ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Четверг, 18 июля 2024
Минск Переменная облачность +21°C
Все новости
Все новости
Интервью
18 октября 2011, 16:19

И по вкусу, и по кошельку

Предприятия "Беллегпрома" не испытывают трудностей с закупкой сырья и оборудования

Легкая промышленность Беларуси в значительной степени зависит от импорта сырья, материалов, комплектующих и оборудования. Насколько успешно работают предприятия концерна "Беллегпром" в условиях непростой экономической ситуации в стране? Что делается для снижения импортозависимости? По-прежнему ли актуальна проблема складских запасов для концерна? На эти и другие вопросы ответила корреспонденту БЕЛТА заместитель председателя концерна "Беллегпром" Людмила Тяглова.

- Людмила Владимировна, как работают предприятия концерна в сложившейся непростой экономической ситуации? Хватает ли валюты для закупки сырья, материалов, оборудования и комплектующих?


- С проблемой приобретения валюты предприятия концерна справились, объемы производства продукции не только не упали, но и существенно возросли. Хотя сложности еще недавно были. Из-за проблем с покупкой валюты были трудности у некоторых предприятий, в частности у "Гронитекса" с приобретением хлопкового волокна. В этот сложный период крупные предприятия-экспортеры выручали остальные организации "Беллегпрома", продавая им валюту. Возникшие проблемы позволили предприятиям укрепиться на внутреннем рынке, хотя он и не выходил из сферы нашего влияния. Было трудно обеспечить товарами внутренний рынок и одновременно держать на уровне экспорт. Но пока идем намеченными темпами. Теперь, в условиях нового рыночного курса доступ к валюте предприятий-производителей стал свободнее.

- Насколько успешно предприятия концерна наращивают экспорт товаров? Удастся ли им по итогам года достичь намеченных показателей?

- Доведенный показатель роста экспорта в среднем на 20% по сравнению с 2010 годом предприятия выполняют. Продукция экспортируется в 54 страны мира. Экспорт предприятий концерна в январе-августе в стоимостном выражении составил $456 млн., что на 19,6% выше уровня соответствующего прошлогоднего периода. Удельный вес поставок в страны СНГ в общем объеме экспорта составил 86,5%, в страны дальнего зарубежья - 13,5%. В этом году наши предприятия отправили пробные партии товаров в Грецию, ЮАР, Монголию и Гонконг.

В то же время предприятия постарались обеспечить товарами внутренний рынок. По соглашению "Беллегпрома", Минторга и Белкоопсоюза выполнены годовые объемы поставок, а по отдельным товарам даже перевыполнены в 1,3 - 1,5 раза. Мы немного придерживаем экспорт нашей продукции, чтобы в полной мере удовлетворить потребности внутреннего рынка.

- Верны ли слухи о том, что белорусскую одежду вывозят в Россию из-за диспаритета цен?

- Учитывая общее пространство Таможенного союза, границ между Россией, Беларусью и Казахстаном не существует, что означает равный доступ к товарам для жителей этих стран. Радует, что продукция белорусского легпрома востребована, значит, мы на правильном пути. Проблема в другом. Продукцию вывозят, причем не столько россияне, сколько сами белорусы. Покупая ее за белорусские рубли, они продают ее позже за валюту по ценам ниже экспортных. Диспаритет цен отрицательно отражается на объемах продаж отечественных предприятий. Вывозят фактически всю продукцию легпрома, но особенно трикотаж и чулочно-носочные изделия. Товары отправляются на вещевые рынки в Россию и Украину.

Негативно сказывается на добром имени белорусской продукции продажа товаров легкой промышленности неизвестного происхождения и качества под видом белорусских. Я лично была свидетелем обмана в Сочи, где на центральном рынке корсетные изделия и обувь выдавались за белорусские. Продукция была далеко не лучшего качества, маркировка отсутствовала, но продавцы смело зазывали покупателей приобрести "белорусский" товар.

- Как, на ваш взгляд, можно решить проблему теневого экспорта?

- Для того чтобы деятельность экспортеров и импортеров стала прозрачной, в Беларуси нужно создавать определенные экономические условия. Это, например, введение маркировки на ввозимый и вывозимый товар, так называемые идентификационные марки. Кстати, по инициативе концерна они были введены на обувь.

