Культовые балеты "Жизель", "Ромео и Джульетта", "Анастасия" и "Шехеразада" - визитные карточки нашего Большого театра. За каждым из них стоит не только невероятный талант создателей, огромный труд артистов, но и невероятные истории. Правда ли, что белорусская исполнительница роли Жизели ночами гуляла по кладбищу, вживаясь в образ? Почему артисты "Ромео и Джульетты" ненавидели музыку, написанную для этой постановки? Как в балете "Анастасия" о княжне Слуцкой появился свояк Ивана Грозного? Для чего авторы "Шехеразады" заставили танцоров снять пуанты и оголиться? В новом документальном цикле "Большое искусство" видеосервиса VOKA, посвященном самым значимым постановкам Большого театра Беларуси, тайны закулисья раскрывают легендарные танцовщики и балетмейстеры, искусствоведы, декораторы и костюмеры. Таким захватывающим мир балета не был еще никогда!
В отличие от ряда стран, где над "Жизелью" вовсю экспериментировали, на белорусской сцене сохранили классическое прочтение. Более того, главный балетмейстер Большого театра Игорь Колб настоял, чтобы на сцене нашлось место и животным - собакам и пони. И это тоже возвращение к истокам. В оригинальных французских постановках XIX века режиссеры нередко прибегали к такому ходу, чтобы поразить публику. Так что белорусская интерпретация легендарной "Жизели", пожалуй, одна из самых близких к оригиналу.
Мистическая "Жизель": когда любовь сильнее смерти
Легендарный балет XIX века уже почти два столетия не сходит с мировой сцены. Исполнить партию Жизели - простой девушки, полюбившей аристократа Альберта, сошедшей с ума от его предательства и умершей от разрыва сердца, - до сих мечтает каждая солистка и артистка кордебалета. Но достается эта роль только лучшим.
На сцене Большого театра Беларуси с 1987 года образ Жизели воплощала в танце Инесса Душкевич. Она делала это настолько убедительно, что родился слух: артистка ходит по ночам на кладбище, чтобы прочувствовать атмосферу места, где происходит действие всего второго акта. Покинув наш мир, Жизель попадает в стан виллис - мертвых девушек, которые заставляют танцевать до смерти мужчин. Одним из них становится и Альберт. Но любовь Жизели оказывается сильнее обид: она до последнего пытается спасти юношу. Кстати, Альберт получает право на сольное выступление только в конце второго акта, когда искупает свою вину - по законам балета XIX века такой танец был разрешен исключительно положительным персонажам.
"Ромео и Джульетта": оглушительный успех обреченного на провал
Знаменитую историю любви, написанную Шекспиром почти 400 лет назад, решили облечь в танец только в XX веке. Первый состав "Ромео и Джульетты" считал, что постановка обречена на провал из-за слишком новаторской для своего времени музыки, которую специально для нее написал легендарный композитор Сергей Прокофьев. Танцоры даже саркастически перефразировали Шекспира: "Нет повести печальнее на свете, чем музыка в "Ромео и Джульетте".
Но зрители оценили премьеру 11 января 1940 года в Кировском театре Ленинграда оглушительными аплодисментами. А в 1980-х "Ромео и Джульетта" в постановке балетмейстера Валентина Елизарьева заставила весь мир говорить о белорусском балете. На сцене был сделан интересный ход: ненависть, царившая между Монтекки и Капулетти, впервые стала существом. Этот персонаж в уродливой оболочке, которого играют сразу восемь артистов, подносит враждующим кланам шпаги, интригует и сталкивает персонажи лбами. К слову, сцены сражений в этом балете выглядят очень правдоподобно из-за того, что на их отработки на репетиции приглашали тренера по фехтованию.
Но насколько впечатляющими бы не выглядели бои, на первое место в "Ромео и Джульетте" выходит, конечно же, любовь. Она здесь настолько тонкая и нежная, что танцующие ее артисты действительно успевают воспылать друг к другу чувствами. Так произошло со знаменитой белорусской парой Юрий Троян и Людмила Бржозовская, которые в итоге поженились. И до сих пор шекспировское произведение, поставленное на пуанты, создает между белорусскими артистами такую особую "химию", что зрители уверены: исполнители партий Ромео и Джульетты и правда влюблены.
