Современность и седая древность удивительно сочетаются в третьем тысячелетии. Жива искренняя вера в мощь невидимых сил. Незыблемую связь с предками поддерживает аутентичный обряд "Ваджэнне i пахаванне стралы" в агрогородке Столбун Ветковского района. Корреспонденты БЕЛТА вместе с коренными жителями и гостями праздника прикоснулись к древности и узнали, как действует аграрно-фольклорная магия.
![](https://img.belta.by/uploads/lotus/news/2021/000027_8C6B759ED5FC3979432586F300497D97_664972.jpg)
![](https://img.belta.by/uploads/lotus/news/2021/000027_8C6B759ED5FC3979432586F300497D97_944136.jpg)
![](https://img.belta.by/uploads/lotus/news/2021/000027_8C6B759ED5FC3979432586F300497D97_965728.jpg)
Десятки гостей из разных регионов приезжают сюда, чтобы увидеть и прочувствовать атмосферу местного обряда вождения и похорон стрелы. Участники с песнями идут через деревню на ржаное поле, где закапывают в землю металлические предметы с просьбами о благополучии, дожде и богатом урожае.
![](https://img.belta.by/uploads/lotus/news/2021/000027_8C6B759ED5FC3979432586F300497D97_314076.jpg)
Место притяжения - сельский Дом культуры. Здесь с самого утра особое оживление, все готовятся, волнуются. Кто-то участвует в празднике впервые, кто-то - после большого перерыва. Есть и те, кто присоединяется к этой традиции ежегодно. Притягивает местечко и иностранцев, но уже второй год подряд эпидемиологическая ситуация сказывается на численности гостей из-за рубежа.
Одной из первых встречаем в холле сельского Дома культуры красавицу в ярком народном убранстве. "Участвую в этом обряде с 10 лет, - рассказывает Патриция Светина. - Хоть сама родом из-под Минска, хорошо знакома с местными бабушками-старожилами и обрядом. Стараемся каждый год сюда приезжать. Это не просто зрелищное мероприятие, а действо со смыслом. Еще в школе писала научную работу по этому обряду. Нашла источники, в которых описывались глубинные корни обряда. Со временем он насыщался, частично дополнялся христианскими мотивами. К примеру, считаются оберегом дома и всех домочадцев колоски за иконой. Ранее их клали и в хлеб, и под крышу, и в колыску младенца".
![](https://img.belta.by/uploads/lotus/news/2021/000027_8C6B759ED5FC3979432586F300497D97_353670.jpg)
Девушка учится на 3-м курсе Белорусского государственного университета культуры и искусств, специализируется на народных песнях, изучает этнофоноведение. Вместе с девчатами прослушивала песни, записанные в этой местности во время прошлых фольклорных экспедиций. К слову, и девичьи костюмы соответствуют ситуации. "Это неглюбский строй. Различаются костюмы для замужних и незамужних девчат", - разъясняет участница обряда.
![](https://img.belta.by/uploads/lotus/news/2021/000027_8C6B759ED5FC3979432586F300497D97_582567.jpg)
Преподаватель университета Татьяна Пладунова тепло приветствует местных жителей и наставляет волнующихся студентов. Для настроя в сельском Доме культуры всех угощают ароматным травяным чаем.
Столбунский дом культуры - эпицентр, или сердце, народного богатства и главное хранилище местных традиций и культуры. И бьется оно только благодаря неравнодушным людям и руководителю Светлане Ивановне.
![](https://img.belta.by/uploads/lotus/news/2021/000027_8C6B759ED5FC3979432586F300497D97_939693.jpg)
Улучаем минутку и знакомимся с самой обаятельной участницей праздника. Ее невозможно не заметить в толпе. Заливистый смех, острый юморок, искрящийся взгляд. "Я уже девятый десяток разменяла, - с ходу говорит о "своих годах - своем богатстве" местная жительница Анна Чуешова. - Здесь родилась и живу всю жизнь. С детства участвовала в этом обряде. Его проводили всегда, даже до нашей эры наверное. Например, лет 70-75 назад, особенно в послевоенное время, не было таких ярких и красивых нарядов, как сейчас. Но обряд проводили. Девчата надевали разные юбки - черные, красные, розовые. Вдруг дождь, так вот они укрывались этими юбками, как парашютами, сверху, а хлопцы-то - следом", - смеется Анна Ильинична. Символика праздника соблюдалась и бережно хранилась и в 1990-е и 2000-е. По пути на поле пели обрядовые песни, а обратно шли с гармонью и танцами.
Анна Ильинична более 30 лет поет в коллективе "Стаўбунскiя вячоркi" под руководством Светланы Ивановны. Ансамбль сохраняет культурное наследие района. Прибывающие гости останавливаются, чтобы приобнять и поприветствовать местную артистку.
