ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Вторник, 25 июня 2024
Минск Малооблачно +19°C
Все новости
Все новости
Экономика
22 августа 2016, 09:00

В Беларуси необходимо изменить подходы к развитию торговли в малых городах и на селе - мнение

Георгий Гриц
Георгий Гриц

22 августа, /Корр. БЕЛТА/. В Беларуси необходимо изменить подходы к развитию торговли в малых городах и на селе и определить приоритеты в этой сфере. Такое мнение корреспонденту БЕЛТА высказал известный в стране экономист, заместитель директора по науке Центра системного анализа и стратегических исследований НАН Беларуси Георгий Гриц.

Ученый напомнил, что в Беларуси под руководством вице-премьера Михаила Русого создана межведомственная рабочая группа для совершенствования торгового обслуживания населения, проживающего в сельских населенных пунктах. "В этой связи крайне актуальны данные научно-исследовательской работы, проведенной в конце июля Институтом экономики Национальной академии наук. Ее результаты показали, что наиболее низкие цены в стране предлагает торговая сеть "Евроопт", - отметил эксперт.

По его словам, в среднем цены крупнейшего белорусского ретейлера ниже на 13-19%, чем в других сетях, при этом разница с ценами двух сетей из числа участвовавших в исследовании достигает 22%. По словам эксперта, замеры проводились в гипермаркетах и супермаркетах крупнейших торговых сетей страны. Таким образом, мониторинг охватил всех участников рынка. Нужно отметить, что разница цен с небольшими магазинами, обслуживающими сегодня население малых городов и сельской местности, гораздо выше. "И для того, чтобы обеспечить население товарами по доступным ценам, нужно, прежде всего, создавать конкуренцию в торговле в малых городах и на селе. Государство должно руководствоваться тем, что интересы конечного покупателя для него приоритетны. Пока же ситуация далека от совершенства. Проблема отсутствия должной конкуренции в сфере торговли особенно характерна для регионов - малых городов и населенных пунктов в сельской местности. А значит, государство должно создать условия для работы крупных торговых сетей в глубинке", - убежден ученый.

По данным исследований, которые проводились в прошлые годы Институтом социологии НАН и Информационно-аналитическим центром при Администрации президента, в малых городах и сельской местности появления магазинов торговой сети "Евроопт" ждут 93% населения. При этом большая часть респондентов уверена, что крупнейший белорусский ретейлер предложит лучшие цены и лучший ассортимент, чем те, которые предлагаются им местной торговлей.

Однако для появления торговых сетей в сельской местности и в малых населенных пунктах, считает ученый, существует немало препятствий. По словам эксперта, ретейлерам, желающим построить торговые объекты в малых городах или на селе, предоставляют либо непригодные для этого участки, либо выдвигают непосильные инфраструктурные обременения. Это делает стоимость строительства слишком высокой, а инвестпроекты глубоко убыточными. В результате торговая сеть "Евроопт", которая и хотела бы работать в глубинке, где ее так ждут покупатели, не имеет для этого возможности. "Кроме указанных выше проблем есть и еще один острый момент: банки отказываются кредитовать инвестиционные проекты в сельской местности - их останавливает как высокая стоимость строительства, так и неприемлемые риски финансирования таких проектов. Например, у того же "Евроопта" для инвестирования в малых городах и на селе нет свободных оборотных средств. В результате за последний год лидер розничной торговли практически прекратил строительство торговых объектов в регионах. Возникает вопрос: если мы хотим обеспечить торговое обслуживание сельского населения и малых городов по приемлемым ценам, может, в общих интересах обеспечить розничную сеть, работающую в сегменте низких цен, более доступными кредитными ресурсами?" - задается вопросом Георгий Гриц.

Ценовые исследования, проведенные Институтом экономики, - это только вершина айсберга, считает ученый. А выводы должны быть глубинными. Ведь если торговые сети занимают нишу обеспечения продуктами и промышленными товарами слоев населения с невысоким уровнем доходов, таким сетям нужно помогать. "Экономическая ситуация меняется, и хорошо, что проблематика торгового обеспечения в глубинке получила столь пристальное внимание со стороны государства. В этой сфере необходимо менять приоритеты, обеспечивая господдержку отрасли не деньгами из бюджета, а определенными преференциями. Это будет гораздо полезнее для страны и всего нашего общества", - убежден Георгий Гриц.-0-

Новости рубрики Экономика
Топ-новости
Свежие новости Беларуси