Экспорт образовательных услуг является на протяжении последних десятилетий одним из наиболее перспективных направлений развития системы образования Беларуси. В 2012/2013 учебном году в учреждениях образования Беларуси обучались почти 14 тыс. иностранных граждан из 88 стран мира, из общего числа студенческой молодежи Беларуси иностранные студенты занимают 2,5%, и это в 2,1 раза больше, чем, например, в 2005/2006 учебном году. Наибольшее число иностранных граждан обучаются в БГУ (15,1% от общего числа иностранных студентов), БГМУ (10%), БНТУ (5,9%). О том, как используется потенциал учреждений образования для наращивания экспорта услуг и где предпочитают учиться иностранцы в Беларуси, рассказал в интервью корреспонденту БЕЛТА заместитель министра образования Виктор Якжик.
- Виктор Викторович, в июне белорусская делегация приняла участие в международной выставке в сфере высшего образования Aspirations 2013 в Нью-Дели (Индия). Это был маркетинговый ход для более активного рекламирования отечественных образовательных услуг за пределами страны. Подобная работа по продвижению белорусского образования проводится также в Китае, Таджикистане, Германии и других странах. Скажите, насколько интересен наш рынок иностранным студентам?
- Итоги работы на выставке в Индии показали, что мы находимся еще только в начале длинного и серьезного пути. В работе выставки приняли участие более 150 образовательных учреждений из 25 стран. В ходе мероприятия обсуждались перспективы увеличения числа индийских граждан, приезжающих на обучение в Беларусь, продолжение обучения студентов данных вузов в магистратуре. Особым спросом в Индии пользуется вторая ступень высшего образования, представители этой страны хотели бы приехать в Беларусь для обучения на английском языке в магистратуре, аспирантуре, докторантуре. Поэтому отечественные магистерские и докторские программы с обучением на английском языке пользовались повышенным вниманием посетителей форума. Также была высокая заинтересованность в получении образования по таким направлениям, как экономика, здравоохранение, IT-технологии, машиностроение и судостроение.
Думаю, что нам как нельзя кстати сейчас вести активную, можно сказать, даже напористую маркетинговую политику в отношении данной категории иностранных граждан. То есть распространять информацию о возможностях обучения в белорусских университетах, создавать совместные образовательные программы с заинтересованными вузами и образовательными компаниями, продвигать рекламные материалы на иностранных языках, создавать сеть посредников в других странах.
- Правительство Беларуси поставило перед Министерством образования задачу по привлечению в республику для обучения к 2015/2016 году примерно 15 тыс. иностранных граждан. Как вы считаете, это достижимая цифра?
- Безусловно, достижимая. Задача, поставленная правительством и главой государства, предусматривает максимальное использование потенциала и каналов международного сотрудничества, в том числе и возможности выпускников белорусских вузов из числа иностранных граждан в интересах повышения качества и конкурентоспособности национальной образовательной системы.
В последние годы наблюдается положительная динамика численности иностранных учащихся, получающих высшее, среднее специальное и послевузовское образование в Беларуси. Этому способствуют и высокий образовательный потенциал, а также качество, доступность, широкий спектр специальностей (свыше 300), отсутствие дискриминации в получении образования, благоприятные условия пребывания в нашей стране, высокий уровень практико-ориентированного обучения по ряду отраслевых специальностей. Например, в 2012/2013 учебном году количество обучающихся у нас иностранных граждан увеличилось на 1 786 человек до 13 922 человек из 88 стран мира, что составило 114,7% к уровню прошлого года. К нам активно едут абитуриенты из стран СНГ, а также Латвии, Польши, Грузии, Китая, Ирана, Турции, Ливана, Индии, Нигерии и др.
Если говорить о востребованности типов учебных заведений, то, безусловно, на первом месте окажутся учреждения высшего образования. В вузах обучаются 93,5% из общего количества обучающихся в Беларуси иностранцев, в учреждениях среднего специального образования - около 5%, в учреждениях профессионально-технического образования - 1,5%. На дневной форме получения образования на условиях оплаты учатся 13 298 иностранных граждан. И только 624 человека учатся за счет средств республиканского бюджета. Подавляющее большинство иностранцев учатся в государственных вузах Беларуси, 46 человек - в частных.
Динамично наращивают экспорт образовательных услуг и ссузы. Так, в 2012 году они приняли на первый курс 399 иностранцев, в том числе 84 - за счет средств бюджета. Можно сказать, что прошлый год стал для них прорывным в привлечении иностранцев на обучение.
