Признаюсь честно: плана делать репортаж с "Камволя" у меня не было. По крайней мере в обозримом будущем, потому что свежо воспоминание о прошлогоднем художественно-техническом совете, на котором уже полностью модернизированное предприятие пыталось убедить швейные производства купить ткани - получалось слабо. Но от предложения председателя концерна "Беллегпром" Николая Ефимчика отказаться было тяжело, тем более что обещано было представить лучшее как минимум в Европе камвольное предприятие и абсолютно новый ассортимент тканей премиум-класса. От момента появления идеи до прибытия к главному входу "Камволя" прошло не более получаса.
По дороге к пункту назначения Николай Ефимчик заверяет, что предприятие не только обновлено на 100%, но и целенаправленно движется к полному обновлению ассортимента. "Ткани, которые ранее выпускались, - это позапрошлый век. Сегодня "Камволь" разрабатывает образцы с использованием самых последних технологий производства. Помогают в этом турецкие специалисты, - говорит председатель "Беллегпрома". - Уже есть совершенно новые шерстяные ткани Super 100, Super 120, Super 140. Плюс никогда ранее не выпускавшиеся ассортименты поливискозы. Ткани уже переданы швейным предприятиям. В конце сентября проведем художественно-технический совет, где будут представлены готовые изделия".На "Камволе" нас встречает генеральный директор Анатолий Субботко. Еще пять месяцев назад он был заместителем председателя "Беллегпрома", но, по его же словам, уже вовсю втянулся в руководство камвольным предприятием. "Опыт есть - раньше работал на Слонимской камвольно-прядильной фабрике. Правда, там конечный продукт - пряжа, в основном трикотажная. А здесь производство тканей, что для меня ново. Но я быстро учусь", - добавляет он.
Первая остановка - цех прядения, где установлены 24 прядильные машины на 8 тыс. веретен. "В этом цехе из полуфабриката - ровницы - делается пряжа. Вручную заправляются ровницы, а также поправляются, если произошел обрыв. Все остальное делает машина. В смену работает 12 человек, до модернизации было вдвое больше", - рассказывает гендиректор.
Анатолий Субботко подчеркивает, что на "Камволе" установлено и налажено оборудование самых известных мировых производителей, в основном европейских.
Початки, а именно так называются большие катушки с нитями, из прядильного цеха попадают на крутильно-мотальный участок. "Какой получится пряжа, зависит от крутки: до 400 кручений на метр - трикотажная пряжа, свыше 400 - ткацкая. Техника работает автоматически, мотает в зависимости от того, какой вес ткани нужен", - поясняет Анатолий Субботко.
На вопрос, из каких этапов состоит технологический цикл производства тканей, гендиректор "Камволя" засыпает меня терминами, одолеть которые без помощи Google я не в состоянии: гребнечесание, крашение, ровничный участок, прядение, крутильно-мотальный, сновальный цех, ткацкий, отделочный - всего более 80 операций.
Удивительно, но факт: пряжа тоже умеет напрягаться. А чтобы снять напряжение, ее отправляют в сновальный цех. Оттуда она выходит уже стабилизированной и готовой стать тканью.
А вот эта большая конструкция именуется навой. Она предназначена для навивки нитей основы.
Пока мы переходим из одного цеха в другой Анатолий Субботко рассказывает, что предприятие осваивает технологию производства тканей, исходя из набора оборудования. Как уже отмечалось, помогает в этом турецкая компания, название которой гендиректор называть не стал - коммерческая тайна. На "Камволе" работает с десяток специалистов из Турции, они передают технологии.
Специализация "Камволя" - производство полушерстяных и шерстяных тканей. Всего планируется освоить и произвести 105 артикулов (разновидностей) с различным содержанием шерсти. Будет и элита - Super 100-160.
В следующем году "Камволь" планирует выпустить не менее 6 млн погонных метров ткани. "Сегодня у нас сильны позиции в ведомственных тканях, но совершенно не освоен так называемый гражданский рынок. Поэтому мы хотим направить усилия на его освоение. Но без ослабления позиций в ведомственном ассортименте", - подчеркивает Анатолий Субботко.
Турецкая компания поможет "Камволю" не только с производством ткани, но и ее продажей. В следующем году турки взяли на себя обязательства реализовать 4 млн погонных метров, из которых 1,5 млн планируется продать в Россию, еще столько же - в Турцию и Иран и 1 млн - в страны Западной Европы. На внутренний рынок предполагается направить около 800 тыс. погонных метров ткани. Здесь и материал для одежды делового стиля для школьников, и тот же ведомственный ассортимент.
