ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Четверг, 18 июля 2024
Минск +23°C
Все новости
Все новости
Интервью
19 марта 2015, 21:22

Белорусским предпринимателям надо развивать культуру бизнеса и кооперации - Карягин

К проблемам малого бизнеса государство регулярно обращается последние 10 лет. Постепенно создаются все более комфортные условия, и сама частная сфера растет. Но как в любой растущей системе, в малом бизнесе хватает проблем. Самая острая - положение розничной торговли продукцией легпрома в связи с установленными правилами Таможенного союза. Сроки прекращения реализации товара без документов о происхождении и сертификатов безопасности не раз переносились. Острота проблемы потребовала личного вмешательства главы государства. В результате по итогам делового разговора с бизнес-союзами и членами правительства Президент провел совещание. И принял решение: с 1 января 2016 года все предприниматели в Беларуси будут работать в равных условиях. Об этом и других итогах совещания, а также предстоящей работе по определенным на встрече направлениям корреспондент БЕЛТА беседовал с председателем президиума Республиканской конфедерации предпринимательства Владимиром Карягиным. Он принимает участие в работе XII Международного форума "Инновации. Инвестиции. Перспективы" в Витебске.

- Владимир Николаевич, готовы ли предприниматели переходить на цивилизованные формы работы, не дожидаясь 1 января 2016 года?

- Сейчас происходит трансформация экономики во всех странах, и в каждой есть слой индивидуальных предпринимателей. В Беларуси в торговом малом бизнесе работает более 250 тыс. человек. И нужно понимать, что их проблемы - это не проблемы отдельного ИП, который не может реализовать товары. Он находится в цепи многих экономических субъектов. Это торговые центры и рынки, которые пустуют, если предприниматели испытывают трудности; незавершенные проекты торговых объектов, в строительство которых нужно вкладывать деньги, в то время как торговля простаивает. Кроме того, местные бюджеты зависят от налогов, поступающих от малого бизнеса. Но сегодня уже есть понимание всего этого со стороны государства, наметился конструктивный диалог. Многие наши предложения из проекта Национальной платформы бизнеса были услышаны. Также и совещанию у Президента предшествовала большая работа. Бизнес-ассоциации выступили экспертной базой, изучали ситуацию с каждым конкретным предпринимателем. Мы неоднократно встречались в министерствах торговли, экономики, рассматривали варианты изменения законодательства страны. С какими-то нашими предложениями соглашались. Затем Президент посетил торгово-развлекательный центр "Экспобел" и получил личное впечатление, что очень важно. Он продемонстрировал реальный диалог с бизнесом. Принятое по итогам совещания решение учитывает интересы и страны, и потребителей, и самих предпринимателей.

Многие предприниматели уже перешли на цивилизованные формы работы. Только более 20 тыс. предпринимателей из 250 тыс. имеют остатки товаров: книг, одежды, обуви, закупленных ранее по оптовым ценам. Я не уверен, что все предприниматели уложатся в установленные сроки. Наверное, надо будет принимать какие-то дополнительные решения по товарам долгосрочного пользования. Но хочу отметить и второй момент: за последние годы увеличилось число продаж отечественных товаров белорусскими предпринимателями. Они выступают звеном в товаропроводящей сети внутри страны и за рубежом. Таким образом, торговые центры и рынки дают большое разнообразие ассортимента (импортного и отечественного, народного потребления и класса люкс).

- Как отмечалось на совещании, одно из главных препятствий для создания равных условий в торговле - проблемы с получением у продавцов в России надлежащим образом оформленных документов, подтверждающих как факт приобретения товаров, так и их качество и безопасность. Решается ли этот вопрос?

- В России приняли целый ряд мер по поддержке ИП. В частности, на 4 года объявлен мораторий на их проверки. Следовательно, нагрузка по выполнению нормативных актов, в том числе по техрегламентам, ложится в основном на производителей и торговое оптовое звено. А мелких предпринимателей за невыполнение требований наказывать не будут. Получается интересная ситуация: по закону не сертифицированный товар вообще не должен поступать на территорию стран - членов ТС, но он каким-то образом проникает в ту же Россию, где безнаказанно реализуется и откуда попадает к нам. Этот вопрос мы тоже задаем России. Но пока ответа нет.

- Какие предложения в связи с этим поступают от белорусских предпринимателей?

- Я не раз говорил уже: ребята в погонах - работайте! Есть таможенный комитет, пограничники. Перекрывайте границы, ликвидируйте контрафакт, серый бизнес. То есть необходимо более ответственно подходить к выполнению своих обязанностей соответствующим структурам и юридическим лицам. Это, во-первых, а во-вторых - надо дать нашему мелкому бизнесу адаптироваться. Белорусские предприниматели отличаются от российских более высоким уровнем выполнения норм и правил. Если приняли в четырех странах нормативный акт, то первыми его выполняют белорусы. Поэтому не нужно применять санкции и штрафы по отношению к нашим ИП, им нужна помощь в адаптации. В других странах малый бизнес рассматривают как самозанятость населения, которое не просит пособий по безработице, а заодно еще и создает дополнительные рабочие места.

- С учетом принятого решения, что сейчас необходимо нашим предпринимателям, чтобы к 1 января 2016 года не пришлось столкнуться с теми же вопросами, которые были на повестке дня в этот раз?

