СТУДЕНТЫ С БИЗНЕС-МЫШЛЕНИЕМ
Инновационный путь развития, который избрала Беларусь, обязывает следовать концепции общества знания, сместив в определенном смысле на периферию торговлю и производство, вынося в центр новых субъектов экономического развития, производящих знание. Вершиной этого интеллектуального айсберга, безусловно, должна стать высшая школа, предназначение которой - быть активным игроком в социально-экономическом развитии конкретного региона и страны. Для Беларуси на новом этапе экономического и социального развития становится весьма актуальным вопрос создания вузов так называемого предпринимательского типа. О преимуществах и перспективах этой модели в интервью корреспонденту БЕЛТА рассказал ректор Белорусско-Российского университета (Могилев) Игорь Сазонов.
- Игорь Сергеевич, вуз, которым вы успешно руководите уже более 10 лет, с недавнего времени называют университетом предпринимательского типа. Это что, попытка смены общепринятого курса и "тихой" революции в сфере высшего образования, или таким образом вы пытаетесь соответствовать новым запросам времени?
- Это отнюдь не революция, ведь концепция предпринимательского университета возникла в Европе еще в конце XX века, а в последнее время она получила широкое распространение во всем мире и набирает серьезные обороты в России. По мере нарастания проблем в университетском сообществе западные университеты шли по пути коммерциализации тех сфер своей деятельности, где в первую очередь ощущалась нехватка финансовых средств. Это путь от коммерциализации науки к общему предпринимательскому стилю работы "предприятия - университет". Сегодня, кстати, в Год предприимчивости, этого требует время, государство, это необходимо реальному сектору экономики и обществу. Нужны учебные заведения, имеющие мощный академический центр, структуры, несущие логику изменений и реализующие проекты, генерирующие высокие доходы в свой бюджет. У такого вуза высокая финансовая самостоятельность и многообразная база финансирования.
- Вам уже удалось создать такую базу и добиться финансовой самостоятельности?
- В идеале, конечно, еще нет, но в этом плане очень много сделано. Сегодня вуз является ведущим научно-исследовательским центром Беларуси, который самым активным образом внедряет свои научные разработки в производство, расширяет сферу образовательных услуг, занимается их экспортом, сотрудничает с международными институтами по совершенствованию образовательного процесса.
Мы не только развиваем тесную связь с промышленностью, но и сами исповедуем предпринимательскую идеологию, подталкивая своих студентов и профессоров к тому, чтобы создавать инновационные проекты и производства. И это исключительно важно, ведь в этом случае мы получаем выпускников университета, не только имеющих навыки получать знания, создавать проекты и разработки, но и обладающих бизнес-мышлением.
В нашем университете формируются особые отношения между профессором и студентом. Студенты заинтересованы идти к тому преподавателю, который успешен, готов привлечь спонсорские средства на исследования, найти хорошую экспертизу для разработок и попытаться быстро вывести их на рынок.
В 2011 году совместным решением ГКНТ и НАН Беларуси Белорусско-Российский университет аккредитован на статус научной организации. В университете функционируют 8 научных школ, которые работают по приоритетным направлениям развития страны. Только по хозяйственным договорам с предприятиями и организациями ежегодно выполняются более 130 научно-исследовательских, конструкторских работ и услуг.
В университете работают 3 наукоемких малотоннажных предприятия. Изделия электротехнического назначения одного из предприятий нашли применение на РУП "Могилевлифтмаш", РУП "Могилевский металлургический завод", Брестском машиностроительном заводе. Выпущено более 1 млн. изделий из новых материалов, университет впервые продал предприятиям 2 лицензии на производство наукоемкой продукции.
В университете функционирует научно-техническая лаборатория "Волоконно-оптическая диагностика", в состав которой входит единственное в республике производство современной эндоскопической продукции технического применения. С 2006 по 2010 год было заключено и реализовано более 50 международных контрактов на продажу наукоемкой продукции.
Итоги научно-исследовательской работы вуза широко рекламируются, в том числе в СМИ. Например, за последние пять лет университет принял участие более чем в 90 международных выставках и ярмарках, а разработки наших ученых и студентов отмечены 17 медалями различного достоинства и 62 дипломами.
