ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Четверг, 18 июля 2024
Минск +23°C
Все новости
Все новости
Интервью
22 декабря 2014, 12:07
Вадим Титов

Инвестируйте в образование - эти деньги невозможно потерять

Вадим Титов
Первый проректор британской бизнес-школы "Магна Карта Оксфорд"
Принцип непрерывного образования сегодня актуален как никогда. Чтобы строить карьеру, да и просто получать достойную зарплату, специалист должен быть готов доучиваться и переучиваться, адаптируясь к быстро меняющимся условиям труда. Поэтому все популярнее во всем мире, в том числе и в Беларуси, становится удаленное обучение, которое позволяет получить необходимые знания без отрыва от работы, а значит, без лишних расходов времени и денег. При этом важное значение приобретают международный уровень и гарантия качества онлайн-программ. Своим мнением об актуальных трендах сферы образования с корреспондентом БЕЛТА поделился первый проректор британской бизнес-школы "Магна Карта Оксфорд" Вадим Титов.

- Вадим Михайлович, не так давно в Минске прошла международная конференция, организатором которой с британской стороны стала "Магна Карта Оксфорд". Эксперты много говорили о проблемах и качестве дистанционного образования. Резюмируя, каковы главные тенденции этой формы обучения?


- Главным трендом текущего года в развитии дистанционных форм обучения я бы назвал устойчивый рост объемов онлайн-образования. По данным компании J’son & Partners Consulting, мировой рынок дистанционного обучения в 2016 году превысит $50 млрд. Программы, которые позиционируются как качественные и имеющие всевозможные аккредитации, все больше предусматривают обучение в так называемом смешанном формате (blended). Растет вовлечение в процесс разработки и обновления учебного контента корпоративного сегмента: учебных центров и корпоративных университетов. Нельзя не сказать и о более высокой степени геймификации учебных программ, и, конечно, о расширении их на мобильные устройства. Например, африканские студенты в основном предпочитают учиться дистанционно с мобильных устройств.

- В мире наблюдается серьезнейший конфликт между работодателями и вузами, потому что высшее образование зачастую оторвано от практики. Как следствие - потраченные впустую деньги, время и ресурсы. Какие пути решения этой проблемы видят эксперты?

- Действительно, такой конфликт существует, и не только в Беларуси, но и во всем мире. Люди приходят в реальный сектор экономики и не умеют работать, потому что им дают не те знания. Ведь академическое образование подразумевает научную карьеру. Получив его, человек должен идти в лабораторию или писать книжки, работать педагогом. То есть это преподаватель, научный работник, исследователь.

Соответственно, некоторые страны сегодня уже пересматривают эту тему. Они приходят к тому, что базой должно быть профессиональное высшее образование, а те, кто хочет идти по академической дорожке, быть учеными, могут дополнительно получать что-то и двигаться в эту сторону. К слову, жители Великобритании сегодня предпочитают сначала получать именно профессиональное образование, а не академическое.

В Беларуси также все чаще обращают внимание в сторону профессионального, практико-ориентированного образования, говорят о необходимости подготовки специалистов с международным уровнем знаний. По нашему мнению, новые перспективы здесь может открыть развитие сотрудничества высшего белорусского академического и британского профессионального образования. Уникальное сочетание сильной теоретической базы и международных практико-ориентированных знаний способно значительно повысить общую квалификацию специалистов и их ценность для своей страны.

Первым шагом в этом направлении можно назвать белорусско-британский меморандум, подписанный Ассоциацией бизнес-лидеров Великобритании (АВЕ) и Министерством образования Беларуси в Минске в апреле 2014-го во время EQE-Forum - первого международного образовательного форума по европейскому качеству образования. Документ призван увеличить доступность в Беларуси профессионального высшего и последипломного европейского образования, которое предлагает бизнес-школа "Магна Карта Оксфорд" по учебным программам АВЕ.

Следующим шагом может стать развитие сотрудничества по совместным магистерским программам. "Магна Карта Оксфорд" заключила партнерское соглашение с Букингемским университетом - высокорейтинговым британским вузом, известным своими программами MBA (магистр бизнес-администрирования) и MSc (магистр в области финансов и инвестирования). С нашей стороны эти программы дополнены другими модулями, необходимыми для подготовки успешного бизнес-менеджера.

Мы рассчитываем, что сотрудничество с Белорусским государственным университетом информатики и радиоэлектроники позволит добавить программу международных обменов и в целом откроет для белорусских студентов новые возможности для получения профессионального британского последипломного образования уровня магистратуры.

- Как вы считаете, будет ли возможность параллельно дистанционно получать в белорусских вузах европейское образование способствовать решению еще одной важной задачи, стоящей перед системой образования Беларуси, - повышению экспорта образовательных услуг?

- Однозначно - да. Иностранные абитуриенты будут охотнее ехать в Беларусь, зная, что здесь они могут получить не только белорусский диплом, но и английский. При этом в Беларуси сделать это можно намного выгоднее, чем даже в самой Англии, за счет системы взаимного зачета дисциплин и дипломов, которую планируется запустить с белорусскими вузами в 2015 году в рамках исполнения меморандума АВЕ и Министерства образования Беларуси.

По нашему мнению, благодаря английскому дистанционному образованию, интегрированному в базовое высшее образование, Беларусь способна в два раза увеличить количество иностранных студентов, обучающихся в стране, которых сейчас насчитывается свыше 16 тыс. из более чем 98 стран. А это, соответственно, повлечет и ввоз иностранной валюты в страну. К примеру, в Англии при стоимости обучения 6 тыс. фунтов в год стоимость жилья студента, которое он оплачивает за этот же год, составляет от 12 тыс. фунтов. Плюс сюда добавляется питание, мобильная связь, логистика, туристическая структура, шопинг. По такой же логике, пусть и в меньших размерах, это будет работать и в Беларуси.

Кроме того, белорусская система образования получит плотный контакт, слияние на уровне дисциплин с английской профессиональной системой образования и сможет использовать британский контент и технологии в процессе повышения качества своих материалов и подготовки педагогического состава.

- Мы говорим о выпуске международных специалистов высокого уровня с прекрасным знанием английского языка. Перед такими профессионалами, как правило, открываются заманчивые перспективы в плане работы за границей. Не угрожает ли повышение доступности европейского образования в Беларуси так называемой утечкой мозгов?

- Утечки мозгов здесь бояться не стоит. В Беларуси развивается много перспективных направлений: атомная энергетика, технопарки, Парк высоких технологий, есть множество компаний, работающих с иностранным капиталом и рынками, зарубежными партнерами. Все это требует людей, которые любят свою страну и знают, как ей помочь, которые разбираются, как устроена мировая экономика и как работать с иностранцами.

В сочетании с хорошей фундаментальной базой практические знания управленческого характера, знания, как эффективно управлять предприятием с учетом специфики его международной деятельности, как вести переговоры с зарубежными партнерами и обслуживать иностранные инвестиции, позволят экономике страны обеспечивать различные отрасли правильными специалистами.

Таким образом, молодой специалист, получивший белорусское фундаментальное образование и британскую менеджерскую практику, однозначно найдет применение своим знаниям в Беларуси. При этом высокая конкурентоспособность на рынке труда даст возможность таким профессионалам успешно продвигаться по карьерной лестнице и в своей собственной стране.

Анна КОТ,
БЕЛТА.
Топ-новости
Свежие новости Беларуси