ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Четверг, 18 июля 2024
Минск +23°C
Все новости
Все новости
Интервью
13 ноября 2014, 17:17

ЮНИСЕФ готов оказать поддержку Беларуси в создании института уполномоченного по правам ребенка

В правовых источниках Древней Руси, древнеримском и английском праве родители имели почти исключительные права над детьми: разрешалось физическое наказание и даже убийство за непослушание и дерзость. Казалось бы, эти дикие постулаты безвозвратно канули в Лету, однако, увы, насилие остается повседневной реальностью для многих детей и подростков независимо от их возраста, пола, экономических и социальных обстоятельств, культуры, религии, этнической принадлежности или способностей. Декларируется, что дети имеют право на защиту от любого насилия, плохого обращения, эксплуатации, однако все это происходит ежедневно и ежечасно, причем даже там, где они, как предполагается, должны чувствовать себя защищенными, - дома, в школе, в воспитательных учреждениях и учреждениях системы правосудия. В Беларуси, как показывают результаты проведенного Национальным статистическим комитетом обследования (MICS4), две трети детей в возрасте от 2 до 14 лет подвергались одной из форм психологического или физического насилия со стороны родителей, практически каждый второй ребенок в возрасте от 2 до 4 лет и каждый пятый в возрасте от 10 до 14 лет испытывал физическое наказание. Проблема насилия в отношении детей носит глобальный характер, в вопросе защиты прав ребенка нужен системный подход.  Об этом в эксклюзивном интервью корреспонденту БЕЛТА рассказала директор регионального бюро ЮНИСЕФ для стран Центральной и Восточной Европы и стран СНГ Мари-Пьер Пуарье, которая находится с рабочим визитом в Беларуси 11-14 ноября и приняла участие в международной конференции ЮНИСЕФ высокого уровня "Укрепление национальных механизмов в сфере защиты детей от небрежного, жестокого обращения, насилия и эксплуатации" (форум проходил в Минске 12-13 ноября).

- Двое из трех детей в регионе, как показывают национальные исследования, подвергаются насилию дома. Эти цифры призывают к совместным активным действиям. Защиту детей от насилия нельзя откладывать как минимум по двум причинам. Во-первых, исследования подтверждают, что подверженность насилию может изменить развитие мозга и воздействовать на ребенка в физическом, психическом, эмоциональном и социальном плане. Насилие оказывает негативное воздействие на способность к обучению; оно препятствует установлению позитивных связей, провоцирует эмоциональные расстройства и может привести к агрессивному поведению. Во-вторых, насилие наносит вред не только ребенку, но и местным сообществам и странам в целом. Оно чревато серьезными социальными и экономическими издержками для общества, отвлекая ключевые ресурсы из расходов на социальные нужды и создавая значительную финансовую нагрузку для систем здравоохранения и социального обеспечения. Поэтому защита детей от всех форм насилия - это не просто неотложная задача с точки зрения этики и защиты прав человека, но и вопрос эффективного государственного управления и стратегических экономических инвестиций.

- Г-жа Пуарье, что делается в Беларуси для защиты детей от жестокого и пренебрежительного отношения, эксплуатации и насилия? В каких сферах необходимы улучшения?

- Беларусь достигла значительного прогресса в сфере защиты прав детей на уровне законодательства. Она ратифицировала ряд конвенций, что подтверждает ее приверженность международным стандартам. Таким образом можно констатировать, что Беларусь достаточно далеко продвинулась в сфере формирования законодательства. Однако, как и в любой другой стране, существует проблема трансляции законодательных положений в реальные дела, в конкретные услуги для детей. Безусловно, государство предпринимает ряд шагов в этом направлении. Свидетельство тому, например, разработка стандартов ухода и воспитания детей.

В сфере охраны и защиты прав ребенка очень важно, чтобы разные отрасли и сектора работали вместе, а специалисты четко понимали свою роль в этом процессе. В частности, педагогические, медицинские, социальные работники и правоохранители должны уметь определить, что дети подвергаются насилию, и знать дальнейший алгоритм действий. Отрадно, что Беларусь уже приступила к разработке таких стандартов при поддержке ЮНИСЕФ, неправительственных организаций (НПО). Хочу обратить внимание, что здесь особенно важно разработать инструментарий для идентификации насилия в отношении детей с ограниченными возможностями - они находятся в группе особого риска, поскольку у них меньше возможностей высказаться, обратиться за поддержкой и выше вероятность нанесения ущерба их психологическому и физическому благополучию.

Учитывая достигнутый Беларусью прогресс в сфере защиты прав детей, я бы рекомендовала сделать еще один шаг вперед и принять закон о предупреждении и пресечении насилия в семье.

- Да, в нашей стране нет такого отдельного закона. Однако правовые основы деятельности государственных органов и неправительственных организаций закреплены в различных нормативных правовых актах (законах "Об основах деятельности по профилактике правонарушений", "О порядке и условиях направления граждан в лечебно-трудовые профилактории и условиях нахождения в них", а также в кодексах - Уголовном, Гражданском, Кодексе об административных правонарушениях и других). Зачем нужен новый закон, если нормативная правовая база создана и, что немаловажно, совершенствуется?

- Безусловно, Беларусь сама будет принимать решение о том, нужен ли ей такой закон. Но опыт других стран показывает, что если прописанные во многих нормативных актах положения свести в один закон, то это приносит ощутимую пользу. Во-первых, так гораздо лучше и проще для участников данной деятельности - все заинтересованные стороны будут четко понимать свой мандат. Во-вторых, это позволяет более эффективно информировать общественность о проблеме и путях ее решения, о позиции государства по данному вопросу. В-третьих, это позитивно влияет на имидж страны.

