ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Четверг, 18 июля 2024
Минск +23°C
Все новости
Все новости
Интервью
05 декабря 2014, 09:54

Дистанционное образование сегодня – очень сильный тренд

Международная научно-практическая конференция «Европейское качество дистанционного образования» в последние дни ноября собрала в белорусской столице представителей структур образования, бизнес-кругов и кадровых агентств стран СНГ и Европы. В центре внимания экспертов были актуальные вопросы дистанционного обучения и управления его качеством, расширение в Беларуси доступа к европейскому образованию, а также возможности выхода нашей страны на мировой рынок образовательных услуг. Что логично, конференция прошла на базе Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники, который сегодня является лидером дистанционного образования в республике. О перспективах пока еще довольно новой для нашего государства формы обучения и ее потенциале для развития экспорта образовательных услуг Беларуси, а также о совместных проектах с зарубежными партнерами в интервью корреспонденту БЕЛТА рассказал сопредседатель конференции, первый проректор БГУИР Анатолий Осипов.

- Анатолий Николаевич, сегодня учебный процесс активно переходит в онлайн-плоскость и знания по многим специальностям можно получить, не отрываясь от компьютера. Дистанционное образование – конкурент или союзник вузов?

- В первую очередь, скажу так - не надо опасаться новых форм получения образования! Мир динамично меняется, что требует изменений и в сфере образования. И дистанционное обучение сегодня – объективно очень сильный тренд.

Это направление быстро развивается, ежедневно появляются новые онлайн-курсы. Например, повышение квалификации и переподготовка специалистов в мире уже на 80% происходит дистанционно с использованием программного обеспечения онлайн-курсов. И посол Великобритании Брюс Бакнелл на открытии конференции без всякого смущения признался, что использует онлайн-курсы для получения дополнительных знаний, а русский язык совершенствует по скайпу.

Многие университеты создают ассоциации, чтобы развивать новый формат обучения. В дистанционное образование вовлечено большое количество обучающихся, под него создаются специальные программы.

К примеру, довольно активно онлайн-обучение развивается у наших коллег в России. И мы также понимаем, что использование дистанционной составляющей необходимо для успешной работы университета.
БГУИР еще в 2001-м году начал развивать данную форму образования. И это – абсолютно верное решение. Дистанционное образование работает на наше государство, позволяя при этом университету вовлекать в учебный процесс студентов не только из Беларуси, но и из других стран.

- Насколько широко использует БГУИР дистанционную форму обучения в своей практике?

- Университет постоянно внедряет новые технологии, которые позволяют обучаемым осваивать различные образовательные программы. Создан факультет непрерывного и дистанционного обучения, где обучение ведется в том числе и на английском языке. С использованием дистанционных образовательных технологий на этом факультете имеют возможность изучать отдельные дисциплины студенты всех форм получения образования.

Конечно, по специальностям, которые предполагают работу на наукоемком оборудовании, обучение проходит в очной форме. Без личного присутствия студента здесь не обойтись. Но в то же время мы активно расширяем возможности дистанционного обучения по специальностям, связанным с информационными технологиями. Это то, что можно освоить на компьютере, применяя специальные обучающие программы.

При этом использование дистанционного компонента значительно упрощает для университета выход на международный рынок образовательных услуг. В частности, в 2013 году университет подписал договор о сотрудничестве с американским Computer System Institute (CSI) в области оказания образовательных услуг жителям США на основе интегрированной подготовки специалистов уровней «бакалавр», «специалист», «магистр».

На базе CSI в Чикаго и Бостоне открыты филиалы кафедры проектирования информационно-компьютерных систем. Осенью 2013 года первые 10 американских студентов начали обучение по специальности «Программируемые мобильные системы» в филиале в Чикаго. В 2014 году открыто обучение на базе филиалов по новой специальности «Информационные системы и технологии (в бизнес-менеджменте)».

В этом проекте обучение проходит в смешанной форме. Но без дистанционной составляющей и информационных технологий наше сотрудничество с американской стороной было бы невозможно.

Такие проекты приносят несомненную пользу как университету, так и в целом стране, повышая престиж системы образования. В том числе, это улучшает качество обучения и для белорусских студентов, потому что преподаватели постоянно включают новые подходы и элементы в учебный процесс.

