25 января, Могилев /Сергей Кулягин - БЕЛТА/. Каждый десятый рубль в государственную казну в 2015 году внесли транспортники, сообщил министр транспорта и коммуникаций Беларуси Анатолий Сивак сегодня на заседании коллегии министерства, передает корреспондент БЕЛТА.
В 2015 году темпы роста экономики (96,1%) опередили динамику развития транспорта (94%). Доля транспорта в объеме ВВП снизилась на 0,1 процентных пункта и составила 6%. Наряду с этим, удельный вес налоговых поступлений от транспортных организаций увеличился почти на 2 процентных пункта.В первые четыре года пятилетки валовая добавленная стоимость по виду экономической деятельности "Транспорт" стабильно росла. Ее темп роста за 2015 год оценивается на уровне 94% при его индикативном значении 100,5-101%, определенном правительством. Это обусловлено влиянием ряда объективных факторов. В тех отраслях экономики, которые пользуются транспортными услугами в большом объеме, произошло снижение деловой активности. В строительном комплексе валовая добавленная стоимость (ВДС) сократилась на 8%, в промышленности - на 7,1%. Ряд предприятий Минпрома работали неполную неделю. Сохранилась тенденция увеличения количества личного автотранспорта у населения республики. Объекты торговли, здравоохранения, бытового обслуживания приближены к месту жительства граждан. Осложнение экономической обстановки в Украине и экономические санкции Евросоюза в отношении России снизили объемы поездок в этих направлениях и транзитом через республику.
"Еще в начале 2015 года нами было обозначено, что формирование добавленной стоимости на транспорте - это в том числе и работа регионов по наполняемости валового регионального продукта. Однако все области и Минск сработали с отрицательной динамикой по данному показателю. Наиболее низкие темпы валовой добавленной стоимости сложились по транспорту Минской и Могилевской областей", - сказал Анатолий Сивак. - За прошедшую пятилетку ВДС по виду экономической деятельности "Транспорт" увеличилась в сопоставимых ценах на 6% при росте ВВП за данный период на 5,8%, что говорит о способности транспортного комплекса в полном объеме удовлетворять потребности экономики и населения".
Министр транспорта и коммуникаций обратил внимание, что результаты прошедшего года складывались под воздействием резкого изменения внешнеэкономической конъюнктуры. Несмотря на негативный экономический фон, по автомобильному и воздушному транспорту обеспечен прирост объемов перевозок грузов и грузооборота к предшествующей пятилетке. "На вызовы мировой торговли организации грузового транспорта, мы ответили изменением структуры и географии перевозимых грузов. За прошедший год среднее расстояние перевозки увеличилось на 1% (без трубопроводного 207,4 км, с трубой 281,3 км). Ежесуточный объем перевозки грузов составил 1,2 млн т", - сказал он.
Основное влияние на динамику грузооборота республики оказало снижение транзита, где расстояния перевозки максимальны. Так, в транзитном железнодорожном сообщении объем перевозок каменного угля, на который приходится более половины транзитных грузов, снизился на 13%, нефти и нефтепродуктов - на 18%, удобрений - на 48% и строительных грузов - в 2,6 раза. Наряду с этим достигнута положительная тенденция в грузообороте железнодорожного транспорта при вывозе экспортных грузов (105,4%).
Пассажирооборот в целом по транспорту республики за пятилетку увеличился на 1,5%. В 2015 году уверенная динамика ежемесячного наращивания пассажирооборота сложилась со второго квартала (с 92,1% за январь-апрель - до 95,7% за год). Несмотря на ряд сдерживающих факторов, гражданская авиация удержала свои позиции на рынке транспортных услуг и единственная из подотраслей наравне с трубопроводным транспортом (грузооборот 101,4%) сработала с положительной динамикой по грузообороту (118,4%) и пассажирообороту (103,1%).-0-