- Что, на ваш взгляд, необходимо предпринять учебным заведениям, чтобы еще больше увеличить приток иностранных учащихся в нашу страну?
- Учреждениям образования следует активнее открывать специальности с обучением на английском языке. Также перед ними стоит задача развития дистанционной формы обучения. Ведь это действенный механизм увеличения экспорта услуг образования в страны, находящиеся далеко от Беларуси. Необходимо внедрять интерактивные формы работы с зарубежными вузами. Сейчас под экспортом образовательных услуг в основном подразумевается обучение приезжих студентов-иностранцев, но на это явление нужно смотреть шире. Есть возможности дистанционного консультирования, организации и реализации посредством Интернета совместных проектов. Необходимо создавать образовательные структуры за рубежом: подготовительные отделения, представительства, центры, факультеты, филиалы.
Уникальный опыт есть, например, у БГУИР. В Computer System Institute (CSI, штат Иллинойс, США) по инициативе американской стороны открыт филиал кафедры проектирования информационно-компьютерных систем БГУИР. Современное развитие технологий требует от образовательной сферы новых подходов. И открытие филиала нашего вуза за океаном, согласитесь, неплохое начало.
- Расскажите, пожалуйста, подробнее о тех учреждениях, которые открываются за рубежом.
- Министерство образования Беларуси совместно с подведомственными учреждениями образования проводит активную и последовательную работу по открытию образовательных структур в зарубежных странах. В рамках проводимой образовательной политики по диверсификации экспорта услуг в настоящее время за рубежом открыты и действуют 2 филиала, созданные белорусскими вузами: Ереванский филиал Международного государственного экологического университета имени А.Д.Сахарова в Армении и совместный инженерно-технический факультет БНТУ и Таджикского технического университета им. академика М.С. Осими в Душанбе.
При участии БНТУ открыты Белорусско-вьетнамский центр содействия научно-техническому сотрудничеству, совместная научно-исследовательская лаборатория в Научном энергетическом институте при Вьетнамской академии наук (вьетнамское отделение). БГУ обеспечена работа Белорусско-вьетнамского инновационно-образовательного и научно-технического центра. Одновременно прорабатывается возможность открытия на базе созданного инженерно-технического факультета БНТУ в Таджикском техническом университете им. М.С. Осими Инженерно-технического института БНТУ. Также в стадии завершения находится создание ресурсных центров начального профессионального образования по строительным профессиям и машиностроительного профиля в Азербайджане. Изучается вопрос о создании филиала (возможно, факультета или подготовительного отделения) белорусского вуза во Вьетнаме, филиала факультета доуниверситетского образования в Бангладеш, филиала подготовительного факультета в Нигерии, а также консолидированной образовательной структуры белорусского вуза в Китае.
При этом считаю, что еще одно важное направление работы учреждений образования - культурные взаимоотношения. В апреле 2012 года открыт Центр казахского языка, истории и культуры имени Абая в БНТУ, в октябре 2012 года - Центр языка и истории Беларуси на базе Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева, успешно функционируют Культурный центр Беларуси в Польше, центры белорусского языка и литературы в Украине и Азербайджане. Деятельность таких образовательных структур, конечно же, способствует укреплению двустороннего сотрудничества в области образования и научных исследований, развитию экспорта образовательных структур, и мы планируем активно развивать их сеть.
- А какие специальности в белорусских образовательных учреждениях выбирают иностранные граждане? Медицина все так же на первом месте среди предпочтений?
- Медицина практически сравнялась со специальностями технического профиля. Из общего числа обучающихся иностранных граждан 22,6% изучают медицину и фармацию, 21,5% - специальности технического профиля, 20,3% - общенаучные университетского профиля, 12% - педагогические, 11,5% - экономические и юридические, 7,4% - сельскохозяйственные, 3,8% - искусствоведческие.
- В последние годы вузы Беларуси активно принимали на обучение граждан Туркменистана. Как развивается экспорт образовательных услуг в страны СНГ?
- Граждане Туркменистана составляют более половины от общего контингента иностранных студентов (53%, или 7 386 человек). Кроме Туркменистана к нам активно поступают абитуриенты из России и Азербайджана. Этому способствует и тот факт, что в целях развития экспорта услуг образования в 2012 году гражданам Российской Федерации, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Республики Таджикистан предоставлена дополнительная возможность поступать на платной основе в ссузы и вузы Беларуси по результатам собеседования.
В целом на страны СНГ приходится значительная доля экспорта образовательных услуг - 63,1%, на Азию - 29,2%, Африку - 5,8%, Европу - 1,5%, Северную и Южную Америку - 0,4%.
