ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Четверг, 18 июля 2024
Минск Переменная облачность +21°C
Все новости
Все новости
Интервью
31 марта 2011, 17:17

Беларусь создаст спутниковую систему туристической навигации

ГИД ИЗ КОСМОСА

Белорусская туриндустрия станет доступна со спутника. В этом году в республике начнут разрабатывать систему туристической навигации, которая позволит получить информацию о ближайших туристических объектах с помощью стандартного GPS-навигатора. Геоинформационная система будет включать множество слоев, основу которых составят более 5 тыс. туристических объектов. Также в Беларуси планируют объединить наиболее посещаемые места туристско-информационными терминалами и сделать доступными для онлайн-бронирования большинство белорусских отелей, баз отдыха и даже сельских усадеб. Об этих планах и о том, как будут создавать туристический бренд Беларуси, появятся ли "уголки Беларуси" за рубежом и что пишут о Синеокой иностранные путеводители, рассказал корреспонденту БЕЛТА начальник отдела маркетинга и издательской деятельности Национального агентства по туризму Валерий Болдырев.

- К 2015 году экспорт туристических услуг в Беларуси, согласно планам, должен достигнуть $510 млн. Возможно ли это, учитывая, что пока республика остается для большинства иностранцев terra incognita?

- То, что Беларусь - terra incognita, уже само по себе привлекает внимание туристов. Так, в Европе все более популярным становится направление исследовательского, или познавательного, туризма, а до Беларуси лететь не более пары часов из любой европейской столицы.

Сегодня въездной туризм в Беларуси - единственная сфера национальной экономики, которая не встречает на своем пути никаких преград со стороны каких-либо международных сообществ. Объем экспорта туристических услуг из Беларуси в любую страну никем не ограничивается, так как ни одно государство не ставит для своих граждан квоты на туристические поездки в ту или иную страну.

- А с какими проблемами приходится сталкиваться при популяризации белорусской туриндустрии?

- У нас пока нет четкой стратегии продвижения Беларуси. При этом мы не видим должного эффекта от продвижения белорусской туриндустрии на отдельных направлениях. Небольшие финансовые вливания в большое число мероприятий создают эффект незавершенности, например, разовое участие в выставке не гарантирует, что оно принесет большую пользу для въездного туризма.

Существуют определенные сложности и с финансированием мероприятий, в частности это касается процедур, связанных с согласованием бюджетов и выделением финансовых средств на оплату авансовых платежей. Невысокая заинтересованность участников белорусского туррынка и отсутствие должного интереса с их стороны к участию в других проектах (презентации, рекламные каталоги и др.) также не способствует популяризации национального туризма.

Что касается факторов, препятствующих развитию въездного туризма, то здесь можно выделить высокие цены на услуги гостиниц и авиаперевозчиков, а также визовый режим. Именно они сегодня являются ахиллесовой пятой белорусского туризма. Приход новых игроков (авиакомпаний, международных отельных сетей) на белорусский рынок может изменить ситуацию к лучшему, создав здоровую конкуренцию.

Вопрос виз достаточно сложный и неоднозначный. Министерство спорта и туризма неоднократно вносило предложения по упрощению визовых процедур самого разного плана: от снижения стоимости консульских сборов и экспериментальной отмены виз в одностороннем порядке со странами ЕС до внедрения электронных виз и выдачи их прямо на границе. Упрощение визовых процедур - это, конечно, шаг навстречу туристам, которые зачастую принимают решения о поездках не в пользу визовых стран. При этом, по нашим расчетам, отказ от консульских сборов с лихвой компенсируется доходами, полученными от иностранных туристов.

При продвижении национального туристического продукта нужно исходить из того, как мы хотим преподнести Беларусь. То есть либо мы делаем ставку на небольшое количество туристов и высокую стоимость туров, либо - большое число туристов и относительно невысокую стоимость тура. В общем нам предстоит выбрать нишу и определить, каких именно туристов и из каких стран мы хотим привлечь.

- Государственной программой по развитию туризма на 2011-2015 годы на маркетинг туристических услуг выделено $500 тыс. На какие проекты они будут направлены?

- Сумма в $500 тыс. сравнительно невелика, если сравнивать с другими странами. Так, Литва в 2011 году на продвижение своего турпродукта в одной лишь России направила около 286 тыс. евро, что составляет 1/8 всех средств, выделенных на развитие въездного туризма этой страны.

