В его послужном списке немало наград и поощрений, но самым значимым является недавнее известие - 24 ноября Президент Беларуси подписал указ о присвоении преподавателю физики Могилевского государственного областного лицея №1 Валерию Барашкову звания "Народный учитель Беларуси". Это почетное звание присваивается в стране впервые, и его обладатель войдет в историю как первый народный учитель Беларуси. О своих эмоциях и секретах мастерства педагог поделился с нашим корреспондентом.
- Валерий Васильевич, кто первым принес радостную весть, и что сразу почувствовали?
- Первым мне позвонил мой давний знакомый и поздравил. Я сначала подумал, что это розыгрыш, и не мог никак поверить и осознать. Знал, что мою кандидатуру предложили, но почему-то был уверен, что просто не выдержу конкуренции. Меня уже один раз номинировали на премию Могилевского облисполкома "Человек года", и уже начали поздравлять друзья, но в последний момент мою кандидатуру не утвердили. Поэтому теперь я поверил в приятную новость до конца только тогда, когда начали звонить журналисты и просить о встрече, интервью.
- Когда вы сделали осознанный выбор и поняли, что ваше призвание быть педагогом?
- Наверное, когда учился в СШ №2 в Чаусах. У нас было много хороших преподавателей, и я был восхищен многими, но больше всех на мой выбор жизненного пути повлияла учитель математики Диана Константиновна Алейникова. И я благодарен судьбе, что она вовремя появилась в нашей школе, а я тогда учился в 8-м классе, и, если бы не она, мне трудно даже представить, как бы сложилась моя дальнейшая судьба. Мы с ней до сих пор общаемся. Она меня также поздравила по телефону, сказала очень много теплых слов, я даже прослезился. Поэтому сегодня с уверенностью могу сказать, что я счастливый человек и рад, что именно так сложилась моя судьба.
- В вашей трудовой биографии есть период работы в филиале Института физики АН БССР. Не жалели, что не сделали карьеры ученого?
- Карьера, может быть, и сложилась бы, но ведь институт тогда только начинался, создавалась база, было много неопределенности, а мне захотелось стабильности, семьи, быть ближе к родному дому. Поэтому, отработав два года в филиале Института физики, я уехал работать в Осиновскую среднюю школу Чаусского района, где получил жилье, создал семью и задержался на целых 17 лет. Конечно, в первые годы работы на селе под сердцем где-то точил червячок тщеславия, но со временем это прошло. С высоты позиции молодого ученого я был поначалу чрезвычайно требователен к детям: давал сложные задания, заставлял много работать, старался вытянуть за пределы школьной программы. Но в один момент понял, что таким образом могу отбить у детей желание вообще учиться, и мне пришлось почти полностью изменить подходы и научить детей любить физику. Только это дало положительные результаты, пошли победы на областных и республиканских олимпиадах.
- А есть у вас и ваших учеников изобретения, которыми вы гордитесь?
- Мы с детьми буквально каждый день открываем что-то новое, поскольку физика - практическая наука. Без нее не было бы ни костюма, ни смартфона, ни видеокамеры и подобного. Но больше всего я горжусь созданной в лицее лабораторией. Здесь тысячи вещей и экспонатов. Это целая вселенная, где физику мы изучаем не в теории, а на практике и собственном опыте. Я очень люблю приборы, поэтому, когда переезжал сюда из Осиновской СШ, привез с собой самосвал радиодеталей, множество всякой литературы, очень многое сделано собственными руками. И эта тяга - сделать что-нибудь новенькое - осталась. Например, где-то разобрали старый компьютер, а мне уже хочется из него что-то сконструировать. Сотовый телефон сломался, я не сдаю его в ремонт, сам разбираюсь, как сделать. И если нужен какой-нибудь прибор, чтобы наглядно объяснить ученикам то или иное явление в физике, стараюсь его сделать и продемонстрировать процесс, насколько это возможно, более наглядно.
- За годы работы в лицее вы подготовили немало победителей областных и республиканских олимпиад, дали путевку в жизнь многим молодым людям. В чем секрет такого успеха?
