Живописца Владимира Уроднича мы застали в дороге, когда он возвращался в столицу из родных мест в Столинском районе. Местным школьникам да и всем желающим сельчанам именитый художник рассказывал о своем богатом творчеством пути. В профессиональном изобразительном искусстве Владимир Васильевич с 1973 года. И все это время он искренне предан искусству, выраженному двумя важнейшими темами: Великая Отечественная война и Родина. По возвращении живописца в Минск его мастерскую, пропитанную глубокими размышлениями о смысле жизни и предназначении человека, посетили корреспонденты БЕЛТА. Отдельные фрагменты интереснейшей, глубоко философской беседы передадим и читателям.
- Малая Родина и Великая Отечественная война - именно эти темы стали ключевыми в вашем творчестве?
- Тема войны сопровождает всю мою жизнь. Я вырос без отца. Потерял его в раннем возрасте, когда мне было полтора года. Отец погиб в 1943 году, будучи партизаном в отряде имени Чкалова, бригаде "Советская Белоруссия". Поэтому по сей день говорю: я жил за себя и за того парня - таков мой девиз.
Помню, как в 1974 году, уже закончив институт и будучи молодым специалистом, стоял у обелиска в деревне Ремель, на котором было написано "На этом месте в 1943 году погиб партизан Василий Уроднич, в честь которого названа улица в нашем населенном пункте". Уже тогда я хорошо понимал, что свои первые и последующий шаги в творчестве должен осуществить с памятью об этом человеке. Так и получилось: тему продолжаю и сегодня. Не зря меня называют баталистом.
На юбилейной выставке в Минске "Берега моей судьбы", которая была представлена в прошлом году, я показал картину "Журавлиный зов". Нарвавши черемухи, плывут в лодке партизаны, а вверху летят журавли. 1944 год, начало операции "Багратион". Скоро освобождение. И это скорое освобождение чувствуют журавли, выказывая свое понимание журавлиным зовом.
Что касается темы малой родины, то она идет рефреном. Как не помнить место, где родился, как не помнить голоса деда и бабушки? Кстати, я каждый год езжу на могилку своей бабули. Скажем так, эти две темы в моем творчестве идут параллельно. Какая из них более значима, не могу сказать. Но точно знаю: эти мотивы будут меня сопровождать всю мою жизнь.
- Многие ваши работы основаны на личных воспоминаниях. Как удается совершенно знакомые, привычные вещи показать так глубоко, чтобы это по-прежнему трогало душу?
- Отвечу следующим образом. То, что написал Якуб Колас в своей поэме "Новая зямля", - это уникальнейшая, потрясающей силы вещь. Это блестящее произведение. Каждый из творцов, если не будет лукавить, а станет честно говорить о своей биографической странице, хотя она бывает сложной, напишет наиболее выразительную исповедь, нежели тогда, когда будет наблюдать по сторонам.
Сегодня утром я увидел одну сценку. Представьте, ранее утро на Полесье. Отец подготовил двух мальчишек к школе, одел и посадил на велосипед: одного спереди, другого сзади. И повез по дороге. А вокруг сады цветут... А я думаю: это же сюжет. Отец везет сыновей к некому светлому, радостному будущему.
Именно так картины и рождаются. В нашем деле каждая интонация, каждый шорох, каждое движение и действо человека - повод для размышления. Если все это накладывается на твое мышление с позитивом, стоит работать в этом направлении. Если глубоко проанализировать происходящее вокруг, найдутся и темы, и мотивы.
Между прочим, многие наводящие мысли к нам приходят случайно. Леонардо да Винчи когда-то говорил: "Если вы хотите увидеть схему новой композиции, подойдите к старой разрушенной стене, с которой уже штукатурка сыпется, и начните долго на нее смотреть. Вы обязательно увидите свою схему". С этим сложно не согласиться.
- Удивительно, как через привычные темы вы доносите глубокие мысли...
- Духовная сфера - богатейшая сфера человека. Мы измеряем свою жизнь не толщиной кармана, а тем, какими мыслями и поступками наполняем свое сердце. Если человек - гэта пустэча, няма ніякага сэнсу з ім аб чым-небудзь размаўляць, марыць.
