ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Воскресенье, 24 ноября 2024
Минск-Уручье Сплошная облачность -1°C
Все новости
Все новости
Интервью
26 ноября 2014, 09:58

Белорусский туризм стоит продвигать под ярким и понятным брендом

Белорусский туристический рынок в обозримом будущем могут ожидать сразу несколько важных изменений. Облегчат ли жизнь путешественникам визовые центры, зачем Беларуси туристический ребрендинг и какие изменения в законодательстве помогут дополнительно обезопасить туриста, в интервью корреспонденту БЕЛТА рассказал директор Республиканского союза туристических организаций (РСТО) Валентин Цехмейстер.

- Сейчас обсуждаются возможности упрощения визового режима с европейскими странами, прорабатывается вопрос выдачи бесплатных виз в Беларусь во время крупных спортивных мероприятий, ведется работа над проектом Госпрограммы развития туризма на 2016-2020 годы. Кроме того, в 2015 году планируется внести изменения и дополнения в закон "О туризме". Стоит ли на фоне таких масштабных для туриндустрии событий задуматься о продвижении страны под единым туристическим брендом?

- Беларусь уже давно идет в таком направлении - наша страна представлена на международном туристическом рынке слоганом "Гостеприимство без границ" и логотипом с цветком василька, его можно видеть на продукции Национального агентства по туризму. Здесь важно вести постоянное, целенаправленное и комплексное продвижение страны, в этом ключе нам еще очень многое предстоит сделать. Если говорить о мировом опыте, то для создания привлекательного туристического имиджа страны важно иметь яркий слоган. То же можно сказать и об имиджевом страновом ролике. На первых порах варианты подобных слоганов воспринимаются с улыбкой, но в конечном итоге они определяют политику продвижения туристических возможностей страны. Выбор бренда и его раскрутка в туризме имеют, безусловно, большое значение, но это требует соответствующих финансовых затрат.

Опыт проведения чемпионата мира по хоккею в Минске показал, что страна может организовывать крупные мероприятия. В будущем это могут быть не только спортивные, но и деловые, культурные форумы. Мне кажется, что при всем многообразии туристических маршрутов в стране сегодня не хватает так называемого образцового маршрута, которые, например, есть в Турции или Греции. Не принципиально, будет ли это направление Минск-Пинск, Минск-Гродно или какое-то иное. Проехав по этому маршруту, иностранный гость должен получить цельное представление о стране, ее обычаях, гостеприимстве, чтобы, увидев все это, он захотел вернуться сюда. 

Что касается визового вопроса, то его нужно рассматривать в комплексе с другими. В свое время Франция открыла границы и стала ведущей туристической державой. Сложно однозначно ответить, должны ли мы идти по такому пути. Просто открыть границы - этого мало для привлечения иностранных туристов. Но вопрос о целесообразности снижения стоимости виз в одностороннем порядке для развития въездного туризма остается актуальным и требует проработки.

- Польское посольство заявило об открытии в Беларуси весной 2015 года восьми визовых центров. Некоторых туристов смущает, что это повлечет дополнительные расходы и путешествие будет обходиться дороже.

- В этом вопросе пока есть некая неопределенность. Республиканский союз туристических организаций будет контактировать с представительствами тех стран, которые будут проводить такую политику. Польша уже объявила о соответствующих намерениях, по этому пути собираются пойти и другие страны: Латвия, Эстония, Чехия, Болгария.

Конечно, такие посреднические услуги будут стоить дополнительных денег. И нужно помнить, что центры не гарантируют открытие визы. Как показала практика отношений с испанским визовым центром, в этой системе есть небольшие шероховатости. Так, трудности могут возникнуть при пересылке документов, когда визовый центр будет выполнять функцию посредника. Но, возможно, это лишь начальный этап, а в процессе дальнейшей работы все утрясется.

- Как повлияет на оформление документов выдача некоторыми европейскими посольствами биометрических виз?

- В какой-то мере это замедляет процесс оказания туристической услуги, турист должен обязательно присутствовать при открытии визы. В этой ситуации всем придется руководствоваться нормами, которые будут утверждены. Интересы потребителя здесь поможет обеспечить конструктивный диалог. Сейчас всем заинтересованным нужно найти оптимальные варианты сотрудничества в этом вопросе.

- Создают ли сами белорусы имидж туристической державы предпочтением путешествовать по собственной стране? Какие предложения популярны у белорусских туристов в нынешнем зимнем сезоне?

- Да, белорусы стали чаще путешествовать по своей стране, и это радует.

На Новый год белорусы любят уезжать в теплые страны: Египет, Тунис, ОАЭ, Таиланд. Также популярен зимний отдых в Польше, Австрии, Франции, Турции, Италии (в зависимости от индивидуальных предпочтений), то есть актуальны и востребованы традиционные туры.

Приходится констатировать, что Украина в глазах туристов по понятным причинам снизила свою привлекательность. И она не получила адекватной замены в плане аналогичного отдыха. Прогнозировали, что туристы переориентируются на Румынию, Болгарию, другие страны. Но, по сути, альтернативу бюджетному отдыху, который предлагался в Украине, пока не нашли.

- Как реформирование российского рынка, обусловленное событиями нынешнего года с банкротством крупных туроператоров, может повлиять на белорусский турбизнес?

- События на российском рынке коснулись лишь небольшого числа белорусов, которые в это время отдыхали за рубежом по путевкам обанкротившихся компаний. В целом белорусский туристический бизнес работает более ответственно. Но нельзя зарекаться, что нечто подобное не может произойти в будущем. Превентивные меры, принятые своевременно в этом направлении, и выбор ответственного туроператора помогут обезопасить потребителя и регулировать ситуацию на рынке.

