19 марта, Минск /Корр. БЕЛТА/. Среди всех субъектов, занятых оказанием бытовых услуг населению Беларуси, негосударственный сектор занимает более 97%. Об этом сообщила сегодня журналистам начальник управления социальной сферы и услуг Министерства антимонопольного регулирования и торговли Беларуси Алеся Абраменко, передает корреспондент БЕЛТА.
В стране растут объемы оказания бытовых услуг, примерный годовой прирост - 3,3%. Соответственно, на этом рынке появляются все новые игроки. "Сегодня у нас в реестре 37,3 тыс. субъектов. Негосударственный сектор в общем объеме оказываемых услуг занимает 97,6%. При этом две трети этих субъектов - индивидуальные предприниматели", - сказала Алеся Абраменко.Активно развивается выездная форма оказания услуг, в общей структуре такие услуги занимают уже 39%.
Традиционно наиболее популярны у населения парикмахерские услуги, производство и ремонт одежды, ремонт и техническое обслуживание автомобилей, ремонт бытовой и компьютерной техники, аренда и прокат.
"За последние годы было много сделано для совершенствования нормативно-правовой базы, которая регулирует в том числе и эту сферу, развитие бизнеса в ней. Например, благодаря действию декрета Президента №7 "О развитии предпринимательства" удалось привлечь в 2019 году более 3 тыс. субъектов в сферу бытовых услуг. Это около 1,5 тыс. субъектов, которые оказывают бытовое обслуживание в выездной форме, а прирост объектов за 2019 год составил 2,6 тыс.", - отметила Алеся Абраменко.
Для развития бытового обслуживания на селе также предпринимались различные меры. Об их действенности говорит то, что число субъектов на 1 марта 2020 года в сравнении с 1 марта 2019-го выросло на 7,4%. "В сельских населенных пунктах бытовые услуги оказывают примерно 13,5% общего количества субъектов, зарегистрированных в реестре", - привела цифры представитель МАРТ.
В сельской местности присутствуют как многопрофильные базы, так и объекты, которые специализируются на оказании 1-2 видов услуг. Спросом здесь, как и в принципе в отрасли, больше всего пользуются услуги парикмахерских, аренда и прокат, а также услуги по стирке и глажению текстильных изделий, ремонту обуви и изделий из кожи. Все основные виды (их 11) на селе на 100% соответствуют социальному стандарту. Набирает популярность и выездная форма - ее в сельской местности осуществляют 834 субъекта (16,8% от общего числа, зарегистрированного в сельской местности).
МАРТ анализирует и выполнение подпрограммы "Качество и доступность бытовых услуг" Госпрограммы "Комфортное жилье и благоприятная среда" на 2016-2020 годы. По ней выделяются средства на строительство объектов бытового обслуживания, расположенных в сельской местности, их текущий и капитальный ремонт, реконструкцию; на приобретение транспортных средств, оборудования, запасных частей к ним и их ремонт; на приобретение сырья и материалов и комплектующих для собственного производства работ и оказания услуг. "Мы видим, что средств в 2019 году было выделено больше, чем в 2018-м", - отметила Алеся Абраменко. Например, местные бюджеты в 2018 году планировали выделить Br2,8 млн - в итоге дали Br2,94 млн. А в 2019-м вместо запланированных Br3,13 млн израсходовано Br3,19 млн. Собственные средства предприятий также использовались на реализацию подпрограммы, расходы фактические также превышали плановые: в 2018 году вместо Br3,64 млн - Br7,86 млн, в 2019-м вместо Br4,25 млн - Br6,81 млн.
Специалисты подчеркивают: социальная направленность сферы определяет уровень зарплат в ней. Они сопоставимы с ценами на услуги, поскольку те не должны превышать покупательскую способность. Прежде всего, в цене заложены затраты на покупку материалов, рентабельность, зарплата работников, а также расходы на аренду помещений. Вместе с тем в Минске и Минской области, например, за последний год цены на бытовые услуги если и росли, то в пределах уровня инфляции, то есть незначительно. Лишь в столице за изготовление ювелирных изделий и стирку и обработку белья удорожание превысило этот показатель, но в пределах 10%.-0-