Главным результатом вышеуказанной деятельности является то, что внебюджетные средства, которые зарабатывает вуз, составляют сегодня около 50% общего бюджета учебного заведения. Более 60% расходуются на развитие материально-технической базы, а остальное - на премирование преподавательского состава.
- Сегодня, чтобы оставаться лидером на рынке образовательных услуг, нужно создать устойчивое предложение потребительской ценности, выделяющее его среди конкурентов. На чем основывается ваша конкурентоспособность, и в чем вы видите перспективы развития высшего образования страны?
- Наша конкурентоспособность опирается на активное внедрение инновационных технологий в образовательный процесс и постоянную работу над его совершенствованием - интеграцией в международное образовательное пространство. Этим мы живем, и в этом мы видим перспективы развития высшего образования в стране. Самое заметное из того, что достигнуто вузом, - это возможность получения высшего образования в университете по белорусским, российским и французским образовательным программам.
По белорусским образовательным стандартам подготовка специалистов осуществляется по 18 специальностям, по российским - по 7 специальностям. С 2011 года по российским образовательным программам мы перешли на двухуровневую подготовку специалистов. В 2010 году в университете открыт филиал Франко-Белорусского института управления. Это дало возможность студентам университета параллельно обучаться во французском университете Овернь-Клермон-1 с получением дипломов европейского образца по специальности "Менеджмент малых и средних предприятий".
В учебный процесс вуза внедрены модульно-рейтинговая система текущей оценки студентов на всех специальностях и интернет-тестирование, которое проводится независимым российским органом для студентов по 6 специальностям. Вуз также применяет систему дистанционного образования по ряду специальностей и другие ноу-хау. С 2009 года под эгидой ЕС в университете ведется 2 проекта по программе TEMPUS: совершенствованию практикоориентированного обучения студентов и экологического управления предприятием.
Университет в 2009 году первым в республике сертифицировал свою систему менеджмента качества в ассоциации по сертификации "Русский регистр" и международной сети IQNet. Сертификат соответствия ISO 9001 является внешним независимым подтверждением эффективности организации образовательного, воспитательного, научного и инновационного процессов в вузе.
- Профессорско-преподавательский состав в вузах является ключевым элементом высшей школы. От квалификации преподавателей, их педагогической компетентности, человеческих и моральных качеств, общей культуры зависит качество подготовки специалистов. Высшая школа Беларуси сегодня столкнулась с проблемой дефицита высококвалифицированных педагогов. На ваш взгляд, каким образом можно разрешить этот вопрос в ближайшем будущем?
- Прежде всего, необходимо поднять социальный статус преподавателей и ученых, престиж системы образования. На мой взгляд, благосостояние любого государства зиждется на двух столпах: природных ресурсах и образовании и науке. И коль сейчас мировое сообщество идет по пути инновационного развития, то главной опорой здесь является как раз второе: образование и наука. Потому что наукоемкое производство обладает намного большей добавленной стоимостью.
Когда известный американский экономист Пол Кеннеди давал рецепты, как выжить американскому обществу в ХХI веке и избежать кризиса, то в своей таблице добавленной стоимости он на первую позицию поставил аэрокосмическую технику, которая имеет добавленную стоимость 25000%. На второй позиции оказался военно-промышленный комплекс, потенциал которого был им оценен в 2500%, а на третьем месте - программное обеспечение с добавленной стоимостью в 1700%. А если взять продукцию машиностроения, то ее добавленная стоимость по оценке американского специалиста равняется всего 6-7%. Из этого нужно делать выводы: только высокотехнологичное и наукоемкое производство может гарантировать успех развития страны на мировом рынке.
Чтобы решить проблемный вопрос подготовки кадров высшей квалификации, в нашем университете создана система их непрерывной подготовки: магистратура-аспирантура-докторантура. Работают 2 специализированных совета: один по защите докторских диссертаций, второй - кандидатских. Наши преподаватели и студенты постоянно проходят стажировку за рубежом: в России, Германии, Китае, Турции, Индии и других странах.
Что касается стимулирования преподавателей, ведь одного умения выполнять профессиональные обязанности недостаточно для достижения целей организации (каким бы квалифицированным ни был сотрудник, его производительность зависит от желания работать или мотивации к труду), мы разработали гибкую систему вознаграждения своих сотрудников. Например, сегодня средняя заработная плата преподавателей вуза значительно выше, чем в Могилевской области в среднем, и очень близка к средней зарплате Минской области, которая является самой высокой в стране. Позволить себе начислять такую зарплату нам дает возможность внебюджетная деятельность, или, возвращаясь к началу нашего разговора, коммерциализация вуза.