- Каков экономический эффект от экспорта образовательных услуг?
- По итогам 2012 года учреждения образования, подчиненные Минобразования, заработали более Br1,8 трлн. (темп роста к 2011 году - 180,4%), полностью выполнив установленные на год показатели внешнеэкономической деятельности. При этом экспорт услуг составил $23,5 млн., или 125,3% к 2011 году (задание 115%).
Юлия БОРОДУН
- Виктор Викторович, в июне белорусская делегация приняла участие в международной выставке в сфере высшего образования Aspirations 2013 в Нью-Дели (Индия). Это был маркетинговый ход для более активного рекламирования отечественных образовательных услуг за пределами страны. Подобная работа по продвижению белорусского образования проводится также в Китае, Таджикистане, Германии и других странах. Скажите, насколько интересен наш рынок иностранным студентам?
- Итоги работы на выставке в Индии показали, что мы находимся еще только в начале длинного и серьезного пути. В работе выставки приняли участие более 150 образовательных учреждений из 25 стран. В ходе мероприятия обсуждались перспективы увеличения числа индийских граждан, приезжающих на обучение в Беларусь, продолжение обучения студентов данных вузов в магистратуре. Особым спросом в Индии пользуется вторая ступень высшего образования, представители этой страны хотели бы приехать в Беларусь для обучения на английском языке в магистратуре, аспирантуре, докторантуре. Поэтому отечественные магистерские и докторские программы с обучением на английском языке пользовались повышенным вниманием посетителей форума. Также была высокая заинтересованность в получении образования по таким направлениям, как экономика, здравоохранение, IT-технологии, машиностроение и судостроение.
Думаю, что нам как нельзя кстати сейчас вести активную, можно сказать, даже напористую маркетинговую политику в отношении данной категории иностранных граждан. То есть распространять информацию о возможностях обучения в белорусских университетах, создавать совместные образовательные программы с заинтересованными вузами и образовательными компаниями, продвигать рекламные материалы на иностранных языках, создавать сеть посредников в других странах.
- Правительство Беларуси поставило перед Министерством образования задачу по привлечению в республику для обучения к 2015/2016 году примерно 15 тыс. иностранных граждан. Как вы считаете, это достижимая цифра?
- Безусловно, достижимая. Задача, поставленная правительством и главой государства, предусматривает максимальное использование потенциала и каналов международного сотрудничества, в том числе и возможности выпускников белорусских вузов из числа иностранных граждан в интересах повышения качества и конкурентоспособности национальной образовательной системы.
В последние годы наблюдается положительная динамика численности иностранных учащихся, получающих высшее, среднее специальное и послевузовское образование в Беларуси. Этому способствуют и высокий образовательный потенциал, а также качество, доступность, широкий спектр специальностей (свыше 300), отсутствие дискриминации в получении образования, благоприятные условия пребывания в нашей стране, высокий уровень практико-ориентированного обучения по ряду отраслевых специальностей. Например, в 2012/2013 учебном году количество обучающихся у нас иностранных граждан увеличилось на 1 786 человек до 13 922 человек из 88 стран мира, что составило 114,7% к уровню прошлого года. К нам активно едут абитуриенты из стран СНГ, а также Латвии, Польши, Грузии, Китая, Ирана, Турции, Ливана, Индии, Нигерии и др.
Если говорить о востребованности типов учебных заведений, то, безусловно, на первом месте окажутся учреждения высшего образования. В вузах обучаются 93,5% из общего количества обучающихся в Беларуси иностранцев, в учреждениях среднего специального образования - около 5%, в учреждениях профессионально-технического образования - 1,5%. На дневной форме получения образования на условиях оплаты учатся 13 298 иностранных граждан. И только 624 человека учатся за счет средств республиканского бюджета. Подавляющее большинство иностранцев учатся в государственных вузах Беларуси, 46 человек - в частных.
Динамично наращивают экспорт образовательных услуг и ссузы. Так, в 2012 году они приняли на первый курс 399 иностранцев, в том числе 84 - за счет средств бюджета. Можно сказать, что прошлый год стал для них прорывным в привлечении иностранцев на обучение.
- Что, на ваш взгляд, необходимо предпринять учебным заведениям, чтобы еще больше увеличить приток иностранных учащихся в нашу страну?
