ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Воскресенье, 24 ноября 2024
Минск-Уручье Сплошная облачность -1°C
Все новости
Все новости
Интервью
17 июля 2015, 13:52
Алексей Яковлев

"Белшина" делает ставку на диверсификацию экспорта и закрепление на традиционных рынках

Алексей Яковлев
Алексей Яковлев

Работая в условиях жесткой конкуренции на рынке, один из лидеров СНГ по производству "обуви" для автомобилей "Белшина" активно продолжает комплексную модернизацию основных производств, по ходу диверсифицируя рынки сбыта и укрепляя свои позиции на действующих. На что делает ставку в своем развитии гигант химической промышленности страны и какие перспективы его ожидают в ближайшем и долгосрочном будущем, корреспондент БЕЛТА поинтересовался у генерального директора предприятия Алексея Яковлева.

- Посещая в апреле предприятие, премьер-министр Андрей Кобяков отметил положительные тенденции в развитии акционерного общества, однако констатировал, что, к сожалению, в плане модернизации по ряду позиций "Белшина" находится пока в роли догоняющего своих конкурентов. Что сегодня делается, чтобы исправить ситуацию и активизировать техперевооружение производства?

- Когда Андрей Владимирович говорил о нашем опоздании с модернизацией, то больше всего это касалось завода сверхкрупногабаритных шин, где мы на самом деле несколько отстали от современных технологий. Тем не менее мы прилагаем максимум усилий, чтобы наверстать упущенное. Сейчас на этом производстве мы реализуем крупный проект по технической модернизации и надеемся в ближайшее время совершить технологический прорыв в выпуске цельнометаллокордных (ЦМК) сверхкрупногабаритных шин. Если говорить о сельскохозяйственной шине, грузовой ЦМК шине, у нас есть и технологии, и оборудование, и конструкция, и другие наработки, которые по своим характеристикам находятся на уровне, а по некоторым позициям превосходят конкурентов. Мы смогли сохранить наш коллектив, специалистов, шагнуть вперед по развитию технологий. Соответственно, нами достигнут и новый уровень качества.

- С чем связаны падение объемов производства и продаж и экономические сложности, с которыми столкнулось предприятие?

- В основном это негативное воздействие условий новой экономической реальности. То есть изменились привычные ранее условия, когда мы без всяких проблем реализовывали продукцию в страны советского и постсоветского пространства. Деньги получали и жили замечательно. Сегодня традиционные рынки просели, спрос на шинную продукцию снизился. Новые условия диктуют необходимость диверсификации рынков сбыта, создания прочной подушки экономической безопасности. Этой политике мы сегодня уделяет приоритетное внимание. Достаточно сказать, что за январь-май мы увеличили объем продаж в страны дальнего зарубежья почти в два раза. А чтобы продать продукцию в эти страны, недостаточно только соответствовать требованиям высокого качества, но нужно еще уметь с клиентами работать. Мы должны обеспечить послепродажное сопровождение своих изделий, заинтересовать клиента не только купить шину, но после покупки прийти к нам снова. И это на сегодня главная задача в продвижении продукции.

Что касается качества, ассортимента, то наши технологи смогли это в большей степени обеспечить. Работа над совершенствованием продолжается. Благодаря проведенному техперевооружению, благодаря тому, что были привлечены эксперты, чтобы подкорректировать технологии, найти слабые места в конструкции шин и других составляющих, мы сегодня получили конкурентоспособные шины. Например, перед заключением договора для поставки на АвтоВАЗ легковых шин они прошли испытания на полигоне Идиада (Испания), а оценку их высокого качества дали независимые эксперты. У нас стали активно покупать в Европе и ЦМК грузовую, и легковую шину. И к нам заходят иностранные компании с производством шин по контракту офтейк. Они поставляют нам свои пресс-формы, а мы изготавливаем для них под их брендами шины по нашей технологии. А это значит, что их удовлетворяет наше качество.

- Может, бренд "Белшина" недостаточно раскручен на внешнем рынке, и его очень трудно различить среди многочисленных конкурентов?

- Это то, над чем нам также предстоит в ближайшем будущем серьезно поработать. Ведь всемирно известные на рынке компании десятилетиями вкладывали миллионы долларов в продвижение бренда, и сегодня их стоимость значительно выше. Мы этим тоже, конечно, занимались, но больше точечно. Сейчас перед коммерческой службой поставлена задача возвести это в ранг системы.

