ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Четверг, 18 июля 2024
Минск +23°C
Все новости
Все новости
Интервью
11 июля 2015, 10:34
Аскольд Запашный

Есть ситуации, когда жизнью готов пожертвовать

Аскольд Запашный
Аскольд Запашный

К Минску у знаменитого циркового артиста Аскольда Запашного особое теплое отношение. И не потому только, что здесь он встретил свою половинку. Будущая супруга артиста Элен получала в Минске профессию медика, когда их дороги пересеклись. Белорусская столица - та точка на карте, где цирковые артисты братья Запашные часто выступали и продолжают выступать. Поэтому приезжают в этот город всякий раз, будто в родной. "Я просто люблю Минск, говорю это честно, без лукавства", - народный артист России Аскольд Запашный сразу настраивает разговор на искренний тон. В таком духе представитель легендарной цирковой династии и продолжал беседу с корреспондентом БЕЛТА.

- Аскольд, начну с поздравления по случаю закладки именной звезды братьев Запашных на Аллее звезд в Краснодаре. А на небесах звезда, названная в честь братьев Запашных, когда появится?

- У меня есть звезда на небесах. С этим такая история связана... Давно уже, на юбилее Юрия Владимировича Никулина товарищи из какого-то общества астрономов сделали ему такой подарок. Это по центральному телевидению прозвучало: мол, дарим звезду на небе. Тогда мне казалось, что это что-то за гранью. Я думал, что это подарок самым-самым из всех самых-самых. Потом звезду подарили моему отцу. А позже выяснилось, что любой дядя Ваня может заплатить достаточно скромную сумму и звезда будет названа его именем. И я расстроился, как есть говорю. И ценность для меня такая звезда потеряла. Мне близкие друзья подарили звезду, у меня есть сертификат, но она, может, тем и дорога только, что это подарок близких людей.

- Ваш брат Эдгард характеризует вас как рискового человека. В частности, он ошеломленно рассказывал о вашем желании отправиться на Марс, причем даже если будет билет в один конец. Вы готовы пойти на такой шаг?

- Это странный разговор. Однажды я сказал это, а брат придал очень большое значение. Мы общались с белорусским космонавтом Олегом Новицким, когда готовили спектакль "SИSTEMA". Брат задал ему вопрос: "Как вы относитесь к такому желанию?". На что собеседник ответил, что для одного из космонавтов, когда он нечто подобное озвучил, это стало причиной для отчисления за неадекватность. Брат мой счастливо порадовался, сказал, что тоже так думает.

Я себя считаю здравомыслящим человеком. Для меня это философский вопрос. Я прекрасно понимаю, что на Марс меня никто не возьмет. Но само желание оставить свой большой след вполне естественно. Я думаю, что в такой ситуации своей жизнью можно пожертвовать. Потому что неизвестно, чем жизнь закончится и когда. За мои 37 лет было множествого моментов, когда я почти, вот-вот, чуть не потерял жизнь. И я понимаю, что наше существование очень специфично и скоротечно, дай бог каждому сил и удачи во многом, чтобы оставить след, прожить не зря. Сразу поясню, чтобы не было кривотолков: мол, как же дети, как же родственники, как же они будут? Мне кажется, это несопоставимые вещи. Для родни и детей я уже создал фундамент, обезопасил их. Поэтому здесь философия чистой воды о значимости того или иного поступка и самопожертвования.

- Считается, что мужчине нужно дом построить, дерево посадить, родить сына. Дом есть, деревьев посажено немало, пожалуй, уже лес вырастет. О сыне в одном из интервью ваша супруга дала положительный ответ.

