Геннадий Романенко
Генеральный директор ЗАО "Белорусский торгово-выставочный и информационно-маркетинговый центр"
Одним из центров притяжения на ВДНХ в Москве в последнее время стал павильон "Республика Беларусь". Во многом этому способствовали дни областей Беларуси, организованные на ВДНХ по инициативе Президента Александра Лукашенко. О результатах этих дней, а также о том, как изменился белорусский павильон и какие есть планы по его развитию, корреспондент БЕЛТА побеседовал с руководителем управляющей павильоном компании, генеральным директором ЗАО "Белорусский торгово-выставочный и информационно-маркетинговый центр" Геннадием Романенко.
- Президент Беларуси Александр Лукашенко в 2022 году дал поручение превратить наш павильон на ВДНХ в выставку белорусских достижений в различных сферах. Что изменилось в павильоне за это время?
- После поручения главы государства была проведена реконструкция всего внутреннего содержания павильона. Теперь это представленная в едином стиле территория белорусских брендов. Изменился и качественный состав того, что мы предлагаем нашим покупателям. То есть мы сейчас четко понимаем, что нужно сюда поставлять.
Изначально в павильоне была продукция только белорусского производства, и в основном это товары народного потребления. Но в ходе выставок областей Беларуси мы уже начали рекламировать другую продукцию, в том числе совместного производства. В частности, здесь была представлена коммунальная техника могилевского производства на базе тракторов BELARUS, автомобиль-гибрид СЗАО "БЕЛДЖИ", мотоциклы, велосипеды и самокаты минского завода.
В перспективе мы планируем больше выставлять такой продукции. И хоть павильон никакой выгоды от этого не получает, исходим из того, что совместно с нашими предприятиями решаем общую внешнеэкономическую задачу: рекламируем эту продукцию здесь, а потом покупатели приходят за ней на сайты непосредственно производителей.
- Вторая часть поручения главы государства касалась того, чтобы павильон Беларуси на ВДНХ стал центром торговли белорусскими товарами. Как решена эта задача?
- Когда мы проводили реконструкцию павильона, планировали, что магазины будут работать в формате шоурумов. Это решение оказалось правильным, тем более что оно соответствует соглашению между правительствами Беларуси и России об организации работы павильона "Республика Беларусь" на ВДНХ. В этом соглашении конкретно прописаны организация торгово-выставочной деятельности, открытие кафе, проведение культурных мероприятий. Сейчас мы полностью работаем по условиям положений этого соглашения.
Очень эффективно заработал в павильоне белорусский продовольственный магазин: мы его открыли в конце прошлого года. И если в январе мы имели чуть больше 3 млн российских рублей выручки в этом магазине, то в июне уже больше 7 млн рублей. То есть этот магазин подходит к максимуму, на который рассчитан.
- Есть ли возможность у какого-то оптового покупателя из России прийти в павильон и здесь заключить контракт на поставку?
- Безусловно, это все отработано. То есть любая наша торговая площадка сегодня может обеспечить оптовые поставки. По большей части это, конечно же, мелкий опт, но эта функция у нас предусмотрена, и она работает. Причем поставки мелким оптом значительно возросли.
- Возвращаясь к теме дней областей Беларуси и Минска, которые проходили в павильоне в течение практически всего первого полугодия, - насколько такая форма оказалась удачной, есть ли планы что-то дальше делать в таком же направлении?
- Планы такие есть. Но есть и определенная проблема: наши регионы не видят наш павильон как площадку, где они могут делать бизнес. К сожалению, у некоторых чиновников присутствует такой подход: было дано поручение, мы его выполнили, и все. Но положительный эффект, безусловно, есть: к нам уже обратился могилевский завод по производству мини-тракторов с просьбой снова выставить свои образцы. То есть определенный результат от участия в днях они получили. С такой же просьбой обратилось и СЗАО "БЕЛДЖИ".
- Какие-то выставочные экспонаты остались в павильоне после дней областей Беларуси?
- По предложению посольства Беларуси в России в павильоне в постоянной экспозиции останется макет Кургана Славы. Также каждой области Беларуси будет передано по одной витрине, где они смогут представлять себя на постоянной основе. Но нужно, чтобы получилось выделить изюминку каждой области в этом небольшом пространстве.
Осталась также белорусская хатка, сделанная одним из могилевских предприятий: ее теперь москвичи и гости российской столицы с удовольствием используют как фотозону. Возможно, в перспективе мы организуем в этой хатке торговлю сувенирами.
- Какая статистика посещаемости белорусского павильона на ВДНХ?
- В 2022 году у нас было 970 тыс. посетителей, в 2023 году - уже чуть больше 1,2 млн. В этом году мы идем уверенно на 1,5 млн посетителей: за первое полугодие мы имеем более 750 тыс. Это говорит о том, что наш павильон интересен. И как бы некоторые не обвиняли его в совковости, об интересе к нему посетителей свидетельствуют положительные отзывы на самых различных сайтах.
- Дни областей Беларуси как-то повлияли на посещаемость?