Если в краткосрочной перспективе наша первостепенная задача - переориентировать службу технического сопровождения на работу с потребителем после продажи любой шины, то вторая - поднятие бренда на совершенно новый уровень. Во-первых, уже сегодня разработана целая линейка брендов, которая известна отдельно взятому потребителю. Но, к сожалению, наши шины не настолько раскручены, чтобы их знали все. Так, про самую ходовую легковую шину Аrtmotion все слышали в большей или меньшей степени, а вот про шину для легкогрузовых автомобилей Bravado еще мало кто знает, как и про шины для грузовых автомобилей Escortera и Forcerra. Продвижение этих брендов на рынке - одна и наших приоритетных задач. Мы должны раскрутить свой бренд.

К вопросу продвижения бренда нужно подходить очень взвешенно - наши партнеры в ряде зарубежных стран просят ни в коем случае не убирать с шины традиционный бренд "Белшина", потому что это уже узнаваемый бренд и именно его хотят купить.

Специалистами предприятия разрабатывается программа продвижения бренда "Белшина" целиком и по всем направлениям, начиная от полиграфической продукции до постоянного звучания в СМИ. Ну и, конечно, участие в различных пиар-акциях, значимых социальных и культурных проектах. Например, мы являемся спонсорами чемпионатов Беларуси и Украины по дрифтингу. Это целый комплекс сведенных воедино мероприятий, которые мы намерены реализовывать не точечно, а массированной рекламной кампанией. Но нужно понимать, что это немалые финансовые затраты, и нужно иметь серьезный ресурс, чтобы их покрывать. А он у нас один - как можно больше продукции продавать внутри и за пределами страны, чтобы обеспечивать текущую деятельность, вкладывать ресурсы в развитие и продвижение компании. Серьезные фирмы в себестоимость продукции закладывают порядка 10% на продвижение изделий на рынке. Мы пока похвастаться таким показателем не можем - он существенно ниже, но мы к этому стремимся.

- Одним из приоритетов экономической политики Беларуси сегодня является диверсификация рынков сбыта. Какие новые рынки открывает для себя "Белшина", и что поможет их вам удержать?

- Мы возвращаемся на рынок Бразилии, рынок Австралии, увеличили существенно объем поставок в Пакистан, Сербию, Македонию, Болгарию. Для нас открылись двери европейского рынка, куда нас не особо хотели допускать. На экспортной карте предприятия появились Германия, Австрия, страны Скандинавии. Ведем переговоры на поставку зимних шин по офтейку в Европу. Также предприятие активно работает с контрагентами в Китае. Как бы кто ни говорил, что в Китае есть все, но ту же карьерную шину мы можем поставлять. В Китае развивается горнодобывающая промышленность, и соответственно карьерная шина будет востребована. Перспективный рынок - Индонезия. Туда ушли опытные партии шин. Сертифицируем продукцию в Шри-Ланке.

Недавно завершились переговоры с нашими партнерами из Турции, которые готовы закупить шины сразу на $0,5 млн. Мы были на этом рынке, но ушли - цена была плохая, конъюнктура не та, еще какие-то причины... Однако турки говорят, что наши шины каким-то образом все же попадают на их рынок - значит, через третьи руки. Мы же предлагаем им работать напрямую и по весьма конкурентным ценам. То есть мы выходим на рынки, с которых в силу каких-то причин ушли. Тогда нам хватало традиционных рынков сбыта, эффективность работы на них была высокая и предприятие это полностью устраивало. В силу определенной консервативности мы не торопились туда, где сегодня надо было бы быть - на платежеспособном рынке с хорошей рентабельностью. Это предприятие наверстывает сейчас. Но это одна часть вопроса диверсификации.

- А в чем заключается вторая?

- В развитии сети сервисного сопровождения - послепродажное сопровождение, работа с клиентами. Ведь сегодня недостаточно просто продать шину, никто не стоит в очереди за ними. Предложение намного превышает спрос. В мире производят шины порядка тысячи заводов. Из них 400 - в Китае. Если ты не пойдешь и не закрепишься на том или ином рынке и не будешь стараться привлечь снова клиента, то успеха не будет. Поэтому после большой рекламной кампании, после диверсификации послепродажное сопровождение - следующий верный шаг к успеху.

