Италия является важным экономическим партнером Беларуси и уверенно занимает пятую позицию среди стран, с которыми у Беларуси сложились прочные торгово-экономические связи. О том, каких итогов сотрудничества можно ожидать в 2014 году, выгодно ли для Беларуси председательство Италии в ЕС, расширится ли география полетов между странами и как будет выглядеть белорусский павильон на Всемирной выставке EXPO-2015 в Милане, в интервью корреспонденту БЕЛТА рассказал Чрезвычайный и Полномочный Посол Беларуси в Италии Евгений Шестаков.
- Председательство в Евросоюзе 1 июля перешло на полгода от Греции к Италии. Отразится ли это на экономическом сотрудничестве Беларуси и Италии, окажет ли положительное влияние на отношения Беларуси с ЕС, учитывая давние и тесные белорусско-итальянские связи?
- Безусловно, председательство Италии в Европейском союзе важно и значимо, в том числе для Беларуси. Ведь среди главных приоритетов итальянского председательства, по сути, решение насущных вопросов социально-экономического развития. Это и повышение конкурентоспособности экономики Евросоюза, и развитие промышленности, и стимулирование инвестиций, и создание рабочих мест. Такие же вполне конкретные и прагматичные темы находятся и в фокусе нашего внимания. Поэтому нам есть о чем говорить. Мы всегда заявляли и заявляем, что наши отношения с ЕС должны строиться в режиме взаимоуважения и диалога, который не исключает обоюдной критики. Беларуси и странам Евросоюза есть чему поучиться друг у друга и что позаимствовать, поэтому мы и настаиваем на уважении к себе и на понимании нашей позиции, которая направлена на то, чтобы постоянными, пусть и не очень большими шагами двигаться навстречу друг другу.
Я не хотел бы оценивать отношения Беларуси с Европейским союзом, потому что представляю наше государство именно в Италии. Правильнее было бы говорить о наших отношениях конкретно с этой страной. Италия, будучи одной из основательниц Евросоюза, традиционно выступает в русле его единых и согласованных подходов. Вместе с тем это достаточно мощное государство для того, чтобы иногда иметь обособленное мнение по тому или иному вопросу либо влиять на формирование общей позиции даже в рамках такой организации, как ЕС.
Наши отношения с Италией прежде всего характеризуются наличием изрядной доли прагматизма - мы четко вычленяем сферы, которые представляют взаимный интерес. В первую очередь это торгово-экономическое сотрудничество, благодаря которому отношения между Беларусью и Италией крепнут с каждым годом и становятся более выгодными. Так, в 2009 году сальдо торговли с Италией для Беларуси имело отрицательное значение в размере $522 млн, в 2010 году - минус $577 млн, в 2011-м - минус $415 млн. В 2012 году отрицательное для Беларуси сальдо сократилось до $280 млн, а в 2013-м - до $204 млн. Отрадно, что по итогам работы за январь-май 2014 года сальдо приобрело для Беларуси положительное значение и составило $129 млн, и это, скажем так, достаточно уникальная ситуация. Товарооборот всего лишь за пять месяцев достиг почти $1 млрд.
- Но ведь Италия относится к категории экспортно ориентированных стран. Так каким образом удалось добиться того, что чаша весов товарооборота перевешивает в сторону Беларуси?
- Да, Италия - экспортно ориентированное государство, но оно не богато сырьевыми ресурсами и промежуточными товарами, а это как раз ниша для нашей страны. Беларусь поставляет на итальянский рынок конечные продукты нефтехимии, большое количество металла, продукцию Белорусского металлургического завода. Радует, что в этом направлении мы уходим от продаж простых полуфабрикатов. От продукта с наименьшей добавленной стоимостью переходим к поставкам высокотехнологичной продукции БМЗ. Это бесшовные трубы, различные виды заготовок, корды и др. Политика наращивания доли технологичной продукции в общем объеме экспорта позволяет белорусским предприятиям, в том числе БМЗ, окупать свои капиталовложения и получать достаточно серьезную прибыль. Ведь чем больше технологий вложено в товар, тем выше его стоимость на мировом рынке, и мы это понимаем.