Туристические бюджеты растут во всем мире. Это происходит, несмотря на уменьшение туристических потоков: по данным Всемирной туристской организации (ВТО), единственным регионом, где в период кризиса на 5-6% увеличилось число прибытий, стала Африка.

Еще одна тенденция последних лет - увеличение расходов на интернет-проекты. Суммы, выделенные в 2009 году в разных странах на продвижение национального турпродукта в Интернете, колеблются от $50 тыс. до $7 млн.

Интернету в ближайшие годы будет уделяться все больше внимания. В частности, не стоит недооценивать такой инструмент продвижения, как социальные сети. Они с успехом используются многими туристическими организациями. Кроме того, среди конкретных мероприятий можно отметить развитие национального туристического портала, создание новых онлайн-сервисов, таких как бронирование трансферов, продвижение национальной системы бронирования средств размещения.

Часть средств будет направлена на популяризацию внутреннего туризма. Если верить данным ВТО и Европейской туристической комиссии, объемы внутреннего туризма во всем мире в 4 раза превышают показатели международного туризма. Поэтому это направление должно получить широкое развитие в Беларуси.

В целом структура бюджетных ассигнований на 2011 год по подпрограмме маркетинг туристических услуг выглядит следующим образом: 60% - выставочные, презентационные мероприятия и презентационные материалы; 23% - создание программного обеспечения для информационной инфраструктуры и продвижение в сети Интернет; около 5% - маркетинговые исследования; около 3% - промо-туры; другие мероприятия - 9%. То есть основная роль будет уделяться традиционным методам продвижения, включая участие в выставках, проведение презентаций и издание печатных материалов.

- Что на сегодняшний момент представляет собой Единая туристско-информационная сеть (ЕТИС)? Как она функционирует?

- ЕТИС - глобальный и долгосрочный проект, в рамках которого реализуются более мелкие проекты. Из последних достижений - создание национальной системы онлайн-бронирования средств размещения. В своем нынешнем виде система позволяет производить как оплату при заезде в гостиницу, так и предоплату всего проживания. При этом национальная система онлайн-бронирования будет интегрирована с международными консолидаторами, что позволит открыть доступ к белорусским гостиницам тысячам туроператоров по всей планете.

Кроме того, ЕТИС включает в себя и несколько других проектов по продвижению туристических продуктов, например, медицинского и оздоровительного туризма. Так, Национальное агентство по туризму совместно с Комитетом по здравоохранению Мингорисполкома и Республиканским центром по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения запустили проект, который призван объединить медицинские, санаторные и туристические услуги. Схема действий такова: туркомпании привлекают клиента и организовывают его прием, клиника проводит диагностику и лечение, а санаторий осуществляют его реабилитацию. Это направление крайне перспективно для Беларуси, поскольку медицинский туризм не носит сезонного характера. Если, скажем, говорить о трансплантологии, то люди могут дожидаться своей очереди на пересадку органов месяцами и даже годами. А в осенний и весенний периоды наши санатории загружены далеко не полностью, и здесь медицинский туризм мог бы обеспечить им круглогодичную загрузку.

Кстати, в 2010 году только минские клиники предоставили платные медицинские услуги 25 тыс. иностранцев, в основном пациентам из России и других стран СНГ. Доход от медицинского туризма превысил $1,7 млн. Планируется, что к 2015 году экспорт медицинских услуг достигнет $8,5 млн. Неудивительно, что в следующем году мы планируем представить медицинский туризм на московской выставке как отдельное направление.

- Впервые среди мероприятий госпрограммы, которые получат финансирование, значатся маркетинговые исследования. Каким образом их планируется проводить?

- В первую очередь будут разработана методология исследований, поставлены цели и задачи, выдвинуты гипотезы, проанализирована нынешняя ситуация в туризме. После проведения количественных исследований, придет черед качественным исследованиям туристов. Методологию, количественные исследования, анализ данных будут проводить компании, имеющие практический опыт работы в этой области. Кроме того, в полевых исследованиях планируется задействовать вузы, так как необходимо достаточно большое количество интервьюеров. Возможно, к участию в проекте будут приглашены иностранные компании, занимающиеся исследованиями в туризме. Предложения от некоторых из них уже поступили в национальное агентство.