- Учреждениям образования следует активнее открывать специальности с обучением на английском языке. Также перед ними стоит задача развития дистанционной формы обучения. Ведь это действенный механизм увеличения экспорта услуг образования в страны, находящиеся далеко от Беларуси. Необходимо внедрять интерактивные формы работы с зарубежными вузами. Сейчас под экспортом образовательных услуг в основном подразумевается обучение приезжих студентов-иностранцев, но на это явление нужно смотреть шире. Есть возможности дистанционного консультирования, организации и реализации посредством Интернета совместных проектов. Необходимо создавать образовательные структуры за рубежом: подготовительные отделения, представительства, центры, факультеты, филиалы.
Уникальный опыт есть, например, у БГУИР. В Computer System Institute (CSI, штат Иллинойс, США) по инициативе американской стороны открыт филиал кафедры проектирования информационно-компьютерных систем БГУИР. Современное развитие технологий требует от образовательной сферы новых подходов. И открытие филиала нашего вуза за океаном, согласитесь, неплохое начало.
- Расскажите, пожалуйста, подробнее о тех учреждениях, которые открываются за рубежом.
- Министерство образования Беларуси совместно с подведомственными учреждениями образования проводит активную и последовательную работу по открытию образовательных структур в зарубежных странах. В рамках проводимой образовательной политики по диверсификации экспорта услуг в настоящее время за рубежом открыты и действуют 2 филиала, созданные белорусскими вузами: Ереванский филиал Международного государственного экологического университета имени А.Д.Сахарова в Армении и совместный инженерно-технический факультет БНТУ и Таджикского технического университета им. академика М.С. Осими в Душанбе.
При участии БНТУ открыты Белорусско-вьетнамский центр содействия научно-техническому сотрудничеству, совместная научно-исследовательская лаборатория в Научном энергетическом институте при Вьетнамской академии наук (вьетнамское отделение). БГУ обеспечена работа Белорусско-вьетнамского инновационно-образовательного и научно-технического центра. Одновременно прорабатывается возможность открытия на базе созданного инженерно-технического факультета БНТУ в Таджикском техническом университете им. М.С. Осими Инженерно-технического института БНТУ. Также в стадии завершения находится создание ресурсных центров начального профессионального образования по строительным профессиям и машиностроительного профиля в Азербайджане. Изучается вопрос о создании филиала (возможно, факультета или подготовительного отделения) белорусского вуза во Вьетнаме, филиала факультета доуниверситетского образования в Бангладеш, филиала подготовительного факультета в Нигерии, а также консолидированной образовательной структуры белорусского вуза в Китае.
При этом считаю, что еще одно важное направление работы учреждений образования - культурные взаимоотношения. В апреле 2012 года открыт Центр казахского языка, истории и культуры имени Абая в БНТУ, в октябре 2012 года - Центр языка и истории Беларуси на базе Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева, успешно функционируют Культурный центр Беларуси в Польше, центры белорусского языка и литературы в Украине и Азербайджане. Деятельность таких образовательных структур, конечно же, способствует укреплению двустороннего сотрудничества в области образования и научных исследований, развитию экспорта образовательных структур, и мы планируем активно развивать их сеть.
- А какие специальности в белорусских образовательных учреждениях выбирают иностранные граждане? Медицина все так же на первом месте среди предпочтений?
- Медицина практически сравнялась со специальностями технического профиля. Из общего числа обучающихся иностранных граждан 22,6% изучают медицину и фармацию, 21,5% - специальности технического профиля, 20,3% - общенаучные университетского профиля, 12% - педагогические, 11,5% - экономические и юридические, 7,4% - сельскохозяйственные, 3,8% - искусствоведческие.
- В последние годы вузы Беларуси активно принимали на обучение граждан Туркменистана. Как развивается экспорт образовательных услуг в страны СНГ?
- Граждане Туркменистана составляют более половины от общего контингента иностранных студентов (53%, или 7 386 человек). Кроме Туркменистана к нам активно поступают абитуриенты из России и Азербайджана. Этому способствует и тот факт, что в целях развития экспорта услуг образования в 2012 году гражданам Российской Федерации, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Республики Таджикистан предоставлена дополнительная возможность поступать на платной основе в ссузы и вузы Беларуси по результатам собеседования.
В целом на страны СНГ приходится значительная доля экспорта образовательных услуг - 63,1%, на Азию - 29,2%, Африку - 5,8%, Европу - 1,5%, Северную и Южную Америку - 0,4%.
- Каков экономический эффект от экспорта образовательных услуг?
- По итогам 2012 года учреждения образования, подчиненные Минобразования, заработали более Br1,8 трлн. (темп роста к 2011 году - 180,4%), полностью выполнив установленные на год показатели внешнеэкономической деятельности. При этом экспорт услуг составил $23,5 млн., или 125,3% к 2011 году (задание 115%).
Юлия БОРОДУН