Хотя нашим металлургам сейчас непросто - нынешняя конъюнктура цен в Европе несопоставима с той, что была в 2008 году. Поясню: в то время тонна арматуры стоила $1,3 тыс., сейчас - чуть более $300. Благо, концепция развития металлургической отрасли Беларуси направлена на то, чтобы сосредоточить усилия на производстве высокотехнологичной продукции, которая предполагает экспорт товаров с высокой добавленной стоимостью. На БМЗ, например, в конце текущего года должны ввести в строй мелкосортно-проволочный стан. Для этого на предприятии строится километровый цех шириной 400 м. Общие затраты на реализацию проекта исчисляются сотнями миллионов долларов. Но эти вложения позволят Белорусскому металлургическому заводу уже в следующем году производить продукцию на качественно новом уровне и активно наращивать свой экспорт, в том числе в Италию. К тому же в последние несколько месяцев экономика Италии начала подавать признаки оживления.
- А как развивается инвестиционное сотрудничество между Беларусью и Италией?
- Итальянская сторона оценила объем своих инвестиций в Беларусь в 2013 году в $60 млн. По нашим подсчетам, этот показатель примерно такой же. Статистика может разниться, потому что иногда инвестиции доходят до нас через третьи страны. В принципе, около $60 млн итальянских инвестиций в экономику Беларуси - это не предел возможностей, но, по сути, не так уж и мало, особенно учитывая, что Италия, находясь в последние годы в условиях жесткого экономического кризиса, ставила перед собой цель не инвестировать, а, наоборот, привлекать инвестиции.
Неплохие тенденции наблюдаются и в этом году - за первый квартал наше посольство выполнило годовое задание правительства по привлечению инвестиций из Италии на 79%. Да и в целом все весьма оптимистично. Экспорт Беларуси на итальянский рынок за январь-май увеличился на 24%, импорт из Италии возрос на 7%, рост товарооборота за этот период составил примерно 16%. И если провести классический анализ "What if", если все будет хорошо и не случится никаких экономических катаклизмов, то товарооборот между странами по итогам 2014 года может подойти вплотную к $2,5 млрд. А это абсолютно рекордные цифры для наших отношений.
- Возможно, это в определенной степени связано с тем, что итальянское агентство экспортного кредитного страхования SACE подтвердило плафонд гарантий по сделкам с Беларусью?
- SACE страхует итальянские инвестиции за рубеж, кредиты итальянских банков, привлекаемые под реализацию контрактов на поставку оборудования и технологий. Мнение этой компании достаточно важно для финансирования и модернизации белорусской промышленности. Поясню, почему это имеет такое значение для Беларуси. В прошлом году из Италии на белорусский рынок импортировано товаров более чем на $1 млрд, из них 50-60% - это станки, современные технологии и оборудование, производственные линии. Понятно, что чем меньше импорта у государства, тем лучше, но это необходимый инновационный импорт, который прежде всего направлен на модернизацию промышленности. А это та задача, которую глава государства поставил перед правительством, промышленностью и всеми загранучреждениями.
Речь идет об импорте, который поставляется под реализацию определенных проектов с достаточно длительными сроками реализации, так как требуется время на изготовление необходимого оборудования под заказ, его поставку, монтаж, обучение персонала, выход на запланированные мощности. В связи с этим трехкратное повышение плафонда (лимита) для сделок с нашей страной - случай беспрецедентный. При этом плафонд имеет так называемую револьверную структуру, то есть по мере выбирания этого лимита он пополняется. Таким образом, наши предприятия имеют возможность привлекать кредиты итальянских банков на реализацию своих долгосрочных проектов.
Нужно понимать, что это не подарок, а достаточно дорогие деньги, но вместе с тем они посильны для тех белорусских компаний, которые имеют хорошо продуманные и просчитанные проекты. У целого ряда белорусских предприятий, которые в том числе работают на условиях страхования итальянских инвестиций компанией SACE, возникли проблемы, связанные с исполнениями партнерами из Италии своих обязательств. Поэтому руководителям наших субъектов хозяйствования нужно тщательно и внимательно заниматься подбором итальянского контрагента, прежде чем заключать контракты. Нужно изучать партнера, детально просматривать портфолио его конечных объектов, не лишне посетить Италию, чтобы лично увидеть производственные мощности компании, штаб-квартиру. Мы не должны слепо верить тому, что написано на бумаге, потому что иногда за этими вопросами стоят миллионы долларов или евро. В связи с этим необходимо тщательно просчитывать бизнес-план и выверять проект. К тому же предприятия должны четко понимать, в течение какого срока им необходимо реализовать проект и когда вернуть деньги, которые они получили в качестве кредитной линии.
