ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Воскресенье, 24 ноября 2024
Минск-Уручье Сплошная облачность -2°C
Все новости
Все новости
Интервью
01 марта 2013, 15:16
Николай Мельченко

Для эффективной работы милиции необходима заинтересованность граждан

Николай Мельченко
Николай Мельченко
Заместитель министра внутренних дел Беларуси
В Беларуси 4 марта отмечается День милиции. В этом году ей исполняется 96 лет. Чем живет белорусская милиция? Как реформа МВД скажется на работе милиции общественной безопасности? Видит ли милиция в гражданах помощников и готовы ли они помогать своей милиции? Как правоохранители готовятся к обеспечению безопасности во время чемпионата мира по хоккею в Минске? На эти и другие вопросы в интервью корреспонденту БЕЛТА ответил заместитель министра внутренних дел, начальник милиции общественной безопасности генерал-майор милиции Николай Мельченко.

- Николай Александрович, в Беларуси продолжается реформа МВД. Что уже сделано в этом направлении и какие изменения ждут милицию общественной безопасности? Актуальны ли для вас кадровые проблемы?


- В процессе реформирования мы планируем укреплять и развивать службу участковых инспекторов милиции, так как именно их работа ближе всего к населению. В первую очередь намечено освободить участковых от исполнения несвойственных им функций, напрямую не связанных с обеспечением личной и имущественной безопасности граждан. Сегодня значительно возросли требования именно к участковым. На них возложена обязанность обеспечивать законность и правопорядок на закрепленной территории, способствовать проведению эффективной работы по охране прав и законных интересов граждан с участием представителей других министерств и ведомств. Участковые несут ответственность за профилактику преступлений, нормой в их работе стало взаимодействие с гражданами, непосредственное общение в трудовых коллективах и по месту жительства.

Чтобы повысить эффективность и качество их работы, нам необходимо оптимизировать ее. В этом направлении уже сделаны определенные шаги. В частности, участковые освобождены от суточных дежурств в следственно-оперативных группах, от исполнения приговоров в отношении отдельных категорий осужденных.

Также работаем над тем, чтобы исключить из компетенции участковых функции по доставлению обязанных лиц к работодателям и вручению повесток призывникам, освободить от обязанностей по исполнению приводов в суды и различные государственные органы, составлению административных протоколов за совершение правонарушений в сферах торговли, пожарной безопасности, функционирования средств массовой информации, обращения с животными, охраны атмосферного воздуха, животного и растительного мира, благоустройства и содержания населенных пунктов.

Таким образом, освобождая участковых милиционеров от исполнения несвойственных им функций, мы приблизим их к населению. У участкового появится больше времени и возможностей вникать в проблемы граждан, качественнее заниматься профилактической работой на административном участке, своевременно выявлять причины и условия, способствующие совершению правонарушений, и принимать меры по их устранению.

Что касается вопросов кадрового обеспечения, то, безусловно, они были и останутся крайне важными для милиции общественной безопасности. Сегодня актуален вопрос по комплектованию рядовых и сержантских должностей. Мы работаем в этом направлении, существующий некомплект постепенно заполняется. Можно смело сказать, что тот кадровый потенциал, которым на данный момент обладает милиция общественной безопасности, в полной мере позволяет выполнять стоящие перед ней задачи.

- По данным опросов, доверие граждан к милиции постоянно растет. Об этом говорит и активность, с которой пользователи Интернета восприняли предложение сотрудничать в проекте "Перехват". Насколько важен для милиции такой диалог с общественностью, планируется ли его развивать?

- На наш взгляд, такой диалог важен и полезен как для органов внутренних дел, так и для граждан. Это своего рода обратная связь между милицией и населением.

