Совсем недавно Министерство экономики подвело итоги ушедшего 2023 года. Отмечалось, что экономический рост в прошлом году имел сбалансированный характер, что обеспечило решение трех основных задач - опережающий рост доходов населения, низкая инфляция и высокая занятость населения. Действительно, замедление инфляции в прошлом году превзошло все ожидания. Благодаря чему такие показатели были достигнуты, корреспонденту БЕЛТА рассказала старший преподаватель кафедры экономической теории и маркетинга Белорусского государственного технологического университета Юлия Абухович.
- По итогам прошлого года инфляция сложилась меньше прогнозных показателей и составила 5,8%. Оцените эту цифру.
- После двух довольно тяжелых санкционных лет, когда инфляция достигла двузначных размеров, правительством и Национальным банком на 2023 год планировалось замедление инфляции до уровня 7-8%. Такими же были прогнозы Евразийского банка развития и Международного валютного фонда, а Всемирный банк был более пессимистичен и предсказывал, что инфляция в нашей стране составит 11%. Реальность превзошла ожидания и на протяжении года инфляция несколько раз обновила исторические минимумы, в отдельные месяцы снижаясь до 2-2,5% год к году.
Это бесспорный успех руководства страны, в особенности его экономического блока. Перевыполнение плановых показателей - всегда основание для удовлетворенности результатами своей работы, а тем более в условиях воздействия внешних факторов: санкционного давления, начавшегося опережающего роста импорта над экспортом Беларуси, ускорения роста цен в России и снижения роста ее ВВП.
В целом белорусская экономика продемонстрировала высокую степень адаптивности к изменившимся условиям функционирования, и успешное сдерживание инфляционных процессов - явный признак ее силы и здоровья.
- Какие меры позволили достичь этого результата?
- Традиционным средством борьбы с инфляционными процессами является повышение ставки рефинансирования, но такой шаг приводит одновременно к замедлению экономического роста в стране. Был выбран другой способ стабилизации положения на потребительском рынке: введение регулирования цен на ограниченный круг потребительских товаров. Установление в конце 2022 года предельных максимальной надбавки импортеров и максимальных оптовой и розничной торговой надбавок позволило прекратить стремительный рост цен и даже добиться некоторого их снижения. Ценовой контроль успешно сдержал возможный перенос в потребительские цены возросшего в 2023 году проинфляционного давления со стороны внутреннего спроса и заработных плат.
Руководством страны были приняты и другие меры по повышению устойчивости белорусской экономики и недопущению дефицита на внутреннем рынке, который вызвал бы рост цен на оставшиеся товары. Отмечу, прежде всего, вступивший в начале прошлого года в силу закон "Об ограничении исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности", позволивший сохранить насыщенность отечественного рынка товарами иностранного производства, в том числе из государств, условия торговли с которыми в последнее время ухудшились.
Помогли укреплению экономики переориентация на новые рынки, выстраивание альтернативных производственных и транспортно-логистических цепочек, усиление спроса на белорусскую продукцию со стороны России. При этом, заметим, экономическими властями нашей страны последовательно проводилась стимулирующая внутренняя экономическая политика, включавшая рост бюджетных расходов и смягчение условий кредитования. На протяжении прошлого года Национальный банк шесть раз снижал ставку рефинансирования: с 12% на начало года до 9,5% к середине года, что вело к росту кредитования. В таких условиях можно было бы ожидать повышения проинфляционных рисков и увеличения дефицита бюджета сверх запланированных Br3,1 млрд, но подтверждением высокого качества регулирования стали полностью противоположные результаты: произошедшее снижение инфляции и ожидающееся исполнение республиканского бюджета без дефицита.
- Каких значений мы можем достичь в этом году с учетом принятых мер?
- Главой государства утверждены целевые показатели денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год. Прирост птребительских цен запланирован в размере не более 6%. Это реалистичный ориентир при условии, что не произойдет новых резких изменений в мире.
Евразийский банк развития допускает рост инфляции до 8% вследствие сохранения стимулирующей экономической политики, расширяющей внутренний спрос. Всемирный банк и Международный валютный фонд в своих прогнозах инфляции в Беларуси на 2024 год в этот раз сходятся: примерно 10%. Впрочем, эксперты международных организаций регулярно пересматривают свои прогнозы, и на протяжении года мы еще можем увидеть сближение их обновленных оценок с параметрами прогноза наших властей.
В основных направлениях денежно-кредитной политики Беларуси на 2024 год, утвержденных постановлением правления Национального банка, предусмотрено сохранение ставки рефинансирования на уровне, близком к текущему: 9-9,5%. Это может свидетельствовать об уверенности регулятора в адекватности достигнутого уровня мягкости денежно-кредитной политики реальным условиям функционирования экономики.
Помешать выполнению запланированного показателя инфляции могут ускорение инфляции в России, ведущее к дальнейшей девальвации российской валюты, ухудшение баланса внешней торговли Беларуси и продолжение роста потребительской активности вследствие роста доходов наших граждан и организаций.
