X Международный фестиваль Юрия Башмета в Минске стал грандиозным праздником музыки. Девять концертных программ, не считая традиционных благотворительных мастер-классов и встреч. Масштабный проект открытия юбилейного фестиваля авторской версией оперы "Евгений Онегин". Главная презентация - "Вечер венской классики", ставший днем рождения международного камерного оркестра East-West Chamber Orchestra. Закрытие, на котором дирижировал знаменитый Юлиан Рахлин, а солистом был приглашен великий скрипач народный артист СССР Виктор Третьяков. Выступления лучших белорусских исполнителей, мировая премьера произведения белорусского композитора Олега Ходоско, специально написанного для фестиваля. Подвести итог корреспондент БЕЛТА попросила художественного руководителя фестиваля, белорусского пианиста, лауреата международных конкурсов, выпускника Королевской академии музыки Лондона Ростислава Кримера.
- Ростислав, каждый фестиваль Юрия Башмета в Минске становится событием в культурной жизни страны. В этот раз масштаб юбилейного десятого проекта превзошел прежние концерты?
- Я считаю, что да, хотя и прежние фестивали были невероятными по масштабу. Вот некоторые цифры, судите сами. На открытии юбилейного фестиваля на одну сцену вместе с Юрием Башметом и Константином Хабенским вышли более 150 человек. Всего за две фестивальных недели на сценах Дворца Республики и Белорусской государственной филармонии выступили около 300 артистов. Среди них - музыканты Уральского филармонического оркестра под управлением народного артиста России Дмитрия Лисса. Коллектив, пролетевший на самолете из Екатеринбурга в Минск более 2,5 тыс. км, на высочайшем уровне выступил в столице и регионах страны.
Концерты фестиваля посетили около 7,5 тыс. зрителей. Гостями фестиваля стали студенты Белорусской государственной академии музыки, учащиеся Республиканского колледжа при академии музыки, дети-инвалиды, ребята из детского дома и хосписа. Для них мы организовали бесплатное посещение концертов.
- Удалось ли организаторам воплотить все задуманное на юбилейном фестивале Юрия Башмета в Минске?
- Уверенно могу сказать, что удалось. Спасибо огромное нашим зрителям за безоговорочное доверие. Мы от всего сердца старались сделать программу каждого концерта запоминающейся и трогательной. Каждый приглашенный артист - один из лучших в мире, и мы держим высочайший уровень. Нами интересуются ведущие радиостанции и телеканалы. Судя по отзывам - все получилось.
- Все концерты фестиваля прошли с аншлагами. Ожидали ли вы что-то подобное?
- Мы надеялись на это, ведь в течение девяти месяцев подготовки фестиваля отдаем проекту частичку своей души. Конечно, мы верим: зрители оценят старания и придут, чтобы послушать то, что мы с таким трепетом для них подготовили.
- Ростислав, лично вы в нынешнем году представили новый международный коллектив East-West Chamber Orchestra. Презентация камерного оркестра вызвала небывалый ажиотаж. Как автор этого проекта что вы чувствовали, когда рукоплескал переполненный зал?
- Я чувствовал огромное удовлетворение и взаимную любовь со слушателями. Это и есть счастье. Оркестр действительно получился замечательный, ведь в него вошли лучшие музыканты из Западной и Восточной Европы, лауреаты престижных международных конкурсов, профессора, ведущие артисты именитых коллективов. Когда меня проинформировали, что за неделю до концерта нет ни одного билета, а перед концертом люди спрашивали "лишний билетик", как в былые времена, я понял, что все удалось и этот проект будет жить. Но главное, конечно, то, что публика аплодировала стоя начиная с первого отделения, и такой прием может только вселять надежду на новые свершения. Публика ликовала, встречая легендарного, эталонного исполнителя Моцарта Пауля Бадуру-Шкоду. Мне посчастливилось более пяти лет выступать в дуэте с этим великим музыкантом на лучших сценах мира. Оркестр играл замечательно, с полной самоотдачей, и атмосфера была прекрасной. Так что я всем очень благодарен за этот вечер.
- Фестиваль Юрия Башмета дает возможность белорусской публике услышать исполнение выдающихся музыкантов современности. Для его организаторов еще остались, так скажем, недоступные мастера?
- Для нас в плане возможностей, не думаю, что есть что-то нереальное. Мы могли бы пригласить и Лондонский филармонический оркестр, и многих других. Конечно, в финансовом плане пока еще не все решаемо, ведь аналогичные фестивали в Европе обладают бюджетами в десятки миллионов долларов, а мы многое делаем на энтузиазме, хотя и растем из года в год. Я благодарен Министерству культуры, Минскому горисполкому и партнерам фестиваля - компаниям МТС, "Белавиа", "Сименс", "Эрнст энд Янг", Белорусской калийной компании, "Белэксимгаранту" за оказанную поддержку. Мы находимся сегодня в начале пути меценатства и спонсорства культуры, и фестиваль фактически является основоположником этого. Я искренне надеюсь, что в следующем году к числу партнеров и друзей присоединятся новые неравнодушные компании, которые понимают, что поддержка культуры - это вклад в будущее молодого поколения, мы же с их помощью сможем еще больше сделать для белорусского зрителя.