- В каких международных выставках в этом году будет представлена белорусская туриндустрия? Участие в каких из них может принести наибольшую пользу для популяризации туризма в Беларуси?

- Ежегодно национальный стенд представлен на 6-9 выставках как в странах-соседках (Россия, Польша, Литва, Латвия, Эстония), так и в дальнем зарубежье (Германия, Израиль, Великобритания, Италия, Китай). Сегодня мы представлены на основных интересующих нас рынках, где-то экспериментируем с новыми направлениями. Если быть объективным, то только 10% из более чем 1 тыс. белорусских турфирм занимаются приемом иностранных туристов и заинтересованы в их привлечении. Поэтому если бы мы заявили, что будем участвовать не в 7-8 выставках ежегодно, а в 15-20, то мы бы просто не нашли единомышленников.

Большую пользу приносит участие в российских выставках. В этом году национальный стенд был организован на выставке "Интурмаркет". Очень важно, что белорусские туркомпании смогли организовать участие консолидированного стенда на другой московской выставке MITT. Тем самым Беларусь была представлена сразу на двух российских выставках.

Кроме того, в феврале этого года мы участвовали в туристической выставке в Израиле, где провели презентацию туристических возможностей нашей страны. По моему мнению, поездка была крайне успешной.

- Но бытует мнение, что на приток иностранных туристов участие белорусской делегации в таких мероприятиях как-то особенно не влияет…

- Мнение бытует у обывателей, которые в выставках никогда не участвовали. Совершенно другого мнения придерживаются компании, которые уже 2 года ездят на ITB в Берлин - одну из крупнейших международных турвыставок.

Вообще, выставки и аналогичные мероприятия (презентации, семинары, круглые столы) хотя и являются достаточно затратными, но рассчитаны на бизнес-круги и представляют собой наиболее действенные площадки для установления деловых контактов. Более того, все профессионалы знают, что участие в выставках - это долгоиграющие инвестиции, которые зачастую приносят дивиденды по истечении какого-то времени после проведения мероприятия.

На крупных международных форумах следует присутствовать, поскольку само участие в них говорит об ответственном отношении к туризму. Посещая выставку, участники обмениваются опытом, получают информацию о применении новых технологий в туризме и формировании туристических трендов.

- В октябре прошлого года была принята новая редакция закона "О туризме", которой, в частности, предусмотрено активное развитие сети туристско-информационных центров как в республике, так и за ее пределами. Однако в госпрограмме на эти цели не предусмотрено финансирования. То есть от идеи создания туристско-информационных центров неожиданно отказались?

- Не совсем отказались, но оптимизировали затраты и решили продолжить практику сотрудничества с заинтересованными компаниями за рубежом. Открытие представительств за границей и выделение финансирования (зарплата, аренда, маркетинг) - это всегда достаточно затратный и рискованный проект, требующий экономических расчетов и уверенности в том, что затея себя оправдает. Пока такой уверенности нет. Кроме того, мировые тенденции говорят о сокращении количества представительств национальных туристических организаций за рубежом: на смену им приходит Интернет. А вот введение в дипломатическом представительстве советника по туризму могло бы принести ощутимую пользу. Такой эксперимент можно было бы провести в недалеком будущем, например, с Россией.

- Госпрограммой предусмотрено, что в 2012 году будет создан общий бренд Беларуси. На ваш взгляд, что может стать его основой?

- Большое, как правило, состоит из малых частей. Так и национальный туристический бренд будет, как мозаика, состоять из небольших региональных или локальных брендов. Это будет совокупность того, что уже сейчас формирует туристический имидж Беларуси в сознании туристов: гостеприимство, девственная природа, архитектурные памятники, наследие ВКЛ и др. Просто будет сделан больший упор на то, что в перспективе будет приносить прибыль.

Созданию локальных брендов будет способствовать реализация других программ, включая Государственную программу социально-экономического развития и комплексного использования природных ресурсов Припятского Полесья на 2010-2015 годы и Государственную программу развития курортной зоны Нарочанского региона на 2011-2015 годы. Полесье, кстати, при правильном подходе может выступить путеводной звездой при создании общего бренда.