Сдерживать инфляцию нам по-прежнему будет помогать государственное регулирование цен и тарифов, а также прогнозируемое замедление роста мировой экономики, которому будут сопутствовать и более низкие темпы инфляции в мире и в странах - торговых партнерах.
БЕЛТА.-0-
- По итогам прошлого года инфляция сложилась меньше прогнозных показателей и составила 5,8%. Оцените эту цифру.
- После двух довольно тяжелых санкционных лет, когда инфляция достигла двузначных размеров, правительством и Национальным банком на 2023 год планировалось замедление инфляции до уровня 7-8%. Такими же были прогнозы Евразийского банка развития и Международного валютного фонда, а Всемирный банк был более пессимистичен и предсказывал, что инфляция в нашей стране составит 11%. Реальность превзошла ожидания и на протяжении года инфляция несколько раз обновила исторические минимумы, в отдельные месяцы снижаясь до 2-2,5% год к году.
Это бесспорный успех руководства страны, в особенности его экономического блока. Перевыполнение плановых показателей - всегда основание для удовлетворенности результатами своей работы, а тем более в условиях воздействия внешних факторов: санкционного давления, начавшегося опережающего роста импорта над экспортом Беларуси, ускорения роста цен в России и снижения роста ее ВВП.
В целом белорусская экономика продемонстрировала высокую степень адаптивности к изменившимся условиям функционирования, и успешное сдерживание инфляционных процессов - явный признак ее силы и здоровья.
- Какие меры позволили достичь этого результата?
- Традиционным средством борьбы с инфляционными процессами является повышение ставки рефинансирования, но такой шаг приводит одновременно к замедлению экономического роста в стране. Был выбран другой способ стабилизации положения на потребительском рынке: введение регулирования цен на ограниченный круг потребительских товаров. Установление в конце 2022 года предельных максимальной надбавки импортеров и максимальных оптовой и розничной торговой надбавок позволило прекратить стремительный рост цен и даже добиться некоторого их снижения. Ценовой контроль успешно сдержал возможный перенос в потребительские цены возросшего в 2023 году проинфляционного давления со стороны внутреннего спроса и заработных плат.
Руководством страны были приняты и другие меры по повышению устойчивости белорусской экономики и недопущению дефицита на внутреннем рынке, который вызвал бы рост цен на оставшиеся товары. Отмечу, прежде всего, вступивший в начале прошлого года в силу закон "Об ограничении исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности", позволивший сохранить насыщенность отечественного рынка товарами иностранного производства, в том числе из государств, условия торговли с которыми в последнее время ухудшились.
Помогли укреплению экономики переориентация на новые рынки, выстраивание альтернативных производственных и транспортно-логистических цепочек, усиление спроса на белорусскую продукцию со стороны России. При этом, заметим, экономическими властями нашей страны последовательно проводилась стимулирующая внутренняя экономическая политика, включавшая рост бюджетных расходов и смягчение условий кредитования. На протяжении прошлого года Национальный банк шесть раз снижал ставку рефинансирования: с 12% на начало года до 9,5% к середине года, что вело к росту кредитования. В таких условиях можно было бы ожидать повышения проинфляционных рисков и увеличения дефицита бюджета сверх запланированных Br3,1 млрд, но подтверждением высокого качества регулирования стали полностью противоположные результаты: произошедшее снижение инфляции и ожидающееся исполнение республиканского бюджета без дефицита.
- Каких значений мы можем достичь в этом году с учетом принятых мер?
- Главой государства утверждены целевые показатели денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год. Прирост птребительских цен запланирован в размере не более 6%. Это реалистичный ориентир при условии, что не произойдет новых резких изменений в мире.
Евразийский банк развития допускает рост инфляции до 8% вследствие сохранения стимулирующей экономической политики, расширяющей внутренний спрос. Всемирный банк и Международный валютный фонд в своих прогнозах инфляции в Беларуси на 2024 год в этот раз сходятся: примерно 10%. Впрочем, эксперты международных организаций регулярно пересматривают свои прогнозы, и на протяжении года мы еще можем увидеть сближение их обновленных оценок с параметрами прогноза наших властей.
В основных направлениях денежно-кредитной политики Беларуси на 2024 год, утвержденных постановлением правления Национального банка, предусмотрено сохранение ставки рефинансирования на уровне, близком к текущему: 9-9,5%. Это может свидетельствовать об уверенности регулятора в адекватности достигнутого уровня мягкости денежно-кредитной политики реальным условиям функционирования экономики.
Помешать выполнению запланированного показателя инфляции могут ускорение инфляции в России, ведущее к дальнейшей девальвации российской валюты, ухудшение баланса внешней торговли Беларуси и продолжение роста потребительской активности вследствие роста доходов наших граждан и организаций.
Сдерживать инфляцию нам по-прежнему будет помогать государственное регулирование цен и тарифов, а также прогнозируемое замедление роста мировой экономики, которому будут сопутствовать и более низкие темпы инфляции в мире и в странах - торговых партнерах.
БЕЛТА.-0-