ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Воскресенье, 24 ноября 2024
Минск-Уручье Сплошная облачность -2°C
Все новости
Все новости
Интервью
13 декабря 2012, 11:44

БелТПП планирует создать в Беларуси центр международной торговли

Белорусская торгово-промышленная палата входит в число ведущих деловых сообществ Беларуси и является связующим звеном между бизнесом и властью. Одна из ее основных задач - содействие развитию экспорта отечественных предприятий. Для этого БелТПП организует деловые визиты и прием делегаций других стран, участие представителей бизнес-кругов Беларуси в различных выставках, международные форумы и семинары, обучение специалистов в разных отраслях, в том числе в сфере внешнеэкономической деятельности.

Так, в 2012 году палатой было проведено более 400 мероприятий, в том числе свыше 40 деловых визитов в различные регионы России, около 100 - в страны дальнего зарубежья. БелТПП впервые в Беларуси организует Международный форум делового сообщества, который пройдет 14 декабря в Минске. О том, какие еще меры принимает палата для продвижения белорусских товаров и услуг на зарубежные рынки, об актуальных задачах в работе и планах на будущее в интервью корреспонденту БЕЛТА рассказал председатель Белорусской торгово-промышленной палаты Михаил Мятликов.


- В этом году впервые в Беларуси пройдет Международный форум делового сообщества, посвященный 60-летию палаты. На него приглашено 250 участников, из них более 100 - зарубежные гости. Представители торгово-промышленных палат и других объединений, а также деловых кругов Великобритании, Германии, Италии, Казахстана, Китая, Мексики, Польши, России, Сербии, Турции, Узбекистана, Украины, Эквадора и Японии уже подтвердили свое участие.

Первая тема, которую планируется рассмотреть на форуме, - переход от региональной интеграции к всемирной торговле. Состоится презентация Таможенного союза зарубежным гостям форума, будет обсуждаться вступление России в ВТО, а также возможное влияние этого вступления на экономику Беларуси. Вторая тема - взаимодействие торгово-промышленных палат, роль выставочных центров в их деятельности и развитии бизнеса. В этот же день состоится очередное заседание Консультативного совета торгово-промышленных палат государств - членов Таможенного союза и Единого экономического пространства.

Неслучайно форум проходит в год 60-летия БелТПП. Потенциал, накопленный за десятилетия работы, будет представлен в докладах и дискуссиях наших коллег. Полагаем, что форум станет действенной площадкой для обсуждения актуальных тем экономической интеграции, будет способствовать развитию партнерства между структурами международного бизнес-сообщества, позволит в очередной раз обратить их внимание на потенциал Беларуси как динамично развивающейся, перспективной и обладающей значительными торгово-экономическими возможностями страны.

- Все мероприятия, проводимые БелТПП, направлены на продвижение белорусской продукции, расширение рынков сбыта, укрепление существующих контактов и поиск новых партнеров. Михаил Михайлович, а какие события 2012 года, по вашему мнению, оказались знаковыми для ТПП?

- Несомненно, есть мероприятия, которые важны для Белорусской ТПП. Одно из них - ежегодный республиканский конкурс "Лучший экспортер года", который определяет сильнейших в различных номинациях. Победители каждый год разные, так как, одержав победу, предприятие в последующие три года не имеет права подавать документы на конкурс. Нынешней весной торжественная церемония награждения проходила в комплексе "Минск-Арена". В мероприятии приняли участие в том числе представители посольств иностранных государств, что дало возможность познакомиться с лидерами белорусского экспорта и при необходимости сразу же провести переговоры.

Недавно вышел в свет рекламно-информационный каталог представительского класса "Белорусские экспортеры". Это эксклюзивный проект БелТПП, который объединил актуальную информацию о производимых товарах и услугах более чем 2 тыс. предприятий-экспортеров Беларуси.