- Одним из важнейших факторов получения качественного образования является создание соответствующих условий для учебного процесса. Как бы ни был высок уровень профессорско-преподавательского состава вуза, без современной материально-технической базы далеко не уедешь. В условиях экономического кризиса в стране бюджетное финансирование высшей школы ограничено, в чем вы видите выход из ситуации? - На первое место я бы поставил использование внебюджетных средств: как я уже говорил, более 60% таких поступлений мы тратим на эти цели. Во-вторых - это привлечение инвестиций и спонсорской помощи. В основном благодаря этим составляющим мы на протяжении последних нескольких лет активно занимаемся приведением материально-технической базы в соответствие современным требованиям образовательного процесса.
Только за последние два года в университете произведен комплексный ремонт более 40% учебных аудиторий, которые оснащены мультимедийным оборудованием, завершить этот процесс планируется в 2013 году.
Университет включен в государственную программу развития атомной энергетики, и благодаря этому кафедра МПК сегодня оснащена суперсовременным оборудованием. Стимулом к обновлению и модернизации также является проводимый среди кафедр ежегодный конкурс. Причем много стендов для наглядного обучения делается собственными силами.
Еще одна немаловажная перспектива для развития материально-технической базы - это тесная кооперация вузов с ведущими производителями. В самом ближайшем будущем университет планирует открыть филиалы своих кафедр на ведущих предприятиях региона. Пилотным проектом станет открытие филиала кафедры "Оборудование и технология сварочного производства" на Могилевском вагоностроительном заводе. Принципиальная договоренность с руководством предприятия достигнута, и специалисты вуза уже приступили к подготовке соответствующей документации и программ.
Планируется, что студенты несколько дней в неделю будут обучаться на базе предприятия. Здесь для них будут читать лекции и проводить практические занятия непосредственно не только преподаватели вуза, но и ведущие специалисты завода по дисциплине "Производство сварочных конструкций". У предприятия и вуза взаимовыгодный интерес. Для БРУ - это повышение качества образования студентов, которые будут в том числе получать знания от ведущих специалистов-производственников и проходить практику на самом современном сварочном оборудовании. А для предприятия - возможность получить на работу лучших молодых специалистов.
На заводе уже трудятся несколько выпускников БРУ. Их взяли с целью создания собственного конструкторского бюро по вагоностроению. Руководство предприятия видит перспективу в том, чтобы не покупать дорогостоящие лицензии на производство железнодорожного подвижного состава и комплектующих к нему, а самостоятельно заниматься разработкой всей необходимой документации.
Открытие филиала на конкретном производстве - это серьезный шаг для университета в плане подготовки специалистов нового уровня или более практикоориентированных. Этого требует и время, и государство. И БРУ на этом не остановится. В частности, только за последнее время для осуществления практикоориентированной подготовки студентов на базе БРУ создано 10 учебно-научно-производственных объединений с ведущими предприятиями и организациями Могилевской области.
Благодаря поддержке правительства страны и руководства области университет реализует инвестпроект по строительству нового учебного корпуса. Вузу не хватает учебных площадей, из-за этого мы не можем увеличить подготовку специалистов по востребованным в народном хозяйстве страны специальностям. К тому же ввод в строй в 2012 году этого объекта позволит существенно расширить объемы платных образовательных услуг, значительно увеличить их экспорт.
- Важным показателем уровня образовательного процесса в любом вузе является его рейтинг на мировом рынке. Какие шаги сегодня предпринимает Белорусско-Российский университет в плане интеграции в единое образовательное пространство, котируется ли сегодня диплом выпускника вуза за рубежом?
Белорусско-Российский университет - это как раз яркий пример единого образовательного пространства. Мы внедряем современные образовательные технологии сразу двух стран, Беларуси и России, заимствуя все самое лучшее. В университете активно развивается международная деятельность. В настоящее время заключено 62 договора о сотрудничестве с учебными заведениями, организациями и учеными стран дальнего и ближнего зарубежья.