В обществе появляется много суждений, которые будоражат туристический рынок и вызывают нездоровый ажиотаж, как это произошло с ситуацией вокруг решения авиакомпании "Аэрофлот" об отключении Tez Tour от системы бронирования билетов. Чисто технический момент отношений субъектов хозяйствования был вынесен на широкое обсуждение.

Считаю необходимым подчеркнуть, что на территории Беларуси компания Tez Tour является самым крупным туроператором, который не планировал и не планирует уходить либо сворачивать свою деятельность на данном рынке. Многолетний опыт успешной работы данной компании на рынке Беларуси показал, что она отличается стабильностью и надежностью. На фоне целого ряда громких банкротств крупных туроператоров это убедительно показывает, что данная компания взвешенно подходит к построению своих договорных отношений, в том числе с такой крупной авиакомпанией, как "Аэрофлот".  

- В последнее время все чаще звучат предложения создать реестр турфирм. Появится ли он в Беларуси в обозримом будущем?

- Об этом шла речь сразу после отмены лицензирования. Если реестр создавать на добровольной основе, когда его действие не будет закреплено на законодательном уровне, то сразу же возникнет много вопросов. Возможно, мы вернемся к этому вопросу в ходе работы над изменениями и дополнениями в закон "О туризме".

Сейчас также муссируется тема страхования профессиональной ответственности туроператоров и турагентов перед туристами. Идти ли нам здесь по пути, например, России? По информации специалистов российского турбизнеса, страховые компании не горят желанием браться за страхование туристической деятельности, а это может привести к уменьшению количества туроператоров на рынке и, соответственно, нестабильности. К тому же есть много особенностей национального рынка, которые тоже нужно учитывать.

- Как туристическое сообщество относится к идее создать фонд оказания экстренной помощи?

- Дело в том, что на нашем рынке присутствуют в основном турагенты, то есть посредники. Российская "Турпомощь" была создана крупными туроператорами, чьи финансы позволили в условиях банкротства вернуть на родину тысячи туристов. Оптимальный вариант для белорусской туриндустрии сегодня не найден, поэтому такая идея находится на стадии обсуждения.

Необходимо найти приемлемый механизм работы такого фонда, а не просто отрапортовать, что он формально создан. Потому что нужно четко знать, каким образом он будет формироваться и как он будет работать при форс-мажорной ситуации.

- На днях вступили в силу Правила оказания туруслуг, такой документ утвержден в стране впервые. Как его оценили профессионалы турбизнеса и о каких изменениях важно знать потребителю?

- Республиканский союз туристических организаций был среди тех, кто под патронажем Минспорта и туризма непосредственно участвовал в разработке этого документа. Мы исходили из того, что подобные правила регулируют и другие сферы - торговлю, сферу бытовых услуг. Рынок туристических услуг тоже можно рассматривать в аналогичном ключе, вместе с тем есть ряд специфических особенностей и нюансов. Во многом это обусловлено тем, что туризм - это вид деятельности, связанный с определенными рисками. Сколько сегодня в Беларуси туристических компаний, пожалуй, никто и не ответит, потому что нет единого реестра туроператоров и турагентов. В условиях либерализации доступа на рынок появилось много туркомпаний, которые не имеют понятия о тех требованиях, которые предъявлялись несколько лет назад при лицензировании. Раньше лицензия давала понять клиенту, что фирма находится под контролем государства. Сейчас же субъект хозяйствования может заняться реализацией туруслуг на рынке, даже не заявляя об этом в уставе. Поэтому мы имеем неполную и не совсем достоверную статистическую информацию.

В таких условиях принятие правил - это априори шаг по гармонизации нормативно-правовой базы Беларуси, России и Казахстана. В нашей стране их не было, а в России и Казахстане подобные правила действовали, поэтому такой документ не является нонсенсом или чем-то необычным.

Что принципиально нового в этом документе? Как и прежде, есть типовой договор оказания туристических услуг, на основании которого компания обязана заключать сделку с потребителем. Просто с принятием документа детализируется технология оказания туристической услуги. Для новых игроков на рынке это своеобразное пособие, как соблюдать нормы законодательства, работать профессионально и ответственно. Это поможет защитить права и интересы потребителя.

Кроме того, прописаны нюансы, касающиеся перевозки, сохранности багажа, обеспечения безопасности во время путешествия, оказания туристических услуг несовершеннолетним и лицам с ограниченными возможностями. Это именно те критические моменты, которые зачастую вызывают нарекания и жалобы у туристов.

- Нередко споры вызывают и размеры компенсации за несостоявшиеся путешествия. Как будет регулироваться этот вопрос?

- В правилах конкретизировано понятие фактически понесенных расходов турфирмы. Стороны вправе расторгнуть договор по соглашению сторон или в одностороннем порядке, но при этом туркомпания обязана вернуть клиенту деньги, внесенные им по договору оказания туристической услуги, за исключением фактически понесенных и документально подтвержденных расходов на организацию путешествия.

Тем не менее в отечественном законодательстве остаются некоторые спорные моменты. Так, туроператор и турагент по-прежнему несут одинаковую ответственность перед потребителем, что, на мой взгляд, не совсем правильно. В некоторых странах эта ответственность разделена - продукт создается туроператором, он несет за него полную ответственность, а турагент является при этом лишь посредником. Утвержденные правила регулируют взаимодействие только турфирмы и заказчика, а вот отношения туроператора и турагента еще требует проработки в будущем.

Наталья ЗЛОТНИК

Топ-новости
Свежие новости Беларуси