По поводу высказанного мной сомнения относительно возможной востребованности белорусских тканей на турецком, иранском и европейских рынках Анатолий Субботко говорит, что речь идет о выходе с высокотехнологичным продуктом - шерстяными и полушерстяными тканями. "Конечно, на рынке поливискозы, в дешевом сегменте, мы не победим ни индийских, ни китайских производителей. Но в шерсти и полушерсти позиции Китая и Индии не так сильны, поэтому шансы есть, причем неплохие", - считает он.
Самый интересный лично для меня вопрос - экономика предприятия. Анатолий Субботко заверяет, что наличие полной технологической цепочки самого современного и высокопроизводительного оборудования позволит иметь "Камволю" максимальное преимущество по цене в сравнении с другими производителями. "Цена на погонный метр тканей Super 100 итальянских, немецких производителей варьируется в пределах $12-15. Даже если продавать их по стоимости на $1 ниже, все равно мы будем иметь приличную рентабельность, потому что себестоимость еще ниже", - подчеркивает гендиректор.
Кроме того, Анатолий Субботко замечает: "Продавая чистошерстяную ткань по $11, рентабельность получим от 25%".
Проходя по ткацкому цеху, направляемся к цеху мокрой отделки. Анатолий Субботко поясняет, что около 30% успеха конечного продукта кроется именно здесь: "В цехе мокрой отделки идет пропитка ткани, ее обработка химикатами в зависимости от искомых характеристик".
В красильном цехе гендиректор рассказывает, что в планах предприятия - наладка производства крашения ткани в полотне. "Пока мы красим в пряже, а хотим освоить крашение в полотне. Это нужно для оперативности обеспечения заказов. Планируем закупить еще два красильных аппарата", - сообщает он.
Участок, где удалось застать немало работников, - браковочный. Здесь тщательно следят за тем, чтобы покупателю не был поставлен некачественный товар.
Конечно, фотография не может передать ощущения после сравнения тканей "Камволя" старого и нового образцов. Но даже мне стало очевидно, что это, как говорится, совсем разные истории. Подтверждает это и Николай Ефимчик: "В следующем году "Камволь" произведет как минимум 4 млн погонных метров высококлассной ткани. Это действительно будет элитный продукт. И ведомственный ассортимент будет значительно улучшен".
Планируется, что ткани "Камволя" станут основными для производства одежды делового стиля, возможно, и единой формы для каждой конкретной школы, лицея, гимназии (если решение о ее введении будет принято). "Почему мы проиграли борьбу за поставку материалов для одежды делового стиля производителям из Китая? Потому что "Камволь" не делал поливискозы, бюджетной ткани. Сейчас он умеет делать и ее. В ассортименте есть даже пятикомпонентные ткани, в том числе со льном и хлопком", - рассказывает Николай Ефимчик.
Он считает, что производитель ткани и швейные предприятия должны работать в тесном контакте. Может быть два основных варианта сотрудничества. Первый - когда дизайнер производителя одежды приезжает на "Камволь" и говорит, что ему необходимо столько-то метров ткани такой-то структуры и расцветки. Далее разрабатывается схема, технологическая карта, определяется стоимость. Если цена всех устраивает, размещается заказ. Во втором случае дессинатор (дизайнер тканей) самостоятельно нарабатывает образцы, которые потом предлагает швейникам. Те заказывают образцы, отшивают коллекции, работают с покупателями. Если есть спрос, делают большой заказ.
Самое тесное сотрудничество "Камволь" планирует наладить с новогрудским предприятием "БелКредо" - вплоть до объединения. "Цель одна - достижение максимальной прибыли со снижением затрат и стабилизацией стоимости. "БелКредо" рассматриваем потому, что у них есть технологические возможности для пошива как детского, так и женского, и мужского ассортимента. Львиная доля добавленной стоимости приходится на готовое изделие. Поэтому сотрудничество позволит в три раза увеличить выручку по сравнению с простой реализацией ткани", - предполагает Анатолий Субботко.
Что на фото? Это знак качества, определяющий лучших производителей шерстяных тканей. "Такую кромку делает машина, ее можно сравнить с отпечатком пальца. Она подтверждает, что ткань сделана на "Камволе", и предприятие несет всю ответственность за качество. Если вам скажут, что шерстяная ткань с "Камволя", но такой кромки на ней не будет, считайте, что это обман. Беларусь уже может гордиться этим предприятием и будет гордиться продукцией, которую оно будет выпускать", - подчеркивает Николай Ефимчик.
Пусть будет так.
Юлия ДЫЛЕНОК,
ФОТО АНДРЕЯ ПОКУМЕЙКО,
БЕЛТА.-0-