- Наверняка, подводя итог прошедшего праздника, уже обдумываете, кого пригласить на следующий фестиваль, какие новые проекты предложить?
- Конечно, думаем. Мы думаем уже и про 2018 год. Многие артисты составляют график на несколько лет вперед, и, только благодаря фундаменту фестиваля, нашим постоянным партнерам, мы имеем возможность планировать.
- Ростислав, вы стали инициатором проведения во время юбилейного фестиваля Юрия Башмета благотворительного вечера "15 000 шансов на жизнь", где были собраны средства для больных раком детей. Каковы его итоги?
- Да, 29 сентября в Дипсервис Холле была проведена благотворительная акция фестиваля с участием его лучших солистов, оркестра East-West Chamber Orchestra под моим руководством и Константина Хабенского. Акция стала рекордной, собрав для РНПЦ детской онкологии, гематологии и иммунологии более $ 60 тыс. на покупку новейшего аппарата для наркоза, а также на обеспечение дорогими зарубежными лекарствами троих юных пациентов центра. Важно и то, что все средства перечислялись напрямую онкоцентру, а все артисты в этот вечер выступали, разумеется, без гонораров.
Для всех нас очень важно, что благотворительный вечер стал таким результативным. Я искренне благодарен главе государства, который своим решением предоставил безвозмездно великолепную площадку Дипсервис Холла для проведения благотворительного вечера. Я благодарен и Константину Хабенскому, который, улетев сразу после открытия фестиваля на съемки в Москву, смог снова вернуться в Минск, совершив ради этого вечера три перелета за день. Также благодарю всех артистов, партнеров мероприятия, в особенности компанию PRCI, фонд Константина Хабенского и всех добросердечных людей, которые отозвались и приняли посильное участие в сборе средств детям. Это очень важный результат, и я просто счастлив, что мы снова смогли показать правильный и хороший пример.
- На фестивале Юрия Башмета появилась практика совместных выступлений молодых талантливых музыкантов с мировыми знаменитостями. Насколько этот проект сложен для реализации?
- Мы все время делаем подобное. В этом году Уральский филармонический оркестр под управлением народного артиста России Дмитрия Лисса трижды в разных уголках страны исполнил мировую премьеру специально написанного для фестиваля произведения белорусского композитора Олега Ходоско, белорусская цимбалистка Вероника Прадед выступила на одной сцене с "Терем-квартетом", а также в программу фестиваля вошел заключительный концерт проекта Белорусской государственной академии музыки "Студенты академии музыки - молодежи Беларуси", в котором участвовали стипендиаты специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи и оркестр академии музыки под управлением Андрея Иванова.
- В нынешнем году организаторы фестиваля Башмета опробовали систему продажи абонементов на концерты фестиваля. Удачен ли этот опыт, планируете ли его использовать впредь?
- Обязательно. Мы ее еще доработаем и усовершенствуем. Убежден, что этой системой в ближайшее время начнут пользоваться организаторы всех мероприятий, что замечательно и важно, как мне кажется, для зрителя. Кстати, такую абонементную систему мы считаем данью уважения постоянным слушателям.
Отмечу, что фестиваль отличался доступными ценами на билеты. Самый дешевый билет стоил Br120 тыс., а самый дорогой билет на открытие во Дворец Республики стоил сначала Br1,5 млн, а затем подорожал до Br2 млн.
- Уже 10 лет подряд вы работаете над ярким проектом, каким является фестиваль Юрия Башмета. Сколь многочисленная команда занимается организацией масштабного действа?
- В принципе, всего несколько человек занимается организацией мероприятия, но у нас есть юридический партнер - компания "Ревера", которая является управляющей компанией дирекции фестиваля ООО "Международное концертное агентство "РК Групп" и осуществляет высокопрофессиональное юридическое сопровождение всего фестиваля вот уже три года. Также хотел бы отметить, что финансирование фестиваля со стороны государства составляет менее 8%, а различными налогами в бюджет возвращаются и эти средства, так что фактически фестиваль "не в нагрузку" для госбюджета и по праву является примером государственно-частного партнерства.
- Приоткроете ли занавес 11-го фестиваля Юрия Башмета в Минске?
- Конечно, приоткроем, только немного позже. Но уверен, что и следующий фестиваль Башмета, который состоится в Минске в первой декаде октября 2016 года, всех приятно удивит и вновь соберет аншлаги на своих концертах.
Жанна КОТЛЯРОВА