Судьба учителя физики гимназии №1 Столбцов Елены Шидловской могла бы сложиться иначе, так как после окончания БГУ она собиралась покорять производство. Но сложное время заставило выпускницу ведущего вуза страны сделать выбор в пользу школы изначально по самой прозаичной причине - стабильности. Сейчас ей и самой сложно представить, как бы она жила без школы, своих учеников и профессии, заставляющей педагога и самому каждый день учиться. И не просто учиться, а доказывать, что и ты сам, и твои ученики - лучшие. Какого труда это стоит, что для учителя дороже денег и кого опытный педагог хотела бы видеть среди молодых коллег, узнала корреспондент БЕЛТА.
- Елена Вячеславовна, быть настоящим педагогом, который, как в спорте высших достижений, работает на максимальный результат, очень сложно. Это талант, воля к победе или желание быть лучшей во всем?
- Я сама из династии педагогов. Моя мама, биолог по специальности, много лет отработала в Столбцовской школе-интернате для детей-сирот и детей из трудных семей. Две мои тети - учителя, а родная сестра преподает в вузе. По мужской линии все представители - технических профессий. Мы с сестрой унаследовали математический склад ума, закончили физфак БГУ и изначально даже не думали о школе, хотя всегда знали многое из области педагогики. Правда, никогда в нашем доме никто не жаловался на школу, мама была истинным педагогом в классическом его понимании - сеяла доброе, вечное. Я очень благодарна ей за воспитание, за то, как она научила нас относиться к жизни, за сформированные идеалы. Но при всем этом я собиралась на завод, видела себя инженером на производстве. Что касается работы на результат, то это не только профессионализм, но и характер.
- Что же вдруг помешало выпускнице БГУ отправиться покорять производство?
- Коррективы в жизнь внесли 1990-е годы, когда наш Столбцовский моторный завод оказался в состоянии кризиса. В то время многие производства либо закрывались, либо предпринимали попытки поменять профиль и выжить. На заводе в Столбцах тогда началось сокращение, так что в кадрах они не нуждались. Маленький провинциальный городок, работы немного, и в результате дорога привела в школу.
- Тогда почему предпочтение отдали физике? Наверняка учиться было тоже непросто?
- Это генетическая предрасположенность к усвоению точных дисциплин. Физика всегда для меня была понятной, более того, это наука о жизни, которая объясняет все ее законы и причинно-следственные связи, развивает логику. Школу я закончила с серебряной медалью и на отлично сдала любимый предмет. Но отмечу, что физфак непростой факультет и два первых года я просто жила в читалке. Мы, физики, очень адекватные люди, твердо стоящие на ногах, так как знаем о жизни больше, чем другие.
- Огни большого города не манили? Ведь заводов в стране много и наверняка можно было найти более успешный?
- Выбора у меня не было. Так сложилось, что в то время умер папа, мама осталась одна и нуждалась в поддержке. Поэтому я вернулась домой. Диплом был свободным, так что пришлось искать работу самостоятельно.
- Как встретил детский коллектив молодого педагога и что в работе оказалось самым сложным? Были ли в трудовой биографии моменты, когда хотелось все бросить и уйти?
- Первым и единственным моим рабочим местом стала гимназия. Что касается начала трудовой деятельности, то курс молодого бойца нужно пройти всем. Дети всегда присматриваются к молодым, не очень им доверяют, вот и мне пришлось поработать над отношениями с детским коллективом. Сложностей я не боялась, с детства родители привили, что они закаляют. Так я живу всю жизнь, в таком ключе воспитала и дочь. Ей я всегда говорила: "Если у тебя что-то не получается, сделай столько раз, чтобы получилось. Или же наконец пойми, что это не твое".
- Какой детский возраст самый сложный? Ведь часто от взрослых приходится слышать, что дети стали неуправляемыми.
- Подростки с девиантным поведением были всегда. Виною всему проблемы с воспитанием, которое не дали в семье. И школа потом пытается их нивелировать. Но в последние 20 лет сложностей даже в общении с такими ребятами я не испытываю. Но детское общество меняется. Лет 15 назад информационное пространство было гораздо уже. Дети больше рассчитывали на свою память, искали информацию в книгах. Сейчас в море информации, которую невозможно усвоить, утрачивается многое: дети теряют способность размышлять, делать логические выводы, запоминать, полагаясь на доступность источников.
