ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Воскресенье, 24 ноября 2024
Минск-Уручье Переменная облачность -1°C
Все новости
Все новости
Интервью
22 февраля 2011, 14:10

Беларусь продолжит гармонизацию налоговой системы с европейской

НАГРУЗКА СНИЖАЕТСЯ

В Беларуси в прошлом пятилетии немало сделано для качественного улучшения характеристик налоговой системы. В частности, отменено 26 налогов и платежей, реализовано 57 системных мер по упрощению налоговой системы, существенно снижена налоговая нагрузка на экономику. О планах по дальнейшему совершенствованию этой отрасли экономики, о том, как сделать налоговую систему еще более простой и понятной, а также об особенностях налогообложения отдельных категорий плательщиков корреспонденту БЕЛТА рассказал министр по налогам и сборам Беларуси Владимир Полуян.

- Владимир Николаевич, в последние годы было много мер предпринято для реформирования налоговой системы Беларуси. Можно ли уже говорить, что реформа налогообложения в стране завершена? Как Вы считаете, она прошла успешно? Какие изменения в налоговой системе, произошедшие в прошлом году, Вы считаете ключевыми?

- Да, в 2010 году практически завершена проводимая в течение нескольких лет реформа налогообложения, в результате которой налоговая система Республики Беларусь по составу основных налогов и порядку их уплаты максимально приблизилась к системам развитых европейских стран.

Существенно сокращена периодичность подачи деклараций и уплаты основных платежей. Начиная с 2011 года, декларации по налогу на прибыль будут подаваться в налоговые органы один раз в год с уплатой налога ежеквартальными текущими платежами. Окончательный расчет плательщики произведут только в марте 2012 года.

Право выбора периодичности уплаты налога на добавленную стоимость и представления соответствующей декларации ежемесячно либо поквартально предоставлено всем плательщикам независимо от размера полученной выручки. Также с текущего года отменены обязательные периодические платежи по НДС и акцизам.

Значительно упростилась процедура исполнения организациями налогового обязательства по налогу на недвижимость и земельному налогу. Сейчас эти налоги уплачиваются исключительно по месту постановки на учет в инспекции МНС организации независимо от места расположения объекта налогообложения.

- Означает ли это, что реформы в налоговой сфере закончились? В этой связи, какие первоочередные задачи стоят перед Министерством по налогам и сборам в 2011 году?

- В этом году министерству предстоит дальнейшая работа по гармонизации налоговой системы республики с системами европейских стран. В первоочередном порядке мы проработаем наиболее актуальные вопросы, в том числе перенос убытков на будущие периоды для целей исчисления налога на прибыль, сокращение малоэффективных льгот либо замену льготируемых расходов на возможность их отнесения к расходам, учитываемым при налогообложении. Также необходимо определить предельный размер выручки от реализации, при котором организация не будет являться плательщиком НДС.

Кроме того, необходимо реализовать положения Директивы №4 "О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь" в части совершенствования сферы применения упрощенной системы налогообложения с учетом увеличения до Br12 млрд. размера валовой выручки, позволяющего применять этот режим налогообложения.

- Немаловажную роль в обеспечении полного и своевременного исполнения налоговых обязательств играет внедрение в процесс налогового администрирования электронных технологий. Насколько популярен среди плательщиков этот метод подачи деклараций?

- В настоящее время к системе электронного декларирования подключены почти 60 тыс. плательщиков, 90% которых уже представляют налоговые декларации в электронном виде.

Для удобства плательщиков разработаны дополнительные электронные сервисы, и в прошлом году стали доступными такие услуги как подача заявлений о возврате и зачете сумм налогов, выдаче необходимых справок, а также получение от инспекций сообщений об излишне уплаченных суммах налогов, проведении их зачета и так далее. На интернет-портале министерства организованы специальные разделы для оперативного консультирования плательщиков и изучения их мнения о нововведениях в налоговой сфере, реализован доступ к открытой нормативно-справочной информации с использованием АРМ "Плательщик".