Пару дней назад меня пригласили на 160-летие родной школы в Столинском районе, которую я закончил в 1958 году. На официальной части я высказал такую мысль: "Мы не можем вернуться в детство в силу естественных условий и схем человеческого развития, мы не можем вернуться в юность, но наша память удерживает эти страницы". И еще своим землякам тогда я сказал: "Очень благодарен, что вы эту калитку приоткрыли и пустили меня в мою юность, мое детство. Я торжествую и радуюсь, что встретил там много замечательных людей".
Мы должны говорить друг другу об этом, подпитывая положительными эмоциями. Если душа будет уравновешена, то и производительность труда окажется более чем достойной.
- И действительно, вы смотрите на эту жизнь не так, как большинство людей.
- Чем содержательнее жизнь, тем более глубокие размышления. Молодым художникам я повторяю: вы должны выработать для себя большой личный мотив и следовать ему. Помните мультфильм "Ежик в тумане"? Блестящий мультик. Его автор говорил, что каждый творческий человек должен поставить себе цель, высокую планку, взмывающую в заоблачные выси, понимая, что до этой планки он никогда не дотянется. Но надо приложить все свои усилия, чтобы туда лезть, всячески царапаться. Да, вы туда не доберетесь, но в итоге будете иметь успех. Тем самым он подчеркивает мысль: всякая наша старательность в профессии обязательно даст результат.
А еще вспоминаю слова блестящего графика Арлена Кашкуревича про не менее выдающегося художника-монументалиста Гавриила Ващенко. На открытии одной из экспозиций он сказал: "Ващенко - это художник, который не забыл вкус хлеба и сала". Понимаете, что это значит?
- А как вы смотрите на современный культурный процесс?
- В силу профессионального опыта я имею возможность сравнивать. У нас культура и искусство всегда развивались очень последовательно, служили не только народу, но и партии, которая возглавляла действительность того дня, управляла процессом. Сейчас же мы выпустили руль из рук. И я не раз обращал на это внимание.
Представьте себе, драматург принес к вам пьесу, великолепное произведение. Далее вы несете ее в театр. Но роли надо раздать действующему актерскому коллективу и управлять постановкой! Искусство само по себе, конечно, может развиваться, но эффект будет низменный. В свое время мы рассуждали, какой должна быть экономика: исключительно рыночной или в некоторой степени плановой? Пришли к мнению: если она не будет плановой, зачем тогда такая экономика.
Искусство должно быть управляемо разумными людьми. Когда-то Кончаловский в частном разговоре сказал такую фразу: "А государственные интересы должны быть в искусстве". В былые времена в каждом кабинете висел моральный кодекс строителя коммунизма. Вы думаете, это было дело случайности? Нет!
Замечу и вот что. Сегодня, к сожалению, потребительство занимает очень серьезный сектор в наших интересах. Многие молодые художники мыслят в таком направлении: а что можно взять? Однако истинное призвание мастера кисти в том, чтобы Отечеству и людям отдавать. Именно этим и руководствуются в нашем Белорусском союзе художников. Но что мы можем дать? Разумной пищи для размышления, прежде всего, для души и сердца.
Возьмем как пример личности из литературы, кинематографа, музыки, поэзии. Они же никогда не выставляли на первый план меркантильные интересы. Для них всегда первым дело было служение Отечеству, традиции. Страна у нас одна, земля одна и народ у нас один. Все у нас общее. Мы один другому служим. Если этого не понимать, возникает вопрос: зачем живешь? Ты разобрался в существе своего предназначения?
Скажу образно: у меня своя мелодия. Я слышу Максима Богдановича, Янку Купалу, Якуба Коласа. У нашего искусства действительно есть на что и на кого опираться. Мне начхать на то, что происходит на Рейне, Висле или на других берегах. У них свои интересы - у нас свои. Определяющие вехи в белорусском искусстве и должны определять нашу идеологию. Просто нам нужно мыслить глубже.
БЕЛТА.-0-