ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Четверг, 18 июля 2024
Минск Переменная облачность +21°C
Все новости
Все новости
Интервью
19 апреля 2011, 15:34

Кубометр топлива для "железного коня"

"Белтрансгаз" в 2011 году на развитие сети метановых автозаправок направит $1 млн.

Не зря говорят, что новое - это давно забытое старое. В поисках дешевой альтернативы нефтяному топливу автомобилисты вспомнили о компримированном (сжатом) природном газе метане. "Новое старое" топливо, об использовании которого в мире заговорили еще 60 лет назад, без проблем вписалось в рамки актуальных стандартов экологии и энергетики. Как результат - сегодня метан является наиболее распространенным видом альтернативного моторного топлива более чем в 80 странах, независимо от состояния экономики и наличия собственных ресурсов углеводородов. Мировой парк автомобилей на сжатом газе за несколько лет вырос почти в 2 раза и теперь приближается к 10 млн. О ситуации с метановым топливом в Беларуси и перспективах развития отечественной сети автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) корреспонденту БЕЛТА рассказал заместитель генерального директора ОАО "Белтрансгаз" Дмитрий Аннюк.

- Дмитрий Михайлович, какую позицию занимает Беларусь среди стран, использующих сжатый автомобильный газ? Что ждет газомоторный рынок республики в ближайшее время?

- Мировой рынок газомоторного топлива ежегодно рос почти на 10%, невзирая на экономический кризис. Прежние лидеры направления - Италия, Россия и США - были потеснены Китаем, Индией и Бразилией. Но особенно стоит выделить Пакистан и Иран. Обладая в 1999 году весьма скромными парками газобаллонных автомобилей (4 тыс. и 800 штук соответственно), к 2010-му эти страны заняли первые места в мире по количеству авто, работающих на компримированном газе, - 2,5 млн. и 2 млн.

Беларусь в таблице всех перечисленных государств занимает среднюю позицию. В республике зарегистрировано 4,6 тыс. технически исправных газобаллонных автомобилей, которые регулярно заправляются на автомобильных газонаполнительных компрессорных станциях ОАО "Белтрансгаз". Отмечу, что с учетом существующих производственных мощностей сети АГНКС парк газобаллонных автомобилей может быть увеличен до 18 тыс. единиц.

ОАО "Белтрансгаз" эксплуатирует 26 автомобильных газонаполнительных компрессорных станций, расположенных в 18 населенных пунктах республики. Узнать о расположении АГНКС можно на официальном сайте metan.by, в том числе и с помощью мобильного телефона. Рациональное расположение станций позволяет заправлять сжатым газом не только автомобили, осуществляющие перевозки внутри страны, но и те, которые пересекают Беларусь транзитом. Число последних с каждым годом растет. Например, если в 2009 году были заправлены 1132 транзитные машины, то в прошлом году уже 1623. Кстати, благодаря передвижным автогазозаправщикам и бескомпрессорным заправочным пунктам ОАО "Белтрансгаз" без топлива не останутся обладатели метановых авто даже в самых дальних уголках республики.

В то же время ОАО "Белтрансгаз" намерено вкладывать средства в развитие сети стационарных автомобильных газонаполнительных компрессорных станций. В текущем году на эти цели планируется направить не менее $1 млн. В 2011 году новая АГНКС появится в Мозыре, начнется проектирование станций в Пинске и Молодечно.

Крайне важным в развитии сети АНГКС является содействие органов власти, ведь здесь затронуты важные для государства экономические и экологические аспекты. Например, в Москве за счет мер, реализованных согласно постановлению "О Городской целевой программе использования альтернативных видов моторного топлива на автомобильном транспорте города на 2002-2004 годы", начато практическое осуществление проектов по газификации городского автотранспорта.