- Прежде всего в желании ребят изучать предмет. Я никогда никого не заставляю учиться. Всегда говорю, что победа на олимпиаде - это еще не значит, что вы станете физиками или учеными. Это процесс подготовки, вы тренируете свой мозг, память, учитесь трудолюбию. Это еще, в конце концов, возможность выйти "за флажки" школьной программы, иногда и вузовской. Главное - правильно организовать подготовку. Ведь в классе 20-25 человек, и здесь нужен индивидуальный подход к каждому. Мой предмет очень сильно завязан на математике, в тандеме с прекрасными математиками, в том числе моей женой Лидией Казаковой, нам удавалось сформировать сильный физико-математический класс. Дети полноценно развивались, формировались как личности, и многие стали известными людьми. До сих пор некоторые звонят и благодарят, что судьба их связала с лицеем и с нами. Ведь задача учителя не только в том, чтобы ребята правильно решали задачи, но чтобы научились аналитике, в том числе критическому отношению к себе и к окружающему миру.
- Как это проявлялось в ваших учениках?
- Мои ученики не раз подвергали сомнению правильное решение тех или иных задач и выступали за справедливость оценки к самим себе, даже если это было не в их пользу. Был у меня такой ученик Михаил Гущин, который заставил членов жюри областной олимпиады уменьшить себе оценку на 7 баллов, которая была завышена по ошибке. Учитель, проверявший задание, был не согласен с этим, но в итоге комиссия согласилась тогда с десятиклассником. Для меня самое приятное, что мои дети конкурируют между собой по-доброму, помогают друг дружке и радуются за победы друзей, а не завидуют черной завистью.
- Трудно работать с талантливой и одаренной молодежью?
- Конечно, сложнее. Вот приходят двадцать человек, и каждый сравнивает со своими бывшими учителями. Представьте, когда на сцену выходят артисты читать монолог, например, Аркадий Райкин, затем Евгений Петросян, а за ним Максим Галкин, и мы вольно или невольно начинаем сравнивать. Также учитель - как будто на сцене. Если в сельской школе дети больше реагируют на характер и личность учителя, его доброту, то в лицее кроме этих факторов на первое место частенько ставят профессионализм. Ведь они сюда пришли за образованием.
- Я с вами впервые встретился в турклубе лицея на одном из вечеров авторской песни, где преподаватели и ученики общались на равных, как давние знакомые. Такая традиция еще бытует в лицее?
- Вообще наш лицей раньше называли в хорошем смысле "целовательным". Дети, когда приходят на учебу, обычно не здороваются, а целуются друг с другом, происходит такой символический ритуал братания. Раньше мы постоянно с детьми ходили в походы, и по выходным, и, бывало, на целую неделю выезжали куда-нибудь. Посиделки и общение у костра, романтика звездных ночей, красота природы, открытие новых достопримечательностей сближали с учениками. Приходишь после такого похода на урок, а дети без напоминаний сделали домашнее задание. Они уже слушаются с опережением, лучше тебя понимают. Ты еще только подумал, а они уже это делают. Сейчас походов стало меньше, меньше тематических мероприятий, концертов, которыми славился лицей, да и все как-то изменилось.
- А почему? Может, школьная программа перегружена и у ребят не хватает времени?
- Дети на самом деле очень серьезно загружены занятиями. У них в 16.00 заканчиваются уроки, а еще нужно сделать домашнее задание. Поэтому физически ничего не успевают, они заняты с утра и до вечера рутинной работой, практически как взрослые. Если бы обязательная программа была до двух часов, а затем занятия по интересам, какие-то коллективные мероприятия, кружки, вот тогда другое дело. К тому же среди учителей идет погоня за показателями, от которых зависят премиальные, и они буквально разрывают детей. И это тоже неправильно. Я, например, если ребенок не желает заниматься, никогда не заставлял, а старался заинтересовать, чтобы он сам к этому пришел, чтобы ему нравилось этим заниматься даже вне занятий.
- У вас за долгое время работы в образовании сформировалась какая-то собственная методика?
