ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Четверг, 18 июля 2024
Минск Переменная облачность +21°C
Все новости
Все новости
Интервью
18 июля 2011, 07:39

Белорусско-канадское предприятие умеет производить то, что продается

Вольно или невольно, но мы зачастую оказываемся в плену собственных стереотипов. Так, рассуждая об экспортоориентированной системе белорусской экономики, мы в первую очередь вспоминаем «Беларуськалий» и МАЗ, «Атлант» или нефтепереработчиков. Забывая о том, что из тысячи топовых немецких брендов, известных во всем мире, лишь считаные единицы принадлежат гигантам типа Bayer, AGFA, BASF или Daimler. Остальные же – продукты производства мелких и средних предприятий, высокое качество которых обеспечило им должное место среди лидеров мирового рынка.

В этом плане ИП «Косвик», производственная база и штаб-квартира которого находится в Заславле, – пример показательный. Предприятие с канадским капиталом работает исключительно на отечественном сырье, гигантизмом не страдает, но экономические показатели имеет впечатляющие, а ее продукция востребована без преувеличения на всех континентах, кроме разве что Австралии. Не случайно недавно завод посещал Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко, а ИП «Косвик» было названо лучшим предпринимательским проектом Минской области в сфере производства товаров народного потребления.

О том, как становятся лидерами, мы попросили рассказать руководителя ИП «Косвик» Владимира ЯНОВСКОГО.

–  В девяностые годы, когда мы только начинали наш бизнес, многое происходило случайно. То, что занялись именно паркетом, также было во многом случайным выбором. Тем не менее с самого начала у нас была твердая установка: если уж чем-то заниматься, то заниматься серьезно. Наверное, именно такой подход к работе и обеспечил все последующее развитие компании: сначала паркет продавали, потом стали сами производить, постепенно осваивая все новые технологии. Сначала один рынок завоевали, потом другой, третий…

И сегодня, оглядываясь назад, понимаешь, что путь нашей компании за эти годы был вполне логичным и естественным.

 ­– Владимир Сергеевич, понятно, что с высоты вашего нынешнего положения можно очень быстро рассказать об истории компании. Но все же, как происходило становление ИП «Косвик»?

­– Производство начало работать с 1995 года. Тогда мы производили штучный паркет, который вполне успешно поставляли в Россию.

А потом… Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. Дефолт 1998 года и резкое падение платежеспособности наших российских партнеров вынудило компанию искать новые рынки. Так мы и вышли на рынок Канады и США.

Мы достаточно быстро технологически перестроили предприятие, освоили канадские стандарты. Буквально за два-три года создали в этих странах развитую дилерскую сеть, и практически вся продукция завода уходила туда.

На рынке Канады у нас сложилась очень хорошая репутация, репутация высококлассного продукта. Наверное, в чем-то нам и повезло, потому что мы пришли туда во времена строительного бума. Спрос на стройматериалы был очень высок и в США, и в Канаде. Правда, сейчас там кризис, который, конечно, сказывается на объемах продаж, но наше положение там по-прежнему очень устойчиво.

На рынке Канады мы очень многому научились, многое почерпнули. По сути, именно там мы сполна познали, что такое отрасль напольных деревянных покрытий как таковая, какие современные технологии применяются сегодня в мире, как должна работать система продаж. Тот опыт, который мы приобрели в те годы, оказался исключительно ценен здесь. На основе этого опыта мы, в общем-то, и сегодня продолжаем развиваться, в том числе в такой важной для компании сфере, как продвижение нашего продукта в страны Восточной и Западной Европы.

Но главное приобретение «канадского» периода в развитии компании – мы почувствовали уверенность в своем продукте и в самих себе, ведь мы научились на равных конкурировать с лучшими мировыми производителями.

Сегодня ситуация в мире несколько поменялась, и для нашей компании интереснее работать на рынках Европы, которые являются более перспективными.

Белорусско-канадское предприятие умеет производить то, что продается

– В Европе – это с какими странами? С кем у вас сложились особенно удачные взаимоотношения?

– В первую очередь, это Восточная Европа, имею в виду страны, которые расположены на восток от Беларуси: Россию, Украину, Казахстан, Азербайджан, Армению, Грузию. Они достаточно хорошо сегодня развиваются, их рынки растут, и это первая причина нашего интереса к этим государствам. Во-вторых, общие языковые и культурные корни, конечно, дают нам дополнительные преимущества перед нашими западноевропейскими конкурентами.

 В Западной Европе нацелены на Германию, Польшу, Грецию, Чехию, Великобританию. План на ближайший год – открыть там представительства, склады, в общем, создать полноценную дилерскую сеть.