Постановление относит территории, на которых расположены городские социальные объекты (больницы, школы, детские дошкольные учреждения), к территориям повышенной экологической ответственности, обслуживать которые могут автомобили с экологическими характеристиками не ниже Евро-4 или использующие КПГ. Согласно документу, въезд в центральную часть Москвы для автомобилей с экологическими характеристиками ниже Евро-3 ограничен с 2011 года, а для машин ниже уровня Евро-4 - с 2012 года. Постановление предусматривает разработку предложений по применению в центральной части города экологически безопасной коммунальной техники, использующей альтернативные источники энергии и топлива (КПГ, электромобили). Рассматривается возможность освободить минимум на 5 лет от арендной платы за землю многотопливные автозаправочные комплексы, на которых реализация КПГ составляет не менее 30% от объема общей реализации топлива и автопредприятия, в автомобильном парке которых не менее 50% автомобилей, использующих альтернативные источники энергии (КПГ и электромобили).

В Сеуле (Южная Корея) в качестве дополнительного стимула для автомобилистов рядом с мэрией построили АГНКС и разместили на растяжках лозунг о том, что в перспективе въезд в центр города будет разрешен только автомобилям на метане. Просто и эффективно. Вариантов взаимодействия с государством на самом деле очень много. В Беларуси необходимым катализатором для развития газомоторного рынка могло бы стать принятие соответствующей госпрограммы.

- Какие преимущества получат обладатели "железных коней", выбрав в качестве топлива метан?

- Во-первых, компримированный природный газ - экологически чистый вид моторного топлива, основным компонентом которого является метан. Природный газ готов к применению в качестве автомобильного топлива в том виде, в котором существует в природе, и не требует никакой химической переработки.

Для физических лиц и предпринимателей газовое топливо - это в первую очередь экономия, потому что будет фиксироваться цена: один кубометр газа стоит вполовину меньше литра дизтоплива. При этом кубометр газа по расходу эквивалентен литру бензина, а на практике, при хорошо отрегулированном газотопливном оборудовании, автомобиль использует метана еще меньше.

Что касается городских властей, то здесь на первое место помимо экономии выходит экология, так как выбросов от сгорания компримированного природного газа выделяется от 2 до 5 раз меньше, по сравнению с дизтопливом или бензином. Кроме того, сжатый автомобильный газ имеет высокое октановое число - около 110, что благоприятно влияет на работу двигателя, увеличивая его ресурс.

- Что следует делать автомобилисту, который решился перейти с традиционного жидкого топлива на компримированный природный газ?

- Есть несколько способов перейти с литров на кубометры. Первый их них - перевести свою машину на использование компримированного природного газа. Эта процедура сегодня осуществляется на семи участках, находящихся в собственности ОАО "Белтрансгаз".

Подразделения акционерного общества переводят свыше 350 машин в год при технических возможностях до 2 тыс. В ход идет как реклама, так и административный ресурс - в Беларуси действует программа замещения жидких видов топлива газообразными. Кстати, у россиян есть специальная программа по переводу автомобильного транспорта с традиционного топлива на сжатый природный газ в регионах.

Чтобы снизить разовую финансовую нагрузку на владельца транспортного средства, решившегося перевести свое авто на метан, мы планируем совместно с ОАО "Белгазпромбанк" разработку программы кредитования на необходимое оборудование или его передачи в лизинг. Хочу также добавить, что затраты на переоборудование автотранспортных средств для работы на компримированном природном газе окупаются за счет разницы в ценах на топливо за 1-2 года, в зависимости от пробега автомобиля.

ОАО "Белтрансгаз" делает все для того, чтобы нарастить аналогичные показатели в части метана. В текущем году планируется увеличить количество пунктов по переоборудованию автомобилей и расширить список услуг. Для обеспечения потребностей заказчиков мы предлагаем широкую номенклатуру газобаллонного оборудования под разные типы и марки автомобилей.