Однако эта связь должна развиваться и дальше. Мы хотели бы, чтобы граждане проявляли активность в предоставлении информации не только о нарушениях Правил дорожного движения, но и других правонарушениях, в первую очередь связанных с незаконным производством и реализацией алкогольных напитков, распитием спиртного и пива в общественных местах, других нарушениях. Потенциал такого сотрудничества неисчерпаем и его значимость трудно переоценить. Милиционер не может быть ежесекундно во всех местах, во всех переулках и улочках города. Поэтому очень важны такие сигналы от самих граждан. В интересах сделать свою жизнь безопаснее они могут оказать реальную помощь правоохранителям, просто сообщив тем способом, который им удобнее, о каком-либо инциденте, свидетелем которого они стали, - будь то распитие спиртного возле подъезда, не говоря уже о более серьезных нарушениях. Милиция же, в свою очередь, обязательно будет доводить до граждан информацию о принятых мерах к нарушителям.

Для нас очень важна гражданская оценка работы милиции. Мы тщательно изучаем результаты проводимых на эту тему опросов, мониторингов, предлагаем гражданам присылать нам свои предложения по улучшению работы милиции. Ведь нужно понимать, что милиция работает для людей, обеспечивая их безопасную жизнь, порядок на улицах их городов, безопасность их жилищ. Но также необходимо, чтобы такая работа велась с обеих сторон, и тогда мы добьемся максимального эффекта.

- Милиция взяла к себе в помощники не только пользователей Интернета, но и высокие технологии. Как продвигается создание интеллектуальной системы безопасности в Минске? Насколько помогают камеры видеонаблюдения на различных объектах, в транспорте?

- По нашему мнению, функционирование современных систем видеонаблюдения позволяет не только пресекать и оперативно раскрывать преступления, но и является эффективной профилактической мерой по их предупреждению.

Мы проводим работу по созданию интеллектуальной системы безопасности в Минске при подготовке к обеспечению общественной безопасности во время чемпионата мира по хоккею в 2014 году. Определены основные требования к системам безопасности и технические требования к системам видеонаблюдения, перечень объектов, подлежащих оборудованию новейшими системами видеонаблюдения и радиосвязи, а также нуждающихся в модернизации видеокамер. В первую очередь в перечень вошли объекты метрополитена, автовокзалы, железнодорожный вокзал, аэропорты Минск-1 и Национальный аэропорт Минск, спортивные и выставочные комплексы, ряд административных зданий. В частности, уже разработан проект по оснащению Национального аэропорта, его периметра и прилегающей площади системой видеонаблюдения, от которой не скроется ни один квадратный метр. Совместная рабочая комиссия, в которую вошли все заинтересованные ведомства, предварительно отметила места, где будет установлена аппаратура. В дальнейшем эти точки будут скорректированы с учетом предстоящей реконструкции здания аэропорта.

В целях обеспечения оперативной организации управления и межведомственной координации по экстренному реагированию, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также других видов угроз разрабатывается проект указа главы государства, который в целом определит алгоритм создания республиканской системы мониторинга общественной безопасности.

- Вы упомянули о чемпионате мира по хоккею 2014 года. Как готовится к приезду зарубежных гостей белорусская милиция? Будет ли МВД создавать структуру, которая займется безопасностью на матчах, как это сделано, например, в Англии? Возьмет ли МВД на вооружение опыт других государств?

- Уже сейчас МВД разрабатывает систему регистрации иностранных граждан, которые будут прибывать на чемпионат мира по хоккею. Определено, что эти люди будут иметь право на безвизовый въезд в нашу страну. Контроль за соблюдением зарубежными гостями установленных правил пребывания на территории республики будет осуществлять именно милиция.

Минская милиция уже имеет опыт работы с иностранными болельщиками благодаря успешным выступлениям борисовского БАТЭ в самых престижных европейских футбольных турнирах и минского "Динамо" в Континентальной хоккейной лиге. Возможно, кого-то удивляет повышенное внимание правоохранителей, но такие меры предосторожности всегда оправданны.

