Обстановка в мире оставляет желать лучшего: непрекращающиеся вооруженные конфликты провоцируют миграционные кризисы, рост наркотрафика и контрабанды. На этом фоне преступники все чаще проверяют белорусские границы на прочность. В то же время в Госпогранкомитете постоянно работают над тем, чтобы сделать пересечение границы простым и удобным для законопослушных граждан, постепенно внедряя новые технологии и совершенствуя пункты пропуска. Корреспондент БЕЛТА узнал у председателя Государственного пограничного комитета Беларуси Леонида Мальцева, какая обстановка складывается сейчас на белорусских рубежах и как пограничникам в этих условиях удается с оптимизмом смотреть в будущее.
- Леонид Семенович, каковы итоги 2015 года у пограничников?
- Мы уверенно справились со всеми задачами, поставленными Президентом по обеспечению пограничной безопасности на 2015 год. Что касается основных итогов, то пограничная служба во взаимодействии с другими правоохранительными органами страны и в сотрудничестве с коллегами из сопредельных государств не допустила развития негативных миграционных процессов на нашей границе.
Сорваны намерения трансграничных криминальных структур сформировать масштабные обходные каналы незаконной транзитной миграции через белорусско-литовский и белорусско-латвийский участки границы.
Оперативными органами пограничной службы перекрыты 44 транзитных канала незаконной миграции, что в 2 раза больше, чем в предыдущем году. Задержаны 79 организаторов и пособников нелегальных перебросок людей на Запад, в то время как в 2014 году их было 30.
За нарушение пограничного законодательства привлечено к ответственности более 8 тыс. лиц, при этом каждый десятый - в качестве нарушителя границы.
Число попыток нарушения границы возросло в полтора раза. Особенно активной была незаконная транзитная миграция в страны ЕС выходцев из постсоветских государств и стран Азии.
Наиболее напряженная миграционная обстановка складывалась на литовском и латвийском направлениях.
На высоком уровне поддерживалась работа с транзитными потоками людей, транспорта и грузов. Всего за 2015 год через границу пропущено 22,8 млн человек и более 7 млн единиц транспорта. В общем пассажиропоток сократился на 9,3%, а транспортный поток - на 12,9%. В этом явлении свои объективные причины: санкционное противостояние ЕС и России, а также сложнейшие российско-украинские отношения.
На границе изъято 58 единиц оружия, 3,5 тыс. боеприпасов, около 45 кг наркотиков и психотропных веществ. Пресечено незаконное перемещение через границу материальных ценностей на сумму свыше Br57 млрд.
- Как бы вы оценили нынешнюю ситуацию вокруг наших рубежей?
- Вооруженный конфликт на юго-востоке Украины, гражданские войны на Ближнем Востоке и спровоцированный ими миграционный кризис в Евросоюзе являются источниками появления новых опасностей на границе, с которыми мы никогда ранее не сталкивались.
Государственная пограничная политика сегодня, как никогда, должна быть взвешенной, рациональной и дальновидной.
Меры, принятые на южном направлении, были своевременными. Беларусь, действуя на упреждение, смогла обеспечить необходимые условия безопасности по всей линии границы.
Именно с этим была связана такая высокая динамика процессов укрепления границы, оснащения пограничных подразделений новейшей техникой и оборудованием. Нами проделана колоссальная работа, чтобы граница страны соответствовала современным требованиям пограничной безопасности и была способна эффективно отразить любые угрозы национальной безопасности со всех направлений.
- Говоря об укреплении южных рубежей, на чем можно сделать основной акцент?
- В первую очередь, значительно увеличена плотность охраны границы с Украиной. Мы развернули на этом участке новую пограничную часть в Мозыре, а также линейные и мобильные подразделения, непосредственно охраняющие границу. Вся реорганизация проведена за счет внутренних резервов. Они оснащены современной техникой и оборудованием. Приоритет отдан отечественным образцам. На заставы уже закуплены и поставлены новейшие полноприводные автомобили, произведенные на Минском заводе колесных тягачей.
Там же сейчас активно внедряются новые методы охраны границы с применением беспилотной авиации и автожиров. Создана вся необходимая пограничная инфраструктура, соответствующая современным требованиям, включая казармы, автопарки, административные здания, служебное жилье, склады.
Одновременно осуществлялось инженерное оборудование по всей линии границы. Это и сигнализационные комплексы с интеллектуальными системами датчиков и видеонаблюдения, и контрольно-следовая полоса, и подъездные дороги, мосты, и многое другое, способствующее созданию достаточных условий для эффективной охраны границы.