- Видел как-то одну картинку смешную. Стоит мужик, рядом с ним жена и что-то около восьми девочек. И он плачет. Я не одержим стереотипами и вообще их презираю. Стереотипы занимают важное место в жизни, в психологии людей. Это некое естественное отношение общества. Тем не менее я ни в коем случае не позволю стереотипам руководить моей жизнью. Поэтому я не склонен к тому, что должен придуманную норму обязательно выполнить. У меня нет одержимости на тему рождения сына. Я очень хотел бы. Но кто знает, как случится? У моего папы во втором браке мальчишки появились, и он был безумно счастлив. Конечно же, мальчики - это большая уверенность в продолжении дела. Поскольку в жизни у цирковых артистов работа не является работой, а становится образом жизни, то важно ее продолжение. Конечно, немаловажно здесь каким-то образом себя подстраховать что ли. Но я все равно надеюсь, что и мои девчушки будут достойными продолжательницами рода и дела, династии Запашных. А как получится, сколько будет детей и от кого они будут, это не суть важно.

- Вы плавно перетекли в мой следующий вопрос. Цирк сестер Запашных уже существует по определению.

- Уже даже билеты проданы...

- Если ваши дочери Ева и Эльза, которые сегодня еще маленькие, решат по-другому? Например, захотят в медицине реализоваться.

- Это гипотетический разговор. Я не склонен разговаривать о такой патетике, потому что хочешь рассмешить Бога - расскажи ему свои планы. Это абсолютно точно, проверено уже и на себе, и на окружающих. Я очень искренно верю, что у меня хватит сил и возможностей научить моих детей любить цирк. Поэтому, понимая потенциал цирка и зная, что он может быть полезен во всех смыслах и может сделать моих детей счастливыми, сделаю все, чтобы для них он стал неотъемлемой частью жизни. Каков будет их выбор, посмотрим. Слишком много этапов в жизни нужно пройти, чтобы понять, как это все будет. Впереди этап взросления, этап воспитания, этап здоровья, этап еще многих составляющих. Буду делать все для того, чтобы цирк сестер Запашных существовал, но тем не менее не зацикливаюсь, у меня нет болезненной одержимости.

- Аскольд, вы художественный руководитель цирка, автор программ. Всякий раз нужно предложить зрителю что-то свежее. Откуда идеи берете? Недавно вы путешествовали по Америке, Японии, где, конечно же, знакомились с цирковым искусством. Трудно, наверное, увидев новое, не повторить, не сделать не плагиат даже, а цитату?

- Изучая психологию, природу человека (ведь мы работаем для людей, и нужно разбираться во многих вопросах, чтобы понять аудиторию), я однажды сделал вывод, что фантазии не появляются в нирване: посидел, помедитировал - и у тебя что-то родилось. Человек так или иначе пользуется либо сознанием, либо подсознанием. И есть очень много вещей, которые являются стимулятором, причиной, поводом, наверное, и музой своеобразной, которая рождает какое-то решение. Поэтому я не могу сказать, что придумываю все с нуля и сам. Никто не изобретает сейчас велосипед, И здесь как раз таки нужно, простите за тавтологию, определить определенную позицию. Ты идешь по пятам за кем-то или ты ведешь за собой? Мой выбор: у меня есть и силы, и желание, и здоровье, и талант для того, чтобы вести за собой. Поэтому если я пользуюсь каким-то знанием, то это в первую очередь из подсознания, либо структурно пользуюсь определенными схемами, которые являются, так сказать, наукой, определенной базой знаний для начала созидания.

То есть нельзя просто фантазировать, что-то придумывать. Это нужно нанизывать, а уж тем более в живом искусстве. Но дальше нужно выбрать направление и свой взгляд на вещи. Я не копирую никогда. Делаю все для того, чтобы даже если у меня получилось в подсознании что-то скопировать, то подать это по-своему, переиначить. Я не смогу себя уважать, если буду идти по пятам, копировать успешных людей. Это моя принципиальная позиция, нацеленная на создание качественного продукта, который способен конкурировать. Если делать, допустим, подобие "Гарри Поттера", ты всегда будешь плестись в хвосте. Почему? Потому что это уже своеобразная классика. И, когда появляются "Тани Гроттеры", я понимаю, что эти люди - лузеры. Они всегда будут пародировать и никогда не смогут сделать ничего нового, потому что у них неправильно работает мышление. Именно в этом случае рождается неконкурентоспособная индустрия.