Сейчас МВД совместно с госорганами прорабатывает различные варианты обеспечения охраны общественного порядка на спортивных объектах. Мы разрабатываем тактику организации охраны порядка и обеспечения безопасности во время соревнований и иных массовых мероприятий на базе спортивного комплекса "Минск-Арена". Безусловно, в этой работе тщательно изучается опыт наших зарубежных коллег, в частности, пристальное внимание будет уделено работе органов охраны правопорядка на предстоящем чемпионате мира по хоккею в Швеции и Финляндии. Нам интересна практика, активно применяемая за рубежом, когда охраной общественного порядка в местах проведения массовых мероприятий занимаются в том числе стюарды. Возможно, мы также воспользуемся этим опытом, при условии, что стюарды будут наделены полномочиями по осуществлению личного досмотра граждан и досмотра находящихся при них вещей, а также контроля за поведением болельщиков на трибунах. Это необходимо исключительно из соображений безопасности.

В то же время МВД пока не видит необходимости в создании отдельной структуры, которая обеспечивала бы безопасность при проведении спортивных мероприятий, в том числе во время чемпионата мира по хоккею.

- Поговорим о дне сегодняшнем. Около полугода действует норма, по которой лицам до 16 лет запрещается находиться на улице с 23.00 до 6.00 без сопровождения взрослых. Для чего это было сделано? Сколько выявлено таких правонарушений с начала действия нормы?

- Анализ подростковой преступности показывает, что большинство правонарушений несовершеннолетними совершается в вечернее и ночное время. В этой связи была введена такая обязанность родителей по сопровождению детей.

Теперь несовершеннолетним до 16 лет запрещено в ночное время находиться в общественных местах без сопровождения родителей или лиц, их заменяющих (опекунов, попечителей), либо по их поручению без сопровождения совершеннолетних лиц. То есть, старшие друзья-товарищи, братья-сестры могут сопровождать таких детей, но только, если родители дали им такое поручение.

К сожалению, случаев, когда подростки ночью предоставлены самим себе, пока предостаточно. За неисполнение обязанности по сопровождению детей в ночное время за период действия нормы к административной ответственности привлечено более 600 родителей. И это при том, что правоохранители не наказывают всех поголовно - в каждом случае применяется индивидуальный подход.

Но люди должны понимать: привлечение к ответственности - это вынужденная мера. И ни в коем случае не следует считать введенную норму "комендантским часом". Дело в том, что для блага своих же чад родители должны знать, где и с кем находятся их дети, особенно в вечернее и ночное время. Эта норма не противоречит международным документам, в том числе Конвенции ООН о правах ребенка. Между прочим, законодательства многих стран предусматривают подобные запреты для несовершеннолетних. Например, органы государственной власти субъектов Российской Федерации с 2009 года могут устанавливать запрет на посещение лицами в возрасте до 18 лет предприятий общепита, где продаются спиртные напитки, и другие места, нахождение в которых может причинить вред их здоровью и развитию. Такие меры в других странах позволили снизить уровень подростковой преступности. На такой результат рассчитываем и мы.

- В 2012 году были приняты поправки в закон "Об оружии". Как они отразились на реальной жизни?

- Внесенные изменения и дополнения направлены на предупреждение правонарушений в сфере оборота оружия. В поправках конкретизированы основания, при которых лица не будут иметь права на приобретение оружия либо ранее выданные разрешения на право хранения и ношения будут аннулированы. Теперь к таким основаниям относятся совершение умышленного причинения телесного повреждения, мелкого хулиганства, стрельба из огнестрельного оружия в населенном пункте, управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, нарушение правил охоты, повторное в течение года распитие алкогольных напитков или появление в пьяном виде в общественном месте.

Мы рассчитываем, что эти нововведения позволят не допустить владения оружием лицами, склонными к противоправному поведению.

Кроме того, в настоящее время на территории Беларуси запрещен оборот травматического оружия и патронов к нему, что урегулировало правоотношения в сфере оборота оружия и, несомненно, способствует предупреждению правонарушений с его применением.

Виталий ПЕТРОВИЧ
Топ-новости
Свежие новости Беларуси