- Где-то на 15-20% количество людей во время дней, конечно же, было больше. Сейчас, когда они завершились, это чувствуется, хотя по июлю очень сложно сделать какие-то выводы: аномальная жара, которая сменилась дождем. А у нас погода - это барометр посещаемости: неважно, это зима, лето, - если хорошая погода, она сразу же увеличивает число посетителей.
- Как идет торговля потребительским товарами? Какие белорусские товары больше всего пользуются у россиян спросом?
- Павильон перешагнул рубеж в 20 млн российских рублей оборота ежемесячно. Если в 2023 году мы получали 15-16 млн рублей ежемесячно, то несколько последних месяцев мы стабильно идем в районе 20 млн рублей, это очень хорошая цифра для нас.
В целом стабильно высокие продажи у белорусского продовольствия, потом - обувь, косметика, трикотаж, чулочно-носочные изделия, нижнее белье. Чуть похуже продаются фарфор и сувениры. Фарфор - достаточно специфический товар, люди приходят на ВДНХ отдыхать, а уходить с сервизом не всегда удобно. Но зато фарфор чаще покупают мелким оптом, в том числе и с Дальнего Востока. А что касается сувениров, то на них очень высокие цены.
- Популярен ли у россиян расположенный в павильоне магазин мерча "Первый"?
- Это хоть тоже несколько специфичный для российского рынка товар, но он пользуется хорошим спросом. Люди покупают, причем разных возрастов, в том числе и молодежь.
Российские чиновники, в том числе губернаторы, когда бывают здесь, в основном без покупки не уходят. Делал покупки в магазине мерча "Первый" госсекретарь Союзного государства Дмитрий Мезенцев. Вице-премьер России Алексей Оверчук покупал своей жене и детям футболки.
У меня самого гардероб пополняется из этого магазина: и футболочки, и кепочки, и сумочки небольшие для тех, кто занимается спортом. Вся продукция очень высокого качества.
- Какие планы по развитию павильона, появятся ли новые экспонаты?
- К концу июля "Белшина" выставит на постоянной основе самую большую шину, которую предприятие производит. Эту площадку рассматриваем как еще одну фотозону. Потому что, когда проходили Дни Могилевской области, хоть была представлена и не самая большая шина, рядом с ней с удовольствием фотографировались посетители.
Планируем постоянно менять экспонаты на открытой площадке у павильона, в ближайшее время планируем выставить мини-тракторы могилевчан со всеми навесными приспособлениями. Мы стараемся убедить наших производителей, что эта площадка может стать платформой для раскрутки каких-то изделий. Поэтому от чисто потребительских товаров будем переходить к промышленным направлениям.
Отдельное направление, которое мы видим, - представить здесь возможности нашей системы здравоохранения и туристической сферы. К примеру, огромный потенциал есть у белорусских охотхозяйств, он совершенно не раскручен. Это же касается и медицинских услуг, которые могут получать россияне в Беларуси.
Эдуард ПИВОВАР,
БЕЛТА.-0-
- Президент Беларуси Александр Лукашенко в 2022 году дал поручение превратить наш павильон на ВДНХ в выставку белорусских достижений в различных сферах. Что изменилось в павильоне за это время?
- После поручения главы государства была проведена реконструкция всего внутреннего содержания павильона. Теперь это представленная в едином стиле территория белорусских брендов. Изменился и качественный состав того, что мы предлагаем нашим покупателям. То есть мы сейчас четко понимаем, что нужно сюда поставлять.
Изначально в павильоне была продукция только белорусского производства, и в основном это товары народного потребления. Но в ходе выставок областей Беларуси мы уже начали рекламировать другую продукцию, в том числе совместного производства. В частности, здесь была представлена коммунальная техника могилевского производства на базе тракторов BELARUS, автомобиль-гибрид СЗАО "БЕЛДЖИ", мотоциклы, велосипеды и самокаты минского завода.
В перспективе мы планируем больше выставлять такой продукции. И хоть павильон никакой выгоды от этого не получает, исходим из того, что совместно с нашими предприятиями решаем общую внешнеэкономическую задачу: рекламируем эту продукцию здесь, а потом покупатели приходят за ней на сайты непосредственно производителей.
- Вторая часть поручения главы государства касалась того, чтобы павильон Беларуси на ВДНХ стал центром торговли белорусскими товарами. Как решена эта задача?
- Когда мы проводили реконструкцию павильона, планировали, что магазины будут работать в формате шоурумов. Это решение оказалось правильным, тем более что оно соответствует соглашению между правительствами Беларуси и России об организации работы павильона "Республика Беларусь" на ВДНХ. В этом соглашении конкретно прописаны организация торгово-выставочной деятельности, открытие кафе, проведение культурных мероприятий. Сейчас мы полностью работаем по условиям положений этого соглашения.
Очень эффективно заработал в павильоне белорусский продовольственный магазин: мы его открыли в конце прошлого года. И если в январе мы имели чуть больше 3 млн российских рублей выручки в этом магазине, то в июне уже больше 7 млн рублей. То есть этот магазин подходит к максимуму, на который рассчитан.
- Есть ли возможность у какого-то оптового покупателя из России прийти в павильон и здесь заключить контракт на поставку?