В вузе сегодня обучаются более 170 студентов, магистрантов и аспирантов из 13 стран ближнего и дальнего зарубежья. В 2011 году Белорусско-Российский университет включен в число 10 университетов Беларуси, дипломы которых получили признание в Иране.
Новым направлением в международной деятельности университета становится академическая мобильность преподавателей и студентов. Они проходят практики, стажировки, повышают квалификацию, обучаются в магистратурах университетов ближнего и дальнего зарубежья. Университет выступил соучредителем Международной ассоциации вузов приграничных областей Беларуси и России, Международной ассоциации славянских вузов. С 2009 года университет участвует в издании журнала "Вестник славянских вузов".
Если говорить о внешнем рейтинге университета, то следует отметить, что в испанском рейтинге Ranking Web of World Universities участвуют 12 тыс. учебных заведений. В этом рейтинге среди белорусских технических вузов наш университет на первом месте. А в 2008 году в Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки РФ проходили аттестацию на статус университета 336 российских вузов, и Белорусско-Российский университет оказался в первой тридцатке.
Диплом БРУ - это сегодня не просто документ о высшем образовании, а надежная рекомендация его обладателю. В реальный сектор экономики Беларуси в соответствии с полученной специальностью вливаются 96-98% наших выпускников. Это один из самых высоких показателей в стране.
- Можно ли рассчитывать на то, что в ближайшем будущем БРУ не только станет ведущим центром образования и науки Беларуси, но и войдет в сотню лучших вузов мира?
- На мой взгляд, коллектив всегда объединяют какие-либо амбициозные задачи - у нас они есть, и коллектив их одобрил. Наше будущее и наш путь - в международном признании наших специалистов. Первые шаги в этом направлении уже сделаны.
Справка БЕЛТА: В этом году вуз отмечает свой 50-летний юбилей. БРУ - один из ведущих технических вузов не только Беларуси, но и стран СНГ. Здесь на 8 факультетах и 29 кафедрах ведется подготовка специалистов по белорусским, российским и французским образовательным программам. Студенческий состав университета насчитывает более 7,5 тыс. человек, общая численность обучающихся во всех структурных подразделениях вуза достигает около 12 тыс. человек.
Сергей КУЛЯГИН
Инновационный путь развития, который избрала Беларусь, обязывает следовать концепции общества знания, сместив в определенном смысле на периферию торговлю и производство, вынося в центр новых субъектов экономического развития, производящих знание. Вершиной этого интеллектуального айсберга, безусловно, должна стать высшая школа, предназначение которой - быть активным игроком в социально-экономическом развитии конкретного региона и страны. Для Беларуси на новом этапе экономического и социального развития становится весьма актуальным вопрос создания вузов так называемого предпринимательского типа. О преимуществах и перспективах этой модели в интервью корреспонденту БЕЛТА рассказал ректор Белорусско-Российского университета (Могилев) Игорь Сазонов.
- Игорь Сергеевич, вуз, которым вы успешно руководите уже более 10 лет, с недавнего времени называют университетом предпринимательского типа. Это что, попытка смены общепринятого курса и "тихой" революции в сфере высшего образования, или таким образом вы пытаетесь соответствовать новым запросам времени?
- Это отнюдь не революция, ведь концепция предпринимательского университета возникла в Европе еще в конце XX века, а в последнее время она получила широкое распространение во всем мире и набирает серьезные обороты в России. По мере нарастания проблем в университетском сообществе западные университеты шли по пути коммерциализации тех сфер своей деятельности, где в первую очередь ощущалась нехватка финансовых средств. Это путь от коммерциализации науки к общему предпринимательскому стилю работы "предприятия - университет". Сегодня, кстати, в Год предприимчивости, этого требует время, государство, это необходимо реальному сектору экономики и обществу. Нужны учебные заведения, имеющие мощный академический центр, структуры, несущие логику изменений и реализующие проекты, генерирующие высокие доходы в свой бюджет. У такого вуза высокая финансовая самостоятельность и многообразная база финансирования.
- Вам уже удалось создать такую базу и добиться финансовой самостоятельности?
- В идеале, конечно, еще нет, но в этом плане очень много сделано. Сегодня вуз является ведущим научно-исследовательским центром Беларуси, который самым активным образом внедряет свои научные разработки в производство, расширяет сферу образовательных услуг, занимается их экспортом, сотрудничает с международными институтами по совершенствованию образовательного процесса.