Между тем с хитринкой в глазах сельчанка раскрывает маленький секрет: "У нас говорят, что закапывать монеты в поле нужно так, чтобы никто не видел и не слышал желание. Но как же это сделать, если вокруг все снимают? В прошлом году загадала, чтобы моя внученька поступила в университет. И все сбылось. Главное, не кто смотрит, а откуда все идет", - показывает Анна Чуешова в область сердца.
![](https://img.belta.by/uploads/lotus/news/2021/000027_8C6B759ED5FC3979432586F300497D97_881525.jpg)
"К сожалению, все меньше становится людей нашего поколения. Хочется верить, что обряд будет жить еще долго", - меняет тон Анна Ильинична.
![](https://img.belta.by/uploads/lotus/news/2021/000027_8C6B759ED5FC3979432586F300497D97_2513.jpg)
Итак, час пик настает. Все собираются в центре села, водят хороводы и поют весенние песни. От одного перекрестка двинулись к другому, исполняя стрельные мотивы. В это время с разных концов агрогородка подходят нарядные столбунцы разного возраста, хоровод становится шире.
![](https://img.belta.by/uploads/lotus/news/2021/000027_8C6B759ED5FC3979432586F300497D97_322236.jpg)
Так называемые стрельные песни напоминают клич-мольбу. С их помощью сельчане посылали ввысь просьбу, чтобы грозы с дождями и огненными стрелами молний не навредили хозяевам, чтобы была защита дома и посевов и получился щедрый урожай. "Ідзе страла ды ўздоўж сяла…", - одна из таких песен, которую заводят в хороводе.
![](https://img.belta.by/uploads/lotus/news/2021/000027_8C6B759ED5FC3979432586F300497D97_28474.jpg)
К обряду присоединяется еще одна необычная компания. В цветных сарафанах и расшитых кафтанах из разряда мал золотник да дорог. Это вместе с заведующей местного детского сада Еленой Чаховской изучают традиции самые маленькие жители агрогородка. "Конечно, в воспитательном процессе без фольклорных традиций родного края никуда. В Столбуне сохранились уникальные обряды, песни. Обязательно приобщаем детей с самого раннего возраста, чтобы не прерывалась связь поколений", - делится педагог. Самой маленькой активной участнице действа - Есении - всего 4,5 года.
![](https://img.belta.by/uploads/lotus/news/2021/000027_8C6B759ED5FC3979432586F300497D97_191767.jpg)
Со стороны наблюдали за происходящим жительница столицы Анна вместе со своими детьми Дарьей и Тимофеем. Приехали в гости к бабушке, от которой узнали про обряд. Очень заинтересовались. Иначе и быть не могло, ведь в песнях есть и загадки.
"Па вулiцы, па шырокай
Бегла дзеўка-сямiлетка.
За ёй хлопец маладзенькi:
"Пастой дзеўка-сямiлетка,
Загадаю тры загадкi.
А што расце без кораня?
А што бяжыць без повада?
А што гарыць без полымя?"
"Камень расце без кораня,
Вада бяжыць без повада,
Гара гарыць без полымя".
К слову, подпевать могли все, даже не зная слов. Во многих песнях строки повторяются рефреном. К этому можно добавить протяжное "ууух" на конце каждой строфы. Песнопения завораживают.
![](https://img.belta.by/uploads/lotus/news/2021/000027_8C6B759ED5FC3979432586F300497D97_499045.jpg)
Тем временем, разделившись с хоровода на шеренги и взявшись за руки, женщины и мужчины направляются к житному полю. Путь пролегал через деревенскую улицу и по проселочным дорогам. Песни не смолкали. Более трех километров стали определенным испытанием для самых маленьких и самых возрастных, но обряд требует.
![](https://img.belta.by/uploads/lotus/news/2021/000027_8C6B759ED5FC3979432586F300497D97_572395.jpg)
На поле снова собираются в огромный хоровод. Звонкие вскрики, заливистый хохот сопровождают подготовку к новому этапу обряда. Рожь выше человеческого роста - колоски щекочут лицо.
![](https://img.belta.by/uploads/lotus/news/2021/000027_8C6B759ED5FC3979432586F300497D97_430396.jpg)
![](https://img.belta.by/uploads/lotus/news/2021/000027_8C6B759ED5FC3979432586F300497D97_611150.jpg)
Не пропустили местные и приезжие девчата и еще одно действо - качание в жите для заряда здоровья от матушки-земли.
![](https://img.belta.by/uploads/lotus/news/2021/000027_8C6B759ED5FC3979432586F300497D97_480902.jpg)
Правда, люди знающие говорят, что в давние времена в обряде важно было и сочетание мужского и женского начал. Именно парни должны были незаметно подкрасться и слегка толкнуть девчат.