Творческий человек должен быть маяком, если у тебя есть силы и желание идти на какие-то крайние высоты, не останавливаться на определенном уровне. Я готов не спать, не есть, работать целыми днями, чтобы чего-то добиваться. Во время этого созидания все суммирую, нахожу для себя определенные стимуляторы для энтузиазма. Слушаю хорошую музыку, и классическую, и современную, смотрю фильмы, которые меня вдохновляют. На вопрос "Откуда у тебя такое количество идей?" отвечаю: это постоянная работа над фантазией как над определенным механизмом. Это как накачка мышц: чтобы придумывать головой, нужно фантазию развивать вместе с мозгом. Тебе нужно все время получать информацию, все время питаться этой информацией, делать выводы, анализировать, учиться, структурировать знания, понимать, почему этот человек сделал так, а не иначе. Если ты начинаешь разбираться, почему это сделано, то начинаешь созидать. А если ты видишь что-то и думаешь: это здорово, я хочу сделать точно так же - ты лузер.

- Вы постоянно занимаетесь саморазвитием, этакий вечный ученик...

- Да, я как раз из тех людей, кто никогда не будет все знать и даже никогда не будет знать достаточно, потому что для меня каждое новое достижение и каждое новое знание - всего лишь этап. Осознав что-то, ты понимаешь, что до этого вообще ничего не знал, что твои амбиции были всего лишь амбициями и сейчас ты просто выходишь на новый качественный профессиональный уровень и начинаешь двигаться дальше.

- В Книге рекордов Гиннесса записаны ваши имена. Есть интерес, желание увеличивать число записей на ее страницах?

- Книга рекордов Гиннесса, наверное, является своеобразным портретом нынешнего времени. Потому что любое общество все равно мыслит определенными критериями, и некая точка отсчета либо уважаема, либо неуважаема. Если сейчас скажешь, что ты народный артист России, это воспринимается двояко. Кто-то вообще не понимает, что такое народный артист России, а кто-то знает, но не уважает, потому что знает много артистов с таким званием, которые его не достойны, а им по каким-то причинам его дали. Для современной молодежи, несколько циничной, бескомпромиссной во многом, Книга Гиннесса - ориентир, который говорит о том, что это что-то уникальное. Поэтому для нас с братом как еще относительно молодых людей Книга рекордов Гиннесса всегда была важным этапом. И мы сделали это - занесли свой рекорд. Дальше ее можно пополнять. У меня нету одержимости постоянно фиксировать какие-то рекорды. Тем не менее это позволяет иногда, простите за грубость, заткнуть рты. Порой начинают оценку творчеству давать с негативной стороны: "А что ты такого сделал?". Ты говоришь: мое имя в Книге рекордов Гиннесса записано. Тогда нечего сказать, обезоруживаешь человека. А если скажешь просто, что у тебя такая работа, такие-то успехи, это будут общие слова.

- Аскольд, вы - творческая составляющая в дуэте братьев Запашных. Но я не склонна думать, что вы плохо ориентируетесь в финансовой стороне дела.

- Это, скорее, видение моей мамы, заместителя директора цирка, экономиста. Мама мыслит цифрами. Она безумно талантливый человек с какой-то совершенно невероятной энергией. Эдгард - политик, он должен решать этапные вопросы, важные, а мама считает буквально. Можем или не можем себе позволить? Надо или не надо? Она подходит к вопросу со своими перегибами и недогибами. И я, конечно, не фантазер, летающий в облаках. Поэтому у меня все получается в плане творчества. Потому что без этого нельзя. Творческий человек не может просто мазать картины, писать какую-то музыку, которая будет только для узкого круга людей или для него одного.