Мы не только развиваем тесную связь с промышленностью, но и сами исповедуем предпринимательскую идеологию, подталкивая своих студентов и профессоров к тому, чтобы создавать инновационные проекты и производства. И это исключительно важно, ведь в этом случае мы получаем выпускников университета, не только имеющих навыки получать знания, создавать проекты и разработки, но и обладающих бизнес-мышлением.
В нашем университете формируются особые отношения между профессором и студентом. Студенты заинтересованы идти к тому преподавателю, который успешен, готов привлечь спонсорские средства на исследования, найти хорошую экспертизу для разработок и попытаться быстро вывести их на рынок.
В 2011 году совместным решением ГКНТ и НАН Беларуси Белорусско-Российский университет аккредитован на статус научной организации. В университете функционируют 8 научных школ, которые работают по приоритетным направлениям развития страны. Только по хозяйственным договорам с предприятиями и организациями ежегодно выполняются более 130 научно-исследовательских, конструкторских работ и услуг.
В университете работают 3 наукоемких малотоннажных предприятия. Изделия электротехнического назначения одного из предприятий нашли применение на РУП "Могилевлифтмаш", РУП "Могилевский металлургический завод", Брестском машиностроительном заводе. Выпущено более 1 млн. изделий из новых материалов, университет впервые продал предприятиям 2 лицензии на производство наукоемкой продукции.
В университете функционирует научно-техническая лаборатория "Волоконно-оптическая диагностика", в состав которой входит единственное в республике производство современной эндоскопической продукции технического применения. С 2006 по 2010 год было заключено и реализовано более 50 международных контрактов на продажу наукоемкой продукции.
Итоги научно-исследовательской работы вуза широко рекламируются, в том числе в СМИ. Например, за последние пять лет университет принял участие более чем в 90 международных выставках и ярмарках, а разработки наших ученых и студентов отмечены 17 медалями различного достоинства и 62 дипломами.
Главным результатом вышеуказанной деятельности является то, что внебюджетные средства, которые зарабатывает вуз, составляют сегодня около 50% общего бюджета учебного заведения. Более 60% расходуются на развитие материально-технической базы, а остальное - на премирование преподавательского состава.
- Сегодня, чтобы оставаться лидером на рынке образовательных услуг, нужно создать устойчивое предложение потребительской ценности, выделяющее его среди конкурентов. На чем основывается ваша конкурентоспособность, и в чем вы видите перспективы развития высшего образования страны?
- Наша конкурентоспособность опирается на активное внедрение инновационных технологий в образовательный процесс и постоянную работу над его совершенствованием - интеграцией в международное образовательное пространство. Этим мы живем, и в этом мы видим перспективы развития высшего образования в стране. Самое заметное из того, что достигнуто вузом, - это возможность получения высшего образования в университете по белорусским, российским и французским образовательным программам.
По белорусским образовательным стандартам подготовка специалистов осуществляется по 18 специальностям, по российским - по 7 специальностям. С 2011 года по российским образовательным программам мы перешли на двухуровневую подготовку специалистов. В 2010 году в университете открыт филиал Франко-Белорусского института управления. Это дало возможность студентам университета параллельно обучаться во французском университете Овернь-Клермон-1 с получением дипломов европейского образца по специальности "Менеджмент малых и средних предприятий".
В учебный процесс вуза внедрены модульно-рейтинговая система текущей оценки студентов на всех специальностях и интернет-тестирование, которое проводится независимым российским органом для студентов по 6 специальностям. Вуз также применяет систему дистанционного образования по ряду специальностей и другие ноу-хау. С 2009 года под эгидой ЕС в университете ведется 2 проекта по программе TEMPUS: совершенствованию практикоориентированного обучения студентов и экологического управления предприятием.
Университет в 2009 году первым в республике сертифицировал свою систему менеджмента качества в ассоциации по сертификации "Русский регистр" и международной сети IQNet. Сертификат соответствия ISO 9001 является внешним независимым подтверждением эффективности организации образовательного, воспитательного, научного и инновационного процессов в вузе.
