Белорусские музеи пользуются все большей популярностью у посетителей: статистические данные говорят о возросшем интересе к организуемым выставкам и постоянной экспозиции. Составить список наиболее интересных музейных предметов мы не рискнули, да и вряд ли такое под силу даже специалистам, ведь всякая музейная ценность - особенная. Но подготовить топ-10 экспонатов, пользующихся наибольшим вниманием в Национальном художественном музее Беларуси, с помощью специалистов музея взялись.
1. Слуцкие поясаЭто, несомненно, первое, что интересует посетителей НХМБ. Слуцкие пояса оцениваются как крупнейшее достижение белорусского и общеевропейского декоративно-прикладного искусства. Это настоящий пример национальной гордости и целиком сформированный бренд.
Европейскую известность приобрела продукция Слуцкой персиарни - радзивилловской мануфактуры, производившей пояса. Первая персиарня на территории Беларуси возникла в Несвиже, откуда она по распоряжению Михаила Казимира Радзивилла в 1750-е годы была перенесена в Слуцк.
В классическом варианте слуцкий пояс представлял собой длинную до 3,5-4 м ткань, шириной 35-40 см. У Слуцкого пояса не было изнанки, все стороны являлись лицевыми. Пояса изготавливались односторонними, двухсторонними. Наиболее ценными считались четырехсторонние слуцкие пояса - каждая сторона пояса была разделена на две части с разными цветами.
На плоскости пояса выделялись два прямоугольных завершения ("головы"), между "головами" находилась основная часть "середник", состоящий из поперечных однотонных или орнаментированных полос.
Слуцких поясов, изготовленных за почти сто лет, сохранилось достаточно много, по предварительным подсчетам, до тысячи. Практически все они теперь находятся за пределами Беларуси. Белорусские музеи хранят 11 поясов слуцкого производства разных лет изготовления и разного технического состояния и многочисленные фрагменты.
2. Картина Василия Пукирева "Неравный брак"
Это полотно в Национальном художественном музее Беларуси является авторским повторением картины, написанной в 1862 году. Благодаря этой картине имя Пукирева узнала вся Россия, поскольку работа вызывала бурную полемику в прессе. За картину художник был удостоен звания профессора. Она находится в Государственной Третьяковской галерее. В белорусском музее зрители имеют возможность увидеть авторское повторение, написанное мастером в 1875 году.
Интересен тот факт, что родившийся в крестьянской семье будущий художник поступил в ученики к одному из могилевских иконописцев. Во второй половине 1840-х года он попал в Москву и через некоторое время поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
3. Картина Мая Данцига "Мой город древний, молодой" (1972)
Эта картина народного художника Беларуси Мая Данцига отличается внушительными размерами, сочностью красок, монументальной композицией и необычным ракурсом, взятым словно с высоты птичьего полета. В произведении живописец запечатлел вид самого древнего района Немиги города Минска, в котором он родился и вырос.
Картина Мая Данцига представляет собой не только художественную, но и историческую ценность. Она свидетельствует о существовании тех архитектурных памятников, которые не сохранились до наших дней.
Пластическое решение этой картины является уникальным в изобразительном искусстве Беларуси. Художник, помимо живописи, использует коллаж - наклейки из журналов в виде афиш города. Это метафора активной культурной жизни города Минска в начале 1970-х годов. Выставки, гастроли театров, киноиндустрия - время расцвета советской культуры.
4. Икона "Рождество Богоматери" (дерево, темпера)
Предположительно, икона написана по заказу могилевского жителя Петра Овсиевича Зурасты, вероятно, родом из деревни Голынец. В правом нижнем углу иконы - надпись: "Року божьего 1649 Петр Овсиевич з Голынца". Одна из немногих в собрании подписных икон. Находилась в Никольском соборе Могилева. Демонстрировалась на выставках в Вильно и Минске в 1920-х годах. Сохранилась в годы Второй Мировой войны из довоенного музейного собрания. Наглядно иллюстрирует проникновение жанровых элементов в сакральный образ, что является отражением стиля барокко в национальной иконописи.
5. Скульптура Александра Грубе "Труд. Тачечник"
Скульптура создавалась художником специально для третьей Всебелорусской художественной выставки 1929 года, посвященной теме социалистического труда. Грубе в то время был одной из центральных фигур в белорусском искусстве в Минске и был очень популярен. В те годы он был председателем Всебелорусского объединения художников. Александр Грубе окончил Петербургский университет, но в искусстве был любителем. В своих работах он стремился отразить современные представления в решении пластического образа: монументальность, выразительность, типажность, обобщенность.
Скульптура "Труд. Тачечник" - пример подобного воплощения. Мастер создал свою работу из цельного ствола дерева, что является своего рода обращением к традициям белорусской деревянной скульптуры, которая существовала с XII века и достигла своего расцвета в XVIII. Для белорусской скульптуры творчество Александра Грубе стало символом искусства 1920-х годов.