Однако хочу еще раз подчеркнуть, что плафонд в 300 млн евро - это признак того, что SACЕ рассматривает Беларусь как очень серьезного партнера. Например, по имеющимся у меня данным, плафонд для России составляет 1 млрд евро, что всего лишь в три раза больше, чем для Беларуси. А сравните эти цифры и масштабы экономик.
- Прямое авиасообщение между Беларусью и Италией налажено по двум направлениям - Минск-Рим и Минск-Милан. При этом представители итальянского бизнеса неоднократно выступали с предложением осуществлять регулярные полеты в Неаполь. Насколько, по вашему мнению, целесообразно вводить этот рейс?
- Вопросы авиасообщения находятся в ведении наших авиационных властей, в данном случае - нашего авиаперевозчика ОАО "Белавиа".
Да, сегодня реально существуют две постоянные частоты - Минск-Рим-Минск и Минск-Милан-Минск. В прошлом году, согласно данным, которые у меня имеются, по этим двум направлениям авиакомпания перевезла более 70 тыс. человек, и это, безусловно, очень неплохие показатели.
География рейсов, возможно, расширится, если "Белавиа" будет уверена в том, что на новом направлении будет обеспечена соответствующая нагрузка. Что лично я могу сказать о рейсе Минск-Неаполь? Этот город расположен в 200 км от Рима, и между городами прекрасное автодорожное сообщение. Для туристического автобуса по скоростной автостраде эта дорога займет всего два часа. Поэтому, я думаю, у "Белавиа" есть серьезные основания полагать, что она не сумеет перенести на Неаполь нужную нагрузку для заполнения этих рейсов.
А такого рода предложения постоянно поступают от представителей бизнеса. Многие считают, что следует ввести рейсы из Минска на север Италии. Вопрос в том, насколько выгодно это направление для "Белавиа". Я, например, очень осторожно подхожу к таким предложениям.
- В следующем году в Милане пройдет Всемирная выставка EXPO-2015, которая объединит представителей около 150 стран мира под актуальной темой "Накормить планету, энергия для жизни". Италии в этом плане есть что показать, ведь эта страна славится своими кулинарными традициями и качеством продуктов питания. Чем Беларусь планирует удивлять и покорять посетителей и участников выставки?
- Мы знаем, какое внимание Президент Беларуси и правительство уделяют сельскому хозяйству. А EXPO-2015 связано прежде всего с вопросами развития агропромышленного комплекса, передовых сельскохозяйственных технологий, инновационной энергетики. Эти направления для любого государства с развитой экономикой, и прежде всего сельскохозяйственной базой, являются определенным вызовом. Беларуси тоже не следует отставать. Мы не должны сосредотачивать свое внимание только на привычных рынках сбыта, потому что любой надежный рынок в один момент может просесть по параметру емкости, ценовому фактору или измениться по показателю насыщенности. Поэтому успех белорусского сельского хозяйства должен заключаться в максимальной диверсификации рынков сбыта, а участие во всемирной выставке в Милане будет этому только способствовать.
Белорусский национальный павильон на этом выставочном форуме будет называться "Колесо жизни". И если все имеющиеся замыслы реализуются, а для этого есть все предпосылки, то он может претендовать на попадание в десятку самых лучших и оригинальных на EXPO-2015. Работы над павильоном уже активно ведутся, в настоящее время проект в стадии согласования с организаторами, в сентябре планируется приступить к монтажу на площадке. Поскольку есть проблема в ограниченности места, то значительную часть монтажных работ компании, которая занимается реализацией проекта, предлагается выполнить у себя, а потом крупные элементы конструкции собрать непосредственно на площадке.
Кроме того, нужно окончательно определиться с концепцией национальной экспозиции. Необходимо обозначить, где будут демонстрировать видеоролики, использовать 3D-графику, а где выставлять муляжи или образцы продукции. Также нужно продумать организацию работы ресторана национальной кухни в павильоне - итальянские организаторы выставки придают этому огромное значение. Выставка EXPO-2015 будет открыта с 1 мая по 31 октября 2015 года. Планируется, что ее посетят более 20 млн человек. И от того, сколько людей придет в наш ресторан, попробует белорусскую кухню, различные безалкогольные и алкогольные напитки, будет зависеть успех работы нашего павильона.
Как заметил Александр Лукашенко, если государство производит продукцию, которую заинтересовано продавать, ее нужно уметь рекламировать. Эта концепция и определила наш подход к строительству национального павильона Беларуси на Всемирной выставке в Милане.
Екатерина МАРКОВИЧ
Перепечатка текста и фото запрещена без разрешения редакции.site@belta.by