- Профессорско-преподавательский состав в вузах является ключевым элементом высшей школы. От квалификации преподавателей, их педагогической компетентности, человеческих и моральных качеств, общей культуры зависит качество подготовки специалистов. Высшая школа Беларуси сегодня столкнулась с проблемой дефицита высококвалифицированных педагогов. На ваш взгляд, каким образом можно разрешить этот вопрос в ближайшем будущем?
- Прежде всего, необходимо поднять социальный статус преподавателей и ученых, престиж системы образования. На мой взгляд, благосостояние любого государства зиждется на двух столпах: природных ресурсах и образовании и науке. И коль сейчас мировое сообщество идет по пути инновационного развития, то главной опорой здесь является как раз второе: образование и наука. Потому что наукоемкое производство обладает намного большей добавленной стоимостью.
Когда известный американский экономист Пол Кеннеди давал рецепты, как выжить американскому обществу в ХХI веке и избежать кризиса, то в своей таблице добавленной стоимости он на первую позицию поставил аэрокосмическую технику, которая имеет добавленную стоимость 25000%. На второй позиции оказался военно-промышленный комплекс, потенциал которого был им оценен в 2500%, а на третьем месте - программное обеспечение с добавленной стоимостью в 1700%. А если взять продукцию машиностроения, то ее добавленная стоимость по оценке американского специалиста равняется всего 6-7%. Из этого нужно делать выводы: только высокотехнологичное и наукоемкое производство может гарантировать успех развития страны на мировом рынке.
Чтобы решить проблемный вопрос подготовки кадров высшей квалификации, в нашем университете создана система их непрерывной подготовки: магистратура-аспирантура-докторантура. Работают 2 специализированных совета: один по защите докторских диссертаций, второй - кандидатских. Наши преподаватели и студенты постоянно проходят стажировку за рубежом: в России, Германии, Китае, Турции, Индии и других странах.
Что касается стимулирования преподавателей, ведь одного умения выполнять профессиональные обязанности недостаточно для достижения целей организации (каким бы квалифицированным ни был сотрудник, его производительность зависит от желания работать или мотивации к труду), мы разработали гибкую систему вознаграждения своих сотрудников. Например, сегодня средняя заработная плата преподавателей вуза значительно выше, чем в Могилевской области в среднем, и очень близка к средней зарплате Минской области, которая является самой высокой в стране. Позволить себе начислять такую зарплату нам дает возможность внебюджетная деятельность, или, возвращаясь к началу нашего разговора, коммерциализация вуза.
- Одним из важнейших факторов получения качественного образования является создание соответствующих условий для учебного процесса. Как бы ни был высок уровень профессорско-преподавательского состава вуза, без современной материально-технической базы далеко не уедешь. В условиях экономического кризиса в стране бюджетное финансирование высшей школы ограничено, в чем вы видите выход из ситуации? - На первое место я бы поставил использование внебюджетных средств: как я уже говорил, более 60% таких поступлений мы тратим на эти цели. Во-вторых - это привлечение инвестиций и спонсорской помощи. В основном благодаря этим составляющим мы на протяжении последних нескольких лет активно занимаемся приведением материально-технической базы в соответствие современным требованиям образовательного процесса.
Только за последние два года в университете произведен комплексный ремонт более 40% учебных аудиторий, которые оснащены мультимедийным оборудованием, завершить этот процесс планируется в 2013 году.
Университет включен в государственную программу развития атомной энергетики, и благодаря этому кафедра МПК сегодня оснащена суперсовременным оборудованием. Стимулом к обновлению и модернизации также является проводимый среди кафедр ежегодный конкурс. Причем много стендов для наглядного обучения делается собственными силами.
Еще одна немаловажная перспектива для развития материально-технической базы - это тесная кооперация вузов с ведущими производителями. В самом ближайшем будущем университет планирует открыть филиалы своих кафедр на ведущих предприятиях региона. Пилотным проектом станет открытие филиала кафедры "Оборудование и технология сварочного производства" на Могилевском вагоностроительном заводе. Принципиальная договоренность с руководством предприятия достигнута, и специалисты вуза уже приступили к подготовке соответствующей документации и программ.