– Что сегодня представляет собой ваше предприятие?

– Сегодня это 360 сотрудников, к концу года мы планируем производить 600 тыс. кв. м паркета в год – это проектная мощность нашего предприятия. 

Много это или мало? Это в разы меньше, чем производят европейские гиганты, по-настоящему большие заводы. С другой стороны, это уже далеко не то «гаражное» производство, которое было в самом начале. 
 
Не так давно для нас важной задачей было перейти от малого производства, с которого мы начинали, к серийному высокотехнологичному. Подобный переход всегда достаточно болезненный и рискованный. Думаю, нам это удалось. Компания вышла на такой уровень, когда для дальнейшего развития она уже не требует существенных организационных либо системных перестроек, предприятие может дальше расти почти само собой.

– Как в песне поется, «Москва не сразу строилась…». «Косвик» ведь тоже не сразу создавался с расчетом на столь впечатляющий объем производства?

– Нет, конечно. Внешнего финансирования у нашей компании не было, поэтому развивалось предприятие за счет собственной прибыли.

С одной стороны, получился, наверное, достаточно долгий процесс становления компании. С другой – опыт поэтапного развития оказался очень полезен. Каждый последующий шаг тщательно просчитывался, и лишних или ошибочных шагов просто не совершали.

– «Косвик» – компания экспортоориентированная…

– Примерно 80% нашей продукции уходит на экспорт. В нынешнем году мы планируем продать ее за рубеж на сумму не менее 10 млн. долларов.

Белорусско-канадское предприятие умеет производить то, что продается

– Но тенденции таковы, что и в Беларуси ваши позиции укрепляются. Уже достаточно большое количество людей при всем выборе паркета, имеющемся на нашем рынке, выбрали именно «Косвик». Чем же вы завоевываете популярность? Чем отличается ваша продукция?

– Современные паркетные полы, действительно, очень отличаются друг от друга. То, что выделяет наш продукт, – это, прежде всего, высочайшего качества его отделка. У нашего паркета глубокие насыщенные цвета, широкая палитра тонировок и само лаковое покрытие является сверхпрочным. За этим стоят достаточно сложные технологии, многие из которых мы разрабатывали самостоятельно. Материалы, которые мы применяем – достаточно редкие и капризные, с которыми не так просто работать. Но все вместе дает результат: в итоге мы делаем покрытие, которое даже чисто визуально – не говоря уж о прочности и надежности – существенно отличается от аналогов конкурентов. Не буду излишне скромничать – наш паркет замечают на любых выставках издали.

Кроме этого, я бы сказал, что качество паркета во всех его аспектах для нас это безусловный приоритет, это наша, если хотите, стратегическая задача – выпускать за ворота нашего предприятия продукт только высочайшего качества.

– Он, к тому же, очень современный – на защелках, не требующий при укладке ни клея, ни гвоздей…

– Трехслойная технология изготовления паркетной доски сама по себе не новинка – ей уже, слава богу, не один десяток лет. Замковое соединение – тоже не самая последняя технология. Но мы все равно смогли предложить рынку напольных покрытий кое-что особенное.

Года три назад, когда мы начали проектировать технологии нашей будущей паркетной доски, то изначально ставили перед собой задачу создать продукт самого высокого класса, который будет выделяться и не повторять то, что есть и что уже хорошо известно. Могу сказать, что у нас действительно получился абсолютно уникальный паркет, которому сегодня многие наши клиенты просто удивляются.

Белорусско-канадское предприятие умеет производить то, что продается

Мы применили березу в качестве нижних слоев, что значительно повысило сбалансированность самой доски и увеличило прочность замкового соединения. Это во-первых. Во вторых, мы ставим в средний слой специальные пробковые компенсаторы для повышения стабильности планки – то есть повышаем ее устойчивость к короблению. Если меняется влажность в помещении, то эти компенсаторы снимают напряжение внутри среднего слоя и сама планка не коробится.

Точность изготовления замкового соединения выделяется даже на фоне продукции достаточно известных европейских марок.

Ведь именно уровень технологий и качество обработки – то, что зачастую отличает массовое производство от более гибкого серийного, «коллекционного». Когда на гигантском заводе работают на огромных скоростях и важно произвести десятки тысяч квадратных метров в смену, то такое предприятие просто не может себе позволить лишний раз остановить и поднастроить оборудование, заменить инструмент или что-то подрегулировать. А мы делаем это постоянно – жестко контролируем качество на всех этапах производства, в этом наше преимущество. Да, возможно, у нас выше издержки производства, зато качество наше несоизмеримо с тем, что предлагают заводы-гиганты. И среди профессионалов к нашему паркету очень уважительное отношение.