Хотя, не спорю, они шагнули далеко вперед в плане технической подкованности. Мне часто приходится к ним обращаться за помощью. И мои ученики с радостью помогают учиться учителю. Современные дети менее выносливы, не приспособлены к труду, более инфантильны, и в этом тоже есть вина родителей, старающихся их оградить от сложностей. Но меняются не только дети, меняемся ведь и мы.
- В эпоху интернета, когда доступны решебники, и списать-то стало гораздо проще?
- Учитель тоже должен развиваться и знать, что готовое решение задачи можно найти в сети. И это хорошо, пусть посмотрят. Но самостоятельные и контрольные у меня хоть и ориентированы на стандарт, все же авторские, поэтому найти и списать аналог будет невозможно.
- Физика - сложный предмет. Как заставить любить предмет всех?
- Главная причина неприязни к предмету, а заодно и к педагогу - его желание заставить учиться. С каждым нужно работать на том уровне, на котором он может усвоить материал. Успех детей всегда мотивирует. Если у ребенка не получается решать задачи, то он может выучить теорию, подготовиться и получить хорошую оценку. Или же написать сообщение и перекрыть более низкую оценку.
Родители и учителя порой ругают за низкие баллы, но это ошибочно. Если у ребенка не получается, это не повод для того, чтобы устраивать гонения. Ни один человек не научился ходить, не падая в малом возрасте. Так и в учебе. Главное - не сеять страх, который парализует. В моем классе никто не смеет смеяться над тем, у кого не получается.
- Меняется ли с годами интерес к точным наукам?
- Пытливые ученики с горящими глазами были всегда - те, у кого все получается, кому физика безмерно интересна. Точные науки в нашей гимназии во все времена были любимы, дети отлично выдерживали экзамены и поступали.
- Елена Вячеславовна, насколько трудно воспитывать победителей олимпиад и потенциальных 100-балльников?
- Это всегда индивидуальный подход к детям, обладающим не только незаурядными способностями, но и, как правило, непростым характером. Это очень сложно. Успех - это как талант, так и постоянная работа, ведь повышенный уровень дается тому, кто отлично ориентируется на базовом. Это контроль на всех этапах изучения материла. Такие дети не ошибаются на контрольных, они консультируют класс. Общеобразовательная программа ведь для всех одна, и она закладывает основу для работы на повышенном уровне.
Но всех своих звездных учеников помню хорошо, некоторые даже закончили мой факультет. И 100 баллов - это, конечно, эталон, но и те ребята, которые приблизились к этому результату, тоже показали отличный уровень знаний.
- Насколько высоко мотивированы на учебу современные дети и какую роль в небольшом городе играет наличие гимназии?
- Учитывая статус нашего учреждения образования, отмечу, что мотивированных на учебу ребят немало. И сама гимназия повышает престиж учебы в целом. Для города это очень важно, ведь часть кадров, грамотных и умеющих учиться, вернется домой уже в новом качестве.
- Повысил ли переход на 10-балльную систему оценки ее объективность?
- Какой бы ни была система, оценить знания в полной мере мы не можем. Идеально выполненное задание - это 10, что тут спорить. Но есть ребята, хорошо знающие материал, но на контрольной испытывающие сильнейший стресс и от этого допускающие ошибки. И тут уже вопросы не к качеству подготовки, а к психологу. Да, в жизни он должен будет научиться справляться с волнением, но это уже другая история. Так что оценка - это баллы за его конкретное задание, а знания он унесет в жизнь, что гораздо важнее.
- Елена Вячеславовна, а как меняется учительское сообщество и что вы можете сказать о молодых коллегах?
- Мы тоже меняемся. Если ранее педагог мог быть более авторитарным, то сейчас мы становимся более гибкими. Ранее учителя уважали по умолчанию, а сейчас ты должен постоянно доказывать свой авторитет развитием. Работать сложно.
Молодежи в нашей отрасли мало. Математики идут в технари, в IT, и мы не можем осудить их за выбор. Хотя в какой-то мере это и хорошо, ведь тогда профессию выберут те, кто сделал это осознанно.
Елена ХАРЕВИЧ,
БЕЛТА.-0-