Многовековые секреты пышных куличей и вкуснейшего хлеба собраны в агрогородке Ботвиново в музее хлеба. Узнавать их будем с местными школьницами на мастер-классе от заведующей филиалом "Ботвиновский культурно-спортивный центр" Чечерского районного Дома культуры, хозяйки музея хлеба Ирины Никишовой.
"Вот жернова, чтобы зерно молоть. Они работают и сегодня. У них и низ деревянный, и верх - помол получается крупный. А если в жерновах камушек о камушек - тогда и помол будет мельче", - описывает принцип работы старинного механизма Ирина Михайловна.
Святыня для каждой семьи
Ирина Никишова уточняет: старались делать дежку из дубовых досочек, но обязательно добавляли одну из дерева женского рода - например, из березы.
В музее такие лопаты разных видов - и продолговатые, и круглые, и овальные. "Все от мастера зависело. Другой такую лопату сделает своей хозяюшке, что той хоть самой на лопату садись да в печь", - смеется сельчанка.
"А детям под этой лопатой нельзя было проходить. Еще меня в моем детстве пугали: не лезь под лопату, не вырастешь больше. Наверное, так говорили, чтобы малышня не путалась под ногами, когда хлеб пекли", - добавляет она.
Ирина Никишова убеждена: нельзя, чтобы современные поколения забывали, как непрост и как ценен труд в поле, труд хлебороба. "Знания об этом, как и уважение к крестьянскому труду, надо прививать еще с дошкольного возраста. Ведь именно в деревне все наши корни", - завершает мини-экскурс в прошлое хозяйка музея и приглашает к не менее увлекательному процессу - приготовлению куличей.
"Тесто не любит, чтобы с ним работали не в духе"
"И еще мы здесь в кружке "Бабулины деликатесы" учились готовить и драники, и блины - тонкие, потолще", - добавляет Настя Евдокименко.
"А чтобы сделать вкусный кулич, нужно постараться. Обязательно должна быть тишина, чтобы в доме не было сквознячка, чтобы форточки все были закрыты. Хозяюшка должна быть чисто одета, волосы аккуратно собраны. Обязательно - хорошее настроение: тесто не любит, чтобы с ним работали не в духе", - перечисляет важные составляющие "спрадвечнага" рецепта Ирина Никишова.
Она начинает делать опару. "Наливаем кружечку тепленького молочка, добавляем дрожжи, сахарку немножечко, ложечку муки. Все размешиваем и ставим на расстоечку. Отдельно замешиваем тесто. И пока наша опара подходила, мы с тестом управились и добавляем его в опару. Вымешиваем, кладем растопленного маслица и на часок все отправляем на расстойку в теплое место", - ловко управляется с ингредиентами хозяйка музея.
Как тесто поднялось первый раз, его снова обминают-вымешивают. И опять ставят в теплое место - минут на 40. "А потом в формы. Здесь уже - как желает ваша душа. Если кто хочет с изюмом, раскатываем в пласт, смазали маслицем, посыпали изюмом - в рулетик, рогаликом закрутили", - показывает Ирина Никишова.
Лайфхаки предков
Перед тем как отправить изделия выпекаться, Ирина Никишова раскрывает еще один секрет предков: "Лучшие дрова для выпечки - березовые. Разогреть печку нужно до 180 градусов. Если будет горячее, то сгорят куличики, если ниже температура – не допекутся".
Как же хозяйке лет сто назад удавалось задать точную температуру в печи без привычных для современных кулинаров регуляторов, термометров, задаем вопрос. "Бярэмкам" - берут на руку ровно семь палок - и в печь, - делится старинным деревенским лайфхаком сельчанка. - Когда дрова сгорают, мукой еще раз проверяют: сыпанули "на чарэньку" - если мука черная, нужно еще немного подождать, чтобы печь остыла. Если желтенькая - можно садить куличи".
И еще один секрет сельчан, который хранят в музее: "Чтобы выпечка была пышнее, вкуснее, просили мужчину подуть в дежку с четырех сторон - он тем самым перекрещивал тесто, и оно поднималось быстрее".
Душевная чечерская землица
Пока ждем, когда куличи подрумянятся в печи, Ирина Никишова продолжает рассказ о традициях чечерян: "Куличи не только на Пасху, но и на Радуницу носили. А хлеб пекли раз на неделе - сразу много, на всю семью. Когда муки не было вдоволь, как сейчас, в хлеб добавляли и картошку толченую - у такой выпечки вкус кисловатый получался. Дрожжей не было - делали закваску. Если хотели серого хлеба для первых блюд, добавляли сала соленого, а еще использовали тмин, кориандр".
Лучший краситель для пасхальных яиц
Накануне фестиваля узнать больше о пасхальных обычаях пришли в музей школьники. "Сегодня хочу показать, как красить старинным способом яйца - например, с помощью листочка и луковой шелухи", - расставляет на столе необходимые составляющие процесса учитель изобразительного искусства Кристина Авдеева.
Ребята аккуратно берут белые яйца. Выбирают листочки-травиночки-цветочки, что приглянулись больше, кладут их на кусочек ткани - сверху яйцо. Хорошенько заматывают все лоскутком и плотно связывают ниточкой. Завернутое таким способом яйцо нужно варить 5-7 минут в воде с луковой шелухой.
Она добавляет, что в старину люди пробовали и другие красители, например, из дубовой коры, но луковая шелуха - самый простой и доступный способ. "Это полюбившийся натуральный краситель. Даже если яйцо при варке лопается, то становится более ароматным", - подмечает руководитель.
… и сала
По ее словам, в луковой шелухе варили на праздник и сало. "Такой старинный деликатес. Ведь у наших предков не было нынешнего изобилия приправ. А хотелось чего-то вкусненького. Особенно на Пасху - на праздник радости. И люди решили: яйца же красим в луковой шелухе, почему не попробовать и сало так сварить. Получалось оно цвета как современное копченое, а аромат - необычный", - погружает в тонкости кулинарного дела предков Наталья Лукомская.
Листок дуба, березы и рыбка
Наталья Лукомская добавляет, что пасхальные яйца носили и на Радуницу на погост. "И даже сейчас старшее поколение кладет яйца за икону - издревле считалось, что оно отводит гром, молнию. Прикапывали писанки в огородах - чтобы был урожай. Когда скотину выводили на пастбища весной после Пасхи, освященным яйцом катали по всей корове, с ним обходили вокруг три раза - чтобы кормилица не хворала. То же делали и с лошадьми. Вера в силу великодного яйца была очень мощной", - говорит руководитель.
Наряду с сохранением древних традиций в музее вводят и новые, которые уже полюбились многочисленным туристам.
Детям же по душе пришлось дерево желаний. "Они разрисовывают бумажные яйца, думают о чем-то сокровенном и вешают свои произведения на веточки дерева. Еще одно яйцо, на котором запечатлены порывы вдохновения гостей, - капсула желаний. Это уже для напутствий коллективу музея, местным жителям", - демонстрирует объекты коллективного творчества руководитель.
Фото Сергея ХОЛОДИЛИНА,
БЕЛТА.-0-
- размещаются материалы рекламно-информационного характера.