Еще один фактор, который может сдержать вывоз наших товаров, повышение цен на них. Цены на продукцию легпрома будут расти, это неизбежно. В Беларуси принято считать, что наше должно быть все натуральное, но дешевое. Вы знаете, даже в Китае уже недешево. Качественная продукция у них стоит немало. Поэтому с учетом того, что из-за рубежа в Беларусь завозится много комплектующих, без которых нельзя сделать конкурентоспособный продукт, нужно быть готовыми к поднятию цен. Предприятия "Беллегпрома" не могут выпускать товары себе в убыток. И причина поднятия цен - не только падение белорусского рубля относительно евро, доллара, но и мировой рост цен на шерсть, энергоресурсы, комплектующие. В этом году цены на сырье сильно возросли. Стоимость хлопка, хлопчатобумажной пряжи, шерсти и частей обуви выросла в два и более раз. В связи с этим увеличились расходы на производство многих товаров.

- Что делается в таких условиях для снижения импортозависимости производства?

- Для снижения импортозависимости ведется работа по замене импортного сырья (хлопок, шерсть) местным (химические волокна и нити, лен). Производство смесовых пряж с вложением от 20% до 70% котольна позволяет частично замещать волокна хлопка и шерсти. Одно из самых востребованных химических волокон - вискозное штапельное волокно. Оно необходимо текстильным и трикотажным предприятиям на внутреннем рынке и сейчас импортируется. В случае организации производства этого волокна в Светлогорском производственном объединении "Химволокно" текстильные организации будут обеспечены отечественным вискозным волокном.

Я считаю, что белорусскую легкую промышленность надо развивать и поддерживать. Легпром обеспечивает занятость женского населения, особенно в малых и средних городах. Нам известен печальный опыт России, где в новейшее время в маленьких и средних городах были закрыты предприятия легкой промышленности.

- Вы возглавляли делегацию "Беллегпрома" на 37-й федеральной оптовой ярмарке "Текстильлегпром", которая прошла недавно в Москве. Каковы итоги участия в этой престижной выставке?

- Интерес к белорусской продукции в России очень большой. Наша продукция позиционируется там как качественная, натуральная и по приемлемой цене. Федеральная оптовая ярмарка проходит в Москве два раза в год. Концерн "Беллегпром" и его предприятия участвуют в ней постоянно. Предприятия выставляют промышленные коллекции, которые собираются выпускать в ближайшем полугодии. Ярмарка помогает расширить контакты, познакомиться с продукцией коллег. К слову, из года в год российских производителей легкой промышленности становится все больше. Мы за них искренне рады.

В Москве во время выставки состоялся форум "Будущее текстильной и легкой промышленности России", организованный Комитетом по предпринимательству в текстильной и легкой промышленности Торгово-промышленной палаты России совместно с Комиссией Российского союза промышленников и предпринимателей по текстильной и легкой промышленности. Звучавшие на форуме доклады свидетельствуют, что проблемы легпрома в России и Беларуси аналогичны: нехватка сырья и комплектации для производства продукции, рост цен, дефицит квалифицированных рабочих, недостаточная связь науки и производства.

По итогам восьми месяцев в России производство текстильной и швейной продукции увеличилось на 3,3%, у нас в республике - на 6,1%. Лучше в России ситуация с производством кожи и обуви - за январь-август производство там увеличилось на 11,3%, у нас - на 8,3%.

Белорусский легпром, начиная с 2005-го года, активно поддерживает государство. Особенно чувствуется господдержка в основополагающей отрасли легкой промышленности - текстильной. В России частный бизнес созрел настолько, что сам вкладывает деньги в развитие легпрома.

- Как в настоящее время обстоят дела с запасами готовой продукции на предприятиях концерна?

-Уже в прошлом году предприятия концерна решили вопросы со складскими запасами готовой продукции, доведя их уровень до установленного норматива. На увеличение остатков на складах влияют сезонность и необходимость широкого ассортимента для оперативных поставок организациям торговли страны. В целом у предприятий концерна показатель складских запасов должен быть больше 100% среднемесячного объема производства, а по отдельным предприятиям - и 200%.

- К внешнему виду изделий белорусского легпрома всегда было много вопросов... Что бы Вы сказали в защиту дизайна нашей одежды и обуви?

- Как говорится, о вкусах не спорят. Но стремиться к тому, чтобы в полной мере удовлетворить потребности покупателя - это стратегическая цель предприятий концерна. В основе дизайна любой вещи лежит субъективное отношение. Мне вот нравятся одежда и обувь, которые производят фабрики концерна. И я покупаю для себя продукцию наших предприятий. Знаю, что и многим белорусам она тоже по вкусу.

Татьяна Чумакова
Топ-новости
Свежие новости Беларуси