ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Четверг, 18 июля 2024
Минск +22°C
Все новости
Все новости
Интервью
22 ноября 2013, 16:51

Ассоциация Украины с ЕС: кто найдет, кто потеряет

Украинское правительство вчера постановило приостановить процесс подготовки к заключению соглашения об ассоциации с Евросоюзом, мотивировав решение необходимостью развития экономических отношений с Россией и СНГ. Все это было вполне предсказуемым, однако до саммита "Восточного партнерства" в Вильнюсе, где планировалось подписание соглашения, остается почти неделя. Исходя из того, что украинская политика порой бывает крайне неустойчива, а маневры - непредсказуемыми, до саммита можно прогнозировать и дальнейшие изменения ситуации. О плюсах и минусах сближения Украины с ЕС и влиянии возможной ассоциации на ход дальнейшей интеграции на евразийском пространстве в разговоре с корреспондентом БЕЛТА рассуждал заведующий отделом Центра системного анализа и стратегических исследований Национальной академии наук Беларуси Андрей Заяц.

- Андрей Николаевич, насколько серьезной видится проблема подписания соглашения об ассоциации Украины с ЕС?


- Существует избыточное внимание к проблеме вступления Украины в ассоциацию с ЕС. В целом у этой страны больше возможностей делать ставки и требовать уступок, чем у соседей, что в настоящее время активно ею используется. Но, как говорят, процесс пошел, остановить его в среднесрочной перспективе вряд ли кому-либо под силу. Экономическая составляющая и последствия не столь явные, растянуты во времени, во многом зависят от деталей и тех развилок, которые придется пройти в ближайшем будущем Украине.

Действующий договор СНГ о зоне свободной торговли не ограничивает стороны в присоединении к другим международным соглашениям, но содержит оговорки о возможном нанесении ущерба промышленности Таможенного союза в связи с участием в таковых. Однако для применения таких оговорок нужны: факты участия в ином международном договоре и факты ущерба промышленности ТС или подтверждение такой угрозы. Ни по одному из этих пунктов нельзя ответить утвердительно в случае с Украиной.

Если говорить об экономических выгодах Украины от вступления в более тесные отношения с ЕС, то они следуют из представления о таком классическом типе региональных торговых соглашений, как Север - Юг (союз развитых и развивающихся экономик), что в целом ранее подтверждалось при вступлении в ЕС новых членов. В активе у новых членов ЕС - более четкая специализация в мировом разделении труда, рост экспорта товаров с более высокой добавленной стоимостью, увеличение инвестиционной привлекательности экономик, высокие входящие трансферты для выравнивания экономического развития. ЕЭП, в свою очередь, относится к иному типу региональных соглашений (так называемый Юг - Юг), для которых характерна меньшая развитость рыночных механизмов и с этим связанных выгод.

На вопрос, будут ли подписаны документы об ассоциации в ноябре, можно ответить: скорее нет, чем да, но многое будет зависеть от переговоров и персональной позиции руководства Украины, на котором и будет лежать ответственность за прохождение страной данной развилки.

- Как может данная ситуация в регионе повлиять на ход дальнейшей интеграции на евразийском пространстве?

- Если эта ситуация поможет сделать новые соглашения создаваемого экономического союза более лояльными к нуждам простых людей и бизнеса, в первую очередь - малого и среднего, то наша страна от этого может выиграть.

Как говорится в популярной в мире пословице: мысли глобально - действуй локально. Локальные или местные вопросы в будущем Евразийском союзе пока остаются за кадром. Что это за вопросы? Нужна координация национальных региональных экономических политик в странах "тройки". Это залог того, что скрытых и явных местных конфликтных ситуаций, характерных для отдельных стран региона, будет возникать меньше, и центробежные силы также ослабнут. Ведь часть любого спора всегда находится в экономической плоскости. А региональному блоку теперь как никогда нужна хорошая маркетинговая стратегия продвижения для улучшения восприятия объединения как остальным миром, так и собственными гражданами.

В этой связи показателен пример европейской интеграции, где выстроена целостная система экономической поддержки развития отстающих регионов и городов (политика единства). Эта политика направлена на повышение привлекательности регионов и городов государств-членов ЕС для проживания, ведения бизнеса и инвестирования, улучшение качества жизни, создание новых и более качественных рабочих мест. Политика единства подкреплена значительным финансированием из общих фондов ЕС.

Внедрение в соглашения ЕЭП/Евразийского экономического союза механизмов выравнивания экономического развития регионов на основе объективных экономических критериев - это то, чего сейчас не хватает евразийскому интеграционному процессу. Эти механизмы работают в Европейском союзе, что, кстати, привлекает в него новых членов.

Признаюсь, что мечтаю когда-нибудь увидеть новый тротуар или сельскую асфальтированную дорогу, над которыми была бы растяжка "Сделано с участием финансирования Евразийского экономического союза!". Это была бы неплохая реклама и, если хотите, пропаганда региональной экономической интеграции для граждан.

- А в чем вы видите принципиальное отличие евразийской и европейской моделей интеграции?


- В разной степени экономической и бюджетно-налоговой децентрализации. Для евразийской модели характерна очень высокая степень централизации, что является сдерживающим фактором для экономического развития как стран, так и этого региона. В ЕС обратная ситуация: экономические решения в основном принимаются на местах, действует принцип субсидиарности, местные власти имеют реальную автономию, в том числе бюджетную.

Членство в ЕЭП имеет свои неоспоримые преимущества для республики. Это и доступ на общий рынок ТС, и более низкие цены на факторы производства, в основном энергоносители, что потенциально может использоваться для создания конкурентоспособной на внешних рынках продукции. Но потенциал необходимо использовать, иначе он работает не на вас.

Антонина КЛЮЧНИКОВА
Топ-новости
Свежие новости Беларуси