Учитывая современный отечественный и зарубежный опыт, каталог выпущен в нескольких вариантах - на русском и английском языках, включая электронную версию. Издание планируется распространять через общественных представителей БелТПП, на международных выставках, форумах, контактно-кооперационных биржах, которые будут проходить в палате, в областных отделениях и региональных филиалах. Также мы планируем выложить каталог на сайте палаты и, возможно, на сайте Министерства иностранных дел Беларуси - так каждый сможет выбрать удобный для работы и пользования вариант каталога.

В 2012 году впервые за время существования Белорусской ТПП было подписано соглашение с Министерством иностранных дел Беларуси. Документ предусматривает не только информационный обмен, но и ряд важных аспектов выгодного для обеих сторон взаимодействия. Теперь, составляя план работы, например, на 2013 год, мы будем учитывать те мероприятия, которые будут проходить по линии МИД.

Кроме того, БелТПП будет информировать сотрудников внешнеполитического ведомства, которых направляют на работу в торгово-экономические службы белорусских дипмиссий, рассказывать об уже наработанных контактах, проведенных и планируемых мероприятиях, о возможных и перспективных направлениях сотрудничества.

- В этом году Белорусская торгово-промышленная палата отмечает свое 60-летие. А расскажите о планах на следующие 60 лет. Или же вы не заглядываете так далеко?

- Говорить о планах на далекое будущее трудно, но могу рассказать о ближайших перспективах. Мы планируем создать в Беларуси центр международной торговли, который в обязательном порядке будет включать выставочный центр, бизнес-центр с конгресс-холлом, гостиницу для размещения гостей и участников проводимых БелТПП мероприятий. Сейчас активно прорабатывается этот вопрос и ведутся соответствующие переговоры в правительстве страны.

Считаю, что подобный деловой центр очень нужен, так как в настоящий момент в Беларуси нет выставочной площадки, соответствующей современным международным стандартам. В бизнес-центре, например, смогут расположиться представительства ведущих отечественных компаний, банков, открытых акционерных обществ, таких как "Белорусская универсальная товарная биржа", "Промагролизинг", страховая компания "Белэксимгарант", а также Белорусская торгово-промышленная палата и Международный арбитражный суд при БелТПП. Таким образом, представители бизнеса смогут работать по принципу "одного окна", поскольку в одном центре будут сосредоточены все необходимые услуги: от консультирования по ведению бизнеса в Беларуси до оформления и сопровождения контрактов.

Центр международной торговли может стать своеобразным бизнес-инкубатором для желающих начать свой бизнес и незаменимым помощником для уже действующих бизнесменов. Для разработки концепции центра мы изучили опыт других стран и в ближайшее время активно будем работать над реализацией данного проекта.

Кроме того, продолжится работа над улучшением качества предлагаемых клиентам услуг, будут развиваться новые направления деятельности. После создания Таможенного союза сертификация по происхождению товаров, которая осуществлялась палатой, перестала быть актуальной - теперь внутри ТС продукция может перемещаться без сопровождающих документов. А поскольку основным рынком сбыта белорусской продукции является Россия и около 50% экспорта приходится именно на эту страну, можно оценить, насколько снизились объемы выдаваемых палатой документов. Поэтому мы стараемся находить и предлагать новые виды услуг, для чего постоянно проводим анкетирование и опрос наших членов. Так, БелТПП ввела новую услугу - оценку оборудования или недвижимости, а также начала подготовку специалистов, занимающихся оценкой бизнеса.

- Торгово-промышленная палата тесно сотрудничает с государственными органами. Какие совместные проекты вы считаете самыми удачными?

- Не так давно состоялся визит премьер-министра Беларуси Михаила Мясниковича в Казахстан, Бангладеш и Индию, во время которого БелТПП совместно с партнерскими организациями в этих странах организовала бизнес-форумы, презентации и контактно-кооперационные биржи. Мы не только провели полезные, продуктивные переговоры, но и рассказали о Беларуси, о ведении бизнеса и об инвестиционной привлекательности нашей страны.