И еще. Беларусь проявляет медлительность в принятии и ратификации Конвенции ООН по правам инвалидов. Для такой продвинутой в законодательном плане страны это пробел. На  встрече с заместителем премьер-министра Анатолием Тозиком я озвучила свое мнение. И, как мне кажется, встретила понимание с его стороны.

- А каково ваше мнение по введению в Беларуси уполномоченного по правам ребенка? Попыткиввести в пилотном варианте такого специализированного омбудсмена уже предпринимались, но окончательное решение так и не было принято. Между тем в мире существуют более 100 таких национальных учреждений. Не пора ли Беларуси войти в число таких стран?

- В Беларуси создана Национальная комиссия по правам ребенка, в состав которой входят представители правительства, местных органов власти, парламента, общественных объединений. Это хорошо, но этого недостаточно. Важно иметь независимого омбудсмена. Роль уполномоченного по правам ребенка в демократическом обществе велика, этот институт уже доказал свою эффективность.

В качестве пробного шага я бы настоятельно рекомендовала временное введение таких специализированных уполномоченных в регионах, которое впоследствии могло бы вырасти в национальный институт. Соответствующее пожелание было высказано и Комиссией по правам ребенка по итогам изучения национального доклада. Это международный стандарт, в каждой стране такой детский омбудсмен должен быть.

Введение уполномоченного по правам ребенка - серьезное решение для страны. И, безусловно, нельзя принимать его без полной уверенности в том, что оно поможет улучшить ситуацию с правами ребенка. Но целесообразно, на мой взгляд, попробовать ввести такую должность в одном или двух регионах. Детский фонд ООН - не донорская организация, а партнерская, но в данном случае ЮНИСЕФ готов оказать поддержку - организационную и финансовую, поскольку это важно для детей, для общества в целом и для имиджа страны.

- Случаи эксплуатации детского труда в нашей стране, насколько мне известно, единичны. Но, к сожалению, все чаще выявляются факты вовлечения несовершеннолетних в секс- и порнобизнес. Что необходимо предпринимать, чтобы свести их к минимуму?

- Сексуальная эксплуатация детей и детская порнография - глобальный феномен, получающий все большее распространение в сети интернет и поэтому представляющий дополнительную угрозу. ЮНИСЕФ этим крайне обеспокоен.

Что нужно делать? Первое: необходимо нарушить молчание - следует больше говорить об этой острой проблеме, проводить исследования и анализировать полученные данные, доводить их до сведения заинтересованных ведомств и общественности. Второе: в процесс противодействия должны быть вовлечены различные министерства и общественный сектор на национальном и местном уровнях, включая СМИ. Чтобы достичь успеха, нужно добиться полной координации усилий участников этого процесса. Третье: в борьбу с этим порочным явление необходимо вовлечь все общество, включая в первую очередь родителей. Понятно, пока есть спрос на недостойные изображения с участием детей, будет и предложение. Значит, в самом обществе происходят изменения, которые нужно проанализировать, чтобы понять, как этому противостоять.

Страны готовы перенимать положительный опыт, но здесь нет, увы, какого-то золотого правила, универсального рецепта. И такие мероприятия, как нынешняя конференция ЮНИСЕФ высокого уровня, позволяют обсудить проблемы, с которыми сталкиваются страны, и способы, с помощью которых удается достичь позитивных сдвигов.

Хочу заверить, что ЮНИСЕФ готов оказать помощь Беларуси на всех передовых рубежах общего фронта борьбы против сексуального насилия и распространения детского порно: в сборе данных, их анализе, мониторинге ситуации, информировании населения и мобилизации общества, передаче лучших практик.

- Вы считаете, что ужесточение наказания - не тот путь, по которому нужно идти?

- Безусловно, инструментарий решения этой проблемы включает и юридические решения, связанные с наказанием за такие преступления. Но это не будет эффективным, если останется единственным. Зачастую ужесточение ответственности приводит к тому, что проблема уходит глубоко в подполье. Поэтому, на мой взгляд, нужно делать упор на совершенствование нормативной правовой базы, с другой - на информированность общества о проблеме. Совместными усилиями мы должны выработать культуру полного неприятия обществом любого проявления насилия по отношению к детям, будь то реальный или виртуальный мир. Цена бездействия для каждого ребенка и социального прогресса каждой страны слишком высока. Вместе мы можем разорвать порочный круг насилия в отношении детей.

- Вы уже неоднократно подчеркивали важность совместной работы государства и гражданского общества в области защиты прав ребенка. А что должно быть в зоне ответственности каждой из сторон этого взаимодействия?

- Понимаете, правительство создает определенную систему - участвует в создании и совершенствовании законодательства, выделяет ресурсы, налаживает партнерские отношения с неправительственными, международными организациями и т.д. В этом смысле правительство выполняет роль дирижера. Гражданское общество может сыграть свою партию в этом оркестре, внеся свой вклад в формирование национального видения наиболее актуальной для страны проблематики. Кроме того, общественные организации могут предоставлять услуги отдельным уязвимым группам населения со специальными потребностями, объединять людей, столкнувшихся с какими-то трудностями, в ассоциации. Неправительственные организации могут послужить своего рода индикатором качества принимаемых властями решений. Ведь работая по конкретной проблематике на местах, с конкретными группами людей, они одновременно и мониторят, скажем так, дееспособность тех или иных норм. Чтобы впоследствии принимались меры по их корректировке.

Елена ПРУС
Топ-новости
Свежие новости Беларуси