Президенты Беларуси, России и Казахстана соберутся 29 мая в Астане, где, как ожидается, будет подписан Договор о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Во время подготовки проекта этого документа было сломано немало копий, и главам государств представят на подписание компромиссный вариант. О практическом наполнении договора, интересах белорусской стороны, преимуществах и достижениях евразийской интеграции в интервью корреспонденту БЕЛТА рассказал член Совета Евразийской экономической комиссии от Республики Беларусь Сергей Румас.
- Что в итоге будет зафиксировано в институциональной части договора, и какое практическое наполнение получит наиболее дискуссионная функциональная часть?
- Беларусь, Казахстан и Россия подошли к достаточно серьезному этапу объединения - созданию Евразийского экономического союза. Как известно, президенты трех стран поручили на базе имеющихся договоров Таможенного союза (ТС) и Единого экономического пространства (ЕЭП) создать Евразийский экономический союз с 1 января 2015 года, при этом к 1 мая 2014 года совместно с Евразийской экономической комиссией завершить подготовку проекта Договора о Евразийском экономическом союзе. В этих целях проводилась работа по кодификации международных договоров, составляющих нормативно-правовую базу ЕврАзЭС, ТС и ЕЭП.
Структурно проект договора состоит из двух частей: институциональной, в которой определяются базисные вопросы создаваемой международной организации, и функциональной, в которой закрепляется отраслевое регулирование экономических правоотношений.
Проект договора охватывает такие отрасли экономики, как энергетика, транспорт, промышленность, агропромышленный комплекс, а также такие сферы как таможенное и техническое регулирование, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, защита прав потребителей, макроэкономическая политика, валютная политика, торговля услугами и инвестициями, регулирование финансовых рынков, налоги и налогообложение, конкурентная политика, естественные монополии, закупки для государственных и муниципальных нужд.
Для Беларуси принципиальным является создание ЕАЭС на базе построения полномасштабного ТС без изъятий и ограничений. В процессе работы над проектом договора Беларусь исходила и исходит из того, что этот документ не должен быть шагом назад и отходом от ранее достигнутых договоренностей сторон по основным направлениям интеграции. Несомненными принципами, которые являются основой формирования стратегии белорусской стороны, являются равноправие сторон, уважение суверенитета и Конституции Республики Беларусь, экономическая обоснованность принимаемых решений, реализация ранее достигнутых договоренностей, соблюдение многовекторности политики.
- В чем принципиальные различия Евразийского экономического союза и Единого экономического пространства, что фактически изменится с 1 января 2015 года?
- Существенных и фундаментальных отличий экономического характера между ТС/ЕЭП и союзом нет, так как функциональная часть Договора о ЕАЭС базируется на кодификации существующих договоров ТС/ЕЭП и частично ЕврАзЭС. Всего кодифицируется 68 соглашений.
Основные новации отражены в институциональной части Договора о ЕАЭС, предусматривающей правовой статус союза как международной организации, его цели, систему органов (включая учреждение суда союза), их компетенцию, полномочия и сферы деятельности.
В целом в рамках нового этапа интеграции - создания союза - стороны стремились обеспечить максимально возможную свободу движения товаров, услуг, капитала, трудовых ресурсов. Белорусская экономика получит дополнительные преимущества от облегчения доступа к услугам естественных монополий, к осуществлению госзакупок, единых правил конкуренции, углубления кооперации в промышленной, транспортной, энергетической, аграрной и других сферах. Все это позволит обеспечить рост ВВП, а в конечном счете повысить уровень жизни наших граждан.
- Белорусская сторона не раз подчеркивала необходимость устранения всех изъятий и ограничений при создании союза, но очевидно, что партнеры по "тройке" оказались к этому не готовы. Что и на какой срок остается за скобками, насколько эти позиции чувствительны для экономики Беларуси?
- Беларусь последовательно и принципиально отстаивает свои интересы в интеграционном объединении. В частности, белорусская сторона считает необходимым обеспечить формирование Евразийского экономического союза на основе полномасштабного таможенного союза без ограничений в движении товаров. Это был бы один из первых конкретных рубежей нашей интеграции.