Планируется, что студенты несколько дней в неделю будут обучаться на базе предприятия. Здесь для них будут читать лекции и проводить практические занятия непосредственно не только преподаватели вуза, но и ведущие специалисты завода по дисциплине "Производство сварочных конструкций". У предприятия и вуза взаимовыгодный интерес. Для БРУ - это повышение качества образования студентов, которые будут в том числе получать знания от ведущих специалистов-производственников и проходить практику на самом современном сварочном оборудовании. А для предприятия - возможность получить на работу лучших молодых специалистов.
На заводе уже трудятся несколько выпускников БРУ. Их взяли с целью создания собственного конструкторского бюро по вагоностроению. Руководство предприятия видит перспективу в том, чтобы не покупать дорогостоящие лицензии на производство железнодорожного подвижного состава и комплектующих к нему, а самостоятельно заниматься разработкой всей необходимой документации.
Открытие филиала на конкретном производстве - это серьезный шаг для университета в плане подготовки специалистов нового уровня или более практикоориентированных. Этого требует и время, и государство. И БРУ на этом не остановится. В частности, только за последнее время для осуществления практикоориентированной подготовки студентов на базе БРУ создано 10 учебно-научно-производственных объединений с ведущими предприятиями и организациями Могилевской области.
Благодаря поддержке правительства страны и руководства области университет реализует инвестпроект по строительству нового учебного корпуса. Вузу не хватает учебных площадей, из-за этого мы не можем увеличить подготовку специалистов по востребованным в народном хозяйстве страны специальностям. К тому же ввод в строй в 2012 году этого объекта позволит существенно расширить объемы платных образовательных услуг, значительно увеличить их экспорт.
- Важным показателем уровня образовательного процесса в любом вузе является его рейтинг на мировом рынке. Какие шаги сегодня предпринимает Белорусско-Российский университет в плане интеграции в единое образовательное пространство, котируется ли сегодня диплом выпускника вуза за рубежом?
Белорусско-Российский университет - это как раз яркий пример единого образовательного пространства. Мы внедряем современные образовательные технологии сразу двух стран, Беларуси и России, заимствуя все самое лучшее. В университете активно развивается международная деятельность. В настоящее время заключено 62 договора о сотрудничестве с учебными заведениями, организациями и учеными стран дальнего и ближнего зарубежья.
В вузе сегодня обучаются более 170 студентов, магистрантов и аспирантов из 13 стран ближнего и дальнего зарубежья. В 2011 году Белорусско-Российский университет включен в число 10 университетов Беларуси, дипломы которых получили признание в Иране.
Новым направлением в международной деятельности университета становится академическая мобильность преподавателей и студентов. Они проходят практики, стажировки, повышают квалификацию, обучаются в магистратурах университетов ближнего и дальнего зарубежья. Университет выступил соучредителем Международной ассоциации вузов приграничных областей Беларуси и России, Международной ассоциации славянских вузов. С 2009 года университет участвует в издании журнала "Вестник славянских вузов".
Если говорить о внешнем рейтинге университета, то следует отметить, что в испанском рейтинге Ranking Web of World Universities участвуют 12 тыс. учебных заведений. В этом рейтинге среди белорусских технических вузов наш университет на первом месте. А в 2008 году в Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки РФ проходили аттестацию на статус университета 336 российских вузов, и Белорусско-Российский университет оказался в первой тридцатке.
Диплом БРУ - это сегодня не просто документ о высшем образовании, а надежная рекомендация его обладателю. В реальный сектор экономики Беларуси в соответствии с полученной специальностью вливаются 96-98% наших выпускников. Это один из самых высоких показателей в стране.
- Можно ли рассчитывать на то, что в ближайшем будущем БРУ не только станет ведущим центром образования и науки Беларуси, но и войдет в сотню лучших вузов мира?
- На мой взгляд, коллектив всегда объединяют какие-либо амбициозные задачи - у нас они есть, и коллектив их одобрил. Наше будущее и наш путь - в международном признании наших специалистов. Первые шаги в этом направлении уже сделаны.
Справка БЕЛТА: В этом году вуз отмечает свой 50-летний юбилей. БРУ - один из ведущих технических вузов не только Беларуси, но и стран СНГ. Здесь на 8 факультетах и 29 кафедрах ведется подготовка специалистов по белорусским, российским и французским образовательным программам. Студенческий состав университета насчитывает более 7,5 тыс. человек, общая численность обучающихся во всех структурных подразделениях вуза достигает около 12 тыс. человек.
Сергей КУЛЯГИН