- Каждый год все по-новому. Стандартов четких нет. Все зависит от того, какие дети, какой класс, уровень требований. Мир вокруг слишком быстро меняется, и молодежь принципиально стала иной, стало сложнее с ней работать, потому что изменилось фоновое образование. Молодые люди много получают информации извне: интернет, СМИ, улица и т.д. К тому же у детей и некоторых родителей появилось больше материальных возможностей для самообразования. Если бы в моей юности такие возможности были, то неизвестно, кем бы я стал.
- Есть разные мнения по поводу централизованного тестирования при поступлении в вузы, какую позицию в этом вопросе занимают физики?
- Я не могу сказать по поводу других предметов, но, что касается физики и математики, это заставляет детей готовиться, подстегивает и учителей работать более серьезно. Более того, исчез блат, а конкурс на общежитие в минские вузы значительно вырос - это уже о чем-то говорит. Ведь раньше было так - один билет вытянул, повезло, - ответил, а знаний-то может и не быть. Тесты проверяют все, нужно все задачи решить, без знания предмета этого не сделать. Правда, есть еще вопрос, как готовить детей к тестированию. Я знаю примеры, когда учителя на уроках просто гоняют с детьми тесты, но это полный мрак. Здесь нужно только углубленно проходить тему и грамотно подходить к закреплению материала.
- Кто-то из ваших собственных детей пошел по стопам родителя?
- Мои сыновья Михаил и Андрей закончили физфак БГУ, оба пробовали связать жизнь с наукой, но из-за сложившихся жизненных обстоятельств ушли из нее. Образование позволило им найти хорошую работу, они создали свои семьи и живут в России. Да и многие мои ученики по разным обстоятельствам не связали своей деятельности с наукой. Из десяти победителей международных олимпиад - только два остались в науке. Таких ребят нужно серьезно нагружать и вовлекать в научный процесс. Считаю, что самый идеальный вариант, когда таких одаренных детей берут под свое крыло ученые, тогда это дает результат.
- Физика - сложная наука, но вам удается ее совмещать с лирикой и творчеством.
- Я играю на гитаре, баяне и даже пробовал играть на альте в духовом оркестре, когда учился в институте. Вообще я заметил, что дети с музыкальным образованием лучше учатся. Будь моя воля, я бы обязал детей при получении начального образования заниматься музыкой, а также научить их играть в шашки или шахматы. Пусть это будет на начальном уровне и не в напряг, а в удовольствие. Но если бы каждый через это прошел - было бы очень полезно. У музыкантов, если говорить языком биологии, образуется больше нейронных связей, их мозг более подвижно работает, и они все быстрее схватывают.
- Еще манит романтика песен у костра?
– Все меньше, но гитару в руки иногда беру. Буквально на днях пел для лицеистов - они снимают фильм к 25-летию после окончания нашего учреждения образования.
- Появилось ли у вас больше времени в связи с выходом на заслуженный отдых (пенсию), на что его тратите, увлеклись ли чем-то новым?
- Да, сейчас в лицее уже работаю на полставки, но сидеть без дела все равно не могу. Больше переключился на дачу, немного строю и плотничаю. Еще в свободное время составляю задачки по физике, помогаю готовить детей к олимпиаде, консультирую молодых педагогов, пишу задания для олимпиад, в общем, не скучаю.
- Что бы вы пожелали тем, кто еще не стал педагогом с большой буквы, но стремится к этому?
- Главное - уважительно относиться к детям и критически к себе. Есть немало учителей, которые может быть не на словах, а мысленно себя захваливают и не осознают, что это им мешает. Как бы мы ни учили, мы все равно делаем ошибки. Это сложнейшая область человеческой деятельности, и к ней всегда нужно критически относиться. Где-то не вовремя ребенку замечание сделал, а где-то и нужно было сделать, но ты это пропустил. Много нюансов, не всегда угадаешь, как правильно поступить, ведь мы многих деталей жизни детей и их семьи просто не знаем. Поэтому все совершаем ошибки, и взрослым эти ошибки прощаются. Детям замечания, конечно, нужно делать, но прощать в 10 раз больше.
Обладатель премии специального фонда Президента Беларуси по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов, премии им. Н.К. Крупской. Учитель-методист, заслуженный учитель, народный учитель Беларуси.
Сергей КУЛЯГИН,
БЕЛТА.-0-