В текущем году продолжится поэтапная работа по созданию новых и совершенствованию действующих электронных сервисов, будет уделено особое внимание качеству предоставляемых услуг.

- Недавно появились заявления представителей общественных объединений предпринимателей о значительном увеличении в текущем году налоговой нагрузки на индивидуальных предпринимателей, уплачивающих единый налог. Какие изменения в налогообложении этой категории плательщиков произошли?

- Индивидуальные предприниматели - это достаточно многочисленная категория плательщиков, и здесь важно своевременно донести до каждого все изменения законодательства, что предотвратит в дальнейшем непреднамеренное совершение правонарушений с последующим применением мер ответственности.

В прошлом году за счет платежей индивидуальных предпринимателей сформировано 2,6% контролируемых нами доходов бюджета, от них поступило почти Br900 млрд., темп роста составил 101,1% к уровню 2009 года.

Почти половина индивидуальных предпринимателей (46,4%) являются плательщиками единого налога. Следует отметить, что для них в целях снижения налоговой нагрузки предусмотрено увеличение предела выручки от реализации, при превышении которого производится доплата налога, с 20- до 30-кратного размера единого налога. Одновременно уменьшилась и ставка доплаты - с 10% до 8%.

Эти нововведения направлены, с одной стороны, на стимулирование добровольного исполнения налоговых обязательств в полном объеме, а с другой - на обеспечение контроля за соблюдением законодательства теми предпринимателями, которые сознательно скрывают доходы от налогообложения.

Отмечу, что поступления от предпринимателей выросли за год всего на 1% и то за счет роста численности. В расчете на одного индивидуального предпринимателя платежи сократились более чем на 4%. А ведь серьезных экономических оснований для этого нет.

- Упрощенная система налогообложения в целом популярна среди предпринимателей?

- Да, сегодня упрощенную систему налогообложения применяет половина организаций малого предпринимательства (это 43 тыс., или 49,8% их общего количества) и более четверти индивидуальных предпринимателей (61 тыс., или 26,4%). За 2010 год количество субъектов хозяйствования, использующих этот режим, увеличилось почти на одну треть и составило более 104 тыс. Ими уплачено более Br722 млрд. налога при упрощенной системе, что на 34% выше уровня 2009 года.

Такая статистика доказывает, что упрощенная система налогообложения выгодна и для бизнеса, и для государства. С увеличением критерия ее применения почти в три раза (до Br12 млрд. размера валовой выручки) плательщики получат дополнительный импульс для своего развития и в конечном итоге бюджет рассчитывает на увеличение налоговых поступлений.

Вместе с тем на практике не единичны случаи, когда упрощенная система используется группой взаимозависимых лиц для минимизации налогов по наиболее прибыльным сделкам. Кроме того, при переходе на упрощенную систему налогообложения не уплачиваются имущественные и экологические платежи, которые для отдельных плательщиков являются основными. Поэтому при реализации положений Директивы №4 важно тщательно проработать этот вопрос и предложить механизмы, позволяющие оградить бюджет от излишних потерь.

- Физические лица, наверное, более дисциплинированные плательщики?

- От физических лиц (без учета подоходного налога, удержанного и перечисленного в бюджет налоговыми агентами) за прошлый год поступило Br614 млрд. налогов и сборов, или 1,8% всех контролируемых налоговой службой доходов.

Отмечу, что самая многочисленная категория плательщиков - 2,8 млн. - это физические лица, уплачивающие налог на недвижимость и платежи за землю. В прошлом году ими перечислено в бюджет около Br79 млрд.

Исчисление имущественных налогов граждан производится непосредственно налоговыми органами. Собираемость этих налогов напрямую зависит от качества работы на всех этапах налогового администрирования - от проведения учета объектов налогообложения до вручения налогового сообщения конкретному плательщику. К сожалению, есть и отдельные нарекания граждан на работу налоговых органов в этом направлении, и они в определенной части обоснованы. Имеются случаи неправильного исчисления налогов, непредоставления льгот, несвоевременного вручения извещений на уплату налогов.