– Но, чтобы добиться качества такого уровня, необходима и соответствующая технологическая оснастка?

– У нас уникальное оборудование. Конечно, оно изготовлено ведущими мировыми производителями, но главное даже не в этом. Наше основное технологическое оборудование, которое используется для склейки и фрезерования – это единичная продукция, которая делается только под заказ. Таких линий, как у нас, в мире всего несколько единиц. Это, безусловно, дорогое удовольствие, но только оно позволяет выпускать продукцию высочайшего класса.

– Можно ли считать ваше предприятие импортозамещающим, по крайней мере, в товарной группе напольных покрытий высокого класса?

– Я не располагаю точными данными, какой сегмент мы занимаем на внутреннем рынке, но за последние годы в Беларуси мы увеличили продажи примерно в пять-шесть раз. По отзывам специалистов этого рынка, мы составляем сегодня очень серьезную конкуренцию импортным производителям паркета. У нас преимущество не только в качестве, но и ценовое: все-таки ввозные пошлины, которыми облагаются импортные производители, позволяют нам предложить покупателю паркет по более низкой цене.

Спрос есть, поэтому наш сегмент на белорусском рынке – около 10–15%, что, в общем-то, немало.

– Древесина, которую вы используете, белорусская?

– Да. Круглый лес, который компания использует для производства паркета, заготавливается, как правило, на санитарных рубках и не приводит к сокращению дубовых и ясеневых лесов. Все отходы производства в виде опилок и обрезков перерабатываются: частично сжигаются в собственной котельной для обогрева помещений, частично преобразуются в брикеты и пеллеты, которые широко используются в качестве топлива для обогрева жилья.

– В обществе, прессе зачастую дискутируются вопросы эффективности производства. В том числе часто спорят о том, способна ли наша промышленность, не обеспеченная богатыми сырьевыми ресурсами, быть прибыльной. Что вы думаете по этому поводу? Как оценить работу предприятий деревообработки, например, тех, кто опирается в первую очередь на отечественное сырье?

– Мы провели исследование и вывели для своего внутреннего употребления такой показатель, как выручка с одного кубометра переработанного леса. Для дуба и ясеня эта цифра составляет около 500 евро. А если посчитать валютную выручку, что сейчас особенно актуально, то получаем около 420 евро с куба. Это та валюта, которую мы приносим в страну с переработки кубометра древесины. Для березы – около 350 евро с куба.

Для сравнения могу сказать, что когда нам отказывают в поставках древесины, некоторые белорусские хозяйственники заявляют нам, что могут и сами продать ту же березу за рубеж, они почти не лукавят. Они и в самом деле продают – по цене 30–40 евро за кубический метр.

Вот такая получается эффективность производства.

К сожалению, некоторые из лесхозов по старинке относятся к нам как к частному предприятию, заявки которого следует удовлетворять в последнюю очередь. Поэтому на сегодняшний день мы не можем гарантировано обеспечить себя сырьем на весь год. В прошлом году даже простаивали из-за отсутствия леса, причем в самый разгар сезона. В итоге вынуждены в том числе обращаться на биржу и к частным заготовителям для того, чтобы добирать свои объемы по лесу и не остановить производства. Надеемся, что для экспортоориентированных производств все-таки будет поддержка от государства в плане обеспечения сырьем. Ведь кто как не мы обеспечиваем стану валютой.

– Президент во время визита на ваш завод предложил вам создать еще одно подобное предприятие. Вы рассматривали это предложение?

– Безусловно, и это может быть этапом нашего развития в некоторой перспективе. Но сегодня, я считаю, что мы далеко не до конца исчерпали возможности развития существующего предприятия. Резервы и потенциал у нас еще огромные.

Поэтому нам представляется, что сегодня более целесообразно расширять и развивать то, что уже есть, увеличивать и объемы производства, и ассортимент. В этом смысле у нас есть возможность развиваться если не бесконечно, то, по крайней мере, в разы. Над этим, кстати, сейчас и работаем, несмотря на экономические сложности в стране.

Главное, что необходимо для создания нового производства на новом месте – это не станки и оборудование и не высокие технологии, – это люди. Кадры, которые взращиваются, готовятся десятилетиями. И которые, собственно говоря, и определяют будущее любого предприятия.

У нас средний возраст специалистов немногим больше 30 лет. Многие пришли к нам сразу после института. И именно здесь они стали прекрасными специалистами. Это касается и технологов, и специалистов по продажам, логистов и маркетологов. Та команда, которая сложилась за эти годы, конечно, в состоянии решить любую задачу.