Для усиления охраны границы на случай возникновения опасности успешно отработаны все необходимые мероприятия по применению подразделений внутренних войск МВД, Вооруженных Сил, включая мобильные ресурсы территориальной обороны.
Немало сделано и в пунктах пропуска. Изменен алгоритм пограничного контроля и режимов пересечения границы с учетом специфики и вскрывшихся тенденций в системе требований безопасности. Значительно увеличены возможности автоматизированных систем пограничного контроля.
Мы исходим из принципа, что в вопросах пограничной безопасности мелочей не существует. Теперь это оборудованный и полностью прикрытый от угроз участок границы, как с оперативной, так и войсковой точек зрения.
Все эти позиции полностью вписываются и в новую Военную доктрину страны, одобренную Советом Безопасности Беларуси.
С нашей стороны строго по плану идет и демаркация белорусско-украинской границы. В Брестском и Малоритском районах уже обозначено 112 км границы с установкой 414 пограничных знаков.
- После определенного затишья в последнее время опять всплыла тема неоткрытого малого приграничного движения с Польшей и Литвой. Соседние государства преподносят это как упрощение пересечения границы. Почему Беларусь взяла здесь паузу?
- Александр Лукашенко при утверждении Решения на охрану Государственной границы однозначно сказал, что упрощение упрощением, а национальные интересы надо соблюдать в первую очередь.
Поэтому проблема не в малом приграничном движении (МПД). Доказывает это и практика с Латвией. Вопрос в существующем уровне и возможностях пунктов пропуска. И если его не решить, то мы рискуем загубить очередями это дело на корню. В данном случае пограничная служба Беларуси не может гарантировать бесперебойность и удобство упрощенного пересечения границы в объемах, которые, по нашим расчетам, в случае открытия МПД могут вырасти в разы.
Стремление подготовить как следует пограничную инфраструктуру, способную полноценно обслуживать МПД, полностью соответствует и интересам граждан, и стабильной работы пунктов пропуска.
С нашей стороны это просто ответственный подход. И искать здесь какие-то иные смыслы не стоит.
- Но ведь оппоненты такого ответственного подхода даже исследование провели и апеллируют к нему… С этим что?
- В принципе, если на горизонте появляется эксперт в области МПД, значит, это кому-то выгодно. К сожалению, на повестке дня у подобных экспертов только один вопрос: "Когда откроют?".
Как это будет работать, для них, как правило, неважно. Ведь они просто эксперты, у них просто такой взгляд на ситуацию. И ответственности у них тоже никакой. А нам так нельзя. Ведь люди, увидев бесконечную очередь перед пунктом пропуска, вряд ли вспомнят какое-то исследование. В первую очередь у пограничников спросят, о чем мы думали, когда принимали решение, почему не подготовились. И правильно сделают, потому что мы, и никто другой, отвечаем перед людьми за свою работу на границе.
- Хотите сказать, что различные исследования по малому приграничному движению могут быть заказными?
- Материал BbSS (Белорусский институт стратегических исследований), презентованный как исследование МПД, больше доказывает, что наши подходы более верны, чем выводы самих авторов. Видимо, пытаясь придать значимость своему творению, они акцентировали внимание на том, что выполнено оно по заказу Финского института международных отношений.
И там же сами пишут, что Финляндия считает бесполезным МПД с Россией, потому что отсутствуют семейные связи через границу, а существующая в рамках Шенгена гибкая визовая политика и без МПД позволяет двум странам довольно успешно справляться с управлением трансграничными потоками. Хочется только спросить: в чем здесь интерес Финляндии?
Не менее показательна в исследовании и позиция Эстонии. Там отмечено, что введение системы МПД непропорционально затратно из-за требуемой реконструкции пунктов пропуска, инфраструктура которых и без того не в состоянии гарантировать бесперебойное и быстрое обслуживание. Получается, что там тоже смотрят на МПД через призму создания адекватной обстановке пограничной инфраструктуры.
На этом как бы рациональное зерно в исследовании заканчивается.
А дальше все посвящено тому, как все действующие МПД, за исключением Беларусь-Латвия, проигнорировали факт отсутствия подготовленной для этого инфраструктуры пунктов пропуска и превратили малое приграничное движение в большую приграничную очередь.
Да, сама практика не противоречит этому исследованию. Например, только на направлениях действующих МПД Польша-Украина и Польша-Россия в последние новогодние каникулы очереди перед пунктами пропуска разрастались до 500 машин, информация о которых дала самые высокие рейтинги в СМИ.