- У "Белшины" есть уже примеры работы по офтейку, насколько для вас этот формат продвижения продукции актуален, не насеет ли это вред имиджу предприятия?

- По моему глубокому убеждению, такой формат сотрудничества предприятию нужен. Работая с ведущими производителями шин, мы перенимаем их опыт, развиваем собственные технологии, учимся продвижению продукции. И опять-таки в данном случае мы имеем конкретный заказ, определенный объем работы и гарантированную оплату. Это говорит и о том, что мы соответствуем их квалификационным требованиям, чтобы эту шину продавать для регионов Европы и других стран. Например, скандинавы разместили у нас крупный заказ на зимние шины и готовы развивать сотрудничество в этом направлении. В этой ситуации наша задача еще и в том, чтобы проанализировать реакцию потребителей, скорректировать свою политику, а далее попробовать выйти на этот рынок самостоятельно.

- На что сегодня "Белшина" делает акцент в плане модернизации производства, и какие горизонты откроются предприятию в краткосрочной перспективе по ее итогам?

- Мы ведем комплексную модернизацию всех существующих производств, но основные средства направляем на техперевооружение завода сверхкрупногабаритных шин, чтобы уже в 2016 году запустить в производство линейку ЦМК шин, которые пользуются высоким спросом на внешнем рынке. В объеме наших инвестиций в модернизацию 77% составляют вложения в оборудование и новые современные технологии, что должно нам обеспечить высокое качество продукции, конкурентоспособность на рынках, стабильную и прибыльную работу.

Всего в модернизацию (начата в 2013 году) основного производства мы намерены вложить до 2018 года более $470 млн. Это только передовые крупные проекты. Помимо того, идет реализация целого ряда точечных проектов по самым разным направлениям. Крупные проекты по техперевооружению заводов массовых и крупногабаритных шин планируется завершить до конца текущего года, первый этап модернизации завода сверхкрупногабаритных шин в 2016-м, второй - в 2018-м.

- Планируете ли вы развивать собственную дилерскую сеть, подвергнется ли она качественной модернизации?

- У предприятия достаточно большая дилерская сеть, больше всего наших партнеров в Российской Федерации. Эта сеть нуждается в оптимизации. Рассматривается идея объединения части домов в более крупные структуры с сохранением филиалов или складов и специалистов для ведения техдокументации, потому что шаговая доступность к клиенту также важна. Это потребительский товар, который должен быть представлен в каждом регионе, и здесь нужна розничная сеть реализации. Вообще, если бы мы создали свою большую розничную сеть, то это было бы идеально. Но, во-первых, это большие затраты, во-вторых - отсутствие опять-таки определенной управляемости. Поэтому мы своей главной задачей на данном этапе видим производство качественной конкурентоспособной продукции и постараемся через свои торговые дома максимально близко подойти к конечному потребителю. В идеале торговые дома должны отдавать шину не мелкому оптовику, а прямо в магазин, в котором продаются шины. Вот тогда будет хороший заработок.

- Российский рынок остается по-прежнему основным потребителем продукции "Белшины". В связи с рядом в том числе объективных внешних причин поставки продукции туда значительно снизились. Предпринимает ли какие-то шаги предприятие, чтобы вернуть своих клиентов?

- Диверсификация - это, конечно, хорошо, но нужно понимать, что мы не по всем типоразмерам шин подходим для западных потребителей. Ведь мы делали шины в первую очередь под нашего потребителя. Мы всю модернизацию затеяли под наш Минпром: под БелАЗ, МТЗ, МАЗ и другие предприятия. То же касается и российских потребителей. Поизводство выстроено под традиционный рынок, поэтому говорить, что мы здесь не будем наращивать и будем уходить отсюда, неправильно. Скажу откровенно: я лично поставил задачу перед коммерческой службой максимально вернуть клиентов на российском рынке. Уходить с этого рынка куда-то глобально мы не планируем. Но диверсифицироваться нужно, чтобы была подушка безопасности на случай изменения экономической ситуации.

- "Белшина" - предприятие достаточно энергоемкое, соответственно вопросы энергоэффективности также на первом плане. Какие задачи вы ставите по внедрению современных технологий, снижению затрат, оптимизации производства?

