В Беларуси с 1 октября у пенсионеров появится возможность реально повлиять на размер своей пенсии. Если человек пожелает продолжить работу без получения пенсии (по достижении 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин), то размер его пенсии будет прогрессивно расти. Это предусмотрено указом №136 "О мерах по совершенствованию пенсионного обеспечения граждан", который с 1 октября нынешнего года вступает в силу. С этой даты белорусские пенсионеры смогут воспользоваться более прогрессивной шкалой отсроченного выхода на пенсию, чтобы увеличить в будущем ее размер, отметил в беседе с корреспондентом БЕЛТА заместитель министра труда и социальной защиты Валерий Ковальков.
- Валерий Валерьевич, механизм отложенной пенсии существовал и раньше - эта норма содержится в пенсионном законодательстве уже несколько лет и не является нововведением. Каковы прежние условия? Можно ли на примере пояснить, в чем выгодность новой прогрессивной шкалы?
- В соответствии с Законом Республики Беларусь "О пенсионном обеспечении" лицам, продолжившим работу после достижения пенсионного возраста без получения пенсии, предоставляется возможность увеличить размер пенсии по возрасту на 1% заработка, принимаемого для исчисления пенсии, за два месяца работы.
Например, у пенсионера заработок для исчисления пенсии в сентябре 2012 года - Br3 млн. 400 тыс. (этот пенсионер в настоящее время не работает). Размер его пенсии по возрасту при стаже 45 лет - Br2 млн. 550 тыс. Если бы он отложил выход на пенсию на 5 лет, то размер его пенсии в сентябре 2012 года составил бы Br3 млн. 570 тыс., то есть, был бы выше на 40%.
Нормы указа №136 позволяют увеличить размер пенсии следующим образом: за первый год работы при тех же условиях - на 6% заработка, применяемого для исчисления пенсии, за второй - на 8%, за третий - на 10%, за четвертый - на 12%, за пятый и последующие годы работы - на 14%.
Если вернуться к приведенному выше примеру, то размер пенсии за пять лет по нормам указа увеличится на 67%, то есть с 1 октября составит Br4 млн. 250 тыс.
Еще в более выгодном положении окажутся те, кто не смог до достижения общеустановленного пенсионного возраста выработать максимальный стаж - 40/45 лет для женщин и мужчин соответственно. Время их работы после достижения пенсионного возраста также засчитывается в стаж, если пенсионер не получал пенсии в период работы.
- Сколько человек воспользовались возможностью отложенной пенсии? Есть ли оценочные данные о том, сколько человек могут обратиться по этому вопросу уже в ближайшее время?
- В настоящее время более 5 тыс. пенсионеров получают пенсию по возрасту с "премиальным" увеличением размера. По оценке, более 1% тех, кто достиг пенсионного возраста, принимают решение уйти на пенсию попозже.
Что касается ответа на второй вопрос, то скажу так: несмотря на то, что государством предоставлена хорошая возможность заработать достойную пенсию, оценить поведенческие установки населения сложно.
- Каков алгоритм действий человека, желающего воспользоваться новацией?
- Тому, кто решил продолжать работать, не оформляясь на пенсию, никаких дополнительных действий предпринимать не надо. А затем, когда будет принято решение об оставлении работы или появится необходимость в получении пенсии, нужно обратиться к работодателю (если человек продолжает работать) либо в органы по труду, занятости и социальной защиты за ее назначением.
- А могут ли нынешние пенсионеры отказаться от пенсии для получения в будущем пенсионной премии?
- Работающие пенсионеры, желающие воспользоваться новацией, могут обратиться в управление по труду, занятости и социальной защите по месту жительства с заявлением об отказе от получения пенсии.
- Какие категории работников, достигших общеустановленного пенсионного возраста, не могут воспользоваться пенсионной премией за отложенный выход на заслуженный отдых?
- Доплаты за отложенный выход на пенсию в законодательстве появились в сентябре 1998 года. Соответственно, пенсия исчисляется с учетом премии тем, кто работал после этой даты, отказавшись от получения пенсии.
Необходимо также учитывать, что премия предусмотрена только для пенсий по возрасту.
- Допустим, человек отказался на 1 год от получения пенсии, а наниматель уволил его. И теперь он останется и без зарплаты, и без пенсии?
