенсивное снижение коэффициента брачности при одновременном увеличении значения коэффициента разводимости. С начала 2000-х годов наметилась тенденция к улучшению ситуации, что наряду с другими факторами, конечно же, способствовало повышению рождаемости в Беларуси.
Вместе с тем в последние годы индекс разводимости вновь стал расти. Сегодня практически каждый второй брак распадается. Это очень высокий процент, что свидетельствует о неустойчивости семейных отношений, кризисе института семьи.
Еще одна проблема - внебрачная рождаемость. Хотя доля детей, рожденных вне брака, в общей численности младенцев с 2005 года устойчиво снижается, но все же остается довольно высокой. В 2005 году каждый четвертый ребенок был рожден вне брака, в 2009 году - каждый пятый. Между тем женщины, состоящие в браке, имеют значительно большее количество детей, чем незамужние.
Причины рождения детей вне зарегистрированного брака имеют существенные различия по возрасту матери. У самых младших из них основная причина связана с низкой культурой контрацепции (внебрачные рождения в возрасте до 20 лет чаще всего являются результатом нежелательной беременности). В старших возрастах - это в основном результат осознанного намерения женщины родить ребенка, не вступая в зарегистрированный брак. Наряду с трудностями подбора брачного партнера сказываются также возросшие требования к браку, экономическая независимость женщин.
Высокий уровень разводимости, рост числа внебрачных детей, высокая смертность мужчин увеличивают количество неполных семей. Доля их сегодня составляет 15%.
Еще одна серьезная проблема - неблагополучные семьи с детьми. Речь идет о семьях, в которые государство вынуждено вмешиваться, обеспечивая защиту детей. Распространение алкоголизма среди родителей, особенно молодых, вынуждает государство ради детей идти на такие серьезные меры, как лишение родительских прав, изъятие детей из семьи, принудительное трудоустройство родителей с целью возмещения ими затрат госбюджета на содержание детей. Совместные межведомственные усилия приносят плоды: снижается число детей, изъятых из неблагополучных семей, а количество отказов родителей от детей с 2007 года снизилось вдвое. Увеличивается число детей, возвращаемых в семью (с 2007 года возвращено в ранее неблагополучные семьи более 1,4 тыс. детей).
- На мой взгляд, семейная модель "мама, папа и трое детей" как общий выбор вряд ли достижима.
- Но к этому надо стремиться. Женщине нужно дать возможность сочетать работу и материнство. Необходимо совершенствование социальной инфраструктуры. Следует учитывать изменение гендерных установок общества в отношении семейных ролей (выравнивание нагрузки на мужчину и женщину). И, безусловно, не обойтись без наращивания стимулирующих выплат на детей.
Елена ПРУС