- На всем закупаемом новом оборудовании применены самые современные технологии и с точки зрения теплоносителей, и с точки зрения инвекторных приводов. С целью экономии мы будем дальше постепенно выводить старые энергоемкие установки и оборудование, замещать их современными. Надо раскрутить на полную мощность и имеющееся уже новое энергоэффективное оборудование, на чем также можно сэкономить - то есть не половинчато использовать это оборудование в производственном процессе (частично старое, частично новое), а максимально, тем самым уйдя от старых технологий. Это главное, что сейчас может принести ощутимый эффект. А перспектива - это в том числе активное внедрение и использование возобновляемых источников энергии, например установка на крышах солнечных панелей, ветрогенераторов. В настоящее время везде на предприятии установлены энергосберегающие светильники, излишки вырабатываемого тепла, горячей воды и пара максимально задействованы в производственных процессах.

Сейчас израильская компания строит на территории нашего предприятия энергогенерирующие мощности, которые нам дадут лучшую цену на электроэнергию. Газопоршневые агрегаты уже находятся на производственной площадке, идет активно их монтаж. Мы надеемся, что до конца года эта установка будет введена в эксплуатацию. Благодаря тому что мы получим более дешевое тепло и электроэнергию, мы сможем сэкономить и снизить себестоимость продукции.

- Многие хозяйственники, учитывая непростые в экономическом плане времена, сегодня стараются как можно быстрее избавиться от социальных объектов, передать их городу. Какую позицию в этом вопросе занимает "Белшина"?

- Из социальных объектов у нас остались общежития, свои объекты общественного питания и санаторий "Шинник". Если взять хозяйство "Белшина-Агро", то оно самостоятельное и ведет свою хозяйственную деятельность достаточно успешно. Конечно, мы им помогаем, в том числе техникой и рабочими руками, если есть такая необходимость в горячую пору посевной или уборки урожая. Наличие у предприятия своего жилья - общежитий - дает нам конкурентное преимущество. Приглашая на работу молодого специалиста, можешь предложить ему жилье, и это очень важно.

Мы учитываем, что эти социальные объекты нужны нашим сотрудникам. К примеру, санаторий "Шинник" работает эффективно и прибыльно. Есть идея дать ему определенные права юрлица, чтобы он смог самостоятельно зарабатывать и обеспечить собственные расходы. Но для этого нужно создать определенную базу. Так, мы планируем завершить строительство грязелечебницы, провести работы по термореновации жилых корпусов, благоустройство территории и др. Пока санаторий в основном оздоравливает сотрудников предприятия, но когда мы его доведем до требуемого уровня, то будем ставить задачу зарабатывать деньги в том числе на экспорте медицинских и оздоровительных услуг. На предприятии также развита сеть общественного питания. Мы понимаем, что это удобно для работников, к тому же регулярное и здоровое питание идет только на пользу.

- Что предпринимает сегодня руководство, чтобы прирасти по основным показателям, выстроить эффективную экономическую политику?

- Что касается одного из важнейших показателей - темпов роста объемов производства - то для нас сегодня главная задача - не произвести как можно продукции, а прежде всего сработать максимально эффективно. И правительство, и концерн "Белнефтехим" в этом отношении нас поддерживают. Поэтому темпы роста производства продукции у нас несколько ниже, чем в прошлом году, но при этом мы снижаем складские запасы - каждый месяц примерно на 5%. Остатки, конечно, еще недопустимо велики и достигают двухмесячного объема производства, но тенденция к их снижению наблюдается. К тому же немаловажно, что по итогам работы за январь-май предприятие сработало с прибылью. При этом мы продолжаем стабильно обслуживать все кредитные обязательства, своевременно рассчитываться за энергоресурсы и выплачивать заработную плату.

СПРАВКА: Белорусский шинный комбинат создан в 1972 году, преобразован в ОАО "Белшина" в 2002-м. Предприятие является одним из крупнейших производителей шин в Европе, выпускает более 350 типоразмеров и моделей шин. Осуществляет экспортно-импортные операции с 76 странами мира. Основными потребителями продукции на внутреннем рынке являются крупнейшие предприятия республики: БелАЗ, МАЗ, МТЗ, МЗКТ, "Гомсельмаш", "Амкодор". ОАО "Белшина" включает завод крупногабаритных шин, завод массовых шин, завод сверхкрупногабаритных шин и механический завод, обеспечивающий основное производство оборудованием и оснасткой.

Сергей КУЛЯГИН

Топ-новости
Свежие новости Беларуси