Второе направление взаимодействия - это сотрудничество БелТПП с Министерством торговли Беларуси по проведению национальных выставок за рубежом либо организации экспозиций на международных универсальных и специализированных выставках. В этом году выставочное предприятие "Белинтерэкспо" организовало национальную экспозицию на международной универсальной выставке в китайском городе Харбин. Аналогичное мероприятие прошло и в Индии в Нью-Дели, где белорусский павильон занял первое место в категории лучших павильонов среди зарубежных стран. В экспозиции была представлена продукция, образцы и научно-технические разработки 60 промышленных предприятий и научных организаций Беларуси.

Палата также участвует в разработке нормативно-правовых актов и занимается разъяснительной работой по их практическому применению. Чтобы изучить мнение бизнеса относительно тех или иных изменений, содержащихся в документах, сначала мы рассылаем проект какого-либо нормативно-правового акта членам палаты. Затем на базе Центра делового образования проводим семинары по разъяснению принятых нормативных документов. На обучающие мероприятия приглашаются ведущие специалисты и эксперты из соответствующих министерств. Причем подобного рода занятия проходят не только в столице, но также в областных отделениях и филиалах палаты.

- Вы часто по долгу службы бываете за рубежом. Что вам кажется интересным в других странах? И как зарубежные партнеры относятся к Беларуси, какой продукцией интересуются, как оценивают инвестиционную привлекательность нашей страны?

- Действительно, я бываю во многих странах мира, но, к сожалению, с их достопримечательностями познакомиться не удается, поскольку из-за плотного графика переговоров и сжатых сроков визитов, кроме аэропорта, отеля и места проведения деловых встреч, нигде не успеваю побывать.

Если говорить о мнении зарубежных партнеров о нашей стране, хочу отметить, что о Беларуси известно немного. Страны-соседи - Россия, Украина, Литва и Латвия - хорошо знают нашу республику, ведь эти государства - тоже выходцы из Советского Союза. А вот Мьянма, Вьетнам, Новая Зеландия, Австралия принимают нас за экзотическую страну, так как у них практически отсутствуют сведения о Беларуси. Для них мы гости с другого континента. Но так быть не должно, поэтому нужно больше рассказывать о белорусской земле. Для этого на мероприятиях Белорусская ТПП демонстрирует презентационный фильм о Беларуси, представляет подробную информацию, начиная от географического положения и климатических особенностей и заканчивая экономическим потенциалом и инвестиционным климатом.

Во многих странах знают технику флагманов белорусского машиностроения, однако нужно продвигать и презентовать другие товары, ведь в Беларуси хорошего качества выпускается не только машиностроительная продукция. Например, Новая Зеландия, которая занимает лидирующие позиции в мире по производству молока, высоко оценивает качество белорусской молочной продукции и видит в нас серьезного конкурента.

Так что если мы хотим демонстрировать инвестиционную привлекательность нашей страны, необходимо больше рассказывать о Беларуси, ее инвестиционном климате и тех проектах, которые мы можем предложить потенциальным инвесторам. А для этого нужно постоянно держать руку на пульсе и хорошо разбираться в этой интересной и глубокой теме.

- Если не секрет, что вы обычно дарите коллегам в заграничных командировках?

- В первую очередь, в качестве подарка мы везем белорусский лен, который известен во всем мире. Также стараемся взять с собой изделия из стекла и хрусталя, однако довезти их порой бывает очень проблематично. Конечно же, презентуем символ Белорусской торгово-промышленной палаты - статуэтку бога торговли Меркурия. Зачастую по просьбе зарубежных коллег я привожу черный хлеб, его нестандартные для иностранных граждан вкусовые качества необычны и тем самым очень привлекательны.

Екатерина МАРКОВИЧ
Топ-новости
Свежие новости Беларуси