- Безусловно, это все отработано. То есть любая наша торговая площадка сегодня может обеспечить оптовые поставки. По большей части это, конечно же, мелкий опт, но эта функция у нас предусмотрена, и она работает. Причем поставки мелким оптом значительно возросли.
- Возвращаясь к теме дней областей Беларуси и Минска, которые проходили в павильоне в течение практически всего первого полугодия, - насколько такая форма оказалась удачной, есть ли планы что-то дальше делать в таком же направлении?
- Планы такие есть. Но есть и определенная проблема: наши регионы не видят наш павильон как площадку, где они могут делать бизнес. К сожалению, у некоторых чиновников присутствует такой подход: было дано поручение, мы его выполнили, и все. Но положительный эффект, безусловно, есть: к нам уже обратился могилевский завод по производству мини-тракторов с просьбой снова выставить свои образцы. То есть определенный результат от участия в днях они получили. С такой же просьбой обратилось и СЗАО "БЕЛДЖИ".
- Какие-то выставочные экспонаты остались в павильоне после дней областей Беларуси?
- По предложению посольства Беларуси в России в павильоне в постоянной экспозиции останется макет Кургана Славы. Также каждой области Беларуси будет передано по одной витрине, где они смогут представлять себя на постоянной основе. Но нужно, чтобы получилось выделить изюминку каждой области в этом небольшом пространстве.
Осталась также белорусская хатка, сделанная одним из могилевских предприятий: ее теперь москвичи и гости российской столицы с удовольствием используют как фотозону. Возможно, в перспективе мы организуем в этой хатке торговлю сувенирами.
- Какая статистика посещаемости белорусского павильона на ВДНХ?
- В 2022 году у нас было 970 тыс. посетителей, в 2023 году - уже чуть больше 1,2 млн. В этом году мы идем уверенно на 1,5 млн посетителей: за первое полугодие мы имеем более 750 тыс. Это говорит о том, что наш павильон интересен. И как бы некоторые не обвиняли его в совковости, об интересе к нему посетителей свидетельствуют положительные отзывы на самых различных сайтах.
- Дни областей Беларуси как-то повлияли на посещаемость?
- Где-то на 15-20% количество людей во время дней, конечно же, было больше. Сейчас, когда они завершились, это чувствуется, хотя по июлю очень сложно сделать какие-то выводы: аномальная жара, которая сменилась дождем. А у нас погода - это барометр посещаемости: неважно, это зима, лето, - если хорошая погода, она сразу же увеличивает число посетителей.
- Как идет торговля потребительским товарами? Какие белорусские товары больше всего пользуются у россиян спросом?
- Павильон перешагнул рубеж в 20 млн российских рублей оборота ежемесячно. Если в 2023 году мы получали 15-16 млн рублей ежемесячно, то несколько последних месяцев мы стабильно идем в районе 20 млн рублей, это очень хорошая цифра для нас.
В целом стабильно высокие продажи у белорусского продовольствия, потом - обувь, косметика, трикотаж, чулочно-носочные изделия, нижнее белье. Чуть похуже продаются фарфор и сувениры. Фарфор - достаточно специфический товар, люди приходят на ВДНХ отдыхать, а уходить с сервизом не всегда удобно. Но зато фарфор чаще покупают мелким оптом, в том числе и с Дальнего Востока. А что касается сувениров, то на них очень высокие цены.
- Популярен ли у россиян расположенный в павильоне магазин мерча "Первый"?
- Это хоть тоже несколько специфичный для российского рынка товар, но он пользуется хорошим спросом. Люди покупают, причем разных возрастов, в том числе и молодежь.
Российские чиновники, в том числе губернаторы, когда бывают здесь, в основном без покупки не уходят. Делал покупки в магазине мерча "Первый" госсекретарь Союзного государства Дмитрий Мезенцев. Вице-премьер России Алексей Оверчук покупал своей жене и детям футболки.
У меня самого гардероб пополняется из этого магазина: и футболочки, и кепочки, и сумочки небольшие для тех, кто занимается спортом. Вся продукция очень высокого качества.
- Какие планы по развитию павильона, появятся ли новые экспонаты?
- К концу июля "Белшина" выставит на постоянной основе самую большую шину, которую предприятие производит. Эту площадку рассматриваем как еще одну фотозону. Потому что, когда проходили Дни Могилевской области, хоть была представлена и не самая большая шина, рядом с ней с удовольствием фотографировались посетители.
Планируем постоянно менять экспонаты на открытой площадке у павильона, в ближайшее время планируем выставить мини-тракторы могилевчан со всеми навесными приспособлениями. Мы стараемся убедить наших производителей, что эта площадка может стать платформой для раскрутки каких-то изделий. Поэтому от чисто потребительских товаров будем переходить к промышленным направлениям.
Отдельное направление, которое мы видим, - представить здесь возможности нашей системы здравоохранения и туристической сферы. К примеру, огромный потенциал есть у белорусских охотхозяйств, он совершенно не раскручен. Это же касается и медицинских услуг, которые могут получать россияне в Беларуси.
Эдуард ПИВОВАР,
БЕЛТА.-0-