Ни для кого не секрет, что одним из наиболее значимых аргументов в пользу участия Беларуси в создании ЕАЭС являлся доступ к энергоресурсам на условиях, равных тем, которые существуют для субъектов хозяйствования наших партнеров. Мы хотели решить этот вопрос в рамках работы над проектом Договора о ЕАЭС, однако Россия и Казахстан заявили, что они не готовы в полной мере открыть свои рынки.
В этой связи в проекте договора создание общих (единых) рынков нефти, нефтепродуктов, газа и электроэнергии отнесено на период до 2025 года с предварительным принятием концепций и программ их формирования. Ожидаем, что на время этих переходных периодов отвечающие интересам белорусской стороны вопросы будут урегулированы на двусторонней основе.
- В процессе подготовки договора мнения сторон не всегда были едины, возникали различные настороженности. В частности, казахстанская сторона высказывалась против политизации интеграционного объединения. В каком духе выдержан документ, и будет ли он предполагать возможность большего углубления интеграции в будущем, не только в экономической плоскости?
- Евразийский экономический союз как международная организация региональной экономической интеграции - исключительно экономический проект, направленный на создание условий для устойчивого развития и повышение конкурентоспособности экономик его участников.
Любая интеграция является динамичным развивающимся процессом, который должен ориентироваться как на новые возможности самого интеграционного объединения, так и на изменение глобальной конъюнктуры. В этом смысле ЕАЭС не является некой застывшей моделью и, естественно, будет ориентирован на дальнейшее развитие и углубление экономических интеграционных процессов. Большой блок вопросов в части движения товаров, услуг и капиталов в ЕАЭС находится в формате переходных периодов. Будут формироваться общие рынки энергоносителей, транспортных услуг, лекарственных средств и медицинских изделий. В перспективе нас ждет большая работа в финансовой сфере.
Что касается политических аспектов нашего взаимодействия, то механизмы его реализации существуют в рамках других многосторонних и двусторонних площадок.
- Сможет ли наша страна эффективно влиять на процесс принятия решений в органах союза?
- Механизм принятия решений органами союза позволяет обеспечить продвижение интересов Республики Беларусь: решения Высшего совета, Межправительственного совета и Совета комиссии принимаются консенсусом, решения Коллегии комиссии принимаются квалифицированным большинством, а по чувствительным вопросам, перечень которых определяется Высшим советом, - консенсусом.
Проект договора предусматривает также процедуру отмены и пересмотра решений, принятых комиссией, путем их вынесения на более высокий уровень, что также служит определенного рода гарантией учета позиций государств - членов союза на стадии разработки и принятия решений.
- Как планируется выстраивать взаимодействие с другими участниками евразийской интеграции, в первую очередь с Арменией и Кыргызстаном? Какой путь они должны пройти, чтобы "тройка" стала "четверкой" или "пятеркой"?
- Евразийский экономический союз открыт для присоединения других государств, разделяющих его цели и принципы и готовых к их реализации.
Например, в настоящее время проводится работа по вопросу присоединения Кыргызстана и Армении к евразийскому интеграционному проекту. В этих целях разработан план мероприятий (дорожная карта) по присоединению Кыргызстана к ТС. В декабре 2013 года утверждена дорожная карта по присоединению Республики Армения к ТС/ЕЭП.
В этих дорожных картах определен комплекс мероприятий, которые необходимо провести Кыргызстану и Армении во взаимодействии с Евразийской экономической комиссией, Беларусью, Казахстаном и Россией.
Основная часть мероприятий дорожной карты предусматривает гармонизацию национального законодательства Кыргызстана и Армении с договорно-правовой базой ТС/ЕЭП, а также юридико-техническую работу, направленную на подготовку вхождения этих стран в правовое поле интеграционного объединения.
Владимир МАТВЕЕВ,
БЕЛТА.