- Как Вы в целом оцениваете качество дистанционного образования? Ведь не секрет, что у многих довольно настороженное отношение к таким формам учебного процесса. И то же заочное образование зачастую ассоциируется с более низким, чем при очной форме, уровнем знаний.

- Любая форма образования должна предоставлять все возможности для получения качественных теоретических и практических знаний. И очная, и заочная, и дистанционная.
Разницу студент должен чувствовать не в уровне качества, а лишь в самом формате обучения, которое может проходить удаленно, требовать личного присутствия либо иметь смешанный характер – кому как удобнее.

Сегодня в мире существует огромное множество дистанционных программ различного уровня и качества. Полученный сертификат или диплом по некоторым из них безоговорочно признается практически во всех компаниях и фирмах, а есть онлайн-курсы, которые существуют без должного контроля.

Необходимо четко разграничивать такие виды дистанционного обучения и выбирать те из них, которые обеспечивают высокое качество полученных знаний.

При этом в получении качественного образования заинтересованы сами обучающиеся. В настоящее время при приеме на работу их первым делом спрашивают, не в какой форме они учились, а что умеют делать и на каком уровне.

- Здесь мы переходим уже к вопросу практической направленности образования. О необходимости тесной связи получаемых студентом знаний с его будущей работой в последнее время все чаще говорят во всем мире, и Беларусь здесь не исключение. Как с этим обстоят дела у выпускников БГУИР?

- Практико-ориентированная подготовка - одна из фундаментальных основ, которую мы внедряем в учебный процесс. При этом такая подготовка имеет сразу несколько уровней.

Первый – филиалы, кафедры на ведущих предприятиях. К примеру, у нас есть филиалы на «Планаре», в EPAM Systems. Второй уровень – совместные лаборатории ведущих предприятий страны и БГУИР, которые имеют продвинутое оснащение и в которых помимо традиционных занятий идут еще и семинары этих компаний, чтобы, придя на работу, выпускник уже владел необходимыми технологиями, используемыми на этом конкретном предприятии.

Третий уровень включает образовательные центры - Microsoft, IBM, SAP, National Instruments, сетевой Академии Cisco и др. - которые ведут обучение по программам этих мировых топ-компаний. Студент дополнительно к диплому может получить их сертификаты, что сразу же поднимает его конкурентоспособность на рынке труда. И далее, четвертый уровень, представляет собой студенческий бизнес-инкубатор, где молодые люди могут опробовать свои идеи и внедрить их в практику.

Все эти уровни образования ориентированы на развитие практических навыков будущего специалиста.

- Дистанционный компонент обучения, который БГУИР активно развивает, открывает широкие возможности для совместных проектов в части параллельного образования, когда студент одновременно обучается в двух вузах и на выходе получает сразу два диплома. Насколько интересны такие проекты для университета?

- Параллельное образование является довольно перспективным инструментом для повышения привлекательности вузов и увеличения экспорта образовательных услуг.

При этом благодаря качеству белорусского образования в области ИТ, которое уже по достоинству оценили во многих странах мира, потенциал этого направления сотрудничества для нас бесспорно высок.
Поэтому, конечно, университет рассматривает возможность реализации различных совместных проектов такого рода с зарубежными партнерами.

Например, осенью представители британской бизнес-школы «Магна Карта Оксфорд» провели в нашем университете встречу с иностранными студентами, во время которой рассказали о возможностях, обучаясь в белорусском вузе, параллельно дистанционно получить второе высшее образование с взаимозачетом различных предметов.

Для нашего университета, в свою очередь, это может означать привлечение дополнительного количества обучающихся из-за рубежа, которые будут видеть возможность обучения сразу по двум программам и получения двух дипломов.

В настоящее время мы обсуждаем с бизнес-школой «Магна Карта Оксфорд» возможность реализации совместных образовательных проектов, которые будут касаться организации совместных магистерских программ и подготовки кадров высшей квалификации.

В целом такое взаимодействие образовательных систем позволяет добиться положительных результатов сразу по нескольким направлениям. Во-первых, это поднимает престижность нашего образования, во-вторых – позволяет ему легче интегрироваться в мировую образовательную систему.

Топ-новости
Свежие новости Беларуси