Напомню, что в процессе либерализации экономики расширен перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами по заявительному принципу без регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, но с уплатой единого налога. К числу новых видов деятельности отнесены услуги по ведению домашнего хозяйства, фотосъемка, обслуживание торжественных мероприятий, ремонт одежды и другие. Это позволяет гражданам получать дополнительные доходы, не обременяя себя обязанностями по ведению учета, составлению и представлению налоговой отчетности и так далее.

Однако уровень привлечения таких лиц к налогообложению остается низким - за 2010 год только 3,2 тыс. физических лиц уплатили единый налог на сумму Br500 млн. Такие показатели явно не соответствуют истинным масштабам деятельности физических лиц. И причина здесь не столько в нежелании уплачивать налоги, сколько в незнании гражданами законодательства. Поэтому МНС в текущем году продолжит работу по своевременному информированию граждан об этих нормах законодательства.

- Порядок проведения контрольных мероприятий налоговыми органами в прошлом году существенно не изменился. Насколько же эффективны были проверки?

- Отмечу, что главное в нашей контрольной работе - не привлечение к ответственности за нарушение законодательства, а выявление различных схем ухода от налогообложения, легализация деятельности плательщиков и полнота уплаты ими налогов в бюджет.

В течение прошлого года налоговой службой проверено 37,6 тыс. действующих субъектов предпринимательской деятельности и 35 тыс. организаций и индивидуальных предпринимателей, подлежащих ликвидации, а также более 14 тыс. физических лиц. Результативность проверок субъектов предпринимательства в целом увеличилась с 88% в 2009 году до 95% в 2010 году. По результатам контрольных мероприятий в бюджет поступило Br155 млрд., или более 98% доначисленных сумм.

- Тема выплаты заработной платы в конвертах все еще актуальна?

- Судите сами: в прошлом году налоговыми органами было выявлено 450 субъектов хозяйствования, где заработная плата выплачивалась без отражения в бухгалтерской отчетности либо вовсе без заключения с работниками трудовых договоров. Таким плательщикам дополнительно к уплате предъявлено более Br1 млрд. подоходного налога.

У руководителей и работников этих организаций истребованы декларации о доходах и имуществе, и по фактам превышения расходов над доходами им предъявлен подоходный налог в сумме Br480 млн.

Я считаю, что налоговым инспекторам необходимо более энергично общаться с плательщиками, информировать руководителей и бухгалтеров организаций, индивидуальных предпринимателей о мерах ответственности за выплату нелегальной зарплаты и неудержание подоходного налога, выходить в трудовые коллективы с разъяснениями важности уплаты налогов не только для государства, но и для каждого человека. Помимо этого, следует обеспечить тесное взаимодействие с местными органами власти, прокуратурой, правоохранительными органами, средствами массовой информации.

Либерализация экономических процессов в обществе не означает вседозволенности и анархии. Все обязаны соблюдать законодательство, а что касается тех, кто сознательно уклоняется от уплаты налогов, то контроль за ними должен быть жесткий.

- В последнее время широкое развитие получили реализация товаров и оказание услуг через автоматы и автоматические электронные аппараты, оснащенные купюроприемниками. Ежегодно в мире объемы вендинг-бизнеса прирастают на 10%. Как налоговые инспекции ведут учет этой деятельности?

- Для целей создания в республике адекватного механизма учета выручки, полученной с использованием вендинг-машин, необходимо владеть полной информацией обо всех особенностях его ведения, тенденциях развития, а также доходах и затратах в этой сфере.

В связи с этим инспекциям МНС по областям и Минску поручено организовать изучение практики осуществления вендингового бизнеса и провести сбор всей необходимой информации. После этого и будут приниматься необходимые решения.

Людмила Сац

Топ-новости
Свежие новости Беларуси