"Анастасия": белорусская история, покорившая Восток
Когда блестящий балетмейстер Юрий Троян задумал поставить на сцене "Анастасию", где бы раскрылась невероятная история белорусской Жанны д’Арк, он был вдохновлен успехом своего первого исторического балета - "Витовт". Но позже к нему в руки попали два сценария к фильмам - о самой княгине Анастасии и о князе Михаиле Глинском, дяде Елены Глинской, ставшей матерью Иван Грозного. И Юрий Троян задумался, почему бы эти истории не совместить? Так родилось либретто о нескольких любовных треугольниках, стоивших счастья белорусской княжне.
Когда блестящий балетмейстер Юрий Троян задумал поставить на сцене "Анастасию", где бы раскрылась невероятная история белорусской Жанны д’Арк, он был вдохновлен успехом своего первого исторического балета - "Витовт". Но позже к нему в руки попали два сценария к фильмам - о самой княгине Анастасии и о князе Михаиле Глинском, дяде Елены Глинской, ставшей матерью Иван Грозного. И Юрий Троян задумался, почему бы эти истории не совместить? Так родилось либретто о нескольких любовных треугольниках, стоивших счастья белорусской княжне.
В балете "Анастасия" есть историческая правда: междоусобные войны, бушевавшие в ВКЛ в XIV веке, и набеги татар, и свадьба с князем Семеном, и нападение на Слуцк, который Анастасии пришлось защищать с мечом в руках. Но первая сцена балета - поцелуй с Михаилом Глинским - вымысел. Как и многое в их отношениях. Кстати, интригующее либретто, где кипят страсти, - не единственное, что придумал Троян. Специально для этого балета он создал несколько оригинальных поддержек, которые раньше не делал никто.
Премьера "Анастасии" 30 октября 2018 года стала для Большого театра Беларуси ярким событием. На ней присутствовали представители Министерства культуры Омана, которые пригласили труппу на гастроли. Там наш спектакль приняли с восторгом! Критики отметили яркость и сложность движений в постановке, что требует невероятно высокого уровня мастерства солистов, а также неоднозначные характеры персонажей, которые помогают сопереживать героям, понять их и в итоге простить князя Глинского, как это сделала сама Анастасия.
"Шехеразада"
В начале XX века эта постановка взорвала театральный Париж. Она стала шоком и для самих танцовщиков: авторы "Шехеразады" заставили их снять пуанты и классическую сценическую одежду, облачиться в шаровары и оголить девушкам животы. Создатели балета стремились поразить публику, и это удалось. О восточной сказке во всем мире говорили еще долго.
В начале XX века эта постановка взорвала театральный Париж. Она стала шоком и для самих танцовщиков: авторы "Шехеразады" заставили их снять пуанты и классическую сценическую одежду, облачиться в шаровары и оголить девушкам животы. Создатели балета стремились поразить публику, и это удалось. О восточной сказке во всем мире говорили еще долго.
Авторы отчаянно спорили о либретто, в итоге придя к такому компромиссу: оставить из сборника персидских и арабских сказок "1001 ночь" только тему измены. В их интерпретации султану Шахрияру оказывается неверен целый гарем. Узнав это, правитель приказывает казнить всех женщин. И тогда первая жена султана Забеида просит позволения перед смертью поведать ему сказочную историю. Прерываясь на самом интересном, она растягивает свой рассказ на 1001 ночь, за это время успевает родить Шахрияру троих сыновей и заставить забыть об обиде.
"Шехеразада" появилась в репертуаре Большого театра Беларуси в 2011 году благодаря легендарному танцовщику и хореографу Андрису Лиепе. Он подчеркивает: эта постановка - вызов для любой труппы мира. Повторить успех короткого одноактного балета, который в свое время открыл новую эпоху в танце, очень сложно. В "Шехеразаде" совершенно другая пластика и требуется полное раскрепощение, что получается далеко не у каждого артиста балета. Даже опытные солисты признаются: соединить классику, что здесь лежит в основе, и движения восточных красавиц - задача со звездочкой. Но нашим танцовщикам это удается: "Шехеразада", которая проходит в восстановленных по оригинальным эскизам декорациях и костюмах, всегда вызывает овации у зрителей. И это - победа.
Новый документальный цикл о балете "Большое искусство" посвящен самым значимым постановкам Большого театра Беларуси: "Жизель", "Ромео и Джульетта", "Анастасия" и "Шехеразада". Зрители узнают историю создания спектаклей, познакомятся с жизнью и работой артистов и авторской творческой группы. "Большое искусство" можно посмотреть бесплатно на видеосервисе VOKA после авторизации по номеру мобильного телефона. Выход сериала приурочен к годовщине создания Национального академического театра оперы и балета Республики Беларусь, который недавно отметил свой 91-й день рождения.