– Если человек десяток лет работает на предприятии и собирается трудиться на этом же месте и дальше, то фирма предлагает нужному для нее сотруднику достойный социальный пакет…

– Социальный пакет и достойная оплата труда, безусловно, важны, но еще важнее, на мой взгляд, что сотрудники, которые у нас работают, сложились в сильный коллектив. У нас сложилась настоящая команда, у нас есть интерес, который всех объединяет.

Хотя новым людям бывает нелегко влиться в нашу компанию. Но кто остается – тот остается надолго.

Белорусско-канадское предприятие умеет производить то, что продается

– А в чем причина того, что не все выдерживают – жесткая дисциплина, высокая требовательность?

– Как раз таки нет. У нас нет жесткой дисциплины, хотя общий уровень требований, наверное, у нас достаточно высокий.

Иногда люди оказываются не готовы и к ритму задач, и к чувству должной ответственности. Причиной ухода чаще всего становится именно психологический дискомфорт – когда все работают вокруг именно в таком режиме, а ты к нему оказываешься не готов. Иногда непросто принять нашу корпоративную культуру, которая всегда существует в сильном коллективе.

– Основа штата у вас из Заславля?

– Большинство специалистов минчане. Некоторые из них за эти годы уже переселились сюда, в Заславль.

– А для Заславля вы градообразующее предприятие? Как развиваются ваши отношения с местной властью?

– Думаю, мы одно из градообразующих предприятий Заславля. Возможно, поэтому взаимодействие с местной властью у нас всегда получалось выстроить на должном уровне.

И между прочим это не просто слова или дань вежливости. Власти, и районные, и областные, всегда нам помогали и шли навстречу, поэтому уровень нашего взаимодействия я действительно оцениваю очень высоко.

– Отношение властей к бизнесу, развитию предпринимательства в определенной степени может способствовать инвестиционной привлекательности региона…

– Безусловно. Кстати, когда мы начинали здесь работать в 1995 году, то были одними из первых предпринимателей. Уже потом стали появляться другие предприятия, в том числе производственные. И сегодня в нашем городе… рабочих не хватает! За них настоящая конкуренция среди производителей. Большинство наших рабочих приезжают из Молодечно, других ближайших поселков. В общем, у тех, кто работает в Заславле, есть настоящий выбор рабочих мест. Это и является следствием политики местных властей по привлечению инвестиций и лояльного отношения к предпринимательству в целом.

 

Наша справка:

Яновский Владимир Сергеевич

Родился в Минске в 1960 году. Закончил Минский радиотехнический институт, аспирантуру, работал инженером-конструктором.

В бизнесе – с 1993 года. В 1995-м основал компанию «Гудпекер». Впоследствии она была переименована в «Косвик» и в настоящее время является одним из мировых лидеров в сегменте производства коллекционной паркетной доски из массива, а также 2- и 3-слойной однополосной паркетной доски.

Женат, трое детей.

 

Наша справка:

Паркетная фабрика «Косвик» – иностранное предприятие с канадским капиталом.

Основу производственной программы компании составляет: доска пола из массива, трехслойная паркетная доска, двухслойная паркетная доска, штучный и блочный паркет.

Фабрика включает в себя полный цикл производства, начиная от круглого леса до финишной отделки готовой продукции: лесопильное производство, сушильное хозяйство, две независимые линии по выпуску массивного и многослойного инженерного паркета, линия отделки материалами УФ-отверждения. Проектная мощность предприятия составляет 600 тыс. кв. м в год.

Дилерская сеть охватывает Канаду, США, Грецию, Германию, Польшу, страны Балтии, а также Россию, Беларусь, Украину, Казахстан, Азербайджан, Грузию. Компания – постоянный участник крупнейших международных выставок в Москве, Ганновере, Торонто.

В январе – марте 2011 года предприятие произвело продукции на 10,2 млрд. рублей, что на 72,4% выше аналогичного периода прошлого года. На 2011 год запланирован объем производства продукции на сумму не менее 48 млрд. рублей. Предприятие планирует также расширить географию поставок и выйти на новые рынки стран Европы и СНГ. Экспорт продукции в 2011 году ожидается в объеме не менее 10 млн. долларов.

Максим НИКОЛАЕВ

 Иностранное предприятие "Косвик"

Я. Коласа 2Б, Заславль,

Беларусь, 223034

Тел. оф. +37517  544-72-70

Тел. моб. +375 29  663-32-01

Факс  +37517  544-72-82

E-mail: sales@coswick.com

www.coswick.by

Топ-новости
Свежие новости Беларуси