Второй способ сменить бензиновый вариант на газовый - приобрести автомобиль с уже установленным газобаллонным оборудованием. В прошлом году в республику было ввезено около 200 тыс. машин во "вторые руки". Если бы каждая сотая из них была на компримированном газе, то белорусский парк метановых авто таким образом пополнился бы на 2 тыс. единиц, а если бы каждая 50-я - то и на еще больше количество. Чтобы воплотить эти цифры в реальность, мы проводим активную информационную кампанию среди физических лиц, которые собираются приобрести автомобиль. Ведь дизельная и бензиновая с газобаллонным оборудованием машины одинакового класса и года выпуска имеют практически одинаковую цену. Вместе с тем во время эксплуатации метановой машины экономия получается значительная.

Практически все известные автомобильные заводы выпускают несколько моделей транспортных средств, работающих на метане. Это легковые автомобили (Opel Zafira CNG, VW Caddy Ecofuel, Mercedes E200, Ford Focus C-MAX), микроавтобусы и грузовые автомобили малой и средней грузоподъемности (Mercedes Benz Sprinter NGT, Peugeot Boxer, Iveco Stralis AD260, Citroen Jumper, Fiat Ducato), а также пассажирские автобусы городского и междугороднего типа (Volvo 7700, MAN NL313 CNG, Carosa Citelis CNG, Scania Omni Link, HYUNDAI Aero City CNG, НЕФАЗ-5299). При этом газобаллонный автомобиль, как правило, является двухтопливным, то есть он может работать не только на метане, но и на бензине, для чего предусмотрен резервный бензиновый бак, который позволяет преодолеть расстояние в 150-200 км до следующей АГНКС.

- Можно ли ожидать появление белорусских авто на сжатом газе?

- Первый серийный автомобиль на метане под названием "ЭКОМАЗ", оснащенный чешским газовым двигателем TEDOM, Минский автомобильный завод представил еще в сентябре 2008 года. Тогда же предприятие указало в планах выпуск не только бортовых автомобилей на компримированном природном газе, но и тягачей, среднетоннажников, а также специальной техники для городского хозяйства.

Так что, думаю, в перспективе можно вполне ожидать появление и других метановых авто этого предприятия, сначала с импортным газовым двигателем, а в перспективе и с собственным. Такой проект способен осуществить Минский моторный завод. Для этого, по нашему мнению, необходимо привлечь инвестора с уже разработанной технологией и опытом в области производства газовых двигателей.

- Планирует ли "Белтрансгаз" принимать участие в международных проектах по увеличению использования сжатого природного газа в качестве автомобильного топлива?

- Безусловно. Нашу страну пересекает множество транспортных путей, по которым ежедневно проходят тонны грузов. Расположение АГНКС позволяет выполнять грузоперевозки по всей территории Республики Беларусь, а также обеспечивать международный транзит на автомобилях, работающих на КПГ, в третьи страны. Как видим, развитие сети заправок на сжатом газе и международный транзит через территорию Республики Беларусь тесно взаимосвязаны и имеют тенденцию роста в будущем, что способно принести конкретную выгоду в части экономии и экологии как страны, так и мира в целом.

В первую очередь мы планируем развивать сотрудничество с сопредельными странами. Это возможно в рамках международного проекта "Голубой коридор". Первым шагом в восстановлении тесного взаимодействия с газомоторной отраслью других стран стало международное совещание, состоявшееся в Минске, на котором был рассмотрен потенциал сотрудничества Беларуси и России по использованию природного газа как моторного топлива.

Также ОАО "Белтрансгаз" наряду с организациями из России, Германии, Польши, Украины, Швейцарии входит в некоммерческое партнерство "Национальная газомоторная ассоциация", которая в свою очередь является аффилированной организацией Международного газового союза и членом Европейского делового конгресса. Ассоциация регулярно участвует в работе комитетов и групп Европейской экономической комиссии ООН. Интеграция в европейские и глобальные процессы многостороннего сотрудничества в рамках названных организаций способна стать катализатором для восстановления и дальнейшего развития газомоторного рынка Беларуси.

Анна Кот

Топ-новости
Свежие новости Беларуси