- Нет, пенсионер имеет право обратиться за назначением пенсии (возобновлением ее выплаты) вне зависимости от указанного им в заявлении периода. Премия за отложенный выход на пенсию будет установлена исходя из фактической продолжительности периода работы без пенсии после достижения пенсионного возраста.
- Если человек намерен отказаться от получения пенсии, станет ли это дополнительным аргументом для руководителя продлить контракт? Кроме того, приходилось слышать такое мнение: мол, при декларируемом добровольном участии в системе пенсионных поощрений не исключен элемент скрытого принуждения со стороны нанимателя: или продолжай работать без обращения за пенсией, или оставь рабочее место и иди на пенсию... Каково ваше мнение по этому поводу?
- Как и до принятия указа №136, решение работодателя о заключении (продлении) контракта с работником и получение (неполучение) этим работником пенсии законодательно не связаны. Будут ли продляться трудовые отношения - определяется соглашением между работодателем и конкретным работником.
- Многие люди высказывают опасение: мол, буду работать, отказавшись от пенсии, а самой отложенной пенсией не смогу воспользоваться - уйду из жизни раньше... Будет ли накапливаться неполученная пенсия, чтобы в случае смерти перейти, хотя бы частично, к наследникам?
- Государственная пенсионная система в Беларуси построена на традиционных для общих пенсионных систем механизмах финансирования пенсий из текущих поступлений. В таких системах пенсионные средства не индивидуализированы, соответственно, наследоваться не могут.
- После выхода указа были разговоры о том, что это завуалированное повышение пенсионного порога в Беларуси. Так ли это?
- Указ направлен на стимулирование выхода на пенсию в более позднем возрасте. А воспользоваться его нормами или нет, решает сам работник.
- В чем суть новации указа относительно исчисления пенсии за периоды без уплаты обязательных страховых взносов?
- Речь идет о так называемых кредитных периодах - военной службы, учебы, ухода за детьми и других. С октября 2012 года, включаясь в стаж, они будут учитываться и при расчете индивидуального коэффициента заработка с одинаковым условным доходом (40% средней зарплаты работников в соответствующих месяцах). Сегодня "стоимость" таких периодов в пенсии у всех разная, так как определяется величиной индивидуального коэффициента заработка каждого конкретного пенсионера.
- Сколько пенсионеров в Беларуси продолжает трудиться? Какова динамика?
- Как правило, продолжают трудиться 22-23% пенсионеров - сегодня это более 566,4 тыс. человек.
- Планируется ли в Беларуси отменить ограничения на выплату пенсий в период работы?
- Статья 83 закона о пенсионном обеспечении предусматривает ограничение: если у пенсионера высокий индивидуальный коэффициент заработка и он работает, то пенсия выплачивается исходя из коэффициента 1,3. По сравнению с зарплатой, даже минимальной, это небольшие потери. А для системы - возможность более весомо поддерживать тех, кто в связи со старостью утратил трудоспособность.
Поэтому отменять ограничение на выплату пенсии в период работы не планируется.
- Каковы прогнозы по размеру пенсии в декабре 2012 года и на 2013 год?
- Средний размер пенсии по возрасту в сентябре составляет Br1 млн. 721,4 тыс. - на 77% выше по сравнению с декабрем 2011 года. В текущем году пенсии еще раз увеличатся в ноябре. Размер этого увеличения будет ясен после того, как станет известна заработная плата за третий квартал.
Что касается роста пенсий в 2013 году, то он будет зависеть от роста заработной платы, то есть от результатов работы экономики.
- Как в последние годы изменяется в Беларуси пенсионная нагрузка? И каковы перспективы?
- В Беларуси более 27% населения - пенсионеры. Соотношение численности работающих и получателей пенсий снижается: если в 1990 году на 100 пенсионеров приходилось 219 работающих, то в 2011-м - 167.
- Предусматривается ли в перспективе в Беларуси введение накопительного элемента в общей пенсионной системе?
- Накопительные системы не являются пенсионными, поскольку они не решают главную задачу - предотвращение риска бедности в старости. Ее решение возможно только за счет общих (солидарных) средств.
Программными документами о социально-экономическом развитии республики изменение механизма финансирования пенсий не предусматривается.
Следует отметить, что в экономически развитых странах накопительные пенсии предоставляются в добровольных дополнительных программах пенсионного страхования. Такая возможность имеется и в Беларуси.
Елена ПРУС