- Президент услышал предпринимателей и продлил сроки реализации остатков продукции без сертификатов, но с поэтапным увеличением налоговой нагрузки. Понятно, что больше переносов не будет. Сейчас предпринимателям дано время перестроить свою деятельность. В этой сфере работают в большинстве своем женщины, одинокие, с детьми, в возрасте 40-50 лет, то есть им уже сложно учиться какой-то новой форме бизнеса. Но можно, например, переориентироваться на сферу услуг. Нужно объединяться по 2-3 человека, чтобы стать сильнее. Этим процессам необходимо помочь. Как, например, это делается в Германии, где предприниматели целый год за деньги государства проходят переобучение, получают новую квалификацию. Нам также необходимо развивать бизнес-образование.

Второй аспект - для любого бизнеса нужен стартовый капитал и оборот. Не всем удается удержаться. В городе, где больше товаропоток, проще. А в сельской местности, небольших городах потребителя меньше и в целом уровень покупательской способности ниже. Поэтому там многие предприниматели буквально на грани выживания. Им нужно протянуть руку помощи.

- О какого рода помощи идет речь: методической, финансовой либо иной?

- Необходимо дать им возможность торговать сертифицированным товаром. Вчера был разговор с министром торговли и его заместителями: мы обсуждали создание системы мелкого и среднего опта. Так сложилось, что у нас ее пока нет. В Польше, например, есть сеть магазинов для предпринимателей, где они могут закупать мелкие партии на 30% ниже розничной стоимости и реализовывать этот товар населению. Мы предложили провести переговоры с действующими в Беларуси крупными торговыми сетями и создать при них отделы по мелкому опту. Типа системы "Макро" в Польше - с выдачей всех документов, сертификатов. Но ясно, что это должно быть выгодно и самим гипермаркетам. Значит, надо выйти с инициативой снижения налоговой нагрузки, дополнительных затрат. Чтобы они могли с выгодой для себя обслуживать сеть предпринимателей. Наша конфедерация со своей стороны поможет вывести на эти торговые организации предпринимателей, создать необходимые положения. Таким образом будет создана республиканская товаропроводящая сеть. Крупная оптовая база должна иметь оборот $3-5 млрд. И Президент очень хорошо понимает: кто даст деньги, чтобы сначала закупить этот товар? Ни один банк с этим не справится, нужна правительственная программа. К тому же, чтобы создать новую базу, нужно минимум 3 года. Поэтому нужно договариваться с действующими оптовыми структурами.

Есть и другой путь. Мы давно ведем переговоры с китайскими, турецкими предпринимателями. Но для создания площадок для них в Беларуси нужны специальные самолетные маршруты. Кроме того, вряд ли стоит слишком содействовать импорту, ставить его на поток. Потому что это вызовет передел рынка.

Также нужно думать об ассортименте. Кто-то должен отбирать оптовый товар, обеспечить его разнообразие. Ведь и сейчас у многих предпринимателей на рынках в продаже примитив.

- Получается, нужно создавать дополнительную комиссию для отбора широкого ассортимента качественного импортного товара?

- Конечно. И здесь важна роль самих предпринимателей. Никто за них не создаст этих объединений. На этой неделе при минском союзе уже появилась ассоциация предпринимателей, работающих на рынках и в торговых центрах столицы. Они сами пришли в конфедерацию с просьбой помочь в создании такой структуры. Но пока многим представителям бизнеса присущ консерватизм. Далеко не все готовы вступать в деловые ассоциации и быть в сети партнеров, повышать квалификацию. Это культура бизнеса, которой у нас нет, к сожалению. Еще не отстроена инфраструктура поддержки предпринимательства. Но государство повернулось к нам, повернулся Всемирный банк, который дает $150 млн на эти цели.

- Сейчас формируется государственная программа поддержки предпринимательства на ближайшие три года. Какие меры и предложения конфедерации там могут быть учтены?

- В Минске проходит совещание Министерства экономики и ведущих бизнес-ассоциаций по Директиве №4, которая будет модернизироваться. И в новом ее проекте воплощены почти все наши предложения из Национальной платформы бизнеса (всего 85 мер, которые необходимо срочно принимать в стране).

Идет диалог: власть хочет слышать единый голос бизнеса. Но в ассоциациях состоит малая доля всех ИП. Сказываются иждивенческие настроения шрейкбрехеров предпринимательского движения, которые ждут, что за них все сделают, им дадут. Но ничего не придет само, если сам не будешь двигаться, развиваться, вкладывать деньги в производство, а не на покупку материальных благ для себя и семьи. Не должен предприниматель действовать как обыватель. Он должен предпринимать и предвосхищать, общаться с коллегами. Общение с иностранными инвесторами еще более важно: это информация, возможность найти ресурсы, объединиться. У нас же пока нет понимания кооперации, других моделей бизнеса, как, например, франчайзинг. Лучше еще раз попросить у государства и Президента. Нет, не выйдет - все будем работать по сертификатам и обеспечивать защиту потребителя. Только с учетом его интересов и развивается бизнес.

Екатерина КНЯЗЕВА

Топ-новости
Свежие новости Беларуси