Есть повод серьезно задуматься, не правда ли?
- Но Беларусь уже подписала соответствующие соглашения. А теперь что, обратно отыгрываем?
- Беларусь, подписав соглашения о МПД с Польшей, Литвой и Латвией, таким образом поддержала саму идею и выразила готовность работать в этих форматах.
Мы успешно опробовали самый доступный вариант - с Латвией. Присмотрелись, как действуют МПД на более интенсивных направлениях, и, оценив складывающуюся реальную обстановку у соседей, пришли к выводу, что без необходимой подготовки пользы от такого упрощения не будет.
А чтобы было понятнее, просто приведу официальные данные польских пограничников по МПД с Украиной. Там поток граждан в рамках МПД постоянно растет на 20-30% в год и уже составляет половину от общего движения. Он в два раза превышает даже наш нынешний общий поток пересечений в Польшу. А это уже доказывает, что нагрузка на наши пункты пропуска при МПД поднимется очень ощутимо.
И, если мы без подготовки откроем МПД с Польшей, будет катастрофа. Мы же просто парализуем всю границу. И в чем тогда смысл такого движения?
Как пограничная служба мы не можем делать вид, что эти технические нюансы не имеют никакого значения. Позиция Госпогранкомитета сформирована на опыте уже действующих практик. Поэтому, прежде чем открывать МПД, необходимо решить все проблемы, препятствующие его нормальному функционированию.
- Позиция ясна. А что-нибудь уже предпринимается в этом направлении?
- Мы уже приступили к практическим действиям, направленным на создание необходимых условий для открытия МПД. Недавно завершен совместный с литовской стороной эксперимент по переводу пункту пропуска "Лоша" из статуса упрощенного в международный. Результаты показывают, что это ощутимо снижает нагрузку на пункты пропуска "Каменный Лог" и "Котловка". Значит, наши предложения, сделанные в этом направлении, еще пять лет назад были дальновидными и оправданными.
На очереди еще несколько таких пунктов упрощенного пропуска. В целом это направлено на увеличение пропускных возможностей границы, в чем заинтересованы и мы, и литовская сторона.
Как дополнительную возможность для МПД можно рассматривать и систему "Электронной очереди". По данному проекту есть соответствующие указ Президента и постановление правительства. Поставлены задачи, определены четкие сроки ввода. Работа идет полным ходом.
Мы намерены убрать проблемы скопления машин на дорогах перед пунктами пропуска, снять тем самым социальное напряжение и облегчить процедуру пересечения границы. Главная цель - это упорядочение потоков.
Там также предусмотрена актуальная сегодня возможность зарезервировать время въезда в пункт пропуска. Напомню, что эта услуга бронирования будет платной, а вот регистрация в системе и пересечение границы - бесплатными.
- Знаю, что активно ведутся подготовительные мероприятия по внедрению "электронных ворот". Насколько актуально внедрение таких технологий?
- "Электронные ворота" - это новейшие технологии пограничного контроля без пограничников. Система представляет собой специальный киоск биометрической идентификации личности. Он автоматически проверяет подлинность паспорта и сверяет фото пассажира из базы с изображением, которое делает камера устройства.
В минувшем году удачно завершен эксперимент в Национальном аэропорту Минск. За месяц работы через это оборудование прошло около 4 тыс. пассажиров.
В целом эксперимент подтвердил работоспособность принципа "электронных ворот", а также возможность его взаимодействия с функционирующей на границе автоматизированной системой пограничного контроля.
Такой принцип сегодня уже действует во многих мировых аэропортах. Это позволяет не только значительно упростить процесс паспортного контроля и ускорить пересечение границы с использованием "электронных ворот", но и повысить уровень безопасности. Есть перспективы их применения и в наиболее загруженных автодорожных пунктах пропуска.
Дальше закрепим нормативно и будем внедрять.
Еще один важный эксперимент по отмене контрольных талонов успешно завершился в шести пунктах пропуска. Уже доработаны информационные системы и программное обеспечение. Сейчас без контрольных талонов можно пересечь границу в пунктах пропуска "Бенякони", "Домачево" и "Козловичи". В дальнейшем, совместно с заинтересованными ведомствами мы примем окончательное решение о порядке замены контрольных талонов автоматизированной системой во всех автодорожных пунктах пропуска.
Как видите, наши действия имеют чисто прикладной характер. Ведется активная работа над тем, чтобы пересекать границу людям было удобно и безопасно.
Михаил МАТИЕВСКИЙ,
БЕЛТА.