Вкладывая деньги в строительство гостиниц или создание курортов, необходимо уже сегодня считать прибыль и учитывать факторы риска, которые способны помешать возврату инвестиций. Не имея выхода к морю или гор, Беларусь будет привлекать туристов своей аутентичностью, основанной на традициях, богатой истории, уникальной природе. Поэтому, скорее всего, белорусский бренд будет иметь больше природно-культурную окраску, нежели развлекательно-увеселительную.

В принципе, нужно будет проводить постоянный мониторинг и оценку развития тех или иных направлений и с учетом изменений корректировать бренд. Кстати, уже несколько лет подряд во время мероприятий, проводимых при участии Национального агентство по туризму или Министерства спорта и туризма, мы используем разработанные нами логотип и слоган "Гостеприимство без границ", которые также вносят вклад в формирование национального туристического бренда.

- Какие виды туризма, на ваш взгляд, в Беларуси развиты недостаточно? Как вы, в частности, относитесь к идее развивать в стране караванинг?

- Беларусь могла бы преуспеть в культурно-познавательном, активном и экологическом видах туризма. При этом для развития всех трех направлений у нас есть соответствующий потенциал и ресурсы.

Что касается караванинга (автомобильного путешествия с проживанием в прицепах, автодомах, палатках), то стоимость покупки и содержания дома на колесах в Беларуси достаточно высока. Гораздо дешевле несколько раз съездить на отдых за границу. Со вступлением Беларуси в единое таможенное пространство караванинг, несомненно, может стать популярным направлением, но не среди резидентов, а среди россиян, приезжающих на отдых в Беларусь.

- В Беларуси возвращаются к идее обустройства наиболее посещаемых мест туристско-информационными терминалами. Казалось бы, этот проект пару лет тому назад был похоронен по причине отсутствия финансирования и, собственно, четкой концепции. Однако сейчас на него выделены бюджетные средства. Когда и каким образом планируется претворить в жизнь эту идею?

- В основу нынешней концепции будет положен национальный туристический портал, в который уже вложено достаточно сил и средств и который сегодня располагает огромным объемом информации. Скорее всего, он будет адаптирован для использования в туристско-информационных терминалах. Хотя с развитием мобильного интернета, этому проекту я бы не прочил долгую жизнь.

- Как развивается проект по созданию интерактивной карты Беларуси, на которую планировалось нанести 5 тыс. туробъектов?

- Проект по созданию интерактивной карты Беларуси с нанесенными на нее историко-культурными ценностями завершен. В настоящее время карты доступны на национальном туристическом портале. Этот проект ляжет в основу другого проекта по созданию системы туристической онлайн-навигации в Беларуси, который также будет запущен в этом году. С его помощью турист сможет вывести на GPS-навигатор информацию о близлежащих туристических объектах.

- Какие изменения ожидают конкурс "Познай Беларусь" в этом году?

- Конкурс за последние годы стал одним из важнейших ежегодных мероприятий в белорусской туриндустрии. За восемь лет проведения мероприятия мы опробовали различные подходы к его организации и проведению. В этом году изменения будут небольшими: разве что обновится перечень номинаций, появятся новые участники, поменяется место проведения мероприятия.

- В прошлом году путеводители по Беларуси изданы в нескольких европейских странах. Можно ли сказать, что республика уверенно закрепилась на туристической карте мира?

- О том, что интерес к стране растет, можно судить по количеству путеводителей на иностранных языках, изданных за пределами Беларуси. Так, британское издательство BRADT при участии Национального агентства по туризму выпустило уже второй путеводитель по Беларуси на английском языке. Беларусь в путеводителе представлена как страна-загадка, вобравшая в себя множество неизведанных богатств: первозданные леса, реки и озера, многообразную флору и фауну, богатые культуру и традиции. В книге можно прочитать о многочисленных музеях, парках, церквях и даже анекдоты от представителя белорусской глубинки.

Несколько месяцев тому назад увидел свет первый французский путеводитель по Беларуси. Он был подготовлен издательством Petit Fute совместно с Национальным агентством по туризму. Французские авторы видят нашу страну как интересное, но неизученное и неисхоженное туристами направление, что делает ее еще более привлекательной. Им понравилась щедрая белорусская природа, дружелюбный и гостеприимный народ, богатая и разнообразная культура. Так что спрос на туристическую информацию о Беларуси за границей растет, и это, пожалуй, главное.

Андрей Асфура

Топ-новости
Свежие новости Беларуси