![](https://img.belta.by/uploads/lotus/news/2021/000027_8C6B759ED5FC3979432586F300497D97_114046.jpg)
![](https://img.belta.by/uploads/lotus/news/2021/000027_8C6B759ED5FC3979432586F300497D97_774649.jpg)
Кульминация обряда - само "пахаванне стралы". Стрела символизирует молнию.
![](https://img.belta.by/uploads/lotus/news/2021/000027_8C6B759ED5FC3979432586F300497D97_482826.jpg)
![](https://img.belta.by/uploads/lotus/news/2021/000027_8C6B759ED5FC3979432586F300497D97_908826.jpg)
Участники закапывают колоски в землю с пожеланиями сохранения дома и имущества. Также прикапывают у корешков ржи мелкие предметы: пуговицы, булавки, монеты.
![](https://img.belta.by/uploads/lotus/news/2021/000027_8C6B759ED5FC3979432586F300497D97_507901.jpg)
Загадывание желаний - пожалуй, самый долгожданный ритуал для маленьких участников обряда. Тут и пригодились подготовленные родителями копейки, которые позвякивали в карманах на протяжении всего пути. Мальчишки и девчонки углубились в жито, чтобы выполнить самую приятную миссию и ожидать исполнения желаний.
![](https://img.belta.by/uploads/lotus/news/2021/000027_8C6B759ED5FC3979432586F300497D97_553157.jpg)
С поля женщины и мужчины несут букеты из колосков. Эти атрибуты хранят дома за иконами весь год. По словам местных, это служит оберегом от молнии и залогом достатка.
![](https://img.belta.by/uploads/lotus/news/2021/000027_8C6B759ED5FC3979432586F300497D97_585884.jpg)
![](https://img.belta.by/uploads/lotus/news/2021/000027_8C6B759ED5FC3979432586F300497D97_228866.jpg)
Обряд "Ваджэнне і пахаванне стралы" проводят и деревне Казацкие Болсуны Ветковского района. Он сохранился до наших дней и тоже отличается разнообразием песен, хороводов и театрализованных действий. Имеет статус историко-культурной ценности. Однако в обряде каждой из деревень есть свои особенности.
![](https://img.belta.by/uploads/lotus/news/2021/000027_8C6B759ED5FC3979432586F300497D97_780684.jpg)
Похожие действа сохранились и в других районах юго-восточного региона страны. К примеру, в Гомельском. Виктор Шипков родом из тех мест, но с удовольствием приехал ознакомиться с особенностями действа в этой местности. В расшитой рубахе, полотняных штанах, подпоясанный красным пояском собственной ручной работы, он также вникает во все нюансы действа.
![](https://img.belta.by/uploads/lotus/news/2021/000027_8C6B759ED5FC3979432586F300497D97_53755.jpg)
"В деревне Марковичи водят зигзагообразный хоровод, напоминающий разряд молнии. Под песни женщины обходят группки детей. Каждое действие продумано и просчитано, проверено многими веками. Наши предки передали нам свой уникальный опыт", - говорит он.
Вместе с женой Валерией Виктор воспитывает пятерых детей. Помимо работы успевает изучать традиции родного края. Освоил несколько техник поясоплетения. Все собирает по крохам: по воспоминаниям местных, изучая книги, методом проб и ошибок. Информацию с древним кодом бережно фиксирует. Более 90 страниц рукописи постоянно перечитывает и шлифует до совершенства. "Если не дети, так внуки скажут мне за это спасибо", - улыбается он.
Наблюдая за происходящим в поле, Виктор Шипков уточняет: "Раньше хоровод водили так, чтобы сохранить целостность колосков внутри него. Затем падали на землю подальше от центра, образуя лучи солнца. Все символично".
На всем пути колонну в Столбунах сопровождает целая армия журналистов, блогеров и ценителей старины. Они стараются запечатлеть каждое действо: снимают с дронов, с высоты своего роста, присаживаясь и лежа. "Все это хорошо и ценно, но есть другая сторона медали: целостность пространства внутри хоровода во ржи нарушается", - отмечает мужчина.
"Ваджэнне i пахаванне стралы" завершает весенний обрядовый аграрный цикл.
Уставшие, но с чувством выполненного долга, организаторы и гости праздника вернулись в сельский клуб. Единственное, о чем сожалеют в Столбуне, - бережно сохраняемый и передаваемый из поколения в поколение обряд не имеет статуса нематериального культурного наследия Беларуси. Многие верят - это лишь вопрос времени. Не исключено, что кто-то из участников обряда загадал такое желание.
![](https://img.belta.by/uploads/lotus/news/2021/000027_8C6B759ED5FC3979432586F300497D97_644387.jpg)
БЕЛТА,
Фото Сергея ХОЛОДИЛИНА.-0-