6. Валентин Волков "Минск 3 июля 1944 года"
К декаде белорусского искусства в Москве (1955 год) Валентин Волков закончил большую картину, ставшую "визитной карточкой" художника - "Минск 3 июля 1944 года".
Известно, что еще в марте 1945 года Валентин Волков заключил соглашение на создание полотна для фойе зала заседаний Дома Советов, что во многом обусловило размеры и формат произведения. Художник работал над картиной около 10 лет, создал более 200 подготовительных рисунков, 11 эскизов композиции, около 50 этюдов.
Для произведения позировали соседи и знакомые художника, солдаты Белорусского военного округа, родственники (в том числе жена Валентина Волкова, его дочь Ирина и сын Анатолий, также сам художник).
На полотне показан один из эпизодов освобождения Минска от немецко-фашистских захватчиков, основанный на личных впечатлениях живописца - Волков видел, как жители города встречали советские войска. Художник точно передал ощущение счастья, которым были охвачены жители Минска в то солнечное июльское утро, приветствуя солдат-освободителей.
Картина "Минск 3 июля 1944 года" является одним из самых совершенных творений Валентина Волкова. Работа занимает особое место в изобразительном искусстве Беларуси, являясь своего рода эмблемой Победы и радости, освобождения родного города и страны.
7. Карл Брюллов "Портрет М.Ю. Виельгорского"
На картине изображен граф Матвей Юрьевич Виельгорский (1794-1866) - виолончелист, музыкальный деятель, один из основателей Русского музыкального общества.
Карл Брюллов еще при жизни пользовался огромной славой. Его эффектные произведения вызывали восхищение современников. Во многом это объясняется виртуозным сочетанием лучших традиций академизма (правильный рисунок, четкая пластика) с открытой эмоциональностью романтизма.
Блестяще окончив Академию художеств, Карл Брюллов отправляется в Италию. Сильное впечатление на молодого художника произвело посещение Помпей – древнего города, погибшего при извержении Везувия. Этой трагедии он посвятит свою самую знаменитую картину, а пока… Художник пишет портрет своего друга, музыканта Матвея Виельгорского (1828 год).
8. Валентин Серов "Портрет А.Г. Гиндус"
Этот портрет написан в 1910-1911 годах, на нем изображена Анна Григорьевна Гиндус (1869-1925) - владелица мастерской дамской моды в Петербурге, крестная мать одного из сыновей Валентина Серова.
Валентин Серов - сын композитора Александра Серова. Портретист, пейзажист, писал исторические и жанровые композиции. Работал в области театрально-декорационного искусства, занимался офортом и литографией, иллюстрацией. Учился в Мюнхене, у Ильи Репина в Париже и Москве, в Академии художеств. Жил в Петербурге и Москве. Посетил Голландию, Бельгию, Германию, Францию, Грецию, Италию, Испанию. Совершал поездки по России. С 1896 года - академик. Член Совета Московской городской художественной галереи Третьяковых. Член совета Академии художеств в Петербурге. В 1905 году вышел из академии в знак протеста против расстрела демонстрации 9 января 1905 года. Участник многочисленных международных выставок.
9. Ваза периода Цяньлун (1736-1796), Китай
Эта фарфоровая ваза покрыта подглазурной кобальтовой росписью, сюжетом для которой послужило древнее предание о карпах, которые, плавая вверх по течению реки Хуанхэ, пытаются перепрыгнуть через пороги, именуемые Лунмэнь ("Врата дракона"). Согласно легенде, карп, которому это удается, "воспаряет" в небе и превращается в дракона. Роспись вазы выполнена в традиционной графической манере.
10. Нэцке, мастер Мейдзан, Япония
Еще одна интересная работа, которая не остается без внимания посетителей, - это нэцкэ "Перепелка, клюющая сорго".
Это миниатюрная скульптура из дерева выполнена в конце XIX - начале XX вв. Нэцкэ мастера Мейдзана "Перепелка, клюющая сорго" отличается реализмом, тщательным исполнением, виртуозностью обработки дерева и необычайной выразительностью.
Нэцке из дерева, слоновой кости или полудрагоценных камней получили популярность в XVIII - начале XX веков. Своеобразный брелок-противовес - нэцкэ - обязательная принадлежность традиционного японского мужского костюма. С их помощью к поясу кимоно прикреплялись на шелковом шнуре веера, кисеты, коробочки "инро".
Столь скромный список интересных музейных объектов - лишь подсказка для посетителей Национального художественного музея Беларуси. Наверняка, каждый из зрителей может составить свой топ-10 музейных экспонатов. Кстати, в Государственном каталоге Музейного фонда Беларуси зарегистрировано 156 тыс. 966 музейных предметов.-0-