В созидательном процессе все идет от скелета. И скелет этот в нашем случае составляют два момента: технический и экономический. Техническая составляющая: какие у нас есть возможности, какой у нас есть потенциал. Я создаю сначала основной скелет. Потом его доделываю, потому что я нафантазирую, захочу, чтобы у меня, например, летал дракон, а не получится. Положившись на эту идею, я могу проиграть, оказаться в кризисе, потому что в конце концов выяснится, что дракон невозможен, а я сделаю на это ставку, продам билеты - и все рухнет. Точно так же и экономические вопросы. На какие деньги покупать? Сколько можно потратить? И поэтому на всех этапах я, безусловно, разбираюсь больше, чем кто бы то ни был. Но при этом я стараюсь эти обязанности на определенных точках просто отдавать. То есть я не считаю сам деньги, но я знаю, сколько это стоит. Я не разбираюсь, как сварить две железки, но я точно знаю, что они здесь сварены. Понимаю, как капитан, который ведет свое судно куда-то. Знаю про каждый болтик на корабле. И таким образом как раз и происходит это творчество. Хотя, бывает, шутки ради моя мама в том числе говорит: "Аскольд у нас - это творчество". Но и она, и все прекрасно знают, как сильно во всем этом я должен разбираться.

- Вы снялись в фильме об известной дрессировщице тигров Маргарите Назаровой. В картине у вас роль напуганного хищником оператора, еще и "дырявого". Удалось ли вам сыграть напуганного оператора?

- Мне кажется, что я плохой киноактер. У меня хорошо получается играть живые шоу, в которых я сам создаю здесь и сейчас. В кино же не чувствую себя как актер. И не могу дать объективную оценку тому, как я играю, как бы мне этого не хотелось. Я понимаю, что это здорово, и я бы не против себя попробовать. Как и все люди, так или иначе связанные с искусством, грезят о Голливуде, об уровне: "О, хотелось бы сниматься в "Матрице", во "Властелине колец" или еще в чем-то". Но тогда нужна целая жизнь, на это надо потратить много времени, а я выбрал другое направление.

Я старался, как мог, работая в картине. И все же больше, пожалуй, выполнял определенную функциональную роль - исполнить то, чего не сможет сделать другой актер, при этом чуть-чуть использовать свое актерское мастерство, насколько оно здесь приемлемо, и выполнить задачу каскадера. Что получилось, сам еще не видел, даже со стороны. Но изнутри я не чувствую роль. У меня есть такое ощущение, что я не делаю это так, как надо сделать. Допустимо, наверное, но это такое своеобразное позволительное дилетантство, которое прощается, потому что такая ситуация, но не более. Я бы не стал претендовать на то, чтобы сняться в главной роли в каком-то фильме и уж тем более на то, чтобы это было сложное кино.

- В сентябре белорусские зрители снова получат возможность увидеть работу обладателя награды ежегодной международной профессиональной цирковой премии Master, титула "Режиссер года" Аскольда Запашного - программу "К.У.К.Л.А.". Чем будете удивлять зрителей в "Минск-Арене"?

- Думаю, что даже самые стойкие скептики сдадутся, посмотрев это грандиозное представление. Бюджет проекта составил около $10 млн. В нем заняты более 250 человек. Специально для шоу "К.У.К.Л.А." сшито 800 авторских костюмов и эксклюзивных масок, созданных по уникальным технологиям. В шоу "К.У.К.Л.А." занято 60 четвероногих артистов, среди которых тигры и львы. Зрелищности программе прибавляют каскадерские трюки на мотоциклах, по площадке проедут ретроавтомобили и даже танки. А общий вес оборудования, которое мы привезем в Минск, - более 200 т.

Это совершенно необычное представление, которое, уверен, никого не оставит равнодушным. Аналогов у рассказываемой истории нет. Основная идея ее в том, что, глядя на мир кукол, ты видишь мир людей и, рассматривая определенных персонажей этого шоу, можешь найти себя. Решение о показе этого представления в Минске мы приняли после успеха программы "UFO. Цирк с другой планеты", которую белорусы увидели в январе этого года. Надеемся, что и в этот раз публику мы не разочаруем.

Жанна КОТЛЯРОВА,

БЕЛТА.-0-

Топ-новости
Свежие новости Беларуси